Управление рыноком труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 08:19, контрольная работа

Описание работы

Переход к рыночным условиям хозяйствования в России сопровождается формированием рынка труда, который является одним из самых сложных элементов рыночной экономики. Здесь не только переплетаются интересы работника и работодателя при определении цены труда и условий его функционирования, но и как в зеркале отражаются практически все социально-экономические явления, происходящие в обществе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие управления рынком труда. Главная цель управления трудовыми ресурсами и рынком труда………………………………………..5
Глава 2. Субъекты и объекты управления рынком труда…………………….10
Глава 3.Органы управления рынком труда и их функции. Методы управления рынком труда…………………………………………………………………….13
Глава 4. Социально-экономические механизмы управления рынком труда.16
Заключение………………………………………………………..…………….19
Список литературы…………

Работа содержит 1 файл

рынок.docx

— 38.11 Кб (Скачать)

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Понятие управления рынком труда. Главная цель управления трудовыми ресурсами и рынком труда………………………………………..5

Глава 2. Субъекты и объекты управления рынком труда…………………….10

Глава 3.Органы управления рынком труда и их функции. Методы управления рынком труда…………………………………………………………………….13

Глава 4. Социально-экономические механизмы управления рынком труда.16

Заключение………………………………………………………..…………….19

Список литературы……………………………………………..………………20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Переход к рыночным условиям хозяйствования в России сопровождается формированием рынка труда, который  является одним из самых сложных  элементов рыночной экономики. Здесь  не только переплетаются интересы работника  и работодателя при определении цены труда и условий его функционирования, но и как в зеркале отражаются практически все социально-экономические явления, происходящие в обществе. Изменения, происходящие в экономике страны в целом, обуславливают необходимость детального анализа и углубленного исследования проблем становления и управления функционированием рынка труда. Следует отметить, что в стране уже произошло кардинальное изменение подходов к указанной проблеме. От констатации факта появления безработных, выявления негативных последствий безработицы ученые и практические работники переходят к исследованию теоретических и прикладных проблем формирующихся рынков труда как на уровне страны в целом, так и в привязке к отдельным региональным образованиям.

Очевидно, функционирование рынка труда подчинено каким-то общим закономерностям, имеющим  место в любой стране с рыночной экономикой, независимо от уровня ее развития. Поэтому явления, происходящие на рынках труда России в целом и в отдельных ее территориальных образованиях, необходимо изучать как проявление, с одной стороны, общих закономерностей, присущих рыночной экономике, а с другой - с учетом российской специфики формирования рыночной среды в целом и рынка труда в частности. Важнейшей особенностью формирующегося рынка труда в нашей стране является очень медленное приспособление российской экономики к рыночным условиям. При этом повсеместно наблюдается неадекватная реакция занятости на быстрое падение объемов производства и возрастающее неравенство в доходах различных категорий населения. Главная причина такой ситуации, очевидно, состоит в том, что в России еще не сложилось, не сформировалось общественное сознание, адекватное рыночной экономике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие  управления рынком труда. Главная цель управления трудовыми ресурсами  и рынком труда.

Рассмотрению сущности понятия «управление» уделялось, уделяется  и будет уделяться в обозримом  будущем огромное внимание как отечественными, так и зарубежными исследователями. Понятие «управление» исключительно емкое, а сфера его использования поистине безгранична. Например, говорят об управлении производством, автомобилем, отдельным технологическим процессом или же станком-автоматом, полетом воздушного судна или космического аппарата, отраслью или предприятием, наконец, государством в целом и т. д. Такое широкое применение понятия «управление» предполагает необходимость четкого его определения как конкретной социально-экономической категории. Однако прежде чем перейти к сущности данного понятия, рассмотрим некоторые аспекты развития теории управления в историческом аспекте [10, 5-7].

