Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 12:32, курсовая работа
Актуальность выбранной темы состоит в том, что проблемы, затронутые в данной теме, имеют огромное практическое значение как для каждого отдельного человека или групп людей, в виде потребителей или производителей, так и для всего мирового сообщества в целом, как единой экономической системы
Рисунок 2.3.1 – Линия спроса
Наклон кривой спроса зависит и от того, какую долю в бюджете потребителя составляют затраты на данный товар: если эта доля невелика, то потребитель слабо реагирует на изменение цены. При любом значении цены, которая могла бы сложиться на рынке, объем спроса каждого покупателя - это соответствующее данной цене количество товара, которое сам потребитель считает для себя необходимым и желательным; это объем, определяемый его индивидуальной кривой спроса. В этом проявляется так называемый суверенитет потребителя. Связь рыночного спроса с совокупностью индивидуальных определяется следующей закономерностью: объем рыночного спроса при каждом значении цены равен сумме объемов спроса отдельных потребителей при данном значении цены.
Зависимость между ценой и сложившимся в результате этого уровнем спроса представлена кривой спроса . Кривая показывает, какое количество товара будет продано на рынке в течение конкретного отрезка времени по разным ценам, которые могут взиматься в рамках иного отрезка времени. В обычной ситуации спрос и цена находятся в обратно пропорциональной зависимости, т.е. чем выше цена, тем ниже спрос.[15]
Рассмотрим потребительские излишки как способ измерения динамики индивидуального и общественного благосостояния потребителей. Представим себе кривую рыночного спроса как графическое отображение суммы прогнозируемых предельных полезностей, которые потребители собираются получить от покупаемого товара. Тогда общественный потребительский излишек можно рассматривать как разницу между предельной полезностью и фактическими расходами. Этот излишек называется маршаллианским. Потребительские излишки являются важнейшим показателем общественного благосостояния.[10, с.64]
Излишек потребителя (consumer surplus) — разность между рыночной ценой, по которой потребитель приобрел товар, и максимальной ценой, которую он готов заплатить за данный товар (рис. 2.3.2).
Рисунок 2.3.2 – Излишки потребителя и производителя
Примечание
– Источник: [14]
Кривая спроса D показывает максимальную цену, которую потребитель готов заплатить за конкретное количество товара. Если рыночная цена составляет Р, то потребитель готов купить Q0 единиц товара за P0 долларов. Излишек потребителя представлен треугольником а, являющимся разностью между рыночной ценой, по которой он приобрел товар Р2E, и максимальной ценой, по которой он был бы готов приобрести товар, ограниченной кривой спроса.
Кривая предложения S показывает минимальную цену, по которой производитель готов продать свой товар. Если рыночная цена составляет Р, то производитель готов продать Q0 единиц товара за P0 долларов. Излишек производителя представлен треугольником являющимся разностью между рыночной ценой, по которой он продал товар РЕ, и минимальной ценой, по которой он был бы готов продать товар, ограниченной кривой предложения.
Более
точное измерение излишков можно
осуществить, если использовать кривую
компенсированного спроса. Эта кривая
показывает зависимость объёма спроса
от изменений цены с учётом компенсации
дохода, обеспечивающей начальный уровень
полезности, т.е. – реакцию спроса без
учёта действия эффекта дохода. Компенсированный
спрос менее эластичен, чем обычный, следовательно,
менее чувствителен к ценовым колебаниям,
но с уменьшением общего объёма потребления
разница становится менее существенной.[2,
с.52]
2.4
Реакция потребителя
на изменение дохода
и цен. Кривые
Энгеля
Итак, при некотором заданном доходе и заданных ценах потребитель однозначно определяет свои расходы - выбирает на бюджетной линии точку, которая соответствует самой "полезной" кривой безразличия. А что произойдет, если изменится доход и, следовательно, изменятся покупательные возможности потребителя?
Можно проанализировать реакцию потребителя на изменение доходов и цен, что позволит классифицировать потребителей по уровню доходов и видам потребления.
Итак, рассмотрим поведение потребителя при изменении цен и дохода.
При неизменных ценах это выразится в параллельном сдвиге бюджетной линии. В случае увеличения дохода она отодвинется от начала координат и потребителю станут доступны более далекие кривые безразличия, а в случае уменьшения приблизится к началу координат и потребителю придется перейти на меньший уровень полезности.
