Теория конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Цели курсовой работы:
Рассмотреть принципы существование рынка конкуренции;
Проанализировать особенности поведения фирмы рынка конкуренции в условиях краткосрочного и долгосрочного периодов.
Рассмотреть типовые методы конкурентной борьбы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОНКУРЕНЦИИ……………………………..5
Трактовка понятия конкуренции в экономической науке………………...5
Конкуренция как критерий классификации рыночных структур………...8
Характеристика рынка основных видов конкуренции…………………….9
Совершенная конкуренция……………………………………………….9
Монополистическая конкуренция……………………………………….14
ГЛАВА 2. ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ……………………………………………17
2.1 Конкурентное поведение. Ценовая и неценовая конкуренция …………..17
2.2 Внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция………………………...18
2.3 Проблемы конкурентной борьбы…………………………………………...20
2.4 Конкурентоспособность Российской экономики в условиях перехода к рынку……………………………………………………………………………..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………...30

Работа содержит 1 файл

ОРИГИНАЛ КУРСОВОЙ.doc

— 169.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГОУ ВПО ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 
 
 

Экономический факультет 

Кафедра экономической теории и управления 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по экономической  теории

на тему: 
 
 

ТЕОРИЯ  КОНКУРЕНЦИИ 
 
 
 
 
 

Студентки 2 курса очной

формы обучения

специальность: Экономика и управление

 на  предприятии АПК

Костригиной И.С 

Шифр: 0805026516-эк-09 

Научный руководитель:

Бехтерев  Д.Ю. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оренбург - 2010 

ПЛАН  РАБОТЫ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОНКУРЕНЦИИ……………………………..5

    1. Трактовка понятия конкуренции в экономической науке………………...5
    2. Конкуренция как критерий классификации рыночных структур………...8
    3. Характеристика рынка основных видов конкуренции…………………….9
      1. Совершенная конкуренция……………………………………………….9
      2. Монополистическая конкуренция……………………………………….14

ГЛАВА 2. ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ……………………………………………17

2.1 Конкурентное  поведение. Ценовая и неценовая  конкуренция …………..17

2.2 Внутриотраслевая  и межотраслевая конкуренция………………………...18

2.3 Проблемы конкурентной борьбы…………………………………………...20

2.4 Конкурентоспособность  Российской экономики в условиях  перехода к рынку……………………………………………………………………………..26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………...30

ПРИЛОЖЕНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 

       Понятие конкуренции является фундаментальным в экономической теории рыночных отношений. Конкуренция проявляется на всех уровнях капиталистической экономики — от микроуровня (фирма) до мировой экономической  системы. Даже творцы социализма, осуждая некоторые формы конкуренции, пытались заложить ее и в социалистическую экономику, назвав “социалистическим соревнованием”. Экономический успех (а часто и выживание) субъекта рыночной экономики в первую очередь зависит от того, насколько хорошо он изучил законы конкуренции, ее проявления и формы, и насколько он готов к конкурентной борьбе.

       Главной отличительной чертой, раскрывающей преимущества рыночной экономики перед  экономикой с централизованным планированием, является конкуренция. Именно она способствует прогрессу рыночного общества и поступательному движению цивилизации.

       Каждый  действительно грамотный экономист  знает, что рынок тем эффективнее, чем он больше удовлетворяет условиям  совершенной конкуренции. Только на таком рынке цены служат надежной информацией о том, что, как, сколько и для кого нужно производить.

       В связи с тем, что реальная рыночная экономика немыслима без конкуренции  возникает настоятельная необходимость  в изучении конкуренции и возможного поведения предприятий в её условиях, ее уровня и интенсивности, методов конкурентной борьбы, в знании сил и рыночных возможностей наиболее сильных конкурентов, перспектив конкуренции на выбранных рынках

         Интересно рассмотреть понятие конкуренции, ее отражение в экономической науке, проблемы, возникающие в связи с ней, а также охарактеризовать конкурентоспособность России. Эти вопросы и освещаются в настоящей работе. 

       Цели  курсовой работы:

  1. Рассмотреть принципы существование рынка конкуренции;
  2. Проанализировать особенности поведения фирмы рынка конкуренции в условиях краткосрочного и долгосрочного периодов.
  3. Рассмотреть типовые методы конкурентной борьбы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1 . ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОНКУРЕНЦИИ.

1.1Трактовка понятия конкуренции в экономической науке 
 

       Термин  “конкуренция” вошел в экономическую теорию из разговорного языка от латинского слова “concurrentia”, означающего “столкновение”, “состязание”. В экономике конкуренция определяется следующим образом.

       Конкуренция - это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях  обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей. На мировом рынке постоянно существует острая конкуренция товаропроизводителей. Для успешного выступления на внешних рынках требуется существенное повышение конкурентоспособности предлагаемых отечественных товаров. При импорте же использование конкуренции иностранных продавцов позволяет достигать более выгодных условий закупок.

      Толкование  понятия конкуренции в экономической науке прошло несколько стадий. Классической экономической теории был характерен поведенческий подход. В частности, А. Смит понимал сущность конкуренции как совокупность взаимонезависимых попыток различных продавцов установить контроль на рынке. Следовательно, акцент делался на таком поведении продавцов и покупателей, которое характеризовалось честным, без сговора соперничеством за более выгодные условия продажи или покупки товаров. При этом основным объектом конкурентной борьбы считались цены.

      Поведенческая трактовка конкуренции была характерна и для неоклассической политической экономии. Однако неоклассики связывали конкуренцию с борьбой за редкие экономические блага, а также за деньги потребителей, на которые их можно приобрести. Редкость, в их понимании, означает, что количество благ недостаточно в сравнении с потребностями людей.

