Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2011 в 19:53, курсовая работа
Исследования и разработки: изучены функции и виды цен; исследован механизм образования цены; рассмотрены методы прогнозирования цен в рыночной экономике; раскрыта сущность государственного регулирования ценообразования в рыночной экономике и его выявлены его основные особенности в Республике Беларусь.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
Введение…………….…………………………………………………………… 4
1 Цена в рыночной экономике: функции, виды, механизм образования……. 5
2 Прогнозирование цен в рыночной экономике………………………………. 16
3 Государственное регулирование ценообразования в рыночной экономике и его особенности в Республике Беларусь……………………………………..
25
Заключение………………………………………………………………………. 32
Список использованных источников…………………………………………... 34
- экономные: основной интерес при покупках касается их ценности; характеризуются высокой чувствительностью к ценам, качеству, ассортименту товаров;
- персонифицированные: делается упор на образ продукции, обслуживание и отношение предприятия; характеризуются меньшим вниманием к ценам;
- этичные: готовы пожертвовать низкими ценами, широтой ассортимента для поддержания небольших предприятий;
- апатичные: основное внимание отдают удобствам, невзирая на цены.
Таким образом, не все потребители рассматривают цену как решающий фактор при совершении покупок, и это надо учитывать в ценовой политике фирмы.
На этапе III оцениваются издержки производства. В экономической литературе понятия «издержки», «затраты» и «себестоимость» часто используют как синонимы. На самом деле это не совсем так. Под затратами следует понимать использование ресурсов в натуральном виде. Издержки - это стоимостное выражение произведенных затрат текущего периода. Себестоимость — это издержки производства, отнесенные к готовой продукции.
Издержки являются неотъемлемой составной частью цены. Для управления производственно-хозяйственной деятельностью фирмы и обоснованного ценообразования необходимо знать затраты по предприятию в целом, подразделениям, видам и на единицу продукции.
Учет издержек включает три основных направления работы:
- определение действительных затрат;
- анализ затрат;
- контроль затрат, ориентация на их снижение.
Определение затрат и их анализ осуществляются с помощью различных методов, которые должны соответствовать организационной и управленческой структурам предприятия, номенклатуре выпускаемых товаров, технологии производства.
На этапе IV при анализе цен и товаров конкурентов необходимо произвести оценку прочности позиции товара и репутации предприятия на рынке в сравнении с конкурентами. Этот этап является одной из стадий определения реальной цены товара.
На этапах V и VI производят выбор метода ценообразования и расчет исходной цены.
Существуют
два подхода к рыночному
1)
установление индивидуальных
2) установление единой цены: все покупатели приобретают товар по единой цене, что может быть связано с особенностью рынка данного товара, с техническими сложностями и большими дополнительными издержками при дифференциации цен; это является предпочтительным там, где на массовый рынок выпускается стандартизированный продукт серийного производства.
При установлении единых цен предприятие формирует определенную ценовую стратегию с учетом общей конъюнктуры и преследуемых целей. Существуют следующие виды стратегий:
- завышенная: цены устанавливаются на чрезмерно высоком уровне для завоевания наиболее требовательных покупателей;
- скользящая вниз: постепенно снижают цены, чтобы удовлетворить спрос разных потребителей;
- проникающая (низких цен): цены устанавливаются ниже преобладающего уровня для завоевания входа на рынок или увеличения своей доли на рынке;
- эластичная: при этом используются преимущества известной или осознаваемой эластичности или жесткости цены;
- психологическая;
- последующая: исходят из цен. устанавливаемых лидерами в промышленности;
- сегментная: назначаются различные цены для разных сегментов рынка;
- на основе стоимости;
- гибкая: отвечает изменениям на рынке;
- упреждающая: препятствует проникновению конкурентов на рынок;
- убыточная;
- целевых цен за счет изменения объема продаж и цен при неизменной величине прибыли;
- ценовых линий: устанавливается диапазон цен, где каждая цена отражает определенный уровень качества одноименного товара.
Исходя из общей ценовой стратегии, предприятие выбирает метод ценообразования.
На этапе VII предприятие производит корректировку цены с учетом различных ценообразующих факторов.
Некоторые из этих внешних и внутренних факторов необходимо отметить особо:
1. Структура рынка, на котором предприятие продает свой товар (монополия, олигополия, совершенная или монополистическая конкуренция).
2.
Вид товара (продукция производственно-
3.
Эластичность спроса по цене,
выступающая мерой
4.
Вероятность существования
5.
Степень удовлетворения
если
имеется неудовлетворенный
6.