Теория управления как  наука берет свое начало не с работ  американских инженеров конца XIX века, а существенно раньше. Наука об управлении начинается с произведений античных мыслителей, которые в свое время рассуждали об искусстве управлять людьми в различных делах, включая торговлю, войну, дипломатию и т. д. Именно со времен античности человечество изыскивает наиболее эффективные способы управления, пытаясь выявить новые его тонкости. Исторические источники свидетельствуют, что уже древнеримские и древнекитайские полководцы, государственные деятели и торговцы владели огромным количеством изощренных приемов и секретов управления, которые вполне можно было бы использовать в современных условиях, однако многие из них забыты и утеряны. Поэтому в эпоху Возрождения пришлось практически заново воссоздавать науку управления, при этом во многом сознательно или же бессознательно нее только повторяя идеи древних ученых, но и обогащая традиции управленческой мысли новыми принципами, опирающимися на опыт данной эпохи [6, 34-36].

Следует отметить, что многие подходы к управлению не зависят  от типа социально-экономической формации. Один из таких неопровержимых постулатов классиков марксизма-ленинизма заключается в следующем: объективная необходимость в координации и согласовании деятельности участников совместного труда для достижения поставленной цели появляется с возникновением кооперации труда, когда люди начинают совместно трудиться над созданием одного или нескольких видов продукции. В результате развития кооперации труда выделяется, формируется и развивается особый вид трудовой деятельности - управленческий труд.       К. Маркс отмечал: «Всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения всего производственного организма в отличие от движения его самостоятельных органов» [9, 138-139].

Управление –это процесс весьма сложный и своеобразный, имеющий комплексный характер. Поэтому не случайно, что многие исследователи проблем управления называют его и наукой, и искусством, которыми необходимо настойчиво овладевать.

В самом общем виде под  управлением понимается сознательное, непрерывное воздействие со стороны  субъекта на объект управления на основе специально разработанного механизма  такого воздействия, обеспечивающего  достижение целей, стоящих перед  субъектом управления в конкретных условиях хозяйствования. Следовательно, основными составными элементами любой системы управления являются - объект, субъект, цели и механизм управления.

В количественном аспекте  рынок труда региона представляет собой часть его трудоспособного  населения по каким-то причинам не занятого в общественно полезном труде и имеющего желание трудоустроиться. Весьма детальная характеристика рынка труда дана А.В.Кашеновым. Рынок труда им понимается как система общественных отношений (в том числе взаимоотношений юридически свободных работников и работодателей), социальных (в том числе правовых) норм и институтов, обеспечивающих воспроизводство, обмен (куплю-продажу по цене, обусловленной главным образом соотношением спроса и предложения) и использование труда.

В основе развития и функционирования любой социальной системы лежат  цели. Под целью будем понимать желаемое состояние системы, достижимое за рассматриваемый период времени, которое предполагает получение заранее определенною результата.

Исходной базой для  установления целей конкретных социальных систем является положение о том, что в этих системах действуют  люди, наделенные сознанием, стремящиеся  к определенным целям, и что в  обществе ничто не делается без сознательного  намерения, без желаемой цели. При  этом в основе целеполагающей деятельности этих систем лежит познание объективных  законов развития общества. Именно эти законы и закономерности являются источником целей, которые ставятся перед системами различного порядка  Чем точнее, чем глубже цели отражают требования объективных закономерностей. тем более эффективной будет  деятельность людей. Независимо от специфики  социальных систем их цели можно подразделить на две большие группы: цели стабилизации и цели развития. Первые направлены на сохранение уровня потребления или  же производства имеющих для данной системы ценность ресурсов. Вторые направлены на приобретение ресурсов, которыми система в данный момент не обладает, или же на достижение состояний, к которым она стремится. В  зависимости от этапа развития, состояния  внутренней и окружающей среды системы  цели стабилизации и развития находятся  в определенном соотношении. В большинстве  своем в социальных системах, как  системах динамических, преобладают  цели развития [9, 145-149].

Каждой системе присуще  свое особое направление развития. Применительно к социальным системам, функционирующим в региональных территориальных образованиях, это  требование предполагает подчиненность  целей развития каждой из этих подсистем  общей цели, стоящей перед регионом в целом.

