Трудовая миграция в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 16:14, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является анализ современных процессов в сфере международной миграции рабочей силы и выработка предложений по дальнейшей модернизации миграционной политики в отношении трудовых мигрантов.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы исследования трудовой миграции
1.1 Сущность и понятие рынка труда
1.2 Причины и виды миграций рабочей силы
1.3 Основные тенденции и проблемы тенденции трудовой миграции в современном мире
2. Рынок труда в РФ. Трудовая миграция населения в РФ: тенденции и проблемы
2.1 Анализ трудовой миграции в Российской Федерации
2.2 Государственное регулирование трудовой миграции
2.3 Международно-правовые основы международной миграции рабочей силы
2.4 Перспективы разрешения проблем российского рынка труда
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Введениеии.docx

— 61.01 Кб (Скачать)

В условиях динамичного развития экономики России в среднесрочной  перспективе будет усиливаться  потребность в трудовых мигрантах  двух категорий – рабочей силе низкой квалификации и опытных специалистах определенных профессий, прежде всего  в строительстве, сельском хозяйстве, промышленности и сфере услуг. При  привлечении трудовых мигрантов  первой категории надо использовать опыт зарубежных стран (их принимают  временно на четко оговоренные контрактами  сроки, с последующим выездом  из страны без предоставления гражданства). Среди обязательных критериев –  опыт работы, хорошее состояние здоровья и знание русского языка.

Во втором случае применяются  более жесткие критерии: определенный уровень образования, наличие диплома  и опыта работы по специальности, соответствующий возраст. Эта категория  мигрантов, как показывает практика различных стран, является источником пополнения не только трудовых ресурсов, но и постоянного населения. В  Германии, США, Австралии и многих других странах высококвалифицированные  специалисты после нескольких лет  проживания получают вид на жительство и гражданство. Тогда временная  трудовая миграция переходит в постоянную, что помогает, пусть частично, решать демографические проблемы страны[27].

Оздоровление миграционной ситуации, придание миграционным процессам  позитивной направленности невозможно без принятия в этой сфере жизнедеятельности  российского общества законодательными и исполнительными органами власти ряда неотложных мер. Эти меры должны быть направлены на: а) стимулирование притока мигрантов из нового зарубежья  и поддержка, прежде всего в правовой сфере, оставшихся там соотечественников; б) регулирование иммиграции из старого  зарубежья (квотирование, иммиграционный контроль, выдворение из страны, создание правовых и экономических условий  интеграции иммигрантов в российское население); в) управление трудовой миграцией, включающей как тех, кто прибывает  на временные работы в Россию из зарубежья, так и российских граждан, работающих по контрактам за пределами  страны; г) проведение политики протекционизма в отношении потоков (масштабов  и мест выхода), структуры (в первую очередь этнической) и расселения мигрантов в приграничных и тех  северных территориях, отток населения  из которых противоречит национальным интересам страны; д) обоснование  границ допустимости формирования в  приграничных, стратегически важных районах, диаспор из соседних стран; е) установление условий и сроков решения проблем вынужденных  переселенцев, беженцев и перемещенных лиц: обустройство на новых местах, возвращение в места постоянного  проживания, привлечение к решению  этих вопросов стран нового зарубежья, откуда прибыли в Россию вынужденные  мигранты и др.

 

Заключение

Подвижность населения и  трудовых ресурсов – одна из важных особенностей современной демографии. Страны-экспортеры и страны-импортеры  трудовых ресурсов, международные организации по миграции совершенствуют законодательство, механизм регулирования миграционных процессов и потоков, руководствуясь принципами свободы и демократии с учетом национальных интересов.

Международная организация  труда является уникальной среди  всемирных организаций в том  отношении, что при разработке ее политики представители трудящихся и предпринимателей обладают равным количеством голосов с представителями  правительств.

Мировой опыт свидетельствует, что трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества как принимающим  рабочую силу странам, так и поставляющим ее. Но она способна породить и острые социально-экономические проблемы.

В заключении можно сделать  вывод, о том что миграция оказывает  существенное влияние на социально-экономическое  развитие. Современное положение  требует четкой миграционной политики на уровне страны, а также отлаженной системы управления миграционными  процессами. Одним из возможных направлений  совершенствования системы управления миграцией может стать предварительная  корректировка бюджета края с  учетом социально-экономических последствий  миграции. Все вышеуказанное позволяет  сделать некоторые выводы:

1. Миграционные процессы  при снижении их масштабов  определяют в современных условиях  прирост численности населения  и являются крайне разнообразными  по социальному, этническому,  демографическому составу мигрантов.

2. Миграционные потоки  в различной степени влияют  на социальное и экономическое  положение и отдельные элементы  его социальной инфраструктуры. 3. Система управления миграцией  сводится сегодня к фиксации  прибывающих мигрантов и принятию  ограничительных актов. При этом  не просчитываются последствия  различных видов миграции.

