Управление рыноком труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 08:19, контрольная работа

Описание работы

Переход к рыночным условиям хозяйствования в России сопровождается формированием рынка труда, который является одним из самых сложных элементов рыночной экономики. Здесь не только переплетаются интересы работника и работодателя при определении цены труда и условий его функционирования, но и как в зеркале отражаются практически все социально-экономические явления, происходящие в обществе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие управления рынком труда. Главная цель управления трудовыми ресурсами и рынком труда………………………………………..5
Глава 2. Субъекты и объекты управления рынком труда…………………….10
Глава 3.Органы управления рынком труда и их функции. Методы управления рынком труда…………………………………………………………………….13
Глава 4. Социально-экономические механизмы управления рынком труда.16
Заключение………………………………………………………..…………….19
Список литературы…………

Работа содержит 1 файл

рынок.docx

— 38.11 Кб (Скачать)

На уровне региона в  целом субъектами управления являются:

- законодательные (Совет  народных депутатов, Законодательное  собрание и т.д.);

- исполнительные (администрация  региона, федеральные службы, местное  правительство и т.д.) органы власти  или самоуправления (на уровне  городов, районов и т.д.) [2, 23-33; 4, 59-66; 9, 152-153].

На уровне же конкретных предприятий и организаций в  качестве субъектов управления (помимо вышеотмеченных) необходимо рассматривать  их руководителя или органы самоуправления:


Рис. 2 Классификация субъекта управления населением

 

- совет (правление) директоров предприятия;

- общую конференцию (собрание) трудового коллектива и т.д. Определенную роль на современном этапе развития рыночной экономики в стране играют и общественные организации типа профсоюзов, женских и молодежных организаций и т. д.

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Органы управления рынком труда и их функции. Методы управления рынком труда.

Существует следующие  органы управления рынком труда:

1. Территориальные органы  управления.

2. Предприятия и организации.

Работа этих органов заключается  в создании единой системы управления населением и рынком труда региона. Каждый орган управления рынком труда  выполняет свои, принадлежащие только ему, функции. Иногда органы управления функционируют вместе (выполняют  одни и те же функции).

Функции  управления представляют  собой  совокупность  видов  деятельности, специальных обязанностей, направленных на достижение задач (на реализацию подцелей), обусловленных главной целью  управления данной системой.

Территориальные органы управления реализуют следующие функции:

- обеспечение населения  города в целом в благах  социально-культурно-бытового характера;

- подготовка и переподготовка  кадров в соответствии с потребностями  народнохозяйственного комплекса  города и т.д.

Предприятия и организации  реализуют следующие функции:

- оценка эффективности  использования наличного кадрового  потенциала;

- внедрение новых систем  заработной платы, стимулирующих  существенное повышение производительности  труда работников предприятий  и т.д.

Совместная деятельность подразумевает реализацию следующих  функций:

- удовлетворение потребностей  предприятий и организаций города  кадрами необходимой квалификации;

- определение показателей,  на основе которых можно оценить  степень эффективности использования  наличного кадрового потенциала  предприятия [7, 33-41; 9, 146-153].

Выполненное подразделение  функций между территориальными органами управления и предприятиями, расположенными на территории, позволяет  более качественно сформировать органы территориального управления в  условиях функционирования рыночной экономики.

В процессе управления осуществляется воздействие субъекта управления на объект управления. Вид и характер такого воздействия может быть различным, однако при этом формируются устойчивые и широко применяемые способы  и приемы управления, которые называются методами управления.

При управлении населением региона и его рынком труда  возможно использование, в основном, двух групп методов управления: административных и экономических.

Административные методы предполагают прямое воздействие на управляемый объект, выступают в  качестве государственной директивы  и имеют обязательную силу для  исполнения [3, 345; 5, 124]. При переходе к рыночной экономике сфера их использования резко сужается, но полностью не ликвидируется. Применительно  к процессам управления занятостью населения в территориальных  образованиях в условиях рынка они  будут применяться для установления границ трудоспособного возраста, продолжительности  рабочей недели, определения размеров пособий по безработице, размеров отчислений в государственный фонд занятости  и некоторых других льгот и  гарантий при временной незанятости  населения в народном хозяйстве.

