Теория и практика ценообразования в Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2011 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

Исследования и разработки: изучены функции и виды цен; исследован механизм образования цены; рассмотрены методы прогнозирования цен в рыночной экономике; раскрыта сущность государственного регулирования ценообразования в рыночной экономике и его выявлены его основные особенности в Республике Беларусь.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

Содержание

Введение…………….…………………………………………………………… 4
1 Цена в рыночной экономике: функции, виды, механизм образования……. 5
2 Прогнозирование цен в рыночной экономике………………………………. 16
3 Государственное регулирование ценообразования в рыночной экономике и его особенности в Республике Беларусь……………………………………..
25
Заключение………………………………………………………………………. 32
Список использованных источников…………………………………………... 34

Работа содержит 1 файл

ценообразование.doc

— 569.00 Кб (Скачать)
 
 
 

     Курсовая  работа: 34 с., 4 рис., 17 источников. 

     тЕОРИЯ  И ПРАКТИКА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ  В бЕЛАРУСИ 

     Объект  исследования - товары и услуги.

     Предмет исследования - механизм ценообразования.

     Цель  работы – исследование теории и практики ценообразования в Беларуси.

     Методы  исследования – коэффициентов, табличный.

     Исследования  и разработки: изучены функции и виды цен; исследован механизм образования цены; рассмотрены методы прогнозирования цен в рыночной экономике; раскрыта сущность государственного регулирования ценообразования в рыночной экономике и его выявлены его основные особенности в Республике Беларусь.

     Автор работы подтверждает, что приведенный  в ней расчетно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов. 
 

                      ________________

                                                                                  (подпись студента) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

    Введение…………….……………………………………………………………

4
1 Цена в рыночной экономике: функции, виды, механизм образования……. 5
2 Прогнозирование цен в рыночной экономике………………………………. 16
3 Государственное регулирование ценообразования в рыночной экономике и его особенности в Республике Беларусь……………………………………..  
25
Заключение………………………………………………………………………. 32
Список  использованных источников…………………………………………... 34

    ВВЕДЕНИЕ

 
 
 

     В период перехода экономики к рыночным отношениям необходимо создание хозяйственного механизма, адекватного современным требованиям развития демократического общества. Особая роль в этом механизме отводится ценам, поскольку именно они в рыночных условиях являются основным индикатором состояния экономики, становятся важнейшим регулятором общественного производства на всех уровнях управления, инструментом распределения ресурсов. Преобразование системы ценообразования должно осуществляться с учетом исторически сложившихся особенностей установления цен в отдельных комплексах и сферах национальной экономики, зарубежного опыта.

     В современных условиях принципиально  меняются подходы к ценообразованию как на уровне государственного управления, так и в хозяйственной практике отдельных субъектов хозяйствования. На уровне государственного управления в переходный период необходимо сочетание регулирования цен по отношению к предприятиям естественной монополии, на отдельные виды социально значимой и структурообразующей продукции с последовательной либерализацией цен по мере формирования рынков различных товаров, услуг, ценностей.

     Цена  по-прежнему является одной из наименее разработанных категорий, свидетельством чего выступает дискуссионный характер публикаций, посвященных вопросам теории цены и практики ценообразования. Тема работы является особенно актуальной в условиях Республики Беларусь, ведь с одной стороны, инфляция в республике не столь уж велика, а с другой — цены на отдельные товары и услуги у нас превышают мировые, что обуславливает необходимость коренного исследования механизма ценообразования в Республике Беларусь.

     Объектом  исследования являются товары и услуги, а предметом – механизм ценообразования.

     Целью работы является исследование теории и практики ценообразования в  Беларуси.

     Для достижения основной цели в работе выдвигались к решению следующие задачи:

     - изучить функции и виды цен;

     - исследовать механизм образования;

     - рассмотреть методы прогнозирования  цен в рыночной экономике

     - раскрыть сущность государственного  регулирования ценообразования в рыночной экономике и выявить его основные особенности в Республике Беларусь. 
 
 

     
  1. Цена  в рыночной экономике: функции, виды, механизм образования
 
 
 

     Рыночная  цена представляет собой сумму денег, за которую продавец хочет продать  свой товар, а покупатель готов купить его. В рыночной экономике все имеет цену: каждый товар и каждая услуга. Рыночные равновесные цены становятся важнейшим регулятором общественного производства. Равновесной ценой при этом считается цена такого уровня, при которой предложение соответствует спросу [1] .