На
каждом уровне дохода потребитель будет
выбирать самый полезный набор благ,
и можно сказать, что каждой бюджетной
линии соответствует своя оптимальная
точка. Если мы рассмотрим все возможные
уровни дохода и соединим все точки
выбора, соответствующие каждому уровню,
то мы получим линию доход-потребление.
По ней движется потребитель при изменении
своего дохода (рис.2.4.1):
Рисунок
2.4.1 - Кривая доход-потребление
Эта кривая, названная Дж. Хиксом «доход-потребление», в американской литературе получила название кривой уровня жизни.[6, с.132]
Если кривая возрастает, то товары X и Y называются нормальными. Товар, потребление которого с ростом дохода убывает, называется некачественным. Высококачественным называется такой товар, на который расходуется весь дополнительный доход потребителя. [4, с.48] Следует подчеркнуть, что один и тот же товар может быть низшим благом для одного потребителя и нормальным товаром для другого. Так, если потребитель рассматривает чай лишь как дешевый заменитель кофе, то с ростом дохода он будет, естественно, сокращать закупки чая, заменяя его кофе, и чай окажется низшим благом. В то же время для другого потребителя, который пьет чай потому, что ему это нравится, чай не будет низшим благом. [17]
При
помощи графика «доход-потребление» можно
построить зависимость между объёмом
потребления и доходом. График такой зависимости
называется «кривая Энгеля» (рис.2.4.3):
Рисунок 2.4.3- Кривая Энгеля
Примечание – Источник: [17]
Кривые Энгеля несут важную информацию о том, как реагирует спрос на изменение в денежных доходах потребителя. Для фирм- производителей при оценке возможных объёмов продаж и рыночной конъюктуры данного товара. В частности, Энегелем были выведены следующие закономерности: 1) спрос на разные товары по-разному реагируют на изменение доходов: предметы роскоши более восприимчивы к изменению доходов;
2)потребление продуктов питания и других товаров первой необходимости практически не зависит от изменения доходов;
3)с
увеличением доходов
Заметим, что в теории потребления мы все время предполагаем, что потребитель весь свой доход тратит на приобретение различных товаров. В действительности же потребитель при некотором уровне дохода может делать сбережения. В этом случае доходы потребителя будут превышать расходы на величину сбережений. С другой стороны, при низком уровне дохода потребитель вынужден брать деньги в долг, чтобы свести концы с концами.
Если
изменение дохода при постоянных
ценах выражалось в параллельных
сдвигах бюджетной линии, то изменение
цены на один из товаров при постоянстве
дохода и цены другого товара будет выглядеть
как поворот бюджетной линии. Таким образом,
каждому значению цены товара Х будет
соответствовать своя бюджетная линия,
а каждой бюджетной линии - своя точка
касания с какой-нибудь кривой безразличия.
Соединив все эти точки выбора, как в предыдущем
разделе, мы получим линию цена-потребление
товара X (рис.2.4.4):
Рисунок 2.4.4 – Линия «цена-потребление» и линия спроса
Примечание
– Источник: [2, с.48]
Линия
«цена-потребление» показывает зависимость
потребляемого объёма от изменения
цены данного блага. Выявленная взаимосвязь
между ценой и объёмом
Изменение цены какого-либо товара влияет на объем спроса через эффект замены и эффект дохода. Снижение рыночной цены на один вид товара из общего потребительского набора может иметь разные последствия: 1)появление свободных денежных средств – эффект дохода;
2)возникает
соблазн закупить больше тот товар,
который относительно подешевел – эффект
замещения (рис.2.4.5):
Рисунок 2.4.5 – Эффект дохода и замещения
Оба эффекта могут действовать в противоположных направлениях. Если эффект дохода положителен, а эффект замещения отрицателен, причём эффект дохода по абсолютной величине меньше эффекта замещения, то мы имеем дело с неполноценным (низкокачественным благом), хотя закон спроса не нарушается. Если же положительный эффект дохода по модулю больше эффекта замещения, то при росте цены потребитель будет стремиться увеличивать своё потребление, и закон спроса нарушится. Такие товары называются товарами Гиффена. В случае, когда разнонаправленные эффекты по модулю равны, то спрос будет абсолютно неэластичен (вертикален). [10, с.62]
Потребитель стремится к максимизации ценности приобретаемого им продукта. В его воображении формируется ожидаемая ценность продукта, которая и определяет его выбор. Удовлетворение покупателя - функция предполагаемых характеристик продукта и ожиданий покупателя.[3, с.103]
Для определения оптимального потребительского выбора необходимо совместить предпочтения потребителя, представленные картой безразличия, с бюджетным ограничением, представленным бюджетным множеством. Используя методологию нахождения оптимума потребителя, можно проанализировать его реакцию на изменение доходов и цен.
