Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 13:27, курсовая работа
В конце 19-го и, особенно, в начале 20-го веков усилились монополистические тенденции, приведшие в результате к мировому экономическому кризису 1929–1933 гг. Наиболее резкое проявление монополизма наблюдалось в США, которые к рубежу 19-го–20-го веков стали самой богатой и развитой в экономическом отношении страной. Именно в США впервые в наиболее острой форме и проявились проблемы, связанные с всеобъемлющим процессом перехода от экономики свободной конкуренции к преимущественно монополистической.
Введение………………………………………………………………….…..……3
1. Основные признаки несовершенной конкуренции.……………….................4
2. Теория несовершенной конкуренции Джоан Робинсон……………………..6
2.1 Сущность несовершенной конкуренции..…………………………………...7
2.2 Основные теоретические положения………………………………………15
3. Теория несовершенной конкуренции Джоан Робинсон в сравнении с теорией монополистической конкуренции Эдварда Чемберлина.…………...17
Заключение……………………………………………………………………….19
Список источников…………………………………………...………………….21
Белорусский Государственный Университет
Экономический факультет
Кафедра
теоретической и институциональной экономики
«Теория
несовершенной конкуренции
Курсовая
работа
Минск, 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Основные
признаки несовершенной
2. Теория
несовершенной конкуренции
2.1 Сущность несовершенной конкуренции..…………………………………...7
2.2 Основные
теоретические положения…………………
3. Теория несовершенной конкуренции Джоан Робинсон в сравнении с теорией монополистической конкуренции Эдварда Чемберлина.…………...17
Заключение……………………………………………………
Список
источников…………………………………………...…
Введение
В конце 19-го и, особенно, в начале 20-го веков усилились монополистические тенденции, приведшие в результате к мировому экономическому кризису 1929–1933 гг. Наиболее резкое проявление монополизма наблюдалось в США, которые к рубежу 19-го–20-го веков стали самой богатой и развитой в экономическом отношении страной. Именно в США впервые в наиболее острой форме и проявились проблемы, связанные с всеобъемлющим процессом перехода от экономики свободной конкуренции к преимущественно монополистической.
«Закон рынков» Сея, на который более 100 лет опирались классики, а потом и маржиналисты, утратил свое незыблемое значение вслед за институционалистами, и у неоклассиков предметом исследования экономической теории стала несовершенная экономика.
Проблемы несовершенного рынка рассматривала профессор Кембриджского университета Джоан Робинсон.
В отличие от институционалистов основную причину нарушения равновесия в экономике Робинсон рассматривает только в категориях и законах экономики. М. Фридмен характеризует ее работу следующим образом: «Теория несовершенной конкуренции, развитая Робинсон, является попыткой ... построить более общую теорию. К сожалению, она не обладает ни одним из признаков, которые сделали бы ее действительно полезной общей теорией. Ее вклад был в значительной степени ограничен улучшением изложения экономической теории индивидуальной фирмы и, следовательно, выводом следствий из маршаллианской модели, усовершенствованием маршаллианского анализа монополии и обогащением словаря, пригодного для описания промышленной практики». [2]
Но
заслуга Робинсон в том, что она показала
главное: конкуренция – монополистическая
или совершенная – обязательно нуждается
в создании механизма, который обеспечивал
бы и гарантировал ее сохранение.
1. Основные признаки несовершенной конкуренции
Рынок несовершенной конкуренции – рынок, на котором и продавцы, и покупатели могут существенно влиять на цены. На рынке несовершенной конкуренции существует в определенной мере рыночная власть одного из субъектов рынка и отсутствует свобода выражения экономических отношений, свойственная условиям совершенной конкуренции.
Основные формы несовершенной конкуренции и их признаки:
Монополия | Данный продукт производится только одной фирмой (отрасль состоит из одной фирмы). | Очень высокая степень контроля над ценами. |
Дуополия | Производство данного вида продукции сосредоточено на двух фирмах. Производится однородная продукция. | Частичный контроль над ценами. |
Олигополия | Относительно небольшое количество фирм, производящих данный вид продукции. | Частичный контроль над ценами. |
Монополистическая
конкуренция
с дифференциацией продукции |
Множество производителей много действительных или воображаемых различий в продукции. | Очень слабый контроль над ценами. |
Моделям рынка с несовершенной конкуренцией присущи следующие признаки:
– много (но не множество), несколько или одна фирма;
– демпинговые цены;
– наличие барьеров вступления в отрасль;
– возможность в определенных пределах влиять на рыночную цену и объем производства;
– использование неценовых методов конкурентной борьбы (дифференциация продукта, реклама, послепродажное обслуживание и т.п.);
– сочетание рыночной саморегуляции и планового регулирования как государственного, так и внутри- и межфирменного.