      Наряду  с поведенческой трактовкой начиная  с конца ХIХ века в экономическую теорию стала проникать другая, структурная концепция конкуренции, вышедшая впоследствии на первое место. Среди ее авторов  были   Ф. Эджуорт, А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлин. Позиции этих ученых в современной западной экономической науке столь сильны, что сам термин “конкуренция” чаще всего используется именно в структурном понимании. Рынок называется конкурентным, когда число фирм, продающих однородный продукт, настолько велико и доля конкретной фирмы на рынке настолько мала, что никакая фирма одна и самостоятельно не может существенно повлиять на цену товара путем изменения объема продаж.

      Таким образом, при структурном подходе  акцент смещается с самой борьбы фирм друг с другом на анализ структуры рынка, тех условий, которые господствуют в нем. Как подчеркивает А.Ю.Юданов, “в центре внимания оказывается не соперничество фирм в установлении цены, не выяснения того, кто и почему победил, а установления факта принципиальной возможности (или невозможности) влияния фирмы на общий уровень цен на рынке. Если такое воздействие невозможно, то речь идет о рынке совершенной конкуренции, в противном случае — об одной из разновидностей конкуренции несовершенной”.1

      Такое понимание конкуренции, как видим, значительно отличается  от ее определения  в классической теории, не проводившей  различия между конкуренцией и соперничеством. Классики, говоря о конкуренции, имели в виду лишь совершенную конкуренцию, в рамках которой взаимозависимость продавцов настолько мала, что ею можно пренебречь. На конкурентном рынке все фирмы независимы друг от друга в том смысле, что действия одной не оказывают сколько-нибудь заметного влияния на поведение других фирм. При таком конкурентном поведениии-соперничестве ни одна фирма не может стать лидером на рынке, то есть, не возможна монополия.

      Позднее спектр рыночных структур, анализируемых  экономистами, был расширен, и появилась необходимость в четком разграничении понятий “конкуренция” и “соперничество”. В современном понимании термин “соперничество” относится к действительному поведению рыночных агентов, направленному на завоевание лидирующего (отличного от других) положения на рынке и используется для характеристики сферы деятельности бизнесменов, предпринимателей, а не для качественной характеристики строения рынка. Термин “конкуренция” в свою очередь, используется для характеристики модели, строения рынка.

      Кроме поведенческой и структурной трактовки конкуренции, в экономической теории существует еще функциональный подход к конкуренции, а также характеристика конкуренции как “процедуры открытия”.

     Функциональный  подход к определению конкуренции  связан, в частности, с именем австрийского экономиста Й.Шумпетера. В своей теории экономического развития он определял конкуренцию как борьбу старого с новым. Эту борьбу ведут предприниматели — организаторы производства, прокладывающие новые пути, осуществляющие новые комбинации ресурсов. По мнению Шумпетера, задача предпринимателя — осуществлять реализацию нововведений, бороться с рутиной, не делать то, что делают другие, стать “созидающим разрушителем”. Тогда он может выиграть в конкурентной борьбе, вытеснив с рынка тех предпринимателей, которые пользуются устаревшими технологиями или выпускают не пользующуюся спросом продукцию.

         Другой австрийский  экономист и политический философ  — Ф. фон Хайек рассматривал конкуренцию  еще шире, понимая ее как “процедуру открытия”. По его мнению, предпринимателю важно, ориентируясь на повышение или понижение цен на ресурсы и производимые с их помощью блага, понять, в каком направлении нужно действовать, что, как и для кого производить. На рынке только благодаря ценам и конкуренции скрытое становится явным. Только “процедура” конкуренции “открывает”, какие ресурсы и в каком количестве необходимо использовать, что, сколько, где и кому продавать.  
 

1.2 Конкуренция как  критерий классификации  рыночных структур 

      В зависимости от той или иной структуры рынка, можно выделить разные формы конкуренции. В экономической науке выделяются следующие типы рыночных структур.

  • Чистая (совершенная) конкуренция. Это такое состояние рынка, когда большое количество фирм производит аналогичную продукцию, но ни размер самих фирм, ни другие причины не позволяет хотя бы одной из них воздействовать на рыночную цену.
  • Чистая (абсолютная) монополия. Рынок считается абсолютно монопольным, если на нем функционирует единственный производитель продукта, причем этому продукту нет близких заменителей в других отраслях. Следовательно, в условиях чистой монополии границы отрасли и границы фирмы совпадают.
  • Монополистическая конкуренция. Данная рыночная структура имеет сходство с совершенной конкуренцией, за исключением того, что в отрасли производится подобная, но не идентичная продукция. Дифференциация продукта дает фирме элемент монопольной власти над рынком. Различия в продукте могут и не затрагивать качества товара как такового. Покупатели могут отдавать предпочтение товару из-за более удобного расположения магазина, красивой упаковки и т.п.
  • Монопсония. Ситуация на рынке, когда на нем имеется только один покупатель. Монопольная власть покупателя ведет к тому, что он является создателем цены.
  • Монополия, практикующая дискриминацию. Обычно под этим понимается практика компаний, состоящая в назначении разных цен для разных покупателей.
  • Двусторонняя монополия. Рынок, на котором одному покупателю, не имеющему конкурентов, противостоит один продавец — монополист.
  • Дуополия. Рыночная структура, в которой действуют только две фирмы. Частный случай олигополия.
  • Олигополия. Ситуация на рынке, при которой небольшое число крупных фирм производит основную часть продукции всей отрасли. На таком рынке фирмы осознают взаимозависимость своих продаж, объемов производства, инвестиций и рекламной деятельности.

Информация о работе Теория конкуренции