Трансакционные издержки: сущность и динамика в российской экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 18:45, курсовая работа

Описание работы

сущность и динамика трансакционных издержек

Содержание

Введение .................................................................................................. ………...3
Глава 1. Теоретические аспекты трансакционных издержек ………….. …….6
1.1. Понятие и сущность трансакционных издержек ……………… ….6
1.2. Виды трансакционных издержек ………………………………... ..11
1.3. Масштабы деятельности транзакционного сектора ………….. ….15
Глава 2. Анализ трансакционных издержек в российской экономике ... ……19
2.1. Динамика трансакционных издержек …………………………... ...19
2.2. Трансакционные издержки как экономические потери
общества ……………………………………………………………..28
2.3. Совершенствование образования трансакционных
издержек в России …………………………………………………..32
Заключение ……………………………………………………………... ………36
Список использованных источников ……………………………….. ………...38

Работа содержит 1 файл

курсовая по экономике.docx

— 58.02 Кб (Скачать)

T = S(A min = S + T = 2T) 

 Сдерживание  роста цен обеспечивало снижение  денежных издержек, что вело к  непрапорциональному росту неденежных  издержек, т.е росту совокупности  ТИ = А (т.е. трансакционные издержки  равны минимальной совокупности  трансакционных издержек). По мнению  А. Шеститко, при исследовании  трансакционных издержек необходимо  учитывать, что они существуют  в любой хозяйственной системе.  При оценке эффективности следует  использовать критерий минимализации  издержек производства, а не трансакционных  издержек, что в свою очередь  предполагает исследование зависимости  трансакционных издержек не только  от деятельности организаций  и институтов, но и от технологии. 

Трансакционные  издержки - это издержки (денежные и  неденежные), появляющиеся при принятии управленческих решений о реализации товаров (информационных затрат по поводу рынков сбыта, покупателях, поставщиках, конкурентах, ценах реализации, затрат по рекламе, по заключению договоров  и т.п.). 

 Можно  ввести понятие «маркетинговые  издержки», которые в какой-то  степени являются синонимом понятия  «трансакционные издержки» В  литературе существует много  определений трансакционых издержек: 

 издержки  по обмену права собственности; 

 издержки  по осуществлению и защите  контрактов; 

 издержки  получения выгоды от разделения  труда.  

 В  их составе Й. Барцель выделяет  «издержки измерения», Дж. Стиглер  - «информационные издержки», О.  Уильямсон - «издержки оппортунисического  поведения» и т.п. 

 Следует  отметить, что понятие трансакционных  издержек вошло в язык отечественной  экономической литературы совсем  недавно. Например, Шаститко и А. Олейник дают определение трансакционных издержек в рамках неоинституционализма. С. Малахов пытается ввести понятие трансакционных издержек в неоклассическую теорию тоже, а Капелюшников Р.И. рассматривает их с точки зрения экономической теории прав собственности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Виды  трансакционных издержек  

  Рассмотрим характеристику трансакционных издержек с позиции теории прав собственности. Регламентируемые тем или иным способом отношения собственности и их защита в случае необходимости, снижая уровень трансакционных издержек, был призван институт права. Наряду с понятием «собственность», используемое в экономике, было адаптировано понятие «право на собственность», «право собственности». Так появилась взаимосвязь экономики и права во взгляде на собственность.

 

  Поэтому именно в недостаточной спецификации прав собственности кроется причина существования и возрастания трансакционных издержек. 

 А.  Оноре дал полное определение  права собственности:

-право владения

-право пользования

-право управления

-право на доход

-право на капитальную стоимость

-право на безопасность, т.е. от экспроприации

-право на переход по наследству и по завещанию

-право на бессрочность

-право запрещения вредного пользования

-право на ответственность в виде взыскания

-право на остаточный характер 
 
 
 
 

  Р.И. Капелюшников выделяет 5 классов издержек трансакции:

Издержки  поиска информации представляют собой  расположением информации перед  совершением сделки или контракта. Издержи в данном случае получаются из затрат временных, потери, связанной  с неполной/неприобретенной информации. 

2. Издержки  ведения переговоров - этот вид  издержек складывается из-за неудачно  заключенной, плохо оформленной  сделки. Основным инструментом экономи  этих затрат нам представляются  типовые договоры. 

Издержки  измерения. Измерение - это квантификация  информации. Затраты на измерение  техники, на ведение собственного измерения, на осуществление мер для безопасности стороны от ошибок, те же потери от ошибок. 

Издержки  спецификации и затраты прав собственности 

 Эти  издержки связаны с расходами  на содержание суда, арбитража,  государственных органов; затраты,  необходимые для восстановления  нарушенных прав, потери от плохой  их защиты. 

Издержки  оппортунистического поведения 

 «Оппортунистическое  поведение» - введенное О. Уильямсоном  -понятие недобросовестного поведения., нарушающего условия сделки и  приносящие тем самым ущерб.  Это может быть и ложь, и  обман.  

 Такие  издержки представляют собой  издержки измерения, но относятся  не к результату, а к процессу - не к передаваемому продукту, а к поведению контрагентов  по сделке. 

Издержки  «политизации» - это издержки, сопровождающиеся принятием решения внутри организации:

- издержки коллективного принятия решения

-издержки влияния - централизованное принятие решения 

Внешние эффекты - появляются при любых трансакционных затратах и представляют собой интересы третьих лиц, т.е. возникают «внешние эффекты», которые и являются трансакционными  издержками. 

 По  существующим оценкам трансакционный  сектор занимает очень большое  (более 50 %) место в национальной  экономике, что, с одной стороны,  вынуждает экономистов заниматься  проблемами трансакционных издержек, а с другой стороны, разработкой  методов и путей снижения операционных  издержек.  

