Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 12:32, курсовая работа
Актуальность выбранной темы состоит в том, что проблемы, затронутые в данной теме, имеют огромное практическое значение как для каждого отдельного человека или групп людей, в виде потребителей или производителей, так и для всего мирового сообщества в целом, как единой экономической системы
В самом виде потребность можно определить как нужду её носителя в чём-либо. Потребности могут быть врождёнными (в пище, например) и обученными, т.е. обретёнными в результате обучения (потребность в профессиональном росте). Все потребности человека никогда не удовлетворяются полностью. Если одна потребность удовлетворена, то появляется другая.[1, с.202-203]
По степени удовлетворения выделяют удовлетворённые, частично удовлетворённые и неудовлетворённые. Когда потребность возникла, она продуцирует состояние побуждения или стремления. Побуждение- это состояние индивидуума, испытывающего эмоциональный и психологический подъём. Состояние побуждения активизирует вовлечение человека в целенаправленное действие для обретения стимульного объекта (продукты, услуги, другие люди). Он начинает активно искать и отбирать соответствующую информацию о способах удовлетворения потребности.
Теории мотивации представляют собой полезные модели управления потребительским поведением. Существуют различные классификации мотивов. Например, по Аллену, мотивы подразделяются на первичные (голод, жажда) и вторичные (стремление к красоте, развитие вкуса, экономность, расчётливость). К. Мадсен выделяет мотивы органические (голод, боль, холод), эмоциональные (стремление к безопасности), социальные ( жажда власти, деятельности), деятельные (потребность в опыте, любопытство).[7, с.21]
Иерархия мотивов Маслоу известна во многих областях знаний. Этот подход основан на четырёх предпосылках:
1.Все
люди имеют одинаковый набор
мотивов в силу
2.Некоторые мотивы более значимые, чем другие.
3.Базовые мотивы должны быть удовлетворены хотя бы минимально перед тем, как будут осуществляться другие.
4.После
удовлетворения базовых
На
рис. 1.4. показана иерархия мотивов Маслоу
[1, с.207]:
5.Самоактуализация: желание самореализации, стать тем, кем человек способен стать, обогащение опыта. 4.Самооценка:
желание статуса, 3.Принадлежность:
мотивы в желании любви, 2.Безопасность: защищённость, стабильность. 1.Физиологические мотивы: еда, сон, вода. |
Рисунок
1.4 - Иерархия потребностей
Маслоу
Ограниченность
данной модели в следующем: 1)не учитывается
ситуационный характер мотивации; 2)конкретное
потребительское поведение
Таким образом, идентификация факторов, которые мотивируют покупки потребителей,- это трудная задача, поскольку любое человеческое поведение может быть вызвано как одним, так и несколькими факторами. Люди могут не осознавать своих мотивов или умышленно скрывать их. О характере мотивации обычно судят исходя из наблюдений за поведением других людей, а для понимания этого недостаточно. Тем не менее, мотивированное поведение имеет место, когда индивид чувствует к нему цель (стимул) и испытывает внутреннюю потребность (желание).[11, с.199]
Теория
Маслоу о человеческих потребностях
является точкой для изучения мотивации.
Поведение потребителя, по сути, направляется
совокупностью мотивирующих сил, на
которые существенное влияние оказывает
ограниченность бюджета (дохода) потребителя
и получение от приобретённого товара
максимум удовлетворения (полезности).
Глава 2. ПОЛЕЗНОСТЬ
И СПРОС
Проблема измерения полезности - одна из самых сложных в экономической теории. Измерить полезность впрямую практически невозможно. В прошлом для удобства исследования пытались производить количественные оценки полезности и даже придумывали для этого специальные счётные единицы (ютили). Такой подход получил название количественного (кардиналистского) подхода.[10, с.52] Самый главный девиз: «Полезность зависит от количества и качества потребляемых благ» .Они представляли общую полезность как сумму полезностей всех товаров, входящих в набор. Данный подход был основан на предпосылке, что полезности отдельных товаров являются независимыми. На самом деле многие товары являются взаимозаменяемые и взаимодополняемые. Анализ поведения потребителя на основе количественной теории полезности предполагает использование следующих гипотез.
