Теория потребительского выбора и её практическое применение

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 12:32, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы состоит в том, что проблемы, затронутые в данной теме, имеют огромное практическое значение как для каждого отдельного человека или групп людей, в виде потребителей или производителей, так и для всего мирового сообщества в целом, как единой экономической системы

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 619.00 Кб (Скачать)

     Примечание  – Источник: [8, с.159] 

     Проанализировав статистические данные, можно прийти к таким выводам, как:

  1. Наибольшую часть своих доходов при фиксированных ценах и неизменном бюджете покупатели тратят на покупку продуктов питания, как товара первой необходимости.
  2. На одежду, обувь и ткани, как и на услуги ЖКХ потребители тратят примерно одинаковую часть своих доходов, как на товары второй необходимости после питания.
  3. Изменения цен слабо отражаются на покупке товаров первой необходимости.
 

    Изучив  данные, мы можем вывести некоторые  закономерности развития потребления  населения Беларуси. Уменьшение по годам расходов на продукты питания даёт нам толчок к мысли (следуя закону Энгеля) о том, что доходы населения увеличились, т.е. увеличилась и способность на дополнительную покупку одежды, обуви, что мы можем увидеть по данным из таблицы. Уменьшилось употребление спиртных напитков и табачных изделий, т.е. происходит постепенное социальное процветание населения. Так же увеличились затраты на культуру, отдых и спорт, т.е. культурное преобразование. Стало больше расходоваться на услуги связи, чему способствует развитие информационных и мобильных технологий, а так же происходит уделение должного внимания сфере образования, т.е. требование к расширению познаний молодых кадров и специалистов.

    Центральное место в модели устойчивого социально-экономического развития занимает человек как личность, как потребитель и производитель благ и услуг, генератор новых идей и главный субъект их реализации.

    Главной целью социально-экономической политики РБ в долгосрочной перспективе является обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потребления. Для реализации главной цели основными направлениями социальной политики должны стать:

    · создание условий и возможностей всем трудоспособным гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей;

    · создание гибкой системы подготовки и переподготовки кадров;

    · обеспечение роста реальных денежных доходов населения;

    · последовательное повышение уровня оплаты труда как основного источника  денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности работников наемного труда;

    · формирование среднего класса как фактора  стабилизации общества на основе значительного  роста денежных доходов населения  и снижения уровня малообеспеченности;

    · повышение уровня пенсионного обеспечения;

    · снижение уровня малообеспеченности населенияи др.

    На  этапе 2011–2020 гг. необходимо обеспечить приближение Республики Беларусь по уровню и качеству жизни населения  к экономически развитым странам  на основе формирования социально ориентированного рыночного типа экономики.

    Определение объемов и структуры потребления  продуктов питания и обеспечение  непродовольственными товарами необходимо производить с учетом, с одной  стороны – необходимости более  полного удовлетворения потребностей населения в материальных благах, с другой – повышения требований к ассортименту и качеству. К концу прогнозируемого периода (2020г.) предстоит обеспечить:

    · достижение в среднем по стране научно обоснованного сбалансированного  и высококачественного питания  за счет роста потребления мяса и  мясопродуктов преимущественно нежирных сортов, рыбы и рыбопродуктов, фруктов и ягод; осуществить переход от «хлебного» к мясо-молочному, насыщенному витаминами питанию, замену высококалорийного питания со значительной долей жиров и углеводов менее калорийным;

    · рациональную структуру гардероба, удовлетворяющую разнообразные потребности (повседневные, сезонные, эпизодические и т.п.), связанные с различными видами деятельности (трудовая, бытовая, досуговая и т.д.);

    · существенное расширение использования  предметов культурно-бытового и хозяйственного назначения, как используемых городским, так и сельским населением.

    Повышение уровня потребления и его рационализация предусматриваются на основе устойчивой сбалансированности спроса и предложения  по оптимизации производства товаров и развития сферы услуг, совершенствования системы распределительных отношений. [17] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Изучение  потребительского поведения - сложная  наука. В своей работе я изложила основные концепции проблем потребительского поведения, а так же максимизацию блага. Поэтому, подводя черту, хотелось бы остановиться на основных выводах, сделанных в ходе выполнения данной курсовой работы:

       - выбирая блага для потребления,  покупатель руководствуется своими

       предпочтениями;

       - поведение потребителя является рациональным, в частности он выдвигает определенные цели и руководствуется личным интересом;

       - потребитель стремится максимизировать  совокупную полезность, т.е. стремится выбрать такой набор благ, который приносит ему наибольшую общую полезности в условиях бюджетного ограничения;

       - на выбор потребителя и его  субъективные оценки полезности  покупаемых благ влияет закон убывающей предельной полезности;

       - при выборе благ возможности  потребителя ограничены ценами  благ и его доходом.