 Но  все трансакционный издержки  можно разделить на две группы  по степени возможности определения  для фирмы их реальной стоимости,  выраженной в денежном эквиваленте: 

 Явные  трансакционные издержки: все трансакционные  издержки, которые имеют определенную  рыночную цену в денежном выражении  и могут быть отражены в  бухгалтерских документах, например, затраты на рекламу, услуги  адвоката.  

 Неявные  трансакционные издержки: не выраженные  в денежной форме трансакционные  издержки, которые не могут быть  зафиксированы в бухгалтерских  документах, например, затраты, складывающиеся  от потерь свободного времени.  Они могут быть покрыты (как  и вмененные) за чсет экономической  прибыли от производства и  реализации.  

 В  начале XXI века в сфере экономического  производства происходят глобальные  изменения. Трансакционные издержки  являются не только «двигателем»  эволюции общественных институтов, стремление к их минимизации  способствует, по нашему мнению, научному техническому прогрессу.  

 Областью  применения трансакционных издержек  является, наряду с экономикой, политика  и социология, т.е. те виды человеческой  деятельности, которые обусловлены  взаимодействием между отдельными  индивидами или их объединениями.  

 Таким  образом, трансакция понимается  как активное экономическое взаимодействие  хозяйствующих субъектов, охватывающих  материальные, контрактные аспекты  обмена и используются для  обозначения как обмена товаров,  так и обмена различными видами  деятельности. 

 Характеристика  трансакционных издержек варьируется  от узких определений, связывающих  трансакционные издержки с отдельными  видами деятельности и затратами,  возникающими в ходе заключения  сделки, до широких. 

 А  вот разнообразие подходов к  анализу трансакционных издержек  и значительное расхождение по  поводу не только сферы их  образования, но и содержания, свидетельствуют о том, что  развитие теории трансакционных  издержек находится на стадии  описания их видовых характеристик  и формирования подходов к  раскрытию закономерностей их  образования.  
 
 

1.3. Масштабы  деятельности трансакционного сектора  

  Многие виды трансакционных издержек непосредственно не наблюдаемы и поэтому с трудом поддаются статистическому измерению. Единственная пока попытка количественно оценить их уровень (на материале экономики США) принадлежит Дж.Уоллису и Д.Норту. 

 Исходным  для их анализа является упоминавшееся  уже деление издержек на два  основных класса – "трансформационные" (связанные с физическим воздействием  на предмет) и трансакционные: "Трансформационные издержки  есть издержки, связанные с превращением  затрат в готовую продукцию,  издержки по осуществлению трансформационной  функции. Трансакционные издержки  зависят от затрат труда, земли,  капитала и предпринимательского  таланта, которые используются  в процессе рыночного обмена. 

 И  трансформационные, и трансакционные  издержки признаются производительными.  Их поведенческое подобие предполагает, что экономические агенты стремятся  минимизировать общую сумму тех  и других издержек, а значит, не  делают между ними различия. И  функция трансформации, и функция  трансакции требует реальных  затрат. В известных пределах  две эти категории издержек  взаимозаменяемы.  

 Для  определения издержек трансакции  Дж.Уоллис и Д.Норт пользуются  следующим критерием: с точки  зрения потребителя, таковыми  являются все его затраты, стоимость  которых не входит в цену, уплачиваемую  им продавцу, с точки зрения  продавца – все его затраты,  которые он не нес бы, если  бы "продавал" товар самому  себе. Например, при покупке дома  трансакционные издержки покупателя  будут определяться наймом адвоката, временем, затраченным на осмотр  домов, сбором информации о  ценах, уплатой пошлины при юридическом оформлении сделки и т.д. Для продавца такие издержки будут состоять из расходов на рекламу, найм агента по продаже недвижимости, затрат времени при показе дома и т.д. При этом акт купли-продажи может вызывать вторичные сделки и на стороне покупателя, и на стороне продавца: скажем, найм юриста или найм агента по торговле недвижимостью. Поэтому в составе трансакционных издержек авторы выделяют рыночный компонент. Эту часть, получающую явную стоимостную оценку на рынке, они называют "трансакционными услугами".  

 Согласно  полученным оценкам, в ВНП США  доля трансакционных услуг, оказываемых  частным сектором, увеличилась с  23% в 1870 г. до 41% в 1970 г., оказываемых  государством -- с 3, 6% в 1870 г. до 13,9% в 1970 г., что в сумме составило  рост с 26,1% до 54,7%. Часть этого  роста в течение столетия была  отражением передвижки трансакционных  затрат из внерыночной сферы  на рынок, но другая часть  представляла реальное инвестирование  ресурсов.  

 Расширение  трансакционного сектора, по словам  Дж.Уоллиса и Д.Норта, явилось  "структурным сдвигом первостепенной  важности". Дело в том, что  снижение трансакционных издержек  в расчете на одну сделку (то  есть их удельного уровня) открывает  путь дальнейшему углублению  специализации и разделения труда: "...ресурсы общества, направляемые на спецификацию и защиту прав собственности, были настолько эффективны, что это сделало возможным гигантский расцвет контрактных форм, которые заполнили нашу современную экономику и которые являются ключом к объяснению контраста между высокоразвитыми странами и странами "третьего мира".  

   Дж.Уоллис и Д.Норт выделили три фактора, лежавших в основе повышения удельного веса трансакционного сектора в экономике США: "С нашей точки зрения, трансакционный сектор рос по трем главным причинам: углубление специализации и разделения труда; технический прогресс в промышленности и на транспорте, сопровождавшийся увеличением размера фирм; усиление роли правительства в его взаимодействии с частным сектором".  

Информация о работе Трансакционные издержки: сущность и динамика в российской экономике