Трудовая миграция в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 16:14, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является анализ современных процессов в сфере международной миграции рабочей силы и выработка предложений по дальнейшей модернизации миграционной политики в отношении трудовых мигрантов.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы исследования трудовой миграции
1.1 Сущность и понятие рынка труда
1.2 Причины и виды миграций рабочей силы
1.3 Основные тенденции и проблемы тенденции трудовой миграции в современном мире
2. Рынок труда в РФ. Трудовая миграция населения в РФ: тенденции и проблемы
2.1 Анализ трудовой миграции в Российской Федерации
2.2 Государственное регулирование трудовой миграции
2.3 Международно-правовые основы международной миграции рабочей силы
2.4 Перспективы разрешения проблем российского рынка труда
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Введениеии.docx

— 61.01 Кб (Скачать)

· усиление конкуренции между  продавцами рабочей силы;

· продолжает существовать дискриминация  мигрантов;

· активизируется деятельность профсоюзов, стремящихся отстоять интересы отечественной рабочей силы.

Организация по Экономическому Сотрудничеству и Развитию (OECD) отметила в своем докладе следующие  основные миграционные тренды последних  лет:

1.  Рост количества беженцев  и трудовых мигрантов, стремящихся  в процветающие страны, включая  страны – кандидаты (Чехию,  Венгрию, Польшу).

2.  Постепенное превращение  стран Центральной и Восточной  Европы из транзитных в страны  приема; введение ими пограничного  режима с транзитными странами; введение зон свободной торговли (особенно в приграничных территориях, в частном секторе, что способствовало увеличению занятости иностранцев).

3.  Смена эмиграции на  временную миграцию, увеличение  миграционного обмена между странами  Центральной Европы.

4.  Рост нелегальной  миграции и борьба с ней.  Основным направлением борьбы  с нелегальной миграцией является: сотрудничество со странами исхода. Оно предусматривает общий контроль  границ (распространение информации  между странами о миграционной  ситуации); связи с агентствами  по рекрутменту трудовых мигрантов;  меры по интеграции мигрантов.

5.  Существенные послабления  в возможностях трудоустройства  в западноевропейских странах  для стран – кандидатов.

По мнению экономистов  из OECD использование иностранной  рабочей силы не оказывает влияния  на безработицу среди коренного  населения принимающих стран, так  как трудовые мигранты занимают весьма специфические ниши занятости и  не конкурируют на рынке труда  с местными жителями.

Анализ миграционных процессов  и миграционной политики западноевропейских стран показывает, что до начала 70-х годов политика набора «гостевых  рабочих» на временной основе работала успешно. Требования рынка труда  и политика в отношении миграции соответствовали друг другу, что  способствовало нормальному развитию экономики этих стран.

После нефтяного кризиса 70-х, несмотря на то, что все страны заморозили прием иностранных рабочих, в страны исхода вернулась только половина. Уже вразрез с политикой  западноевропейских государств и требованиями экономики росла численность  иностранцев за счет воссоединения  семей (по данным ОЕСD 50% всех миграций в европейские страны идет по линии  семейных обстоятельств; кроме того, численность мигрантов растет и  за счет более высоких показателей  их фертильности)[12]. Страны приема в  течение 20 лет упорно старались не замечать возникновения и становления  так называемых «новых меньшинств».

В 90-х годах, когда демографические  процессы и требования рынка труда  вошли в противоречие с запретительной миграционной политикой западноевропейских правительств, последняя стала пересматриваться в сторону более дифференцированного, избирательного подхода к разным категориям стран и видам специальностей. Возросла роль «новых меньшинств»: государства  были вынуждены признать, что закрывать  глаза на проблемы иностранцев –  не значит решить их. Объективный процесс  роста доли населения «новых меньшинств»  со своей миграционной сетью дает основание думать, что запретительные меры будут мало эффективны. Европа нуждается в рабочей силе, в  основном неквалифицированной, сезонной, для специфичных отраслей, и рынок  труда диктует свои правила. Поскольку  легальная миграция более предпочтительна, чем нелегальная (даже с точки  зрения получения налогов), страны Евросоюза  в настоящее время находятся  в процессе мучительного поиска золотой  середины между разрешительными  и ограничительными мерами миграционного  контроля.

Международная миграция, однако, стала не только мощным инструментом перераспределения мировых трудовых ресурсов, но и сферой, которая генерирует тенденции, осложняющие межгосударственные отношения и внутреннюю ситуацию во многих странах. Интенсивность людских  потоков, пересекающих государственные  границы, нарастает не только вследствие трудовой миграции, но также за счет вынужденного переселения, вызванного политической нестабильностью и конфликтами.