Современный этап развития экономики нашей страны в целом  же характеризуется переходом от преимущественно административных к экономическим методам управления на всех уровнях.

Экономические методы управления связаны с использованием средств  и инструментов, которые стимулируют  экономическую заинтересованность управляемого объекта в решении  тех или иных задач без мер  административного воздействия. Применительно к управлению занятостью населения спектр применения экономических методов управления весьма широк. Он включает в себя внедрение хозрасчетных принципов взаимоотношений местных органов власти и самоуправления с предприятиями на основе установления различных нормативов платы за персонал предприятий, за использование земельных ресурсов, штрафы за сброс сточных вод и загрязнение бассейна и т.д. На уровне предприятий и организаций экономические методы используются при установлении цен на выпуск отдельных видов продукции, стимулировании создания рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями ни трудоустройству, определении размеров налогов на прибыль предприятия, формировании фондов оплаты труда коллективов, организации заработной платы непосредственных исполнителей и т.д. В целом же следует отметить, что на практике административные и экономические методы достаточно тесно взаимосвязаны. С одной стороны, административные методы должны учитывать экономические интересы субъектов управления различного иерархического уровня, а с другой -применение экономических методов требует определенного административного регулирования возникающих при этом процессов. В этих условиях в основе создания единой системы управления населением и рынком труда региона лежит механизм управленческого взаимодействия органов территориального управления и самоуправления с предприятиями и организациями, который должен быть направлен на обеспечение комплексного социально-экономического развития территории региона. Такое взаимодействие должно строиться на принципах четкого разделения функций каждого органа управления, прямых и обратных информационно-управленческих  связях  и  соответствующих  методах управления.

Глава 4. Социально-экономические  механизмы управления рынком труда.

В качестве объектов управления принимаются отдельные категории  населения, являющиеся подсистемами более  пищей системы - населения региона в целом, которая в свою очередь является подсистемой еще более сложной социально-экономической системы - региона и т.д. При таком подходе социально-экономический механизм управления населением и рынком труда региона будет представлять собой совокупность органов (субъектов) управления, средств и методов, с помощью которых они воздействуют на объекты управления для наиболее эффективного достижения стоящим перед конкретной социально-экономической системой (регионом) целей.

Предлагаемый социально-экономический  механизм управления населением и рынком труда региона состоит из трех блоков:

1. Блока выработки решений.

2. Блока согласования  использования и перераспределения  ресурсов

3.Блока контроля [9, 168-169].

Блок выработки решений  на основе анализа складывающейся социально-экономической  ситуации в регионе формулирует  основную цель функционирования социально-экономической  системы в целом, устанавливает  подцели функционирования отдельных  ее подсистем, определяет критерии оценки результатов их функционирования, устанавливает  необходимые для достижения соответствующих  подцелей финансовые, материальные и  другие виды средств и ресурсов.

Независимо от сложности  и иерархического уровня территориального образования, применительно к которому осуществляется разработка социально-экономического механизма управления населением и  рынком труда общая (главная) цель функционирования системы формулируется примерно одинаково, а именно: формирование кадрового  потенциала предприятий и эффективное его использование, позволяющее переориентировать развитие хозяйствующих субъектов региона на достижение социального стандарта населения, т.е. улучшение всех сторон жизнедеятельности проживающих на территории людей. А вот количество и степень детализации подцелей будет во многом определяться спецификой анализируемой системы в целом и количеством выделенных для углубленного исследования категорий населения (подсистем) в зависимости от различных признаков (оснований) - территориальных, возрастных, половых и т.д.

Критерии же оценки результатов  функционирования той или иной подсистемы определяются спецификой поставленных перед ней целей. Только после  этого осуществляется расчет ресурсов (финансовых, материальных и т.д.), необходимых  для реализации разработанных мер, а, следовательно, и для достижения поставленной цели.

