Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 16:14, курсовая работа
Целью исследования является анализ современных процессов в сфере международной миграции рабочей силы и выработка предложений по дальнейшей модернизации миграционной политики в отношении трудовых мигрантов.
Введение
1. Теоретические основы исследования трудовой миграции
1.1 Сущность и понятие рынка труда
1.2 Причины и виды миграций рабочей силы
1.3 Основные тенденции и проблемы тенденции трудовой миграции в современном мире
2. Рынок труда в РФ. Трудовая миграция населения в РФ: тенденции и проблемы
2.1 Анализ трудовой миграции в Российской Федерации
2.2 Государственное регулирование трудовой миграции
2.3 Международно-правовые основы международной миграции рабочей силы
2.4 Перспективы разрешения проблем российского рынка труда
Заключение
Список использованной литературы
· усиление конкуренции между продавцами рабочей силы;
· продолжает существовать дискриминация мигрантов;
· активизируется деятельность профсоюзов, стремящихся отстоять интересы отечественной рабочей силы.
Организация по Экономическому Сотрудничеству и Развитию (OECD) отметила в своем докладе следующие основные миграционные тренды последних лет:
1. Рост количества беженцев
и трудовых мигрантов,
2. Постепенное превращение
стран Центральной и Восточной
Европы из транзитных в страны
приема; введение ими пограничного
режима с транзитными странами;
введение зон свободной
3. Смена эмиграции на
временную миграцию, увеличение
миграционного обмена между
4. Рост нелегальной
миграции и борьба с ней.
Основным направлением борьбы
с нелегальной миграцией
5. Существенные послабления
в возможностях
По мнению экономистов из OECD использование иностранной рабочей силы не оказывает влияния на безработицу среди коренного населения принимающих стран, так как трудовые мигранты занимают весьма специфические ниши занятости и не конкурируют на рынке труда с местными жителями.
Анализ миграционных процессов и миграционной политики западноевропейских стран показывает, что до начала 70-х годов политика набора «гостевых рабочих» на временной основе работала успешно. Требования рынка труда и политика в отношении миграции соответствовали друг другу, что способствовало нормальному развитию экономики этих стран.
После нефтяного кризиса 70-х, несмотря на то, что все страны заморозили прием иностранных рабочих, в страны исхода вернулась только половина. Уже вразрез с политикой западноевропейских государств и требованиями экономики росла численность иностранцев за счет воссоединения семей (по данным ОЕСD 50% всех миграций в европейские страны идет по линии семейных обстоятельств; кроме того, численность мигрантов растет и за счет более высоких показателей их фертильности)[12]. Страны приема в течение 20 лет упорно старались не замечать возникновения и становления так называемых «новых меньшинств».
В 90-х годах, когда демографические
процессы и требования рынка труда
вошли в противоречие с запретительной
миграционной политикой западноевропейских
правительств, последняя стала
Международная миграция, однако,
стала не только мощным инструментом
перераспределения мировых
Прогрессирующая нелегальная
миграции способствует формированию криминальных
сетей, занимающихся контрабандной
транспортировкой людей и работорговлей.
Уже сейчас, по самым скромным оценкам,
численность нелегальных
2. Рынок труда в РФ. Трудовая миграция населения в РФ: тенденции и проблемы
2.1 Анализ трудовой миграции в Российской Федерации
Рассматривая тенденции
миграционных процессов в России,
которые мы наблюдаем в настоящее
время, отражающие неустойчивость и
непредсказуемость многих сторон нашей
жизни, обусловленных политическими,
национальными, экономическими, социальными
и другими факторами, необходимо
разграничивать тенденции, являющиеся
результатом естественного хода
развития общества, сформировавшиеся
ранее и имеющие как
Интеграция России в международный
рынок труда означает усилившийся
за последние десятилетия
Изменение социально-экономических
условий – кризис экономики, разрыв
хозяйственных связей, сокращение производства,
ухудшение жизненного уровня значительных
категорий населения, усилившаяся
региональная дифференциация уровня жизни
– нашло отражение в
Внутренние миграции населения
являются доминирующим компонентом
в миграционных процессах регионов
страны, их объемы и направления
оказывают заметное влияние на перераспределение
численности населения
Рис. 2.1. Внутрироссийская миграция, 1998–2009 гг.
По данным текущего учета после Всероссийской переписи населения (за 2003–2009 гг.) во внутрироссийских миграциях участвовало почти 15 млн. человек или каждый десятый житель России.
В 2001–2008 гг. передвижения внутри страны практически стабилизировались на уровне 1,9 – 2 млн. человек. Однако в 2009 г. число мигрантов, сменивших место жительства в пределах страны, сократилось по сравнению с 2008 г. на 227 тысяч человек, или на 12% и составило 1,7 млн. человек. В 2008 г. во внутренних миграциях участвовало на 63,6 тыс. человек (на 3,2%) меньше, чем в 2007 г. (в 2007 г. – на 62,3 тыс. человек или на 3,2% больше, чем в 2006 г.)[16] (рис. 2.1.).