В связи с вышеизложенным, влияние установки на управление рынком труда или же населением конкретного  территориального образования должны исходить из цели и задач социально-экономического развития региона в целом. В качестве такой цели на ближайшую перспективу, по нашему мнению, должна быть поставлена задача достижения к концу прогнозируемого  периода определенного  социального  стандарта  населения,  обеспечивающего  максимально возможные благоприятные  условия для жизнедеятельности  населения конкретной территории в  целом. При этом под социальным стандартом населения нами понимается количественно  и качественно определенная система  показателей, которая  характеризует  средний достижимый в прогнозируемом периоде уровень и качество жизни  населения региона с учетом его  природно-климатических,  демографических, экономических и социально-культурных особенностей развития. Он должен включать в себя комплекс показателей, дающих характеристику уровня материальной обеспеченности и качества питания населения, его  жилищных условий, уровня общественного  обслуживания, здоровья населения и  экологической обстановки. В качестве такого стандарта, достижение которого возможно на конец прогнозируемого  периода (2005г.), целесообразно принять  комплекс показателей, соответствующий  научно-обоснованным рациональным нормам потребления продуктов питания  и обеспеченности товарами, благами  и услугами социально-культурно-бытового минимального стандарта существенно  усложнилось в последнее время  ввиду значительного ухудшения  показателем характеризующих качество жизни населения региона и  страны в целом, в связи со сложностями  и трудностями начального этапа  становления рыночно» экономики. Однако, главная задача любого территориального органа управления должна состоять в обеспеченна наиболее благоприятных условий жизнедеятельности населения данного территориального  образования. 

Следовательно, главная  цель управления населением данного  территориального образования состоит  в формировании соответствующего кадрового  потенциала предприятий (организаций), эффективном его использовании  и регулировании занятости населения  таким образом, что позволяет  в максимальной  степени  переориентировать  развитие народнохозяйственного комплекса  региона на достижение социального  стандарта населения [1, 58; 9, 146]. Реализация этой главной цели требует учета  совокупности диалектически взаимосвязанных  общественных интересов населения  региона и целом, трудовых коллективов  предприятий (организаций) и личных интересов его жителей.

Необходимо решать следующие  задачи:

1. Обеспечение максимально  возможной занятости населения  в трудоспособном возрасте в  народнохозяйственном комплексе  города.

2. Обеспечение населения  города в целом в благах  социально-культурно- сбытового характера.

3. Обеспечение нормальных  условий для жизнедеятельности  населения в нетрудоспособном  возрасте.

4. Удовлетворение потребностей  предприятий и организаций города  кадрами необходимой квалификации.

5. Обеспечение социальных  гарантий и защиты для безработных  и временно не занятых в  народном хозяйстве города и  т.д.

Таким образом, первая цель ставит задачу  обеспечения  наиболее  благоприятных условий для жизнедеятельности  всех категорий населения, вторая же касается обеспечения максимально  возможной занятости населения  в трудоспособном возрасте.

 

 

Глава 2. Субъекты и объекты управления рынком труда

В качестве объекта управления следует принимать не рынок труда  региона, а все население конкретного  территориального образования, представляющего собою сложную социальную систему и так далее


Рис.1 Фрагмент классификации  объекта управления как сложной  социальной системы

Рисунок 1 демонстрирует  классификацию управления как сложной  социальной системы.

Необходимость принятия в  качестве объекта управления на уровне региона его населения обуславливается  тем, что именно население является исходной базой для формирования количественных и качественных характеристик.

На предыдущем этапе развития нашей экономики (социалистическом) субъект управления трудовыми ресурсами общества в целом включал в себя государство, политические организации (КПСС и ВЛКСМ), различные общественные организации типа профсоюзов, а также трудовые коллективы предприятий и организаций. При этом выделялись органы общей, специальной и отраслевой компетенции.

В современных условиях с  точки зрения уточнения субъектов  управления (классификация субъектов  управления представлена на Рис. 2) рынком труда важное значение имеет их деление  на три уровня:

- макроуровень, то есть  страна в целом;

- региональный уровень,  то есть определенная территориальная  общность;

- микроуровень, то есть отдельное предприятие (фирма, организация).

Безусловно, на всех трех уровнях в качестве субъекта управления фигурирует государство в лице правительства страны и соответствующих министерств или комитетов, курирующих вопросы труда и занятости населения.

Информация о работе Управление рыноком труда