Прогрессирующая нелегальная  миграции способствует формированию криминальных сетей, занимающихся контрабандной  транспортировкой людей и работорговлей. Уже сейчас, по самым скромным оценкам, численность нелегальных мигрантов  в развитых странах превышает 10 млн. человек[13]. Одновременно растут и масштабы нарушений прав мигрантов (среди  них – прежде всего детей и  женщин), еще более усиливающие  напряженность миграционной ситуации. Неурегулированность многих вопросов, связанных с правовой защитой  мигрантов, повышает уровень социального  неравенства в трудовых отношениях, обеспечении доступа к услугам  образования, здравоохранения и  др. Международная миграция приводит к серьезному дисбалансу численности  населения между странами в отдельных  регионах. Сфера миграции чутко реагирует  на все катаклизмы и кризисы международной  и общественной жизни.

 

2. Рынок труда в РФ. Трудовая  миграция населения в РФ: тенденции  и проблемы

 

2.1 Анализ трудовой миграции  в Российской Федерации

Рассматривая тенденции  миграционных процессов в России, которые мы наблюдаем в настоящее  время, отражающие неустойчивость и  непредсказуемость многих сторон нашей  жизни, обусловленных политическими, национальными, экономическими, социальными  и другими факторами, необходимо разграничивать тенденции, являющиеся результатом естественного хода развития общества, сформировавшиеся ранее и имеющие как положительные, так и отрицательные черты, и  тенденции, носящие промежуточный, конъюнктурный характер, а также  определить новые тенденции, складывающиеся как адекватное отражение перехода к рыночным отношениям, если они  складываются, или же к интенсивному типу развития экономики, если они, рыночные отношения, еще незначительны.

Интеграция России в международный  рынок труда означает усилившийся  за последние десятилетия международный  трудовой обмен. Для России здесь  существенна трудовая миграция в  дальнее зарубежье. Если въезд из ближнего зарубежья намного превышает  выезд, то с дальним зарубежьем все  наоборот. Эмиграцию из России можно  условно разделить на следующие  группы: этническая (евреи, немцы, греки, армяне) – на постоянное жительство; массовая трудовая – найти приемлемую работу или временно, или постоянно[14].

Изменение социально-экономических  условий – кризис экономики, разрыв хозяйственных связей, сокращение производства, ухудшение жизненного уровня значительных категорий населения, усилившаяся  региональная дифференциация уровня жизни  – нашло отражение в структурных  изменениях миграционного потенциала и характере миграционных процессов. Важную роль для формирования и развития миграционного потенциала стали  играть следующие моменты: высвобождение  трудовых ресурсов в результате сокращения производства, и, как следствие, появление  безработных, возвращение в Россию мигрантов из республик бывшего  Союза.

Внутренние миграции населения  являются доминирующим компонентом  в миграционных процессах регионов страны, их объемы и направления  оказывают заметное влияние на перераспределение  численности населения субъектов  Российской Федерации. Передвижения внутри страны, связанные со сменой места жительства, в общем миграционном обороте в 2009 г. составляли 85%. На переселения из одного субъекта Российской Федерации в другой приходится 45% внутрироссийских миграций[15].

 

Рис. 2.1. Внутрироссийская миграция, 1998–2009 гг.

По данным текущего учета  после Всероссийской переписи населения (за 2003–2009 гг.) во внутрироссийских миграциях  участвовало почти 15 млн. человек  или каждый десятый житель России.

В 2001–2008 гг. передвижения внутри страны практически стабилизировались  на уровне 1,9 – 2 млн. человек. Однако в 2009 г. число мигрантов, сменивших  место жительства в пределах страны, сократилось по сравнению с 2008 г. на 227 тысяч человек, или на 12% и  составило 1,7 млн. человек. В 2008 г. во внутренних миграциях участвовало на 63,6 тыс. человек (на 3,2%) меньше, чем в 2007 г. (в 2007 г. – на 62,3 тыс. человек или  на 3,2% больше, чем в 2006 г.)[16] (рис. 2.1.).

Во внутренних миграциях  поток ориентирован с севера и  востока в центр. В отличие  от прошлого межпереписного периода, когда  привлекательными для жителей России были также юго-западные территории, в последние 8 лет положительный  миграционный прирост сложился в  Северо-Западном федеральном округе. Два округа образуют миграционные полюса – Центр, который стягивает население  со всей территории страны, и Дальний  Восток, который во все регионы  население отдает. В 2003–2009 гг. на Центральный  округ приходилось 86% населения, перераспределенного  между округами. При этом практически  весь положительный миграционный прирост, получаемый округом во внутрироссийских миграциях, аккумулируют Москва и Московская область (93%)[17].

Сибирь и Дальний Восток потеряли более 350 тыс. своих жителей, что составляет более половины (52%) перераспределенного между округами населения. Почти 70% общего сокращения численности населения Дальневосточного федерального округа и 40% – Сибирского федерального округа сложилось за счет миграционного обмена населением между  округами.

Внешняя миграция в 2009 г. составляла всего 15% от общего миграционного оборота, однако именно она оказывает влияние  на изменение численности населения  России в целом.

На учитываемые статистикой  объемы международной миграции в  большой степени сказываются  изменения в законодательстве. В  частности, резкое сокращение числа  прибывших в 2001 г., по-видимому, объясняется  введенными ограничениями приема граждан  стран СНГ. В последующие годы в статистический учет попадали все  граждане России, прибывшие на постоянное жительство из-за пределов страны и  иностранные граждане и лица без  гражданства, получившие вид на жительство.

