Теория конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Цели курсовой работы:
Рассмотреть принципы существование рынка конкуренции;
Проанализировать особенности поведения фирмы рынка конкуренции в условиях краткосрочного и долгосрочного периодов.
Рассмотреть типовые методы конкурентной борьбы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОНКУРЕНЦИИ……………………………..5
Трактовка понятия конкуренции в экономической науке………………...5
Конкуренция как критерий классификации рыночных структур………...8
Характеристика рынка основных видов конкуренции…………………….9
Совершенная конкуренция……………………………………………….9
Монополистическая конкуренция……………………………………….14
ГЛАВА 2. ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ……………………………………………17
2.1 Конкурентное поведение. Ценовая и неценовая конкуренция …………..17
2.2 Внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция………………………...18
2.3 Проблемы конкурентной борьбы…………………………………………...20
2.4 Конкурентоспособность Российской экономики в условиях перехода к рынку……………………………………………………………………………..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………...30

Работа содержит 1 файл

ОРИГИНАЛ КУРСОВОЙ.doc

— 169.00 Кб (Скачать)

      Перечисленные рыночные структуры имеют разную степень распространения на рынке. Принято считать, что “…наиболее распространенными рыночными структурами являются монополистическая конкуренция и олигополия. Чистая же монополия представляет собой крайне редкое явление, особенно в масштабах всей страны. Что же касается совершенной конкуренции, то она на данный момент является скорее научной абстракцией, чем фактическим состоянием современного рынка”.2 

       1.3Характеристика рынка основных видов конкуренции.

       1.3.1 Совершенная конкуренция 

       Совершенная, свободная или чистая конкуренция — экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Другими словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.

Рынок совершенной конкуренции может  быть устойчив лишь в том случае, если в  основе его существования присутствуют все необходимые условия:

      1.Большое  число фирм, производящих однородную  продукцию, и малость субъектов рынка. Это означает, что объемы предложения (спроса) даже наиболее крупных продавцов (покупателей) настолько малы по сравнению с суммарным объемом продаж на рынке, что эти субъекты не могут влиять на рыночную цену.

      Теоретически  описанная выше ситуация, строго говоря, невозможна. Действительно, сдвиг кривой индивидуального предложения любого производителя неминуемо приведет к некоторому сдвигу кривой рыночного (суммарного) предложения, что вызовет изменение равновесной цены. Однако в реальной жизни небольшие фирмы обычно не влияют на рыночную цену.  Чтобы устранить это противоречие, малость субъектов рынка трактуют как ситуацию, в которой доля каждой фирмы в общем объеме продаж бесконечно мала, а число фирм отрасли бесконечно велико. Примером служат рынки сельскохозяйственной продукции, фондовая биржа и рынок иностранных валют (приложение А).

      Фирма, имеющая свою продукцию на конкурентном рынке, называется конкурентной фирмой, т.к. эти фирмы не могут воздействовать на цену, они выступают как принимающие цену (ценополучатели).

      2.Однородность  продукции разных предприятий,  то есть нет опасности, что  потребители в массе своей предпочтут товары одной из фирм из-за их разительного превосходства по свойствам или качеству от продукции других фирм. Например, рынок картофеля, весьма вероятно, конкурентный. Много фермеров продает картофель каждый день. Ни один из них не имеет более 1% объема продаж на рынке за день. Если доля одного из них, за счет дополнительно проданного картофеля возрастает до 2%, то это никак не повлияет на рыночную цену.

      В терминах теории полезности однородность продукта означает, что продукты разных производителей полностью взаимозаменяемы для каждого покупателя, причем предельная норма замещения одного продукта другим равна единице. Например, замена в наборе апельсина одного производителя на апельсин другого производителя не изменяет полезности набора. В этом случае каждая кривая безразличия покупателя представляет собой отрезок прямой, наклоненный к осям координат под углом 450.  На рис.1.1 кривая безразличия для продуктов двух разных производителей обозначена через АВ. Через X обозначено количество в наборе продукта первого производителя, а через Y – второго производителя.