Для нейтрализации отрицательных  последствий и усиления положительного эффекта, получаемого страной в  результате трудовой миграции, используют средства государственной политики. Просчеты в выборе ориентиров миграционной политики вызывают нежелательную реакцию  в виде роста нелегальной миграции и последующей социальной активности возвращающихся мигрантов и др. В  этой области особенно очевидны неэффективность  жестких, директивных мер и необходимость  косвенных, координирующих воздействий  со стороны государств и правительств.

В России создана правовая и организационная база эмиграции  и иммиграции трудовых ресурсов, разработана  федеральная миграционная программа, заключены двусторонние соглашения с рядом стран по миграции населения  и трудовых ресурсов. Важным направлением интегрирования России в мировое  сообщество должна стать ратификация  международных конвенций, регламентирующих процессы трудовой миграции.

 

Список использованной литературы

 

1.  Конституция Российской  Федерации, с изменениями от 30 декабря 2008 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/? req=doc; base=LAW; n=2875

2.  Трудовой кодекс Российской  Федерации» от 30.12.2001 №197-ФЗ (ред.  от 29.12.2010). [Электронный ресурс]. –  Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/? req=doc; base=LAW; n=108403

3.  Федеральный закон  «О гражданстве РФ» от 31.05.2002 №62-ФЗ (ред. от 28.06.2009). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/civic/

4.  Федеральный закон  «О занятости населения в РФ»  от 19.04.1991 г. №1032–1 (в ред. от 18.10.2007) [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://www.consultant.ru/online/base/? req=doc; base=LAW; n=71962

5.  Федеральный закон  «О правовом положении иностранных  граждан в РФ» от 25.07.2002 №115-ФЗ  с изменениями и дополнениями. [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://www.consultant.ru/online/base/? req=doc; base=LAW; n=111914

6.  Федеральный закон  «О миграционном учете иностранных  граждан и лиц без гражданства  в Российской Федерации» от 18.07.2006 г. №109-ФЗ. [Электронный ресурс]. –  Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/? req=doc; base=LAW; n=111913

7.  Постановление Правительства  РФ «Об установлении на 2007 год  допустимой доли иностранных  работников, используемых хозяйствующими  субъектами, осуществляющими деятельность  в сфере розничной торговли  на территории Российской Федерации»  от 15.11.2006 №683 [Электронный ресурс]. –  Режим доступа: http://nalog.consultant.ru/doc63868.html

8.  Всеобщая декларация  прав человека (принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи  ООН от 10 декабря 1948 г.) [Электронный  ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml

9.  Международная конвенция  о защите прав всех трудящихся-мигрантов  и членов их семей (принята  резолюцией 45/158 Генеральной Ассамблеи  от 18 декабря 1990 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/migrant.shtml

10.  Международный пакт  об экономических, социальных  и культурных правах (принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи  от 16 декабря 1966 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactecon.shtml

11.  Конвенция МОТ №97. О работниках-мигрантах. [Электронный  ресурс]. – Режим доступа: http://www.conventions.ru/view_base.php? id=278

12.  Конвенция МОТ №143. О злоупотреблениях в области  миграции и об обеспечении  работникам-мигрантам равенства  возможностей и обращения. [Электронный  ресурс]. – Режим доступа: http://www.conventions.ru/view_base.php? id=318

13.  Арешев, А. Как управлять  потоками миграции в Россию? [Электронный  ресурс]. – Режим доступа: http://fondsk.ru/print.php? id=71

14.  Балашова, Т.Н. Миграция  и демография как неотложные  направления развития приоритетных  национальных проектов / Т.Н. Балашова // Миграционное право. – 2007. –  №1. – С. 19–21;

15.  Барсукова С.Ю. Формальное  и неформальное трудоустройство  в России: парадоксальное сходство  на фоне очевидного различия // Социс. – 2009. – №7;

16.  Богдановский В. Занятость  в сельском хозяйстве: масштабы  и динамика. // Человек и труд. –  2006. – №3 – С. 37;

17.  Витковская Г.С. Незаконная  миграция в России: ситуация и  политика противодействия // Нелегальная  иммиграция / Научная серия: Международная  миграция населения: Россия и  современный мир. – 2008. – Вып. 9. – С. 14;

18.  Денисенко М.Б., Хараева  О.А., Чудиновских О.С. Иммиграционная  политика в Российской Федерации  и странах Запада. – М., 2009;

19.  Зайончковская Ж.А.  Трудовая миграция в СНГ с  позиций общества, семьи и личности // Миграция населения. – Вып. 2: Трудовая миграция в России. Приложение  к журналу «Миграция в России»  / под общ. ред. О.Д. Воробьёвой. – М., 2007. – С. 3 – 27;

20.  Зайончковская М.  Миграционная ситуация в современной  России. // Человек и труд. – 2010. – №6 – С. 48;

