Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 22:36, курсовая работа
Понятие конфликта (от лат. confliktus – столкновение) активно используется как в научной литературе, так и в обыденной речи и трактуется достаточно широко. Мы интуитивно понимаем, что такое конфликт и называем этим словом военные действия, семейную ссору, столкновение интересов, спор, шумный скандал и внутриличностные переживания, нравственную борьбу.
1. Теоретические аспекты конфликтов
Понятие конфликта (от лат. confliktus – столкновение) активно используется как в научной литературе, так и в обыденной речи и трактуется достаточно широко. Мы интуитивно понимаем, что такое конфликт и называем этим словом военные действия, семейную ссору, столкновение интересов, спор, шумный скандал и внутриличностные переживания, нравственную борьбу.
Однако проблема создания общепринятого определения конфликта до сих пор не решена. Существует множество определений этого термина. Еще в 60-е годы американские социологи Мак и Снайдер пришли к выводу, что понятие «конфликт» в том виде, в котором оно обычно употребляется, является «резиновым» понятием, которое можно растягивать в зависимости от наших желаний. При этом возникает необходимость выделения таких признаков или критериев, которые позволяли бы отделять конфликтные явления, подлежащие научному осмыслению и анализу, от нестрогих, образных или метафорических случаев использования этого понятия.
Анализ
различных определений
Однако само по себе наличие двух противостоящих друг другу сторон еще не означает их столкновения, а указывает лишь на наличие противоречия, которое может и не привести к конфликту. Ситуация начинает развиваться как конфликтная, если противостоящие стороны или одна из них, воспринимая сложившуюся ситуацию как неприемлемую для себя. Значит, обязательным свойством конфликта выступает активность сторон, направленная на преодоление противоречия.
«Таким образом, при первоначальном рассмотрении конфликт выступает как биполярное явление – противостояния двух начал, проявляющее себя в активности сторон, направленной на преодоление противоречия, причем стороны конфликта представлены активным субъектом (субъектами)», - пишет один из крупнейших специалистов России по психологии конфликта Н.В.Гришина.(1)
Многие ученые включают в определение конфликта также негативные чувства и враждебные действия противоборствующих сторон. Однако такие определения явились следствием первоначального восприятия конфликта как негативного явления. Современное понимание конфликтных явлений предполагает, что конфликт может протекать и без агрессии. Это дает основания надеяться на возможность конструктивного управления конфликтами.
Н.В.Гришина пишет, что когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. В результате, бытует мнение, что конфликт – явление всегда нежелательное, что его необходимо избегать, если есть возможность, и что его следует немедленно разрешать, как только он возникает.
Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но и желательны. Конечно, конфликт не всегда имеет положительный характер. В некоторых случаях он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личности и достижению целей организации в целом. Например, человек, который на заседании комитета спорит только потому, что не спорить он не может, вероятно, снизит степень удовлетворения потребности в принадлежности и уважения и, возможно, уменьшит способность группы принимать эффективные решения.
Члены группы могут принять точку зрения спорщика только для того, чтобы избежать конфликта и всех связанных с ним неприятностей даже не будучи уверенными, что поступают правильно. Но во многих случаях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем и т.д. Это делает процесс принятия решений группой более эффективным, а также дает людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении и власти. Это также может привести к более эффективному выполнению планов, стратегий и проектов, поскольку обсуждение различных точек зрения на них происходит до их фактического исполнения.
Изучение конфликтов включает в себя не только определение их видов, функций, исследование закономерностей их протекания, но и феноменологическое описание, включающее анализ структуры и динамики конфликтов.
Структурные характеристики конфликта являются статичными элементами и представляют собой его составные части.
Анализируя структуру конфликта, Л.А.Петровская выделяет следующие основные понятия:
Н.В.Гришина, выделяет в конфликте также 5 структурных элементов, однако понимает их несколько по-иному:
При таком понимании структуры конфликта предполагается, что субъективные образы происходящего возникают по поводу каждого из его компонентов: может возникать субъективный образ восприятия друг друга участниками конфликта, субъективное понимание причин и условий его протекания, предмета, действий сторон, а также субъективное представление об исходе конфликтных действий.