Государство,
стремясь поддержать рыночную систему,
защитить права потребителей, не допустить
недобросовестную конкуренцию регулирует
в той или иной степени деятельность
на рынках несовершенной конкуренции.
2. Теория несовершенной конкуренции Джоан Робинсон
Джоан Вайолет Робинсон (1903–1983), английский экономист, продолжатель школы Маршалла, профессор Кембриджского университета (1965-71гг.). Мировую известность ей принесла книга «Экономическая теория несовершенной конкуренции» (1933), написанная в начале творческого пути.
В
своей самой известной работе
Робинсон исследовала сдвиги в механизме
рыночной конкуренции, проблемы монополизации
рынка, механизм монополистического ценообразования.
Решающим условием монопольного обладания
продуктом Робинсон также считала дифференциацию
продукта, то есть такие изменения, которые
не могут быть полностью компенсированы
товарами-субститутами. Однако дифференциация
продукта не является, по Робинсон, единственным
условием монополии. Значительное внимание
в своем исследовании она посвятила вопросу
поведения крупных компаний, олицетворяющих
высокий уровень концентрации производства.
Для Робинсон монополия представляет
собой явление не только рынка, но и концентрированного
производства. Концентрацию производства
она связывала с экономией фирмы на масштабах,
поскольку доля постоянных издержек, приходящихся
на единицу продукции, с ростом объемов
производства снижается. Сравнивая поведение
компаний в условиях совершенной и несовершенной
конкуренции, Джоан Робинсон показала,
что крупные компании имеют возможность
поддерживать более высокую цену, чем
могли бы иметь в условиях совершенной
конкуренции.
2.1 Сущность несовершенной конкуренции
Джоан Робинсон утверждала, в частности, что если конкуренты производят различные товары и каждый обладает монополией на свое изделие, конкуренция становится несовершенной.
Главная идея книги заключается в выявлении рыночных аспектов функционирования монополий, конкуренция в условиях, существования которых и между которыми в связи с нарушением равновесия в экономике является, на ее взгляд, несовершенной. Робинсон ставит перед собой исходную задачу – выяснить механизм установления цен в ситуации, когда производитель выступает монопольным обладателем собственной продукции, т.е. почему цена имеет именно эту величину и почему покупатель соглашается купить товар по установленной продавцом цене, приносящей ему монопольную прибыль. Конкуренция при условиях монополизации производства видоизменяется, но хранится, как хранится сам рынок. Чтобы довести это, Робинсон пользуется приемами неоклассической школы, ее основополагающими категориями — предельный доход, эластичность, предложение и т.п. Она выходит из того, что категория совершенной конкуренции является абстрактной моделью, которая идеализирует реальное положение на рынке, но имеет важное значение для понимания принципов рыночного поведения фирмы. Ее внимание привлекают другие рыночные ситуации: чистая монополия, монопсония, олигополия и связанные с ними формы монополизации рынка. Их природу Робинсон выводит из отношения экономических агентов к факторам производства и дифференциации товарного мира.
Она выходит из того, что в экономике не существует независимых самостоятельных производителей; что объективными являются процессы концентрации, корпоратизации, предопределенные преимуществами большого производства; что монополии влияют на рыночное соотношение спроса и предложения и обеспечивают разнообразные формы контроля над рынком. Робинсон интересуют закономерности формирования цены, прибыли и заработной платы, при этих условиях в сравнении с условиями совершенной конкуренции.
Чистую (абсолютную) монополию она определяет, как владение продуктом, для которого нет близкого заменителя. Покупатель в таком случае лишен возможности выбора и вынужден покупать товар у монополиста (один продавец — много покупателей). Следовательно, фактически целую отрасль представляет один производитель, который и диктует цену на рынке.