    Потребление населением определяется ресурсами (доходами и имуществом). Поэтому уровень  жизни населения чаще всего рассматривается  в экономической системе «ресурсы — потребление».

    Для определения уровня жизни фактическое  потребление необходимо сравнивать с социальными нормами и нормативами потребления, определяя таким образом степень удовлетворения потребностей.

    Важная  роль среди социальных нормативов принадлежит  системе потребительских бюджетов: прожиточному минимуму, минимальному потребительскому бюджету и бюджету высокого достатка.

    На  мой взгляд, улучшение экономической  жизни граждан (повышение их доходов их всех источников и установление стабильного экономического положения в стране) приведёт к росту потребления различных товаров и услуг, в том числе и наши импортные. Т.о., для роста дохода потребителя необходимо повысить минимальную заработную плату, социальные выплаты, трансферты населению и прочие выплаты государства. При этом учитывать льготы , устанавливать цены, доступные для любого слоя общества, следить за качеством производимой продукции, модернизировать продукцию в соответствии с временными требованиями потребителей.

    Изучив  литературу, можно отметить, что  люди все больше  перестают  подчиняться  извечным  потребительским  законам. Многие общественные движения призываю обратить  внимание  на  особенность и оригинальность  каждого  человека,   отказаться   от   потребления   товаров массового производства, говорят о том, что нужно перестать тратить деньги  в пустую, приобретая излишнее. Они открыто  заявляют,  что  производителям  не должен  ориентироваться  на  удобство,  легкость  и  простоту   производства товаров массового потребления, в первую очередь он должен следовать  нуждами людей.

    Таким образом, можно смело сказать, что  по данной теме курсовой работы извлечены ключевые моменты, которые дают нам наиболее четкую картину о проблемах, с которыми сталкивается потребитель, как меняется поведение потребителя под влиянием каких-то определенных факторов и чем мотивируется его выбор. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы 

  1. Алешина И.В. Поведение потребителей: Учеб. Пособие  для вузов.- М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.- 384 с.: ил.
  2. Земляков Д.Н. Микроэкономика: Учебн. Пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 144 с. – (Серия «Вопрос-ответ»).
  3. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент /Пер. с англ. Под ред. О. А. Третьяк, Л. А. Волковой, Ю. Н. Каптуревского. – СПб:  Издательство «Питер», 2000. – 896 с.: ил. (Серия «Теория и практика менеджмента»)
  4. Маркетинг: Учебник/ И.Л. Акулич. – 3-е изд. – Мн.: Выш. шк., 2004. – 463 с.
  5. Микроэкономика: учеб.  пособие/ М. И.  Плотницкий, А. К. Корольчук, Л. В. Лемешевская, М. К. Радько, под ред. М. И. Плотницкого.- з-е изд., стер.- Мн.: Новое знание, 2005 – 427 с.- (Экономическое образование)
  6. Нуреев Р.М. Курс  микроэкономики: Учебник для вузов.- 2-е изд., изм.- М.:Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2001. – 572 с.
  7. Поведение потребителя. Практикум: Пособие / Авт.-сост.: Т.Н.Байбардина, Л.М. Титкова, Г.Н. Кожухова. – Мн.: Новое знание, 2002. – 123с.
  8. РБ. Статистический ежегодник 2010:стат. Ежегодник – 582 с. – Минск, 2010.
  9. Социально- экономическое положение РБ. Январь- июль 2010г.: статистический справочник. – 249 с.: ил. – Минск, 2010.
  10. Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н. Микроэкономика: Учебник / Под общей ред.  д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2002. – 304 с. – (Серия «Учебники МГУ им. М.В. Ломоносова»).
  11. Фоксол Г., Голдсмит Р., Браун С. Психология потребителя в маркетинге / Пер. с англ. Под ред. И. В. Андреевой. – СПб: Питер, 2001.- 352с.: ил. – (Серия «Маркетинг для профессионалов»).
  12. Франк Р.Х. Микроэкономика и поведение. – М.: ИНФРА-М, 2000. – XVI696 с. – (Серия «Университетский учебник»).
  13. Электронный ресурс: http://belstat.gov.by . Дата доступа: 29.11.2010
  14. Электронный ресурс: http://kireev1.ru/tarifnye-metody-regulirovaniya-mezhdunarodnoy-torgovli/izlishki-potrebitelya-i-proizvoditelya.html  : Международная экономика. Излишки потребителя. Дата доступа: 27.11.2010
  15. Электронный ресурс: http://works.tarefer.ru : Каталог :: Экономика Цена и спрос. Дата доступа: 25.11.2010
  16. Электронный ресурс: http://w3.economy.gov.by : Национальная стратегия устойчивого социально- экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. Дата доступа: 30.11.2010
  17. Электронный ресурс: http://50.economicus.ru:  Экономическая школа. 50 лекций по микроэкономике. Дата доступа: 25.11.2010

Информация о работе Теория потребительского выбора и её практическое применение