Такая ситуация привела к  минимизации потоков учитываемых  иммигрантов – в 2004 г. их численность  была наименьшей за последние 50 лет. С  начала 2007 г. в статистический учет попадают иностранные граждане и  лица без гражданства, впервые получившие разрешение на временное проживание. В результате число иммигрантов  увеличилось более, чем на 100 тыс. человек, или на 54%. При этом в 1,5 раза возросли как потоки из стран –  участников СНГ (на 96,7 тыс. человек), так  и из стран дальнего зарубежья (на 3,9 тыс. человек) (рис. 2.2.).

Среди всех иммигрантов в 2009 г. около 93% (261,5 тыс. человек) составляли бывшие жители стран-участников СНГ, из них почти половина – выходцы  из Украины, Узбекистана и Казахстана (соответственно 45,9 тыс. человек, 42,5 тыс. и 38,8 тыс. человек) (рис. 2.3.).

 

Рис. 2.2. Международная миграция, 2000–2009 гг.

 

Наиболее привлекательными для таких иммигрантов в 2009 г. стали Сибирский и Дальневосточный  федеральные округа. Среди прибывших  из-за пределов России на постоянное место  жительства в регионы этих округов  – 99% выходцы из стран – участников СНГ.

 

Рис. 2.3. Удельный вес иммигрантов  из стран-участников СНГ, 2010 гг., %

Северокавказский и Южный  федеральные округа наиболее привлекательны для иммигрантов из дальнего зарубежья, где их доля составляет соответственно 12,6% и 7,8%[18]. При этом следует учитывать, что существенный поток иммигрантов  в эти федеральные округа составляют прибывшие из Грузии, которая в  настоящее время не является членом Содружества Независимых Государств (рис. 2.4.).

Учтенная эмиграция на протяжении двух десятилетий ежегодно уменьшается. При этом ее структура  по странам предполагаемого проживания существенно меняется. В начале 1990-х  годов число выбывших в страны – участники СНГ превышало  число выбывших в страны дальнего зарубежья в 3–5 раз, в 2001–2005 гг. их численность  была практически одинаковой, начиная  с 2006 г. эмигрантов в страны СНГ в 2 раза больше, чем в другие зарубежные страны.

 

Рис. 2.4. Число эмигрантов, 2000–2009 гг., тыс. чел.

Расширение использования  иностранной рабочей силы в экономике  России как результат включения  страны в систему международного рынка труда обусловлено целым  рядом факторов.

С экономической точки  зрения причины внешней трудовой миграции в России можно свести к  двум основным – межстрановым различиям  в уровнях зарплаты и состоянии  рынка труда. Здесь первым важным фактором трудовой иммиграции в Россию является относительная привлекательность  с точки зрения уровня жизни, возможности  получения более высоких заработков. Вторым же важным фактором, определяющим приток трудовых мигрантов, выступает  ситуация на рынке труда, устойчивый спрос на иностранную рабочую  силу в России, сохраняющие возможности  занятости для иностранцев в  формальном и неформальном секторах экономики.

2.2 Государственное регулирование  трудовой миграции

Основой миграционной политики является регулирование трех фаз  миграционного цикла, включая выезд  рабочей силы из стран, пребывание за границей и возвращение на родину. На практике это регулирование сводится к соблюдению следующих принципов[19]:

·  обеспечение прав работников на свободу перемещения и трудоустройство;

·  гарантии возвращения  мигрантов на родину;

·  обеспечение поступления  в страну и эффективного использования  валютных переводов трудящихся-мигрантов;

·  содействие смягчению  безработицы, благодаря выезду тех  работников, профессии которых не пользуются спросом;

·  ограничение выезда занятых в тех секторах экономики, потребности которых в рабочей  силе не удовлетворены;

·  совершенствование внутреннего  рынка труда посредством приема репатриантов, освоивших за рубежом  специальности, необходимые для  развития народного хозяйства;

·  предоставление социальных гарантий трудящимся-эмигрантам. Большинство  развитых стран вводят в миграционную политику протекционистские меры, призванные защитить интересы собственного населения  и национальную экономику.

Российское законодательство, регулирующее труд иностранных работников-мигрантов  состоит из:

• Конституция РФ 1993 г., статьи 2, 7, 15, 17, 27, 30, 34, 37, 39, 40, 41, 43, 45, 46, 62

• Трудовой кодекс 2001 г. с  изменениями, внесенными несколькими  Федеральными законами

• Федеральный закон от 25.07.2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении  иностранных граждан в РФ»

• Федеральный закон от 19.04.1991 г. №1032–1 «О занятости населения  в РФ» (в ред. от 18.10.2007)

• Федеральный закон от 31.05.2002 г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. От 30.12.2008)

• Федеральный закон от 18.07.2006 г. №109-ФЗ «О миграционном учете  иностранных граждан и лиц  без гражданства в Российской Федерации»

Информация о работе Трудовая миграция в современной России