Предельная
полезность – это дополнительная
полезность, полученная за счёт увеличения
потребления данного блага на одну единицу,
или же – частная производная функции
полезности по объёму потребления i-ого
блага:
MU (xi) = U/ xi
= U’(xi)
Одновременно
величина предельной полезности равна
тангенсу угла наклонной касательной,
проведённой к любой точке
кривой общей полезности. График предельной
полезности представлен на рис. 2.1.1.:
Рисунок 2.1.1 - Предельная полезность, первый закон Госсена
Примечание
– Источник: [10, с.53]
График предельной полезности имеет отрицательный наклон, т.к. полезность потребляемых одна за другой частей блага постепенно убывает. В точке насыщения индивидуума, при достижении общей полезности своего максимума, предельная полезность становится равной нулю. Это значит, что потребность в данном благе полностью удовлетворена.
Принятие
трех названных гипотез означает,
что в основе плана потребления
индивида лежит составленная им таблица
полезностей, в которой каждая единица
всех потребляемых благ имеет количественную
оценку полезности в ютилах. Ориентируясь
на таблицу полезности, названную по имени
ее соcтавителя таблицей Менгера, потребитель
при заданных ценах на товары формирует
структуру и объемы покупок, которые позволяют
при заданном бюджете приобрести максимальную
сумму ютилов (табл.2.1):
Таблица 2.1 - Таблица полезностей благ (таблица Менгера)
(оценка блага в ютилах)
Номер блага | Вид блага | ||
Благо 1 | Благо 2 | Благо 3 | |
1 | 46 | 42 | 40 |
2 | 40 | 38 | 36 |
3 | 36 | 36 | 30 |
4 | 30 | 32 | 26 |
5 | 28 | 30 | 20 |
... | ... | ... | ... |
Из условий достижения потребителем максимума функции полезности следует, что потребитель при заданных ценах на товары (при ценах, независимых от потребителя),определенном бюджете, отсутствии товарного дефицита и бесконечной делимости товаров достигнет максимума удовлетворения, если он распределит свои средства на покупку различных товаров так, что отношение предельной полезности товара к его цене будет одинаковым по всем товарам.
Правило
максимизации полезности (условие равновесия
потребителя) можно выразить с помощью
следующей формулы:
где
λ - средняя предельная полезность на
одну единицу денежных затрат личного
бюджета потребителя или
Данное
равенство достигается
Если при неизменных ценах растет бюджет потребителя, то он может увеличить общую полезность за счет увеличения объема спроса тех товаров, у которых предельная полезность больше нуля.
Правило максимизации полезности и логически согласующуюся с ним кривую спроса необходимо постоянно корректировать с учетом снижения цены. Это вызвано тем, что при снижающейся предельной полезности каждого покупаемого товара снижение цены выступает одним из способов, при помощи которого можно побудить потребителя к последующим покупкам этого товара. Каждая последующая продажа одного и того же товара возможна лишь при условии извлечения потребителем дополнительной выгоды от снижающейся цены и при неизменном доходе, т.е. его потребительском бюджете, а также сравнительно более высоких ценах взаимозаменяемых товаров.
Ценность
данного правила
Количественная оценка полезности какого-либо товара или товарного набора имеет исключительно индивидуальный, субъективный характер. В основе количественного подхода лежит не объективное измерение полезности, а субъективные оценки потребителей. Относительно способности индивида количественно оценивать, хотя бы только для себя, полезность приобретаемых им благ высказывались сомнения с момента появления этой теории.
Альтернативную количественной порядковую теорию полезности предложили Ф. Эджуорт, В. Парето, И. Фишер. В 30-х гг. ХХ в. после работ Р. Аллена и Дж. Хикса эта теория приобрела завершенную каноническую форму, стала общепринятой и наиболее распространенной.
Сейчас больше говорят не об измерении, а об оценке полезности, а ещё точнее - о сравнении полезностей, получаемых от потребления различных наборов благ. Т.о. потребитель всегда может сравнить полезность от потребления и сказать, что первый для него более полезен, чем второй. Этот подход называется порядковым ( ординалистским), он считается основным при анализе поведения потребителя. Потребителю не требуется знать полезность каждого набора в отдельности или каждого конкретного товара в данном наборе.[10, с.52]
Порядковая теория базируется на следующих гипотезах.
Информация о работе Теория потребительского выбора и её практическое применение