Теория конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Цели курсовой работы:
Рассмотреть принципы существование рынка конкуренции;
Проанализировать особенности поведения фирмы рынка конкуренции в условиях краткосрочного и долгосрочного периодов.
Рассмотреть типовые методы конкурентной борьбы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОНКУРЕНЦИИ……………………………..5
Трактовка понятия конкуренции в экономической науке………………...5
Конкуренция как критерий классификации рыночных структур………...8
Характеристика рынка основных видов конкуренции…………………….9
Совершенная конкуренция……………………………………………….9
Монополистическая конкуренция……………………………………….14
ГЛАВА 2. ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ……………………………………………17
2.1 Конкурентное поведение. Ценовая и неценовая конкуренция …………..17
2.2 Внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция………………………...18
2.3 Проблемы конкурентной борьбы…………………………………………...20
2.4 Конкурентоспособность Российской экономики в условиях перехода к рынку……………………………………………………………………………..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………...30

Работа содержит 1 файл

ОРИГИНАЛ КУРСОВОЙ.doc

— 169.00 Кб (Скачать)

       Из  описания дифференцированности продукта следует, что в условиях монополистической  конкуренции ценовой конкуренцию  сопутствует неценовая.

       Вступить  в отрасль с монополистической  конкуренцией относительно легко. Некоторую  трудность могут создать потребность получения продукта, отличного от продукта конкурента, и необходимость рекламы. 
 
 
 
 

       ГЛАВА 2. Виды конкуренции.

       2.1 Конкурентное поведение.  Ценовая и неценовая  конкуренция.

       Неценовая конкуренция — метод конкурентной борьбы, в основу которого положено не ценовое превосходство над конкурентами, а достижение более высокого качества, технического уровня, технологического совершенства. Неценовая конкуренция основана на предложении товара более высокого качества, с большей надёжностью, более длительными сроками службы и другими более совершенными потребительскими свойствами. Существенную роль в неценовой конкуренции играют: оформление, упаковка, последующее техническое обслуживание, реклама. От неценовой конкуренции следует отличать скрытую ценовую конкуренцию, которой фирмы вводят новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало.

       Через ценовую конкуренцию продавцы влияют на спрос главным образом посредством изменения в цене. Неценовая конкуренция минимизирует цену как фактор потребительского спроса, выделяя товары или услуги посредством продвижения, упаковки, поставки, сервиса, доступности. Чем уникальнее предложение продукции с точки зрения потребителей, тем больше свободы в установлении цен выше, чем у конкурирующих товаров.

       При ценовой конкуренции продавцы двигаются  по кривой спроса, повышая или понижая свою цену. Это гибкий инструмент маркетинга, поскольку цены можно быстро и легко изменить, учитывая факторы спроса, издержек или конкуренции. Однако из всех контролируемых переменных маркетинга конкурентами легче всего дублировать именно эту, что может привести к стратегии копирования или даже ценовой войне. Более того, правительство следит за ценовыми стратегиями (приложение В).

       При неценовой конкуренции продавцы перемещают кривые спроса потребителей, делая упор на отличительных особенностях свой продукции. Это позволяет фирме увеличить сбыт при данной цене или продавать первоначальное количество по более высокой. Риск при этом связан с тем, что потребители могут не рассматривать предложения продавца как лучшие, чем у конкурентов. В этом случае они будут приобретать более дешевые товары, которые, по их мнению, аналогичны более дорогим. 
 
 

       2.2 Внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция 

       Внутриотраслевая  конкуренция, которая ведётся за влияние и место на рынке (в результате её образуется единая общественная или рыночная стоимость). Она проводится между фирмами одной отрасли, производящими аналогичные товары, которые удовлетворяют одну и ту же потребность, но различаются по цене, качеству, ассортименту.