1.2 Типология и виды конфликтов
Проблема, связанная с отсутствием общепринятого определения понятия конфликта, ведет за собой и трудности систематизации конфликтных явлений Анализ имеющейся литературы по данному вопросу выявляет отказ от единой типологии. При этом большинство авторов производит классификацию конфликтов, исходя из особенностей собственной теоретической концепции. Можно привести достаточное количество различных классификаций конфликтов в зависимости от выбранного основания.
А. Раппопорт различал три типа конфликтов в зависимости от формы взаимодействия субъектов: «...есть конфликты типа «схваток», когда противников разделяют противоречия и рассчитывать можно только, на победу; есть конфликты типа «дебатов», где возможны споры, но в принципе обе стороны могут рассчитывать на компромисс; есть конфликты типа «игр», где обе стороны действуют в рамках одних и тех же правил, и разрешение проблемы здесь не ведет к ликвидации всей структуры связывающих их отношений».(2)
К.Боулдинг выделяет 6 типов социальных конфликтов зависимости от их причин:
Я.Штумски предложил классификацию конфликтов в зависимости от их предмета:
С некоторой долей условности конфликты можно разделить с точки зрения сторон конфликтной ситуации на социальные, психологические (интрасубьектные, или внутриличностные), и интерсубъектные (межличностные и межгрупповые).
1.2.1. Отдельные виды конфликтов
Разделение конфликтов на отдельные виды, хотя и является общепринятым, все же достаточно условно и совершенно не означает наличия жестких границ между ними. Конфликты различного уровня могут переходить друг в друга. Так, например, межличностный конфликт может перейти для кого-то из его участников во внутриличностный; а межличностный конфликт, возникший между отдельными участниками разных групп, может стать началом межгруппового конфликта. Любой конфликт как сложное явление проживается субъектом на разных уровнях своего существования. Так, социальный конфликт получает определенное внутреннее отражение, а внутренний конфликт обнаруживает себя в интерперсональных проявлениях.
Учитывая возможность переноса конфликта с одного уровня на другой, возникает проблема адекватности проявления конфликта уровню его возникновения. Поэтому в практике разрешения конфликтов оптимальной является системная точка зрения, предполагающая внимательное изучение причин конфликта на всех уровнях этого процесса: индивидуально-психологическом, групповом, межгрупповом, социальном.
В этой связи рассмотрим следующие виды конфликтов:
А) социальный;
Б) внутриличностный
В) межличностный
Г) межгрупповой
А) Социальный конфликт
В понятие «социальный конфликт» входят разные явления и процессы, разворачивающиеся на уровне макроструктур: между этническими группами, классами, государственными образованиями и т.д. Изучение социальных конфликтов относится к сфере социологии, но в тоже время предполагает обращение к психологическим факторам и закономерностям взаимодействия людей, выявляемым социальной психологией.
В исследованиях зарубежных социологов социальный конфликт признается в качестве движущей силы социальных изменений. Р.Дарендорф утверждает, что социальный конфликт не является деструктивным и дисфункциональным явлением, а напротив, способствует поддержанию равновесия социальной системы. Анализу положительных функций конфликтов посвящены важнейшие работы Л.Козера: «Функции социального конфликта» (1956) и «Продолжение исследования социального конфликта» (1967). В этих работах доказывается, что конфликт - не только признак разрушительных тенденций в социальной организации, но и фактор обеспечения стабильности общественного порядка на основе динамического равновесия.
В отечественной науке принято следующее определение: «Конфликт социальный - это предельный случай обострения социальных противоречий, выражающийся в столкновении различных социальных общностей - классов, наций, государств, социальных групп, социальных институтов и т.п., обусловленном противоположностью или существенным различием их интересов, целей, тенденций развития »(3). К социальным конфликтам относятся военные, этнические, экономические и политические конфликты.
В научной литературе традиционно различают два основных вида социальных конфликтов: конфликты ценностей и ресурсные конфликты (или конфликты интересов).