21.  Збарская И.А. Предварительные  итоги Всероссийской переписи  населения // Миграция и внутренняя  безопасность / Сборник материалов IX Международного семинара по  актуальным проблемам миграции. 23–24 июня 2009 г. – 2009. – С. 56;

22.  Ивахнюк И., Дауров  Р. Незаконная миграция и безопасность  России: угрозы, вызовы, риски // Миграция  и национальная безопасность / Научная  серия: Международная миграция  населения: Россия и современный  мир. – 2008. – С. 31–32;

23.  Калашников С. Развитие  рынка труда – неотъемлемый  элемент государственной политики. // Человек и труд. – 2008. – №5  – С. 41;

24.  Куценко Т.И. Нелегальная  миграция и незаконная занятость  иностранных граждан и лиц  без гражданства в РФ // Нелегальная  иммиграция / Научная серия: Международная  миграция населения: Россия и  современный мир. – 2009. – №9. – С. 78;

25.  Миграционная политика  западных стран. Альтернативы  для России. М., 2008. – 163 с.;

26.  Моисеенко В. Снижение  масштабов внутренней миграции  населения России: опыт оценки  динамики по данным текущего  учета. // Вопросы статистики. – 2008. – №7 – С. 47–56;

27.  Некипелов А. Уровень  общественного благосостояния: подходы  к оценке. // Российский экономический  журнал. – 2010. – №7 – С. 37;

28.  Попов А.Д. Иностранная  рабочая сила в экономике России // Международная научнопрактическая  конференция «Миграция населения  и перспективы демографического  развития России». 22 ноября 2006 года (Доклады и тезисы докладов.) –  М., 2006. – 146 с.;

29.  Попов А. Неформальный  сектор в аспекте затрат труда  в экономике России. // Вопросы  статистики. – 2005. – №7 – С. 36;

30.  Регент Т.М. Миграция  в России. Проблемы государственного  регулирования. – М., 2009;

31.  Римашевская Н. Человеческий  потенциал России и проблемы  «сбережения населения». // Российский  экономический журнал. – 2006. –  №9–10 – С. 22;

32.  Роик В. Старение  населения – глобальный вызов  XXI века и адекватные ответы. // Человек и труд. – 2006. – №2  – С. 33;

33.  Рыбаковский Л.Л.  Миграционные процессы: понятие,  формы, виды и стадии // Миграция  населения. – Вып. 1: Теория и  практика исследования. Приложение  к журналу «Миграция в России».  – М., 2007. – С. 5 – 17;

34.  Рыбаковский Л. Рязанцев  С.Б. Международная миграция в  Российской Федерации. [Электронный  ресурс]. – Режим доступа: www.ispr.ru

35.  Рязанцев С. Трудовая  миграция в СНГ и Балтии: тенденции,  последствия, регулирование. М.: Формула  нрава. – 2007. – С. 149;

36.  Рязанцев С.В. Влияние  миграции на социально-экономическое  развитие Европы: современные тенденции.  – Ставрополь, 2009;

37.  Современная демографическая  ситуация в РФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/population/demography/#

38.  Тюркин М.Л. Миграционная  система России: Монография. – М.: Издательский дом «Стратегия», 2009. – С. 99;

39.  Тюрюканова Е.В. Глобализация  международной миграции // Гендер  и экономика: мировой опыт и  экспертиза российской практики. – М., 2008. – С. 285–286;

40.  Удальцова М.В., Воловская  Н.М., Плюснина Л.К. Социально-трудовые  ожидания незанятых людей и  их отношение к самостоятельной  занятости // Социс, 2006. – №7;

41.  Шевердова Г. Национальный  состав России в свете итогов  Всероссийской переписи населения  2008 года, причины, перспективы его  изменения. // Вопросы статистики. –  2008. – №7 – С. 48;

42.  Юркин М.Л. Историко-правовой  анализ миграционных систем России, США, Франции и ФРГ. – М.: ВНИИ МВД России, 2009.

 

 

[1]   Калашников С.  Развитие рынка труда – неотъемлемый  элемент государственной политики.// Человек и труд. – 2008. - №5 –  С. 41

[2] Римашевская Н. Человеческий  потенциал России и проблемы  «сбережения населения».//Российский  экономический журнал. – 2006. - №9-10 – с. 22

[3]  Калашников С. Развитие  рынка труда – неотъемлемый  элемент государственной политики.// Человек и труд. – 2008. - №5 –  С. 41

[4] Миграционная политика  западных стран. Альтернативы  для России. М., 2008.С.163.

[5] Тюркин М.Л. Миграционная  система России: Монография.- М.: Издательский  дом «Стратегия», 2009.- С. 99.

[6] Тюрюканова Е. В. Глобализация  международной миграции // Гендер  и экономика: мировой опыт и  экспертиза российской практики. –  М., 2008. –  С. 285

Информация о работе Трудовая миграция в современной России