       Внутриотраслевая конкуренция, один из видов капиталистической конкуренции, специфическая форма антагонистического соперничества и борьбы между отдельными товаропроизводителями, капиталистическими предпринимателями, акционерными компаниями, монополистическими союзами капиталистов, занятыми в одной и той же отрасли хозяйства. Как и капиталистическая конкуренция вообще, Внутриотраслевая конкуренция представляет собой борьбу предпринимателей ради прибыли, за место на рынке. Внутриотраслевая конкуренция возникает раньше остальных форм конкурентной борьбы; она ускоряет дифференциацию мелких товаропроизводителей, усиливает анархию экономического развития, а затем, в условиях капитализма, приводит к бесчисленным банкротствам мелких, средних и даже крупных капиталистических фирм. В эпоху империализма резко усиливается, принимает иные формы (между монополиями, монополиями и аутсайдерами и др.) и носит насильственный и затяжной характер. В результате Внутриотраслевая конкуренция индивидуальные стоимости товара превращаются в единую общественную или рыночную стоимость.

        Межотраслевая конкуренция - один из видов капиталистической конкуренции; специфическая форма борьбы между отдельными капиталистами, акционерными компаниями и монополистическими объединениями. В основе межотраслевая конкуренция лежит стремление к максимализации прибыли. Она выравнивает отраслевые нормы прибыли, складывающиеся в процессе внутриотраслевой конкуренции, формирует оптимальную структуру экономики, стимулирует расширение наиболее перспективных отраслей.

       Механизм  межотраслевой конкуренции действует  следующим образом. Товаропроизводители  до выхода на рынок знают, что свой товар во избежание убытков следует  производить с как можно меньшими затратами. Но они не знают, какова количественная потребность общества в данном товаре, и какое количество товара в то же самое время производят их конкуренты. Об этом они узнают лишь после выхода товара на рынок и поэтому известие о том, что их товар не имеет общественной потребительной стоимости, т. е. не востребован обществом, на них обрушивается, как стихийное бедствие. Выяснив в результате рыночных потрясений, в каких отраслях спрос превышает предложение, потерпевшие крах производители направляют избыточные ресурсы в эти отрасли до тех пор, пока они не переполнятся, и не возникнет новое потрясение. Таким образом, функция межотраслевой конкуренции заключается в ликвидации дисбаланса в структуре производства и потребностей на товары разных отраслей, т. е. в приведении структуры производства в соответствие со структурой общественных потребностей.

       Межотраслевая конкуренция в экономике может  осуществляться в формах конкуренции  посредством перелива капитала или функциональной конкуренции (конкуренции субститутов).

       Чаще  всего межотраслевая конкуренция представляет собой процесс перелива капитала из одной отрасли в другую, благодаря чему стихийно складываются пропорции воспроизводства общественного капитала. В результате перелива капитала из отраслей с более низкой в отрасли с более высокой нормой прибыли образуется средняя прибыль, которая играет важную роль в превращении стоимости товара в цену производства. Конкуренция посредством перелива капитала возникает при смене предприятием профиля своей деятельности или её диверсификации. Она вызывается различиями конъюнктуры и нормы прибыли в разных отраслях. В идеале перелив капитала мог бы приводить к выравниванию нормы прибыли по всем отраслям. Однако на практике для перелива капитала существуют препятствия, которые в экономической литературе получили название входных и выходных барьеров. 

       2.3. Проблема конкурентной  борьбы

       Но  как уже отмечалось, в настоящее  время рынок совершенной конкуренции  в чистом виде не встречается, то есть в реальной жизни приходится часто  сталкиваться с тем, что некоторые субъекты рынка  оказывают влияние (подчас весьма чувствительное) на решения других. Это влияние принимает бесчисленные формы, некоторые из них можно объединить в следующие группы.

       Ограничение свободы выбора

       Рыночная  экономическая система использует не только сугубо экономические рычаги воздействия на участников конкуренции. Поэтому существуют способы неэкономического давления на конкурентов, и соблазн использовать их всегда велик. Вот один из многочисленных примеров.

       Если  фирма имеет намерение быть агентом  “Аэрофлота”, то она должна иметь счет  в АКБ "Объединенный банк". Это условие, диктуемое “Аэрофлотом”.

