Трудовая миграция в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 16:14, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является анализ современных процессов в сфере международной миграции рабочей силы и выработка предложений по дальнейшей модернизации миграционной политики в отношении трудовых мигрантов.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы исследования трудовой миграции
1.1 Сущность и понятие рынка труда
1.2 Причины и виды миграций рабочей силы
1.3 Основные тенденции и проблемы тенденции трудовой миграции в современном мире
2. Рынок труда в РФ. Трудовая миграция населения в РФ: тенденции и проблемы
2.1 Анализ трудовой миграции в Российской Федерации
2.2 Государственное регулирование трудовой миграции
2.3 Международно-правовые основы международной миграции рабочей силы
2.4 Перспективы разрешения проблем российского рынка труда
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Введениеии.docx

— 61.01 Кб (Скачать)

• Постановление Правительства  Российской Федерации от 15 ноября 2006 г. №683 г. Москва Об установлении на 2007 год допустимой доли иностранных  работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли на территории Российской Федерации.

Принятием в 2002–2003 гг. ФЗ «О правовом положении иностранных  граждан в РФ» и ФЗ «О гражданстве  РФ», внесены чрезвычайно важные для бывших советских граждан  поправки в него. Но, главное, как  мы уже отметили, была принята Концепция  регулирования миграционных процессов  в РФ, что свидетельствовало о  стремлении определить и обозначить общие приоритеты миграционной политики, утвердить позицию государства  в данной области и упорядочить  ее нормативно-правовую базу.

Концепция регулирования  миграционных процессов представляет собой систему взглядов на содержание и основные направления деятельности органов государственной власти РФ в области управления миграционными  процессами, включает в себя характеристику современной миграционной ситуации, цели, принципы и задачи регулирования миграционных процессов, основные направления деятельности и, конечно, механизм реализации.

Главными целями новой  миграционной политики провозглашается  обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности РФ, удовлетворение потребностей растущей российской экономики  в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения на территории страны, использование интеллектуального  и трудового потенциала мигрантов  для достижения благополучия и процветания  РФ[20].

В ряду ее основных направлений  указываются:

-  обеспечение контроля  за иммиграционными процессами  в РФ;

-  создание условий  для интеграции вынужденных мигрантов;

-  содействие привлечению  иммигрантов на работу в РФ, исходя из необходимости обеспечения  экономики страны трудовыми ресурсами;

-  обеспечение вхождения  РФ в международный рынок труда  и регулирование экономической  миграции;

-  создание условий  для добровольного возвращения  в места прежнего проживания  российских граждан, вынужденно  покинувших места своего постоянного  проживания;

-  поддержка и развитие  взаимоотношений с соотечественниками  за рубежом;

-  оптимизация внутренних  миграционных процессов и содействие  эффективному использованию трудовых  ресурсов;

-  создание условий  для сохранения и дальнейшего  формирования населения в северных, восточных и приграничных регионах  РФ;

-  содействие добровольному  переселению соотечественников  из государств – участников  СНГ и государств Балтии.

Как нам представляется, миграционная политика должна стать сферой активного  сотрудничества между всеми заинтересованными  сторонами: странами происхождения  мигрантов, странами их назначения и  транзитными государствами. Эффективность  такого сотрудничества непосредственно  зависит от того, насколько будут  поняты и учтены взаимные интересы. Нынешние острые вопросы, относящиеся  к миграции, такие как Калининградский  транзит, подчеркивают правильность этой идеи. Поле, на котором может развиваться  сотрудничество между расширяющимся  Европейским Союзом и его восточными соседями, обширно и может охватывать различные аспекты – от технической  помощи до линии на постепенное углубление интеграции в ЕС.

 

2.3 Международно-правовые  основы международной миграции  рабочей силы

Международно-правовые документы, регулирующие процессы миграции рабочей  силы между странами внутри интеграционных группировок, как правило, имеют  либеральный характер. Однако и здесь  имеются свои проблемы. Параграф 52 Римского договора 1957 г. об образовании Общего рынка (вступил в силу в 1968 г.) предоставляет гражданам стран – членов ЕС право поиска работы по всей территории ЕС. Шенгенское соглашение с 1993 г. установило единые визовые правила. Дублинская конвенция 1990 г. установила правила предоставления убежища. В декабре 1989 г. была принята Хартия основных социальных прав рабочих ЕС.

Междунардные правовые нормы  по вопросам миграции:

• Всеобщая декларация прав человека, принята в 1948 г.

• Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принят в 1966 г.

• Международная конвенция  о защите прав всех работников-мигрантов  и членов их семей, принята в 1990 г.

• Конвенция МОТ (пересмотренная) о работниках-мигрантах, принята  в 1949 г.

• Конвенция МОТ о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении  работникам-мигрантам равенства  возможностей и обращения, принята  в 1975 г.

Процессы международной  трудовой миграции регулируются как  государством, так и международно-правовыми  актами. В основе регулирования этого  процесса лежат две противоположные  тенденции. С одной стороны, следование принципам открытой экономики требует  от государства соблюдения принципа свободного перемещения трудовых ресурсов и населения, а с другой – реальная обстановка в стране заставляет применять  разного рода запреты и ограничения.

Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН 10 декабря 1948 г., провозглашает свободный выбор  места жительства и работы как  основополагающее право человека[21]. Однако реальные условия каждой страны диктуют выработку национальной миграционной политики, включающей комплекс законодательных, организационных  и других мер, позволяющих регулировать въезд в страну и выезд из нее. Государственное регулирование  экспорта рабочей силы направлено как  на защиту прав интересов трудящихся-мигрантов  в странах, применяющих иностранную  рабочую силу, так и на возмещение потерь от выезда национальной рабочей  силы за рубеж.

Российские власти также  используют определенные меры для регулирования  въезда иностранной рабочей силы в страну. Указом Президента было утверждено Положение о привлечении и  использовании в Российской Федерации  иностранной рабочей силы[22]. В  нем устанавливался порядок трудовой деятельности работников-иммигрантов  на территории России. Это дало государству  определенные возможности контроля процесса их привлечения, квотирования количества рабочей силы на уровне субъектов Федерации с учетом состояния региональных рынков труда.

Разрешение на привлечение  рабочей силы из-за рубежа может  выдаваться российским юридическим  лицам, предприятиям с иностранными инвестициями, действующими на территории России, а также отдельным российским, иностранным физическим лицам и  лицам без гражданства, проживающим  в нашей стране, использующим труд наемных работников в личном хозяйстве. Привлечение рабочей силы из-за рубежа делает весьма актуальной проблему бесконтрольного  въезда на территорию России граждан  из стран с неразвитой экономикой. Официальная численность этой категории  иммигрантов будет составлять ежегодно (в ближайшие годы) около 100 тыс. человек[23]. Все вышеизложенные соображения  характеризуют Россию как активного участника потоков международной миграции, выступая одновременно в качестве страны, посылающей и принимающей мигрантов, а также транзитной страны.

К сожалению, регулирование  миграции в рассматриваемых странах  отличается низкой эффективностью, что  связано с отсутствием четкой концепции миграционной политики, часто  происходящими структурными реорганизациями  государственных ведомств, занимающихся вопросами миграции, и сменой руководящих  лиц, с неповоротливостью и частичной  коррумпированностью бюрократического аппарата, отсутствием опытных кадров и нехваткой финансовых средств. Важным дополнительным фактором в этом списке является также недостаточно тесное сотрудничество между правоохранительными  органами и миграционными службами государств бывшего СССР и их коллегами  из соседних стран, в частности, в  борьбе с незаконной миграцией.

Неразвитое и не адекватное реалиям национальное законодательство искусственно сужает легитимное поле для законной миграции и соответственно расширяет масштабы незаконной миграции. Однако, миграционное законодательство развивается не в вакууме. Оно  является проявлением официальной  миграционной политики. В России, например, дискуссия о концепции миграционной политики продолжается уже более  десяти лет, однако, до сих пор не сформировалось единой позиции в  этом отношении ни среди политиков, ни в обществе в целом. Многие призывают  сейчас к ужесточению миграционной политики, особенно в области иммиграции и транзитной миграции. В том случае, если это будет означать совершенствование  пограничного контроля, ограничение  незаконной миграции и нелегальной  занятости, такая жесткость может  быть оправдана. Однако, если она будет  направлена на ограничении трудовой миграции и иммиграции на постоянное место жительства в Россию, она  может нанести ущерб национальным интересам страны (главным образом, экономическим и демографическим  интересам).

Кроме несовершенства законодательной  базы в области регулирования  миграции, другие проблемы связаны  с ведомственной чехардой. На этот раз во главу угла была поставлена деятельность, направленная на борьбу с незаконной миграцией. После террористических атак в США в мире развернулась широкая кампания борьбы с терроризмом, которая в конкретных российских условиях стала синонимом борьбы с миграцией в Россию в целом.

