Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 16:14, курсовая работа
Целью исследования является анализ современных процессов в сфере международной миграции рабочей силы и выработка предложений по дальнейшей модернизации миграционной политики в отношении трудовых мигрантов.
Введение
1. Теоретические основы исследования трудовой миграции
1.1 Сущность и понятие рынка труда
1.2 Причины и виды миграций рабочей силы
1.3 Основные тенденции и проблемы тенденции трудовой миграции в современном мире
2. Рынок труда в РФ. Трудовая миграция населения в РФ: тенденции и проблемы
2.1 Анализ трудовой миграции в Российской Федерации
2.2 Государственное регулирование трудовой миграции
2.3 Международно-правовые основы международной миграции рабочей силы
2.4 Перспективы разрешения проблем российского рынка труда
Заключение
Список использованной литературы
В условиях динамичного развития экономики России в среднесрочной перспективе будет усиливаться потребность в трудовых мигрантах двух категорий – рабочей силе низкой квалификации и опытных специалистах определенных профессий, прежде всего в строительстве, сельском хозяйстве, промышленности и сфере услуг. При привлечении трудовых мигрантов первой категории надо использовать опыт зарубежных стран (их принимают временно на четко оговоренные контрактами сроки, с последующим выездом из страны без предоставления гражданства). Среди обязательных критериев – опыт работы, хорошее состояние здоровья и знание русского языка.
Во втором случае применяются
более жесткие критерии: определенный
уровень образования, наличие диплома
и опыта работы по специальности,
соответствующий возраст. Эта категория
мигрантов, как показывает практика
различных стран, является источником
пополнения не только трудовых ресурсов,
но и постоянного населения. В
Германии, США, Австралии и многих
других странах
Оздоровление миграционной
ситуации, придание миграционным процессам
позитивной направленности невозможно
без принятия в этой сфере жизнедеятельности
российского общества законодательными
и исполнительными органами власти
ряда неотложных мер. Эти меры должны
быть направлены на: а) стимулирование
притока мигрантов из нового зарубежья
и поддержка, прежде всего в правовой
сфере, оставшихся там соотечественников;
б) регулирование иммиграции из старого
зарубежья (квотирование, иммиграционный
контроль, выдворение из страны, создание
правовых и экономических условий
интеграции иммигрантов в российское
население); в) управление трудовой миграцией,
включающей как тех, кто прибывает
на временные работы в Россию из
зарубежья, так и российских граждан,
работающих по контрактам за пределами
страны; г) проведение политики протекционизма
в отношении потоков (масштабов
и мест выхода), структуры (в первую
очередь этнической) и расселения
мигрантов в приграничных и тех
северных территориях, отток населения
из которых противоречит национальным
интересам страны; д) обоснование
границ допустимости формирования в
приграничных, стратегически важных
районах, диаспор из соседних стран;
е) установление условий и сроков
решения проблем вынужденных
переселенцев, беженцев и перемещенных
лиц: обустройство на новых местах,
возвращение в места
Заключение
Подвижность населения и трудовых ресурсов – одна из важных особенностей современной демографии. Страны-экспортеры и страны-импортеры трудовых ресурсов, международные организации по миграции совершенствуют законодательство, механизм регулирования миграционных процессов и потоков, руководствуясь принципами свободы и демократии с учетом национальных интересов.
Международная организация
труда является уникальной среди
всемирных организаций в том
отношении, что при разработке ее
политики представители трудящихся
и предпринимателей обладают равным
количеством голосов с
Мировой опыт свидетельствует,
что трудовая миграция обеспечивает
несомненные преимущества как принимающим
рабочую силу странам, так и поставляющим
ее. Но она способна породить и острые
социально-экономические
В заключении можно сделать
вывод, о том что миграция оказывает
существенное влияние на социально-экономическое
развитие. Современное положение
требует четкой миграционной политики
на уровне страны, а также отлаженной
системы управления миграционными
процессами. Одним из возможных направлений
совершенствования системы
1. Миграционные процессы
при снижении их масштабов
определяют в современных
2. Миграционные потоки
в различной степени влияют
на социальное и экономическое
положение и отдельные
Для нейтрализации отрицательных
последствий и усиления положительного
эффекта, получаемого страной в
результате трудовой миграции, используют
средства государственной политики.
Просчеты в выборе ориентиров миграционной
политики вызывают нежелательную реакцию
в виде роста нелегальной миграции
и последующей социальной активности
возвращающихся мигрантов и др. В
этой области особенно очевидны неэффективность
жестких, директивных мер и
В России создана правовая и организационная база эмиграции и иммиграции трудовых ресурсов, разработана федеральная миграционная программа, заключены двусторонние соглашения с рядом стран по миграции населения и трудовых ресурсов. Важным направлением интегрирования России в мировое сообщество должна стать ратификация международных конвенций, регламентирующих процессы трудовой миграции.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской
Федерации, с изменениями от 30
декабря 2008 года. [Электронный ресурс].
– Режим доступа: http://www.consultant.ru/
2. Трудовой кодекс Российской
Федерации» от 30.12.2001 №197-ФЗ (ред.
от 29.12.2010). [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http://www.consultant.ru/
3. Федеральный закон
«О гражданстве РФ» от 31.05.2002 №62-ФЗ
(ред. от 28.06.2009). [Электронный ресурс].
