Теория и практика ценообразования в Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2011 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

Исследования и разработки: изучены функции и виды цен; исследован механизм образования цены; рассмотрены методы прогнозирования цен в рыночной экономике; раскрыта сущность государственного регулирования ценообразования в рыночной экономике и его выявлены его основные особенности в Республике Беларусь.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

Содержание

Введение…………….…………………………………………………………… 4
1 Цена в рыночной экономике: функции, виды, механизм образования……. 5
2 Прогнозирование цен в рыночной экономике………………………………. 16
3 Государственное регулирование ценообразования в рыночной экономике и его особенности в Республике Беларусь……………………………………..
25
Заключение………………………………………………………………………. 32
Список использованных источников…………………………………………... 34

Работа содержит 1 файл

ценообразование.doc

— 569.00 Кб (Скачать)

     Эффективность системы государственного регулирования цен зависит от гибкого сочетания прямых и косвенных форм ценового регулирования. Каждое государство соответственно проводимой экономической политике, целям развития общества использует различные сочетания и способы ценового регулирования. Опыт показывает, что каждая страна выбирает свой собственный путь. Например, Россия и Украина избрали варианты преобладающего использования косвенного регулирования цен. Прямое административное воздействие сохранено в основном в области регулирования цен на продукцию естественных монополий.

     В Республике Беларусь публично-правовое регулирование цены включает несколько  составляющих, к числу которых  относятся регламентация процесса ценообразования и непосредственное установление фиксированных и предельных цен (тарифов). Процесс ценообразования трактуется как процесс по установлению, регулированию цен (тарифов) и контролю за применением установленного законодательством порядка ценообразования юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и другими субъектами ценообразования. Регулирование ценообразования в законодательстве рассматривается как воздействие на процессы установления и применения цен (тарифов) со стороны государственных органов путем принятия законодательных, административных, бюджетно-финансовых и других мер с целью стабилизации и стимулирования развития экономики республики. Регулирование ценообразования реализуется в двух формах:

     - форме прямого (административного)  воздействия;

     - форме косвенного воздействия,  т.е. через воздействие на ценообразующие факторы путем проведения мероприятий в области денежно-кредитной, налоговой, тарифной политики регулирования [9].

     Основными принципами ценообразования в Законе о ценообразовании названы:

     1) определение основ государственной  политики в области ценообразования;

     2) сочетание свободных и регулируемых  цен (тарифов);

     3) разграничение полномочий субъектов  ценообразования по установлению  и регулированию цен (тарифов);

     4) установление регулируемых цен  (тарифов) на товары (работы, услуги) на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли с учетом государственных дотаций и других мер государственной поддержки;

     5) государственный контроль за соблюдением действующего порядка ценообразования, установленных нормативов и регулируемых цен (тарифов).

     В качестве принципа можно также обозначить норму Указа Президента Республики Беларусь от 19.05.1999 N 285 "О некоторых  мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь" о том, что на территории Республики Беларусь не допускается рост цен (тарифов) на товары (работы, услуги) без принятия соответствующих мер по социальной защите населения [10].

     В то же время в Концепции ценообразования  в Республике Беларусь, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.07.2005 N 799 "О Концепции ценообразования в Республике Беларусь", важнейшими принципами ценового регулирования должны стать обеспечение действенного контроля со стороны государства за уровнем цен в монопольных отраслях; создание условий добросовестной конкуренции; обеспечение соотношения между изменением цен на потребительские товары и услуги и оплатой труда; недопущение опережающего роста цен (тарифов) без принятия соответствующих мер по социальной защите населения; обеспечение межотраслевых ценовых пропорций.

     В Республике Беларусь процесс определения  или формирования цены отличается сочетанием двух видов цен:

     1) свободные цены (тарифы) - цены (тарифы), складывающиеся под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции;

     2) регулируемые цены (тарифы) - цены (тарифы), устанавливаемые соответствующими  государственными органами, осуществляющими  регулирование ценообразования  или определяемые субъектами  ценообразования (юридическими лицами, предпринимателями) с учетом установленных этими органами определенных ограничений. При этом регулируемая цена (тариф) может иметь фиксированную или предельную величину.

     Действующая Инструкция о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденная постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 10.09.2008 N 183 (далее - Инструкция N 183), устанавливает правила определения цен, надбавок и иных элементов ценообразования на товары, перечень которых содержится в приложении 1 к Инструкции N 183. В данный перечень входят важнейшие социально значимые продовольственные товары, товары для детей, лекарственные средства и изделия медицинского назначения, а также отдельные товары массового потребления. В отношении иных товаров, работ, услуг цена формируется с учетом конъюнктуры рынка. Таким образом, при формировании цен на товары, не включенные в приложение 1 к Инструкции N 183, предусмотрено применение торговых надбавок с учетом конъюнктуры рынка, т.е. по принципу свободного ценообразования.

     Можно заключить, что, за исключением названных  выше случаев, в договорных правоотношениях  расчеты сторон при исполнении договора осуществляются по цене, установленной  соглашением сторон с соблюдением  норм законодательства. Таким образом, денежная сумма договора (цена) определяется соглашением сторон, если по конкретному виду товаров, работ, услуг, в отношении которых заключена сделка, законодательством Республики Беларусь не установлено применение цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.), определяемых или регулируемых уполномоченными на то государственными органами.