      В реальной жизни абсолютно однородные продукты встречаются крайне редко (дистиллированная вода, акции корпорации, жетон метро). Высокой степенью однородности обладают нефть, сахар, помидоры. И уж совсем нельзя считать однородными такие товары, как книги, авиабилеты, игрушки.

      3.Отсутствуют  входные барьеры для вступления  в отрасль нового производителя  и возможности свободного выхода  из него. Входным барьером для  вступления в отрасль может стать:

     - Наличие патентов или лицензий, обеспечивающих преимущественные права выпускать определенную продукцию (производство алкогольных напитков, лицензирование экспорта);

     -Относительно высокие затраты, необходимые для организации производства в отрасли (тяжелая промышленность);

     - Значительная отдача от масштаба производства, которая обеспечивает преимущества крупным предприятиям, уже получившим выгоду от расширения производства (естественные монополии);

     - Прикрепление покупателей к продавцам (обслуживание жилого дома определенной коммунальной службой);

     - Ограничение мобильности производственных ресурсов (правила регистрации граждан нередко препятствуют свободному перемещению трудовых ресурсов между территориальными рынками труда).

        Свободный вход в отрасль и выход из нее гарантируют, что между действующими в отрасли производителями не возникает соглашение о повышении цен посредством снижения выпуска. Любое повышение цен может привлечь в отрасль новые фирмы, которые увеличат объем предложения.

     4.Равный  доступ ко всем видам информации («информационная прозрачность рынка»). Это значит, что все покупатели  имеют полную информацию о  характеристиках продукта, ценах  на него, а производители располагают  информацией о производственной  технологии, ценах на факторы производства. Если продавцы располагают большим объемом информации о потребительских свойствах товара, чем покупатели, то такой рынок называют рынком с ассиметричной информацией. Примером служит рынок медицинских услуг, на котором покупатели (пациенты) не могут квалифицированно судить о качестве оказываемых им услуг, степени их необходимости, соответствии качества услуг их цене.

     5.Совершенная  мобильность. Покупатель (продавец) может мгновенно заключить сделку  с любым продавцом (покупателем), причем для этого не требуется дополнительных затрат. В настоящее время совершенная мобильность субъектов рынка достигается при заключении сделок с помощью компьютера. В других случаях «переключение» одного покупателя с одного продавца на другого обычно требует затрат времени, а нередко и транспортных расходов. Если имеется совершенная мобильность и совершенная информационность субъектов рынка, то однородный товар продается по единой цене.

     6.Рациональное  поведение всех участников, преследующих  собственные интересы. Сговор в какой-либо форме исключен.

     7.Затраты  фирм на изготовление товаров  различаются не очень существенно  вследствие сходности технологии  и цен на приобретаемые для  производства ресурсы. Если это  условие не соблюдается и одна  из фирм имеет существенно более низкие затраты на производство, то она сумеет легко нарушить рыночное равновесие, например, предложив товары по более низкой цене (недоступной другим конкурентам) и захватив благодаря этому существенно большую долю рынка, чем конкуренты (нарушится условие 1).

     7.Транспортные  затраты не играют большой  роли в формировании предложения,  то есть нет опасности, что  многие производители окажутся  неконкурентоспособными из-за слишком  дорогой доставки своих товаров  к покупателям (их цены окажутся  в итоге выше, чем у конкурентов, предприятия которых находятся ближе к основным рынкам сбыта).

     7.Уместность. Чистая конкуренция на практике  встречается довольно редко. Это  не означает, однако, что анализ  конкурентного рынка – неуместное  логическое упражнение.