       В приведенном примере АКБ "Объединенный банк" выиграл конкурентную борьбу за многочисленных клиентов у других банков тем, что лишил этих клиентов возможности выбирать банк, неким образом построив свои отношения с Аэрофлотом.

       Случаи  давления на принимаемые решения  нередки и в мировой экономике. А. Евсеенко в своей статье сообщает: “23 марта [2008 г. — А.П.] в Вене состоялось совещание членов ОПЕК и ряда других производителей нефти, на котором было ратифицировано соглашение о сокращении добычи и экспорта нефти, принятое 12 марта в Гааге. В соответствие с этим соглашением 11 стран-производителей нефти сократят объем нефтедобычи на 2,1 млн. баррелей нефти в год”.3

       Нужно ли это России, которая в соответствие с этим соглашением также снижает выработку нефти — одного их главных источников своего существования — в момент кризиса? Сомнительно. Но Россия выполняет условия соглашения.

       Также весьма типичным приемом ограничения  свободы выбора конкурентом является представление “доказательств” того, что “это нужно для общего блага” с последующим инициированием государственных актов. Рассмотрим еще один пример.

       Президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России Владимир Башмачников организовал публикацию в газете “Экономика и жизнь” под заголовком “У фермера уходит почва из-под ног”.

       Читаем  в этой статье: “Еще одна проблема —  создание равных условий для фермеров и фермерских потребительских кооперативов по отношению к коллективным предприятиям в получении государственных гарантий как под российские, так и зарубежные инвестиции”.4

       Далее читаем: “Пять лет мы добиваемся фермерской квоты для участия  в испанской, итальянской и других кредитных линиях, но этого добиться так и не удалось. И это несмотря на то, что фермеры — лучшие в стране плательщики налогов”.5

       Приведенная статья интересна тем, что ее автор  не смог пояснить, в чем неравенство  условий. Фермеры проигрывают конкуренцию  за кредит, что и побуждает главу их Ассоциации взяться за перо. Автор статьи добивается на самом деле не равных прав, а льгот для фермеров, прикрываясь рассуждениями о  полезности фермерских хозяйств.

       Приходится  соглашаться с мнением Пола Хейне: “Поскольку конкуренция имеет тенденцию перераспределять доходы от поставки блага в пользу покупателей и других поставщиков, фирмы часто стараются заручиться государственной поддержкой в устранении конкурентов, нередко проявляя исключительную изобретательность  и добиваясь великолепных успехов в софистике”.6

       Демпинг (продажа  ниже издержек)

       Говоря  о конкуренции, нельзя не вспомнить  о демпинге, т.е. вытеснение конкурента установлением цены ниже издержек с  целью потом возместить все убытки. Смысл этого способа достаточно прозрачен, и он нашел отражение в  антимонопольной политике ряда стран. Например, “В практике антимонопольного регулирования Германии применяется доктрина “теневых цен”, которые гипотетически складывались бы на рынке при действии на нем классического механизма ценообразования”.7  Там же приводится еще один пример: “Японское законодательство, например, запрещает поставку или получение без всякой причины товаров, средств или иных экономических благ по ценам, являющимся дискриминационными в отношении находящихся в различных местах покупателей или различных классов покупателей. Это запрещение относится и к различным дифференцированным возможностям получения кредитов или дополнительных услуг при поставке или покупке товаров, которые могут также носить дискриминационный характер. Подобные запреты существую во многих западных странах”.8

       Как и в предыдущем параграфе, здесь  уместно скептическое замечание: “Важно помнить, что наиболее эффективное  давление на государственную политику по большей части оказывают не потребители, а производители. И слишком часто эта политика будет формироваться под влиянием стремления производителей защитить себя от суровых законов конкурентной жизни”.9

       Для окончательных оценок такого явления, как “продажи ниже издержек”, необходимо найти ответы на следующие вопросы. 

       
  1. Насколько эффективна такая  форма конкуренции?

Информация о работе Теория конкуренции