Во внутренних миграциях поток ориентирован с севера и востока в центр. В отличие от прошлого межпереписного периода, когда привлекательными для жителей России были также юго-западные территории, в последние 8 лет положительный миграционный прирост сложился в Северо-Западном федеральном округе. Два округа образуют миграционные полюса – Центр, который стягивает население со всей территории страны, и Дальний Восток, который во все регионы население отдает. В 2003–2009 гг. на Центральный округ приходилось 86% населения, перераспределенного между округами. При этом практически весь положительный миграционный прирост, получаемый округом во внутрироссийских миграциях, аккумулируют Москва и Московская область (93%)[17].
Сибирь и Дальний Восток
потеряли более 350 тыс. своих жителей,
что составляет более половины (52%)
перераспределенного между
Внешняя миграция в 2009 г. составляла
всего 15% от общего миграционного оборота,
однако именно она оказывает влияние
на изменение численности
На учитываемые статистикой объемы международной миграции в большой степени сказываются изменения в законодательстве. В частности, резкое сокращение числа прибывших в 2001 г., по-видимому, объясняется введенными ограничениями приема граждан стран СНГ. В последующие годы в статистический учет попадали все граждане России, прибывшие на постоянное жительство из-за пределов страны и иностранные граждане и лица без гражданства, получившие вид на жительство.
Такая ситуация привела к
минимизации потоков
Среди всех иммигрантов в 2009 г. около 93% (261,5 тыс. человек) составляли бывшие жители стран-участников СНГ, из них почти половина – выходцы из Украины, Узбекистана и Казахстана (соответственно 45,9 тыс. человек, 42,5 тыс. и 38,8 тыс. человек) (рис. 2.3.).
Рис. 2.2. Международная миграция, 2000–2009 гг.
Наиболее привлекательными
для таких иммигрантов в 2009 г.
стали Сибирский и
Рис. 2.3. Удельный вес иммигрантов из стран-участников СНГ, 2010 гг., %
Северокавказский и Южный
федеральные округа наиболее привлекательны
для иммигрантов из дальнего зарубежья,
где их доля составляет соответственно
12,6% и 7,8%[18]. При этом следует учитывать,
что существенный поток иммигрантов
в эти федеральные округа составляют
прибывшие из Грузии, которая в
настоящее время не является членом
Содружества Независимых
Учтенная эмиграция на
протяжении двух десятилетий ежегодно
уменьшается. При этом ее структура
по странам предполагаемого
Рис. 2.4. Число эмигрантов, 2000–2009 гг., тыс. чел.
Расширение использования иностранной рабочей силы в экономике России как результат включения страны в систему международного рынка труда обусловлено целым рядом факторов.
С экономической точки
зрения причины внешней трудовой
миграции в России можно свести к
двум основным – межстрановым различиям
в уровнях зарплаты и состоянии
рынка труда. Здесь первым важным
фактором трудовой иммиграции в Россию
является относительная
2.2 Государственное регулирование трудовой миграции
Основой миграционной политики является регулирование трех фаз миграционного цикла, включая выезд рабочей силы из стран, пребывание за границей и возвращение на родину. На практике это регулирование сводится к соблюдению следующих принципов[19]:
· обеспечение прав работников
на свободу перемещения и
· гарантии возвращения мигрантов на родину;
· обеспечение поступления
в страну и эффективного использования
валютных переводов трудящихся-
· содействие смягчению безработицы, благодаря выезду тех работников, профессии которых не пользуются спросом;
· ограничение выезда занятых в тех секторах экономики, потребности которых в рабочей силе не удовлетворены;
· совершенствование внутреннего рынка труда посредством приема репатриантов, освоивших за рубежом специальности, необходимые для развития народного хозяйства;
· предоставление социальных гарантий трудящимся-эмигрантам. Большинство развитых стран вводят в миграционную политику протекционистские меры, призванные защитить интересы собственного населения и национальную экономику.
Российское законодательство,
регулирующее труд иностранных работников-
• Конституция РФ 1993 г., статьи 2, 7, 15, 17, 27, 30, 34, 37, 39, 40, 41, 43, 45, 46, 62
• Трудовой кодекс 2001 г. с изменениями, внесенными несколькими Федеральными законами
• Федеральный закон от 25.07.2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»
• Федеральный закон от 19.04.1991 г. №1032–1 «О занятости населения в РФ» (в ред. от 18.10.2007)
• Федеральный закон от 31.05.2002 г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. От 30.12.2008)
• Федеральный закон от 18.07.2006 г. №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»