Блок согласования использования  и перераспределения ресурсов (средств) на основе сравнительного анализа фактического использования выделенных для обеспечения  нормального функционирования подсистем  средств и результатов их деятельности дает информацию об их соответствии или  же несоответствии в блок выработки  решений, а также в сектор перераспределения  ресурсов. В данном секторе на основе результатов функционирования подсистем, разработанных критериев оценки их деятельности, а также степени  соответствия фактически израсходованных  средств выделенным вырабатываются предложения по их оптимальному перераспределению.

Блок контроля осуществляет сравнение результатов функционирования отдельных подсистем и системы  в целом с официально установленными для них целями и задачами и дает соответствующую информацию в блок выработки решений для анализа эффективности их функционирования корректировки (при необходимости) входных воздействий на подсистемы [9, 168-172].

Предлагаемый социально-экономический  механизм управления населением и рынком труда позволяет более комплексно и эффективно регулировать все процессы, связанные с формированием и  использованием трудового потенциала региона. Он предполагает: создание максимально  благоприятных условий жизнедеятельности  всего населения региона, что  будет способствовать привлечению  и закреплению кадров; всемерное  развитие детских дошкольных учреждений и учебных заведений различных  типов для обеспечения качественного  пополнения кадрового потенциала; реализацию комплекса мер по обеспечению  полной и эффективной занятости  населения в трудоспособном возрасте; создание нормальных условий жизнедеятельности  для лиц, завершивших трудовую карьеру.

 Безусловно, специфика  социально-экономического развития  того или иного региона будет  требовать своеобразия в структуре  и функционировании этого механизма.  Однако, в любом случае его  эффективное функционирование предполагает  тесную взаимосвязку работы региональных органов управления с предприятиями и организациями, расположенными на их территории.

 

 

Заключение

В современных условиях развития экономики нашей страны важное место  занимает рынок труда - один из основных факторов производства труда. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, представляющих государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют  ярко выраженный социально-экономический  характер, они затрагивают насущные потребности большинства населения  страны. Через механизм рынка труда  устанавливаются уровни занятости  населения и оплаты труда. Существенным следствием процессов, происходящих на рынке труда, становится безработица - в целом негативное, но практически  неизбежное явление общественной жизни.

Занятость населения составляет необходимое условие для его  воспроизводства, так как от нее  зависят уровень жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, на их трудоустройство, на материальную поддержку людей, лишившихся работы.

Современная российская экономика  уже более десяти лет идет по пути реформ, по пути формирования рыночных отношений. На этом пути, безусловно, имеются  издержки, но общая направленность реформ в сторону развития, которому следуют цивилизованные страны мира, является прогрессивной.

Проблемы рынка труда  и занятости населения в России сложны и противоречивы. Здесь проявляются  как общие закономерности, имеющие  место в разных странах мира, так  и специфические для нашего государства  процессы и явления.

 

 

Список литературы

1. Адамчук В.В, Романов  О.В, Сорокина М.Е. Экономика труда. Учебник для вузов. – М.:ЮНИТИ,2001.-407с.

2. Ананьев А. Новые  процессы занятости населения//Экономист.  – 2001.-№1.-С.23-33.

3. Буланов В.С, Волгин Н.А. Рынок труда: Учебник. – М.:Экзамен,2004.-448с.

4. Занятость и рынок  труда. Новые реалии, национальные  приоритеты, перспективы. – М.:Наука,.2004.-254с.

5. Занятость населения.  Экономика труда и социально-трудовые  отношения: Учебник для вузов/Под  ред. Г.Г.Меликьяна. – М.:МГУ,2000.-623с.

6. Рынок труда : Учебное пособие / Под ред. Д.В.Валового.-М.:ИНФРА-М,2007.-238с.

7. Котляр Ф. О понятии  рынка труда//Вопросы экономики.-2003.-№1.-С.33-41.

8. Курбатова М.В. Рынок  труда: теоретические проблемы, тенденции  становления российской модели. – Кемерово:Кузбассвузиздат,2001.-200с.

9. Поварич И.П, Поварич М.Д, Региональный рынок труда: проблемы формирования и управления: Учебное пособие. – Кемерово: Кузбасвузиздат,2003.-224с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Управление рыноком труда