Значение
затрат по спецификации и правовой
защите контрактов возрастало
по мере расширения рынка и
усиления процесса урбанизации.
На смену личному обмену между
хорошо знающими друг друга
контрагентами пришел обезличенный
обмен, требовавший детального
определения условий сделки и
разветвленных механизмов правовой
защиты. Снижение удельного уровня
трансакционных издержек началось
в середине 19 в. в связи с
развитием сети железных дорог,
что подготовило почву для
урбанизации населения и расширения
рынков. Последствия большего товарного
разнообразия и ослабления личных
контактов выразилось в том,
что экономические агенты увеличили
свои расходы на поиск и
обработку рыночной информации.
Использование
капиталоемких технологий оправдано
только при достаточно значительных
масштабах производства, что требует
ритмичного поступления сырья
и материалов и налаженной
системы сбыта. Сокращение издержек
и повышение скорости транспортировки
сделали возможным переход к
крупным организациям. Благодаря
этому больший поток трансакций
стал осуществляться не только
через рынок, но и непосредственно
внутри фирм.
Произошло
снижение издержек по оказанию
давления на органы политической
власти в целях перераспределения
прав собственности, чем и было
предопределено непрерывное нарастание
государственного вмешательства
в экономику. (В частности, Дж.Уоллис
и Д.Норт отметили повысившееся
значение законодательных комиссий
Конгресса США и расширение
полномочий исполнительной власти.)
Бремя, которое оказалась вынуждена
нести экономика из-за усилившегося
государственного активизма, стало
неизмеримо тяжелей.
Анализ
Дж.Уоллиса и Д.Норта интересен
тем, что он вскрывает всю
неоднозначность источников расширения
трансакционного сектора. Его
рост может происходить:
1) при
простом перемещении трансакционных услуг
из внерыночной сферы на рынок;
2) при
снижении стоимости единичной трансакции
(за счет экономии на масштабах или лучшей
спецификации и защиты прав собственности
государством), если эластичность спроса
на трансакционные услуги по цене выше;
3) при
постоянной или повышающейся
удельной стоимости трансакционных
услуг, если это повышение перекрывается
экономией на издержках производства
в "трансформационном" секторе
в результате научно-технического
прогресса;
4) при
удорожании процесса обмена вследствие
установления государством неэффективных
правил, регулирующих отношения собственности.
2. Анализ
трансакционных издержек в российской
экономике
2.1. Динамика трансакционных издержек
С
появлением корпоративного законодательства
во второй половине 90-х гг. можно говорить
о некоторой стабилизации в сфере прав
собственности – борьба переместилась
уже в правовое поле. Хотя фактор коррумпированности
судов и государственных институтов вносит
в результаты этой борьбы свои “поправки”,
в значительной степени используются
квази-правовые - на грани законности -
методы или “дыры” в законодательстве.
Тем не менее и для 2000 года были характерны
ситуации правового нигилизма, когда захватчик
власти в корпорации игнорирует реальную
структуру акционерного капитала и тонкости
процедурных вопросов управления.
Наиболее
значимые корпоративные конфликты
2000 года были связаны с реорганизацией
компанией или с процессами
экспансии крупных предприятий
или промышленных групп. В целом
наблюдается смещение от внутрикорпоративных
противостояний к враждебным
внешним захватам.
В
крупнейших компаниях России
процесс реорганизации стал объективной
необходимостью для дальнейшего
долгосрочного развития. Тем не
менее, по оценке Института
корпоративного права и управления,
эти процессы происходят при
различном уровне прозрачности (с
точки зрения интересов мелких
акционеров). Можно выделить три
типа реорганизации: консолидация
РАО «Норильский никель» и
НК «Сургутнефтегаз» (мелкие акционеры
поставлены перед фактом), реструктуризация
холдинга РАО «ЕЭС России»
(мелкие акционеры проинформированы,
но не привлечены изначально
к подготовке программы), предприятия
связи (информирование и привлечение
мелких акционеров к разработке
программы).
Необходимо
отметить, что многие проблемы
реструктуризации крупнейших холдингов
связаны с последовательностью
процессов их создания и приватизации.
Широко известный конфликт 2000 г.