  1. Существует несколько отраслей, более близких к конкурентной модели, чем в любой другой рыночной структуре. Например, многие особенности американского сельского хозяйства легче понять, зная, как функционируют конкурентные рынки.
  2. Чистая конкуренция представляет собой простейшую ситуацию, к которой применимы понятия «доход» и «издержки». Чистая конкуренция служит ясной многозначной отправной точкой для любого обсуждения вопросов ценообразования и определения объема производства.
  3. Функционирование чистой конкурентной экономики дает нам образец, или стандарт, с которым можно сравнивать и по которому можно оценивать эффективность реальной экономики. Короче говоря, чистая конкуренция – это модель рынка, которая помогает понять и оценить значение реальной экономики.

      1.3.2 Монополистическая конкуренция

 

       Монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции. Монополистическая конкуренция является не только наиболее распространённой, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено точной абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое здесь зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и стратегию развития производителя, предсказать которые практически невозможно, а также от природы стратегического выбора, имеющейся у фирм данной категории (приложение Б).

       Примерами монополистических конкурентов  служат небольшие сети магазинов, ресторанов, рынок сетевой связи и тому подобные отрасли.

       Рынок с монополистической конкуренцией характеризуется следующими особенностями:

    - Наличие множества продавцов и покупателей (рынок состоит из большого числа независимых фирм и покупателей), но не большего, чем при совершенной конкуренции.

    - Невысокие барьеры для вступления в отрасль. Это не означает, что открыть монополистическую конкурентную фирму легко. Такие сложности, как проблемы с оформлением регистраций, патентов и лицензий имеют место быть.

    - Чтобы выжить на рынке в долгосрочном периоде, монополистически конкурентной фирме необходимо производить разнородную, дифференцированную продукцию, отличающуюся от той, предлагаемой фирмами-конкурентами. Причем продукты могут отличаться один от другого по одному или ряду свойств (например по химическому составу);

    - Совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка;

    - Преимущественно неценовая конкуренция, крайне незначительно может влиять на общий уровень цен. Рекламирование продукции важно для развития.

       В условиях монополистической конкуренции  количество фирм 25-70. Каждая фирма выпускает  свой собственный продукт, а все  вместе - товары одной товарной группы. Товар, выпускаемый каждой фирмой, несколько  отличается от товара той же группы, выпускаемых другими фирмами. Это, как правило, товары (или услуги) одного назначения - прохладительные напитки, лекарства, бензин разных марок и т.п. Товары группы являются близкими заменителями, но отличаются один от другого качеством исполнения, упаковкой, дизайном, товарным знаком, послепродажным обслуживанием и т.п. И почти не различаются ценой. Каждая фирма является единственным производителем своего товара и в этом смысле монополистом.

       Наличие большого количества производителей приводит к тому, что каждая фирма обладает небольшой долей рынка и имеет очень ограниченный контроль над рыночной ценой. Кроме того, практически исключается тайный сговор фирм с целью ограничения объема производства и искусственного повышения цены.

       Дифференциация  продукта при монополистической конкуренции может принимать ряд различных форм:

  1. Качество продукта. "Реальные различия", включающие функциональные особенности, материалы, дизайн и качество работ, являются крайне важными сторонами дифференциации. Например, персональные компьютеры могут различаться с точки зрения мощности аппаратуры, программного обеспечения, графического вывода и степени их "ориентированности на потребителя". В любом городе находится множество закусочных. В одной из них при приготовлении гамбургеров придается большее внимание аромату самих булочек, в другой - качеству самих рубленных котлет.
  2. Услуги. Услуги и условия - важные аспекты дифференциации продукта. Обходительность и услужливость служащих магазина, репутация фирмы по обслуживанию покупателей или обмену ее продуктов, наличие кредита являются аспектами дифференциации продукта, связанными с услугами.
  3. Продукты могут быть дифференцированы на основе размещения и доступности. Так, автозаправка, находящаяся на одной из главный автомагистралей страны,  может продавать бензин по более высокой цене, чем та, которая находится в 2-3 км от автомагистрали.
  4. Дифференциация продукта может быть создана посредством рекламы, упаковки использования торговой марки и торгового знака. Когда та или иная марка джинсов или духов связывается с именем какой-либо знаменитости, то это может повлиять на уровень спроса.

Информация о работе Теория конкуренции