Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 09:20, курсовая работа
В экономической теории принята следующая классификация типов рыночных структур. Самая простая и важная классификация отражает степень влияния отдельного продавца (покупателя) на рыночную цену. По этому признаку различают «совершенную конкуренцию», когда ни один из производителей не способен повлиять на изменение рыночной цены, и «несовершенную конкуренцию», когда это условие не соблюдается и фирма (или группа фирм) обладает в той или иной степени рыночной (монопольной) властью.
5
1. ТЕОРИЯ КОНКУРЕНЦИИ
1.1. Строение рынков
В экономической теории принята следующая классификация типов рыночных структур. Самая простая и важная классификация отражает степень влияния отдельного продавца (покупателя) на рыночную цену. По этому признаку различают «совершенную конкуренцию», когда ни один из производителей не способен повлиять на изменение рыночной цены, и «несовершенную конкуренцию», когда это условие не соблюдается и фирма (или группа фирм) обладает в той или иной степени рыночной (монопольной) властью. Это подразумевает, что фирма способна воздействовать на цену путем изменения количества предлагаемого товара. Несовершенно конкурентными рынками принято считать монополию, олигополию и монополистическую конкуренцию.
Термины, используемые для обозначения
разных типов строения рынка, образованы
из слов греческого происхождения, характеризующих
принадлежность субъектов к одной из двух
сторон рынка- продавцам или покупателям-
poleo (продаю) и psoneo (покупаю) и их численность-
mono (один), oligos (несколько) и poly ( много).
Комбинируя их попарно, можно получить
наиболее общую и простую классификацию
типов строения рынка. В таблице 1.1 приведена
такая классификация, предложенная в 1934
г. Известным немецким экономистом Г. Фон
Штакельбергом. Эту классификацию ( с несущественными
изменениями) можно и сейчас встретить
в курсах микроэкономики ( преимущественно
немецких).
6
Таблица 1.1
Типы строения рынков по Штакельбергу
Продавцы | Покупатели | ||
много | несколько | один | |
много | Двусторонняя
полиполия |
Олигопсония | Монопсония |
несколько | Олигополия | Двусторонняя
олигополия |
Монопсония,
ограниченная олигополией |
один | Монополия | Монополия,
ограниченная олигополией |
Двусторонняя
монополия |
Источник: Гальперин
В.М. Микроэкономика: в 2-х т. – СПб.:экономическая
школа. 1997 г. Т.2., С. 13.
Характерная особенность
В 50-60 гг ХХ в. Гарвардский экономист
Э.Чемберлен предложил иную, основанную
на трех поддающихся количественной оценке
параметрах, формализованную классификацию
типов строения рынка. Согласно взгляду
Чемберлина, большинство экономических
ситуаций представляют собой явления,
включающие и конкуренцию, и монополию.
7
Чемберлиновская модель предполагает структуру рынка, в которой соединены элементы конкуренции (большое число фирм, их независимость друг от друга, свободный доступ на рынок) с элементами монополии ( покупатели отдают явное предпочтение ряду продуктов, за которые они готовы платить повышенную цену). При этом предполагается, что предприниматель в своем стремлении к получению максимальной прибыли стремиться захватить контроль над предложением товара, что позволит ему диктовать цену на рынке. Поэтому он стремиться создать товар, который хоть чем-то отличается от товара конкурента. Каждая фирма добившись некоторой дифференциации продукта становиться монополистом на рынке сбыта. Однако увеличение цен на ее продукцию необязательно приведет к потере всех покупателей, что было бы верно в условиях совершенной конкуренции, полной однородности продукта и, как следствие, бесконечной эластичности спроса по цене.
Под именами совершенной и
монополистической конкуренции,
1.2. Понятие конкуренции и соперничества
Субъекты рынка могут находиться в отношениях
конкуренции или соперничества, соответственно
быть конкурентами или соперниками. Союз
«или» выражает здесь нетождественность,
а различение связываемых им понятий.
В экономической теории, в отличие от обыденной
речи, термины «конкуренция» и «соперничество»
не синонимичны, они имеют разное содержание.
8
Слово конкуренция происходит от латинского concurro – сбегаться, сталкиваться. А вот соперничество происходит от несохранившегося пьря (прения, спор). В самом общем виде содержательное различие этих терми-
нов заключается в следующем: термин «соперничество» относится к действительному поведению, тогда как термин «конкуренция» относится к определяющей строение рынка модели, используемой для предсказания поведения на определенном рынке. Можно сказать, что поведение экономических агентов может иметь характер соперничества лишь при олигопольном строении рынка, когда их взаимозависимость положительна и достаточно высока и они не могут игнорировать реакцию соперников на свои действия. С другой стороны, поведение монополиста не может характеризоваться как соперничество, поскольку на рынках такого строения взаимозависимость экономических субъектов ничтожно мала. Таким образом, обусловленная недостаточностью ресурсов конкуренция между альтернативными целями их использования может принять форму соперничества субъектов рынка, в которых эти цели персонифицированы.
Среди продавцов (
9
ственников.
Из вышесказанного очевидно, что
различение конкуренции и
Следствием становления и
1.3. Организация теории
Вопрос, в какой последовательности лучше изучать типы строения рынков по-разному решался крупнейшими экономистами XIX в., заложившими фундамент современной экономической теории. Дилемма, с которой им пришлось столкнуться при построении основанной на последовательном использовании математических моделей экономической теории, заключалась в следующем: должна ли эта теория быть организова-
10
на по принципу восхождения от простого к сложному или общего к особенному.
Первый путь от монополии к конкуренции избрал А.Курно в опубликованном в 1838 г. «Исследовании математических принципов теории богатства». Он считал, что при всяком построении необходимо исходить из какой- либо простой предпосылки. Наиболее простой гипотезой, по его мнению, является гипотеза монополии, понимая ее в абсолютном смысле, т.е. предложив производство товаров сосредоточенным в руках одного лица.
Противоположный путь - от неограниченной
конкуренции к монополии-
Последующее развитие
Поэтому изучению этих
11
предшествовать изучение природы, особенностей и инструментов реализации рыночной власти. В этих целях им предпосланы гипотетические модели совершенной конкуренции, где какие-либо элементы монопольной власти совершенно отсутствуют, и монополии , где такая власть проявляется наиболее полно. Эта последовательность представления материала практически традиционна для подавляющего большинства курсов микроэкономики.
Обладая абсолютной рыночной
властью, предприятие-