Однако мировой опыт борьбы с незаконной миграцией убедительно  доказывает, что она не может быть преодолена путем «административной  атаки». Для России этот вопрос особенно чувствителен, поскольку большая  часть миграций на территории бывшего  Советского Союза является результатом  исторических причин, и меры в отношении  этих миграций должны быть иными, чем  в отношении миграций извне региона. Поэтому важно соблюсти баланс между  запретительными и регулирующими  мерами миграционной политики. Конечно, России необходимо улучшить состояние  пограничного контроля.

Российское законодательство должно быть усовершенствовано в  плане разработки наказаний за организацию  и пособничество в торговле мигрантами и нелегальную переправку граждан  третьих стран через территорию России. Однако эти запретительные меры не должны вступать в противоречие с реальностью, а именно с тем, что сотни тысяч «незаконных» мигрантов из стран бывшего СССР являются постоянными жителями России[24]. При разработке стратегии сотрудничества в области регулирования миграции между ЕС и Россией следует  иметь в виду, что вместе с окружающими  ее «новыми суверенными государствами», это пространство представляет собой  самостоятельную миграционную систему. Нынешнее и будущее развитие этой системы во многом определяется различиями в демографических и экономических потенциалах между странами региона, на фоне которых, с одной стороны, формируется тенденция образования единого рынка труда, а с другой стороны, существуют сложившиеся тесные взаимоотношения системы в целом с европейскими странами, особенно с вступающими в ЕС государствами.

Более или менее утвердившимся  является мнение о том, что стихийный  характер миграционных процессов на территории России и других государств СНГ должен быть поставлен в законные рамки. Это касается как временных, так и постоянных миграций. После  того, как будет создана легитимная база для регулирования миграции, откроются более широкие возможности  для международного сотрудничества и соглашений в этой области.

2.4 Перспективы разрешения  проблем российского рынка труда

Можно предложить следующие  конкретные меры по регулированию трудовой миграции в России.

Необходимо подготовить  и подписать двусторонние протоколы (соглашения) между российскими регионами, с одной стороны, и странами СНГ, располагающими избыточными трудовыми  ресурсами – с другой, об организованном привлечении на работу трудовых мигрантов  на временной основе.

Целесообразно создать рекрутинговые  компании с участием государства  и частного капитала по поиску, приему, оформлению и временному трудоустройству  мигрантов в разных отраслях российской экономики, распространению оперативной  информации о вакансиях и потребностях работодателей в регионах.

Важно упростить и ускорить для работодателя процедуру оформления на работу трудовых мигрантов на временной  основе. Такая процедура должна быть уведомительной, осуществляться через  службу занятости населения и  строго ограниченной по времени (занимать не более 10 – 15 дней)[25].

Следует организовать систематический  мониторинг соблюдения условий труда, техники безопасности на производстве, социально-бытовых условий проживания трудовых мигрантов и законности осуществления ими трудовой деятельности на территории России. Одновременно нужно  усилить контроль за использованием работодателями труда мигрантов, а  также ужесточить наказание (вплоть до уголовного преследования) работодателей, эксплуатирующих труд нелегальных  мигрантов. В то же время надо стимулировать  работодателей, осуществляющих законное оформление на работу, обеспечивающих социальное страхование, нормальные жилищные условия и безопасность труда  временных трудовых мигрантов. Не менее  важно информировать работодателей  о правилах найма на работу иностранных  трудовых мигрантов. Для тех, кто  легально оформляет иностранных  работников, увеличивает заработную плату, обеспечивает их страхование, можно  снизить ставку социальных начислений.

Нужно создать систему  информационной и консультационной поддержки мигрантов в вопросах обеспечения их прав и соблюдения условий проживания в России на основе организации сети доступных консультационных пунктов в разных регионах. Необходимо доводить до мигрантов правила регистрации, проживания и работы через все  возможные каналы: телевидение, радио, газеты, информационные табло и стенды. Наглядная информация должна размещаться  на рынках, автобусных остановках, вокзалах и других местах массового скопления  мигрантов. Желательно дублировать данную информацию на языках стран, из которых идут основные потоки трудовых мигрантов[26].

Требуется увеличить штатную  численность и улучшить материально-техническое  обеспечение территориальных подразделений  ФМС России в соответствии с реальным объемом работ. По данным ФМС, около 90% сотрудников службы занимаются паспортно-визовой  работой и только 10% – непосредственно  миграцией.

Информация о работе Трудовая миграция в современной России