Теория потребительского выбора и её практическое применение

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 12:32, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы состоит в том, что проблемы, затронутые в данной теме, имеют огромное практическое значение как для каждого отдельного человека или групп людей, в виде потребителей или производителей, так и для всего мирового сообщества в целом, как единой экономической системы

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 619.00 Кб (Скачать)

    НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

    УО  «ПОЛЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 
 

     Кафедра                                                       экономической теории

     Дисциплина                                                 макроэкономика 
 
 
 

    КУРСОВАЯ РАБОТА 
 

    на  тему: Теория потребительского выбора и её практическое применение 
 
 
 

    студент

    ФБД, 2 курс, БУААП           (подпись)  В.П.Дубойская 

                                                   (дата) 

    Руководитель

    магистр эконом.      (оценка) (подпись)

    наук   

                                                   (дата)     Н.В.Бокша 
 
 
 
 
 
 
 

ПИНСК 2010 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     В процессе своей жизнедеятельности человек должен питаться, одеваться, защищаться от неблагоприятных погодных условий, противостоять и поддерживать свой организм в нормальном состоянии, то есть удовлетворять самые разнообразные свои потребности. Потребности человека практически неутолимы, поскольку всегда существуют ограничения для их полного удовлетворения, такие как земля, труд, капитал. Поэтому возникает необходимость экономического выбора, необходимость распределять имеющиеся ресурсы таким образом, чтобы наиболее полно удовлетворить собственные потребности.  Удовлетворение человеческих потребностей осуществляется путём использования различных благ и ресурсов. Ограниченный ресурс денежного дохода может быть распределен между текущим и будущим потреблением; между товарами длительного пользования и сиюминутного потребления, между малым количеством дорогостоящих и большим количеством дешевых товаров.

     Актуальность  выбранной темы состоит в том, что проблемы, затронутые в данной теме, имеют огромное практическое значение как для каждого отдельного человека или групп людей, в виде потребителей или производителей, так и для всего мирового сообщества в целом, как единой экономической системы.

     Цель  написания работы: изучение теории потребительского выбора и ее практическое применение на современном рынке. Из цели следуют задачи: объяснить сущность теории потребительского поведения; определить подходы  к анализу полезности и спроса; изучить кривые и карту безразличия; определить понятие предельной нормы замещения; исследовать особенности расположения бюджетной линии; определить соотношение изменения цен и дохода потребителя; определить характерные черты современного потребительского рынка; исследовать особенности потребительского выбора в современных условиях.

     Становление новых форм организации экономической жизни современного белорусского общества предполагает объяснение и использование закономерностей деятельности потребительского выбора индивида, который является центральным звеном рыночного хозяйства. Продолжительный научный и практический интерес к выяснению природы потребительского поведения, методам его анализа вызван не только изменением его содержания, форм и характера по мере усложнения условий общественной жизни, но и усилением его особой роли в объяснении существа экономических процессов и результатов экономической политики. Экономическая теория потребительского выбора в своем классическом понимании включает исследование потребительских предпочтений, опирающихся на потребности человека, потребительских возможностей в виде доходов и собственно деятельности потребительского выбора.

     Деятельность  потребительского выбора становится все  более обширной и разнообразной  по мере углубления общественного разделения труда, увеличения числа предлагаемых потребителю товаров, услуг и  способов проведения свободного времени. Эта деятельность становится все более значимой по причине увеличения затрат всех видов ресурсов на совершение актов купли - продажи. Пространство деятельности потребительского выбора расширяется под влиянием информатизации всех сторон жизни общества.      Все большая доля времени приходится на сферу внепроизводственной деятельности человека, в частности на совершение потребительского выбора. Сопутствующие этому глубокие изменения в экономической жизни общества требуют содержательных изменений в наших предсталениях об экономических отношениях по поводу деятельности потребительского выбора. Экономическая наука испытывает необходимость решения новых исследовательских задач на основе такого теоретико-методологического подхода, при котором деятельность потребительского выбора нашла адекватное отражение в соответствующих понятиях, принципах и закономерностях.

     Теоретическое и практическое значение работы состоит  в том, что в ней развивается  новое научное направление экономической  теории - теория потребительского выбора как продуктивная информационно-экономическая деятельность индивида, расширяется методологический и методический аппарат экономических исследований, углубляется содержание системы знаний об экономических закономерностях развития общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1.ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ 

    1.   Сущность теории потребительского поведения
 

    Теория  спроса изучает поведение экономического субъекта, обобщённо называемого  «потребитель».  Потребитель бывает индивидуальный, более или менее  ассоциированный (семья, социальная группа и пр.), а так же общественный, представленный населением города, страны. В рассматриваемой теме мы должны рассмотреть и понять, как потребитель организует свою экономическую деятельность, т.е. как он принимает и реализует решение о потреблении. Для этого мы должны выяснить, какие мотивы движут потребителем, определяя его решение о покупке того или иного набора благ, как формируются и расходуются его денежные средства, какие решения будут оптимальными, как принятое решение повлияет на индивидуальный и общественный спрос, и др.

      Цель потребителя в любой экономической  системе сводится к воспроизводству,  возобновлению и развитию своей  полноценной жизнедеятельности  на основе потребления определённой  совокупности благ и услуг, извлечению максимальной полезности.[2, с.38]

    На принятие покупателем решения о приобретении данного товара оказывают влияние и такие факторы, как:

  • внешние факторы: культура, общественный класс, семья;
  • маркетинговые факторы: товар, цена, доход потребителя;
  • психологические факторы: потребности, убеждение;
  • внутренние факторы: возраст, образ жизни, работа.