Существование чистой монополии Робинсон связывает с монополией на факторы производства, особенно на сырье. Поведение монополиста на рынке не сдерживается другими фирмами-конкурентами. Он полностью контролирует объемы производства товара и его цену, получая сверхдоход. Но абсолютный контроль является возможным только при условии, что сам производитель является владельцем материальных факторов производства, иначе предельная цена факторов будет расти одновременно с ростом цены товара.
Существует еще один существенный фактор, который ограничивает власть монополиста на рынке — это совпадение спроса с ростом цены, а следовательно, уменьшение объемов сбыта. Поэтому чистая монополия, по мнению Робинсон — это быстрее теоретическое понятие, а не реальная ситуация. На рынке она так же маловероятная, как и совершенная конкуренция.
Робинсон указывает также на то, что монополия не обязательно связана с производством и собственностью на отдельный вид товара. Производители однородных, но неодинаковых характеристик товаров становятся монополистами. Монополия — это не что другое, как наличие одного продавца каждого специфического товара.
Реальным для рынка является что-то промежуточное между чистой конкуренцией и чистой монополией, и, по мнению Робинсон, такое состояние нагляднее отображает факторы поведения монополистов на рынке. Это тип рынка, который контролируется несколькими фирмами — олигополия. Как правило, фирмы объединяются и препятствуют вступлению других фирм на рынок. В итоге там господствует ограниченное количество производителей однородного или взаимозаменяемого продукта. Это делает возможным контроль ценообразования, сохранение полумонопольного положения, получения сверхдохода, и дает возможность избавиться от негативных последствий конкуренции.
Конкуренция как такая олигополия хранится, но в особенных формах: ее функции, в частности стимулирование и уравновешение экономики, ограничиваются, что приводит к частичной потере конкурентного эффекта. Поэтому Робинсон называет ее несовершенной конкуренцией.
Механизмы и формы
Особое внимание Робинсон уделила такой характерной черте рыночного поведения крупных компаний, как маневрирование ценами. Монополист влияет на цену, уменьшая объемы производства. Но нижний предел объемов производства, как и при совершенной конкуренции, определяется оптимальными расходами на единицу продукции: дальнейшее сокращение производства приводит к росту расходов и уменьшению прибыли от единицы товара. Ключевым вопросом в ее исследованиях стало исследование возможностей использования цены как инструмента воздействия на спрос и регулирования сбыта. Именно Робинсон ввела в экономическую теорию понятие «дискриминация в ценах», что означало сегментацию рынка монополией на основе учета различной эластичности спроса по цене у разных категорий потребителей, маневрирование ценами для разных групп, на разных географических рынках. Обратила внимание на проблемы формирования ценовой политики, которая совершенно отсутствовала в условиях совершенной конкуренции. Джоан Робинсон показала, что монополист обретает возможность разбить рынок своего товара на отдельные сегменты и для каждого из них назначить особую цену, так, чтобы общая прибыль оказалась максимальной. Монополист не назначает на всех рынках одинаково высокую цену, так как это нецелесообразно, потому что в условиях несовершенной конкуренции у разных групп покупателей существует разная эластичность спроса по цене, и если повсеместно назначить высокую цену, спрос может резко сократится. Следовательно, в целях максимизации прибыли, целесообразно действовать иначе. При выпуске нового «дифференцированного» товара сначала назначить очень высокую цену, обслужив наиболее состоятельную часть покупателей (рынок с низкой эластичностью спроса по цене, так называемый «сильный рынок»), затем понизить цену, привлекая менее состоятельных покупателей и действовать так до тех пор, пока не будут охвачены рынки с высокой эластичностью спроса по цене («слабые рынки»). Подобная тактика «снятия сливок» основана на дискриминации в ценах по признаку групп с различными доходами. Но возможна и пространственная дискриминация, как например, при установлении монопольно-высоких цен на внутреннем рынке и демпинговых во внешней торговле. «Золотое правило» политики ценовой дискриминации заключается в том, что самая высокая цена устанавливается там, где эластичность спроса меньше всего, а самая низкая – там, где эластичность спроса выше всего.
Информация о работе Теория несовершенной конкуренции Джоан Робинсон