– Режим доступа: http://www.consultant.ru/
4. Федеральный закон
«О занятости населения в РФ»
от 19.04.1991 г. №1032–1 (в ред. от 18.10.2007)
[Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://www.consultant.ru/
5. Федеральный закон
«О правовом положении
6. Федеральный закон
«О миграционном учете
7. Постановление Правительства
РФ «Об установлении на 2007 год
допустимой доли иностранных
работников, используемых хозяйствующими
субъектами, осуществляющими деятельность
в сфере розничной торговли
на территории Российской
8. Всеобщая декларация
прав человека (принята резолюцией
217 А (III) Генеральной Ассамблеи
ООН от 10 декабря 1948 г.) [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/
9. Международная конвенция
о защите прав всех трудящихся-
10. Международный пакт
об экономических, социальных
и культурных правах (принят резолюцией
2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи
от 16 декабря 1966 г.) [Электронный ресурс].
– Режим доступа: http://www.un.org/ru/
11. Конвенция МОТ №97.
О работниках-мигрантах. [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://www.conventions.ru/
12. Конвенция МОТ №143.
О злоупотреблениях в области
миграции и об обеспечении
работникам-мигрантам
13. Арешев, А. Как управлять потоками миграции в Россию? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fondsk.ru/print.php? id=71
14. Балашова, Т.Н. Миграция
и демография как неотложные
направления развития
15. Барсукова С.Ю. Формальное
и неформальное
16. Богдановский В. Занятость
в сельском хозяйстве:
17. Витковская Г.С. Незаконная миграция в России: ситуация и политика противодействия // Нелегальная иммиграция / Научная серия: Международная миграция населения: Россия и современный мир. – 2008. – Вып. 9. – С. 14;
18. Денисенко М.Б., Хараева
О.А., Чудиновских О.С.
19. Зайончковская Ж.А. Трудовая миграция в СНГ с позиций общества, семьи и личности // Миграция населения. – Вып. 2: Трудовая миграция в России. Приложение к журналу «Миграция в России» / под общ. ред. О.Д. Воробьёвой. – М., 2007. – С. 3 – 27;
20. Зайончковская М.
Миграционная ситуация в
21. Збарская И.А. Предварительные итоги Всероссийской переписи населения // Миграция и внутренняя безопасность / Сборник материалов IX Международного семинара по актуальным проблемам миграции. 23–24 июня 2009 г. – 2009. – С. 56;
22. Ивахнюк И., Дауров
Р. Незаконная миграция и
23. Калашников С. Развитие
рынка труда – неотъемлемый
элемент государственной
24. Куценко Т.И. Нелегальная
миграция и незаконная
25. Миграционная политика западных стран. Альтернативы для России. М., 2008. – 163 с.;
26. Моисеенко В. Снижение масштабов внутренней миграции населения России: опыт оценки динамики по данным текущего учета. // Вопросы статистики. – 2008. – №7 – С. 47–56;
27. Некипелов А. Уровень общественного благосостояния: подходы к оценке. // Российский экономический журнал. – 2010. – №7 – С. 37;
28. Попов А.Д. Иностранная
рабочая сила в экономике
29. Попов А. Неформальный сектор в аспекте затрат труда в экономике России. // Вопросы статистики. – 2005. – №7 – С. 36;
30. Регент Т.М. Миграция в России. Проблемы государственного регулирования. – М., 2009;
31. Римашевская Н. Человеческий потенциал России и проблемы «сбережения населения». // Российский экономический журнал. – 2006. – №9–10 – С. 22;
32. Роик В. Старение населения – глобальный вызов XXI века и адекватные ответы. // Человек и труд. – 2006. – №2 – С. 33;
33. Рыбаковский Л.Л.
Миграционные процессы: понятие,
формы, виды и стадии // Миграция
населения. – Вып. 1: Теория и
практика исследования. Приложение
к журналу «Миграция в России».
34. Рыбаковский Л. Рязанцев С.Б. Международная миграция в Российской Федерации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.ispr.ru
35. Рязанцев С. Трудовая
миграция в СНГ и Балтии: тенденции,
последствия, регулирование. М.
36. Рязанцев С.В. Влияние
миграции на социально-
37. Современная демографическая
ситуация в РФ. [Электронный ресурс].
– Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/
38. Тюркин М.Л. Миграционная система России: Монография. – М.: Издательский дом «Стратегия», 2009. – С. 99;
39. Тюрюканова Е.В. Глобализация
международной миграции // Гендер
и экономика: мировой опыт и
экспертиза российской
40. Удальцова М.В., Воловская
Н.М., Плюснина Л.К. Социально-
41. Шевердова Г. Национальный
состав России в свете итогов
Всероссийской переписи
42. Юркин М.Л. Историко-правовой
анализ миграционных систем
[1] Калашников С.
Развитие рынка труда –
[2] Римашевская Н. Человеческий
потенциал России и проблемы
«сбережения населения».//
[3] Калашников С. Развитие
рынка труда – неотъемлемый
элемент государственной
[4] Миграционная политика западных стран. Альтернативы для России. М., 2008.С.163.
[5] Тюркин М.Л. Миграционная система России: Монография.- М.: Издательский дом «Стратегия», 2009.- С. 99.
[6] Тюрюканова Е. В. Глобализация
международной миграции // Гендер
и экономика: мировой опыт и
экспертиза российской