    Степень влияния каждого из факторов зависит  от того, кто конкретно является покупателем определённого товара и что конкретно покупается. Таким образом, поведение покупателя, с одной стороны, зависит от степени воздействия внешних факторов на сознание покупателя, а с другой, определяется принимаемыми им решениями в процессе совершения покупки. [4, с.103-104]  

    Задача  состоит в том, чтобы понять действия покупателей и потребителей в процессе покупки и потребления товаров и услуг. Кроме всего, в реализации своих предпочтений потребитель всегда ограничен величиной располагаемых средств. Т.о. речь идёт о достижении максимальной полезности при заданных бюджетных ограничениях. Результат процесса оптимизации – принятое решение о структуре и количестве приобретаемых по определённым ценам благ – называется потребительским выбором. Теория обычно делит на три этапа – анализ потребительских предпочтений, анализ бюджетов потребителей и собственно выбор как результат оптимизации.[2, с.39] 

    1.2. Потребитель как экономический субъект 

    Денежные  ресурсы потребителей – один из основных факторов, влияющих на потребительский  выбор и поведение. Покупочное решение  потребителя в значительной мере определяется его доходом. Величина экономических ресурсов потребителей связана со структурой потребления, .т.е. со структурой спроса. Между уровнем дохода домохозяйства и пропорциями затрат существует определённая зависимость: с ростом дохода доля затрат на продукты первой необходимости (питание, одежд, жильё) падает. Чем больше доход, тем больше доля затрат на товары не первой необходимости. Эффективное использование экономических ресурсов потребителей предполагает их измерение. Доход потребителя складывается из заработной платы, гонорара, доходов от собственности, социальных выплат и др.

    Измерение дохода потребителей предполагает измерение  его распределения по группам  потребителей в зависимости от демографических, географических и социально-экономических признаков. Так же мы не можем не рассмотреть различия в структуре и величине потребления более или менее обеспеченных слоёв населения. Для измерения уровня дохода население делится на  5 частей. Степень расслоения общества нередко оценивается как соотношение доходов верхних 20% населения и нижних 20%. Выявлено, например, что 20 % наиболее обеспеченных тратят в пять раз больше денег на питание вне дома, чем нижние 20%.[1, с.247]

    Но  как бы то ни было, потребитель всегда стремится потратить меньше, а получить больше. В этом и заключается вся суть его экономического и рационального потребления. 

    1.3. Понятие рационального потребителя 

    Рациональное (оптимальное, эффективное) поведение  – обеспечение максимума общей  полезности, наибольшего удовлетворения потребностей при минимальном расходовании денежных средств.  Согласно этому закону наиболее рациональная комбинация благ достигается тогда, когда последние порции потребленных товаров разного рода оказываются одинаково полезными. Каждый потребитель расширяет отдельные виды потребления до тех пор, пока отдельные полезности не становятся пропорциональны ценам, т.е. пока не оказываются одинаковыми взвешенные предельные полезности.

    При принятии решения о покупке потребитель  руководствуется прагматическими соображениями в соответствии с личными представлениями о максимальной полезности и выгодности товаров. Наиболее существенное влияние на выбор оказывают: уровень дохода покупателя, цены товара, эксплуатационные расходы и т.д. [7, с.30]

    Быть  рационалистом- значит принимать решения на основе критерия «издержки-выгоды», т.е.совершать какое-либо действие тогда и только тогда, когда выгоды превышают издержки. Существует два толкования понятия рационального поведения.

    Первое- рациональное поведение, диктуемое  личным интересом. Здесь рационалисты учитывают издержки и выгоды, относящиеся непосредственно к ним. Они не принимают в расчёт такие мотивы поведения, как альтруизм, стремление к справедливости и т.д.

    Второе- рациональное поведение, диктуемое  сиюминутной целью. Рационалисты действуют, преследуя цели, стоящие перед ними непосредственно в момент выбора. Привлекательность этого более широкого понятия рационального поведения в том, что оно включает в себя такие мотивы, как милосердие, долг и т.д.

    Теория  рационального выбора может основываться на любом из этих двух понятий рационального поведения. Если мы применяем понятие рационального поведения, диктуемого личным интересом, то нам следует предположить, что все люди  по своей сути эгоистичны. Если же используем понятие рационального поведения, диктуемого сиюминутной целью, то необходимо сформулировать предположения относительно целей, преследуемых людьми. Парадокс в том, что это понятие позволяет объяснить слишком многое. Даже самое эксцентричное поведение можно «объяснить» простым предположением, что люди имеют склонность к таким поступкам. Оба понятия широко используются в экономическом анализе. Какое бы из двух понятий мы не применяли, в любом случае неизбежен компромисс. [12, с.17] 

   
    1.   Потребности и мотивации, формирующие покупательское поведение
 

         Потребительская мотивация - движущая  сила, активирующая поведение и  представляющая цель и направление для этого поведения. [7, с.22]

    Мотивация начинается с присутствия стимула, обрабатываемого индивидуумом. Так, например, потребитель увидел новый компьютер и заметил, как быстро и эффективно он работает. В процессе информационной обработки стимул проходит стадии экспозиции, внимания и интерпретации. Стимул может возникнуть в самом потребителе – например, как результат физиологических изменений при недостатке пищи. Стимул может иметь внешнее происхождение - например, в результате наблюдения, слушания, обоняния продукта индивидуумом. Если стимул вызывает расхождение реального состояния индивидуума и его желаемого состояния, появляется потребность. Потребность возникает, когда существует воспринимаемое несоответствие между реальным и желаемым состоянием действительности.

Информация о работе Теория потребительского выбора и её практическое применение