между менеджментом и мелкими
иностранными акционерами РАО
«ЕЭС России» имеет в своей
основе сложившуюся еще в середине
90-х гг. структуру собственности.
Как известно, в РАО присутствуют
государство как владелец контрольного
пакета акций (долгосрочные стратегические
интересы с сильным социальным
фактором, но вместе с тем осознание
необходимости радикальной технико-технологической
реконструкции), миноритарные акционеры
(краткосрочные интересы, связанные
с динамикой курса акций), акционеры
– представители трудового коллектива
(специфические интересы сохранения
рабочих мест и заработной
платы). Конфликты, связанные с
последней группой, будут иметь
в будущем самостоятельное значение,
но также касаются взаимоотношений
РАО с региональными властями
(социальные интересы и контроль
региональных энергетических структур).
Хотя генератором потенциальных
конфликтов здесь выступает неоптимизированная
структура собственности, определенный
компромисс интересов может быть
найден посредством выработки
пока отсутствующих принципов
корпоративного управления.
В
2000 году крупнейшие российские
компании продемонстрировали позитивные
изменения практически по всем
показателям. Суммарные объемы
выручки и нераспределенной прибыли
50 крупнейших компаний увеличились
в среднем на 15%, а рост собственного
капитала составил более 6%. Предприятия
нефтегазовой отрасли по-прежнему
получают основную долю всей
выручки и прибыли, что отражает
отраслевую структуру доходов
экономики страны. Объем продаж
нефтяных компаний достиг 71,5% от
совокупной выручки вместо 64,4% по
итогам предыдущего года. На втором
месте по этому показателю
с большим отрывом находятся
крупнейшие предприятия металлургии
(их доля в совокупном объеме выручки выросла
с 12,7% до 15,2%).
Совокупный
размер прибыли 50-ти крупнейших
предприятий за период с 01.10.99
по 30.09.00 составил 12,9 млрд долл. по
сравнению с 11 млрд долл. по
итогам предыдущих четырех кварталов.
Рентабельность этих компаний
увеличилась с 20,8% до 21,6%, что свидетельствует
о повышении эффективности финансово-хозяйственной
деятельности предприятий. В то
же время темпы роста рентабельности
продаж замедлились. Совокупный
размер собственного капитала 50
крупнейших компаний составил 67,2
млрд долл. или около 65,4% от
активов. В данном соотношении
существенных изменений не произошло
(по итогам предыдущего периода
доля в собственного капитала
активах составляла 65%, при размере
первого 63,3 млрд долл.). Капитализация
крупнейших 50 компаний составила
50 млрд долл., причем нефтегазовая
отрасль увеличила свой вес
с 68% до 89%, электроэнергетика –
с 16% до 18%, капитализация предприятий
связи осталась на прежнем
уровне (8%).
В
2000 г. около 15 крупных российских
корпораций заявили о своем
намерении выпустить депозитарные
расписки. Показательно также, что
большинство российских корпоративных
заемщиков на рынке еврооблигаций
стремились в срок выполнять
свои обязательства по текущим
платежам. Для 1999-2000 гг. стало характерно
также возрождение интереса к
рынку корпоративных облигаций.
Если
до и в ходе кризиса 1998 года
“бегство капиталов” из России
носило тотальный характер, то
в 1999-2000 гг. отмечен определенный
рост реинвестирования капиталов.
В основе этого процесса –
рост рентабельности и эффективность
вложений в российские предприятия
после девальвации рубля, когда
в некоторых отраслях норма
прибыли имела значения, недостижимые
в настоящее время за рубежом. Это не означает,
тем не менее, что утрачивает свою актуальность
проблема “бегства капиталов” – речь
идет лишь о возросшем притоке ранее вывезенных
средств в виде псевдоиностранных кредитов
и в иных формах.
Таблица
1
Изменения
в структуре собственности средних
и крупных российских АО, 1994-2000 гг.,
% уставного капитала
|
1994 |
1996 |
1998 |
2000 |
Инсайдеры |
60-65 |
55-60 |
50-55 |
30-35 |
Внешние
акционеры |
15-25 |
30-35 |
35-40 |
50-55 |
Государство |
15-20 |
9-10 |
5-10 |
10-12 |
Имеющиеся
данные за 2000 год свидетельствуют
и о существенном изменении
в структуре акционерного капитала
российских предприятий (табл.1).