     Кроме того, следует отметить, что существует ряд сфер, где не применяются нормы  законодательства о ценообразовании. Например, как отмечено в заключении Конституционного Суда Республики Беларусь от 07.02.2002 N З-137/2002 "О соответствии Конституции Республики Беларусь Инструкции о порядке формирования ставок арендной платы юридическими лицами негосударственной формы собственности при сдаче в аренду нежилых зданий (помещений)", сдача в аренду нежилых зданий (помещений) не регулируется законодательством о ценообразовании, поскольку не является услугой для целей включения в себестоимость продукции (работ, услуг). Таким образом, можно сделать вывод о том, что при установлении арендной платы неприменимы положения Инструкции N 183. Применительно к отдельным разновидностям договора аренды с учетом предмета договора со стороны государства может устанавливаться особый порядок определения арендной платы. Например, Положением о порядке определения размеров арендной платы при сдаче в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 23.10.2009 N 518 "О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом", установлены правила определения арендной платы при сдаче в аренду указанных объектов недвижимости, находящихся в республиканской собственности.

     Таким образом, государственное регулирование цен в любой экономике позволяет с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы.

     Государственное регулирование цен обычно осуществляется с помощью косвенного и прямого  регулирования. К косвенному регулированию относятся меры, воздействующие на спрос, предложение, уровень конкуренции и другие факторы макроэкономической сбалансированности и таким образом влияющие на уровень и динамику цен.

     Прямое  регулирование цен осуществляется в основном тремя способами: путем установления "ценового потолка" (максимальных цен), "ценового пола" (минимальных цен) и "коридора цен".

     Основными принципами ценообразования в Беларуси следующие:

     1) определение основ государственной  политики в области ценообразования;

     2) сочетание свободных и регулируемых  цен (тарифов);

     3) разграничение полномочий субъектов  ценообразования по установлению  и регулированию цен (тарифов);

     4) установление регулируемых цен  (тарифов) на товары (работы, услуги) на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли с учетом государственных дотаций и других мер государственной поддержки;

     5) государственный контроль за  соблюдением действующего порядка ценообразования, установленных нормативов и регулируемых цен (тарифов).

     В Республике Беларусь процесс определения  или формирования цены отличается сочетанием двух видов цен:

     - свободные цены (тарифы) - цены (тарифы), складывающиеся под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции;

     - регулируемые цены (тарифы) - цены (тарифы), устанавливаемые соответствующими государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования или определяемые субъектами ценообразования (юридическими лицами, предпринимателями) с учетом установленных этими органами определенных ограничений. При этом регулируемая цена (тариф) может иметь фиксированную или предельную величину. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 
 
 

     В результате проведенного исследования можно отметить, что под ценой понимается денежное выражение стоимости единицы товара. На макроуровне цена формирует структуру экономики, способствует совершенствованию ее важнейших пропорций (между фондами возмещения, потребления и накопления, отраслями народного хозяйства, производственной и непроизводственной сферами и т.д.). Цены сигнализируют о возникающих в экономике диспропорциях. Играя исключительную роль в экономике, цены выполняют ряд важных функций: учетную, стимулирующую,  распределительную; балансирующую, функцию цены как средства рационального размещения производства.

     Все функции цены взаимосвязаны и  взаимодействуют, а в ряде случаев  вступают в противоречие.

     Система цен очень подвижна и состоит  из ряда их видов и разновидностей, соотношения между которыми постоянно меняются соответственно меняющейся силе действия факторов ценообразования.

     Механизм  установления цены на товар можно разделить на 7 этапов.

     Вопросы формирования цен в переходный период необходимо рассматривать во взаимодействии макро- и микроуровней. На макроуровне должны производиться прогнозные расчеты изменения цен по отраслям экономики, потребительских цен, цен экспорта (импорта), сводного индекса цен и осуществляться государственное регулирование цен. На микроуровне особая значимость при формировании цен должна придаваться их прогнозированию. При этом необходимо проводить исследования эластичности спроса на продукцию (услуги), изменения издержек под влиянием внешних и внутренних факторов, изучение уровня качества и уникальности своего товара, цен конкурентов и др.

     Государственное регулирование цен в любой экономике позволяет с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы.

     Государственное регулирование цен обычно осуществляется с помощью косвенного и прямого  регулирования. К косвенному регулированию относятся меры, воздействующие на спрос, предложение, уровень конкуренции и другие факторы макроэкономической сбалансированности и таким образом влияющие на уровень и динамику цен.

     Прямое  регулирование цен осуществляется в основном тремя способами: путем установления "ценового потолка" (максимальных цен), "ценового пола" (минимальных цен) и "коридора цен".

     Основными принципами ценообразования в Беларуси следующие:

     1) определение основ государственной  политики в области ценообразования;

     2) сочетание свободных и регулируемых  цен (тарифов);

     3) разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен (тарифов);

     4) установление регулируемых цен  (тарифов) на товары (работы, услуги) на уровне, обеспечивающем субъектам  хозяйствования покрытие экономически  обоснованных затрат и получение  достаточной для расширенного воспроизводства прибыли с учетом государственных дотаций и других мер государственной поддержки;

Информация о работе Теория и практика ценообразования в Беларуси