Глава 3. СТРУКТУРА ПОТРЕБЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЕЁ РАЗВИТИЯ
Теория потребительского выбора используется для решения ряда теоретических и практических проблем в сфере экономической и социальной политики. Например, для объяснения нестандартного поведения потребителя, рационирования на благосостояние потребителя и др. [5, с.159]
В Республике Беларусь, потребители, как и в любых других странах, стремятся извлечь максимум выгоды из купленных товаров. Наибольшую часть при минимальных доходах белорусский потребитель тратит на продукты питания. Чем больше доход, тем большую часть идёт на потребление «второстепенных» товаров.
Для того чтобы понять, как потребитель будет тратить свои доходы на различные товары и услуги или будет откладывать их в сбережения, требуется понять структуру поступления денежных средств к потребителю (рис.3.1):
Рисунок 3.1 - Структура денежных доходов населения
Примечание
Источник: [13]
По статистическим данным, денежные расходы и сбережения населения Республики Беларусь на первое полугодие 2010 года составили 48,5 трлн рублей, из которых на покупку товаров и оплату услуг население израсходовало 38,3 трлн рублей (79,1% от общей суммы денежных расходов и сбережений населения), на оплату налогов, взносов и других платежей 10 трлн рублей (20,6%), на сбережения – 2,6 трлн рублей (5,3%).[9, с.150 ]
Ниже
я приведу статистические данные
по изменению структуры
Таблица
3.2 - Структура потребительских расходов
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ РАСХОДЫ- ВСЕГО | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
расходы на покупку продуктов питания, из них: | 42,4 | 40,2 | 39,2 | 38,9 | 37,9 |
мяса и мясных продуктов | 13,9 | 13,4 | 13,1 | 12,6 | 12,5 |
рыбы и рыбных продуктов | 3,1 | 2,8 | 2,7 | 2,3 | 2,1 |
молока и молочных продуктов | 6,3 | 5,9 | 5,9 | 6,3 | 6,5 |
хлеба и хлебных продуктов | 7,7 | 7,1 | 6,4 | 6,5 | 6,2 |
фруктов и ягод | 2,4 | 2,4 | 2,8 | 2,7 | 2,4 |
овощей | 2,1 | 1,9 | 1,9 | 1,9 | 1,8 |
прочих продуктов питания | 7,1 | 6,8 | 6,5 | 6,6 | 6,4 |
расходы на питание вне дома | 2,2 | 2,1 | 2,3 | 2,3 | 2,3 |
расходы на покупку: | |||||
алкогольных напитков | 2,5 | 2,5 | 2,3 | 2,3 | 2,2 |
табачных изделий | 1,5 | 1,4 | 1,4 | 1,3 | 1,3 |
расходы на: | |||||
одежду, обувь, ткани | 11,9 | 9,3 | 9,2 | 9,1 | 10,1 |
мебель, товары культурно- бытового назначения | 6,5 | 7,4 | 8,7 | 8,2 | 8,1 |
здравоохранение | 2,7 | 2,8 | 3,1 | 3,2 | 3,1 |
ЖКХ | 9,1 | 8,8 | 7,4 | 7,1 | 7,7 |
услуги общественного транспорта | 3,1 | 3,1 | 3,1 | 2,9 | 2,5 |
услуги связи | 3,6 | 4,1 | 4,8 | 4,8 | 4,8 |
услуги образования | 1,8 | 1,6 | 1,7 | 1,9 | 2,1 |
культура, отдых, спорт | 2,9 | 3,2 | 2,7 | 2,8 | 2,9 |
предметы личной гигиены | 2,1 | 2,1 | 2,1 | 2,1 | 2,9 |
прочие товары и услуги | 10,3 | 11,7 | 12,3 | 13,2 | 12,5 |
Информация о работе Теория потребительского выбора и её практическое применение