Качественным переломным моментом
является 1998 год. Резкое снижение
доли инсайдеров (работников) и рост
доли внешних акционеров отражают,
во-первых, посткризисные процессы
концентрации собственности (в
том числе связанные с резким
падением стоимости акций), во-вторых
– снижение официально зарегистрированной
доли менеджеров в среднем
от 12-16% в 1996 г. до 7-8% в настоящее
время1. Последнее связано либо
с прямым переходом акций внешним
акционерам (продажа или изъятие
за долги), либо с расширением
практики неформального контроля
со стороны менеджеров (перевод
имеющихся или оформление скупленных
акций на аффилированные структуры).
В
сентябре 2000 г. правительство внесло
в Госдуму очередной проект
программы приватизации на 2001 год,
в котором наибольшие вопросы
традиционно вызывает список
объектов. В списке фигурировали
и крупнейшие предприятия (холдинги),
приватизация пакетов акций которых
уже несколько раз переносилась.
Это свидетельствует, в частности,
о сложившемся формальном подходе
правительства к документу, который
с 1997 года парламентом не был
принят ни разу. Проекты нового
закона о приватизации в принципе
исключают контроль Госдумы за
приватизацией посредством принятия
списков крупнейших предприятий.
В этой связи Госдумой в
сентябре 2000 г. принят в первом
чтении законопроект, внесенный
в ГосДуму от КПРФ и аграрнопромышленной
группы (поправки в закон о
приватизации), запрещающий отчуждение
из федеральной собственности
пакетов акций крупных АО (балансовая
стоимость основных фондов которых
на 1 января 2000 г. превышала 5 000 000
МРОТ) до принятия программы приватизации.
В проект бюджета на 2001 год
была внесена поправка, в соответствии
с которой до принятия программы
приватизации сделки по крупным
предприятиям запрещены.
Тем
не менее доходы от приватизации
в бюджете 2000 года существенно
превысили первоначально предполагавшуюся
правительством сумму в 22 млрд
рублей (табл. 2). В первом полугодии
в федеральный бюджет поступило
в результате приватизации 11,16 млрд
рублей (в т.ч. 4,2 млрд от продажи
собственности и 6,98 млрд –
от управления федеральным имуществом).
В
целом по предварительным данным
в 2000 году доходы от использования
и продажи государственного имущества
составили 50,6 млрд рублей, в том
числе от продажи – 31,4 млрд,
9,8 млрд – доход от деятельности
СП «Вьетсовпетро», 5,6 млрд – дивиденды
по акциям (1020 АО), 3,4 млрд – аренда
федерального имущества, 0,44 млрд - от использования
федеральной собственности за рубежом.
Основные
доходы от продажи имущества
получены за счет реализации
акций нефтяной компании «ОНАКО»
(85% акций, 1,08 млрд долл.), пакетов
акций НК «ЛУКойл» (спецаукцион,
0,5%, 1,4 млрд рублей), Междуреченской
и Красноярской угольных компаний,
фабрики «Большевичка». Летом
2000 года на спецаукционе в 30
регионах выставлялись последние
остававшиеся у государства 0,25%
акций РАО «Норильский никель».
Довольно нелепо выглядит продажа
на отдельном аукционе оставшихся
после спецаукциона 7 (семи) акций
РАО. Это соответствует формальным
требованиям законодательства, однако
затраты государства в данном
случае существенно превышают
доход.
Таблица
2.Приватизация в 1995-2000 гг.
|
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
Количество
приватизированных
предприятий |
6000 |
5000 |
3000 |
2583 |
595 |
- |
Утвержденный
бюджет |
4,991 трлн а |
12,3 трлн |
6,525 трлн |
8,125 млрд c d |
15 млрдcf
|
18 млрдcf
|
Фактически
получено |
7,319 трлн |
1,532 трлн |
18, 654 трлн b |
14,005
млрд e
|
8,33 млрд c
|
31,4
млрд c
|
Дивиденды
по
федеральным
пакетам
акций |
115 млрд |
118 млрд |
270,7 млрд |
574,6 млн |
6,15 млрд |
5,6 млрд |