Возможность сегментации рынка:
7.
Качественное различие между
товарами предприятия и
8.
В качестве кого выступает
предприятие: производителя
9.
Размер предприятия: крупные
10. Размеры и количество предприятий, выпускающих аналогичные или взаимозаменяемые товары.
11.
Степень дифференциации
12.
Степень совместного
13. Рыночная ситуация.
14. Стадия жизненного цикла.
На этапе VIII после установления исходной цены в ценовой политике начинается новая эра многочисленных ценовых модификаций, дифференциации и других приспособлений к постоянно изменяющимся условиям конъюнктуры, наиболее распространенными из которых являются скидки, зачеты и надбавки.
Таким образом, на макроуровне цена формирует структуру экономики, способствует совершенствованию ее важнейших пропорций (между фондами возмещения, потребления и накопления, отраслями народного хозяйства, производственной и непроизводственной сферами и т.д.). Цены сигнализируют о возникающих в экономике диспропорциях. Играя исключительную роль в экономике, цены выполняют ряд важных функций: учетную, стимулирующую, распределительную; балансирующую, функцию цены как средства рационального размещения производства.
Все функции цены взаимосвязаны и взаимодействуют, а в ряде случаев вступают в противоречие.
Система цен очень подвижна и состоит из ряда их видов и разновидностей, соотношения между которыми постоянно меняются соответственно меняющейся силе действия факторов ценообразования.
Механизм
установления цены на товар
можно разделить на 7 этапов.
2
Прогнозирование
цен в рыночной
экономике
Переход экономики к рыночным отношениям требует создания нового механизма формирования цен. Для рыночной экономики характерно существование свободных, объективно формирующихся под влиянием рыночной конъюнктуры цен, в основном устанавливаемых фирмами. Вместе с тем проблемы цен взаимосвязаны с рядом других проблем социально-экономического развития. Поэтому вопросы их формирования в переходный период необходимо рассматривать во взаимодействии макро- и микроуровней.
На макроуровне должны производиться прогнозные расчеты изменения цен по отраслям экономики, потребительских цен, цен экспорта (импорта), сводного индекса цен и осуществляться государственное регулирование цен.
На микроуровне особая значимость при формировании цен должна придаваться их прогнозированию. При этом необходимо проводить исследования эластичности спроса на продукцию (услуги), изменения издержек под влиянием внешних и внутренних факторов, изучение уровня качества и уникальности своего товара, цен конкурентов и др.
Рассмотрим
систему методов
Методы экспертных оценок. Среди индивидуальных экспертных оценок в области ценообразования наиболее широкое распространение получили метод "интервью" и анкетирование. К коллективным экспертным оценкам, получившим применение при прогнозировании цен, относятся методы "комиссий", "мозговой атаки", "Делъфи".
Обработка экспертных оценок осуществляется различными методами. Наиболее распространенным является метод ранговой корреляции. Его суть сводится к тому, что специалисты дают оценку каждому фактору путем присвоения ему рангового номера. На основе данных анкетного опроса формируется матрица рангов, в которой отражается число специалистов т, количество факторов n, ранг j-го фактора у I-гo специалиста хij. С помощью определенных преобразований формируется согласованное мнение экспертов.
При решении вопроса о цене на товар фирмы нередко обращаются к опросу специалистов (например, товароведов) и покупателей. Окончательное решение о цене принимается на основе результатов опроса специалистов и покупателей, условий рынка и издержек производства.
Параметрические
модели и методы прогнозирования. Основу
параметрических методов
Выявленные на основе анализа статистического материала количественные зависимости между ценами и параметрами продукции используются для определения цен и проектов цен на ранних стадиях проектирования и конструирования новой продукции (техническое задание, технический проект).
В мировой практике эти методы используются в тех случаях, когда конкурентоспособность продукции, ее качество являются важнейшим ценообразующим фактором.
К
наиболее распространенным из параметрических
методов прогнозирования
Метод
удельной цены используется для расчета
и анализа затрат и цен товаров,
характеризующихся достаточно полно
основными параметрами
Механизм этого метода следующий. Сначала определяется удельная цена (себестоимость) на единицу основного параметра по формуле
Ру(Су)= Ра(Са)/ Оп.б.
где Ру(Су) — удельная цена (себестоимость) на единицу основного параметра; Ра(Са) — абсолютная величина действующей цены (себестоимости) базового изделия; Оп.б. — значение основного параметра базового изделия в соответствующих единицах измерения.
Информация о работе Теория и практика ценообразования в Беларуси