     В законодательстве о ценообразовании  под ценой понимается денежное выражение  стоимости единицы товара, а под  тарифом - денежное выражение стоимости  единицы работы, услуги (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 10.05.1999 N 255-З "О ценообразовании" (далее - Закон о ценообразовании)) [2]. Гражданское законодательство не определяет понятие цены, но в цивилистической литературе высказывается точка зрения о том, что цена – это "материальное выражение обязанности оплатить исполнение другой стороной своих обязанностей по договору" [3, с. 7.]. Исходя из смысла подобного подхода цена помимо денег может устанавливаться "в таких формах, как иные вещи, ценные бумаги, другое имущество (в том числе имущественные права), работы и услуги". Однако в большинстве случаев ученые характеризуют цену как отражающуюся "в денежном выражении ценность и стоимость объекта гражданских прав" [4, с. 8.].

     На  макроуровне цена формирует структуру экономики, способствует совершенствованию ее важнейших пропорций (между фондами возмещения, потребления и накопления, отраслями народного хозяйства, производственной и непроизводственной сферами и т.д.). Цены сигнализируют о возникающих в экономике диспропорциях.

     На  уровне интерэкономики в международной  торговле цены в определенной степени определяют структуру мирового хозяйства, влияют на потоки экспорта и импорта.

     Вместе  с тем, цены на отдельные товары, услуги, практически во всех странах мира являются объектом государственного регулирования в рамках проводимой экономической и социальной политики. Многие государства мира практикуют "замораживание" цен, фиксацию цен на некоторые товары, издают специальные законы, контролируют динамику цен и используют другие формы и способы влияния на них.

     Играя исключительную роль в экономике, цены выполняют ряд важных функций, связанных с действием объективных экономических законов в обществе. Функции цены отражают ее экономическую сущность, предназначение, роль в хозяйственной жизни общества, а также взаимоотношения с другими экономическими категориями и явлениями. Выделяют следующие виды функций:

     - учетная функция проявляется  в том, что цена служит средством  исчисления всех стоимостных  показателей, к ним относятся  как количественные (валовой национальный  продукт, валовой внутренний продукт, национальный доход, объем инвестиций, объем выпускаемой и реализуемой продукции и т.д.), так и качественные показатели (рентабельность, производительность труда, фондоотдача, материалоемкость и т.д.).

     Цены  показывают, сколько необходимо средств затратить обществу для удовлетворения потребности в той или иной продукции. Цена отражают объемы затраченного сырья, материалов, топлива и электроэнергии, труда и т.д. и эффективность использования ресурсов для создания данного продукта, так как цена включает не только величину общих издержек производства и реализации, но и размер прибыли.

     Рыночная  цена может значительно отклоняться  от издержек. Признание правильности произведенных затрат, их общественной значимости происходит только на рынке при непосредственном контакте производителя и потребителя в результате столкновения их интересов. Интерес производителя заключается в получении максимально возможной прибыли; интересе покупателя состоит в покупке товара минимально  возможной цене. Поэтому окончательная цена может существенно отличаться не только от цены, по которой хотел бы продать товар производитель, но и от цены, по которой ее хотел бы купить потребитель.

     В условиях монополизированной экономики, деформированного или неразвитого  рынка, слабой конкуренции производитель  диктует цены, сдержать его в таком случае может только административное регулирование. В условиях рыночной экономики, чтобы выдержать конкуренцию, изготовитель товара постоянно контролирует свои издержки, сопоставляя их с затратами других фирм, стремясь за счет снижения затрат на единицу продукции и улучшения качества товара захватить большую емкость рынка.

     - стимулирующая функция выражается  в поощрительном или сдерживающем  ее воздействии на производство  и потребление различных товаров. Цена оказывает стимулирующее воздействие на производителя через величину заключенной в ней прибыли. В хозяйственной жизни цены могут способствовать или препятствовать увеличению объема выпуска и потребления той или иной продукции. Для производителей важны цены, по которым они непосредственно продают продукцию, и возможность их изменения, так как различные виды продукции обладают разной эластичностью спроса по цене и эластичностью спроса по доходу, от которых зависит валовой доход фирмы.

     С помощью цены можно стимулировать или замедлять внедрение результатов научно-технического процесса, экономию затрат ресурсов, улучшение качества продукции, изменение структуры производства и потребления.

     - распределительная или перераспределительная  функция цены отражает участие цены в распределении и перераспределении национального дохода (чистого дохода) между отраслями экономики, регионами, фондами накопления и потребления, социальными группами населения.

     Распределительная функция цены проявляется через  налогово-бюджетную политику, а именно, через налоги, особенно косвенные (акцизы на отдельные группы товаров, налог на добавленную стоимость) происходит централизация чистого дохода, поступающего в бюджет на общегосударственные нужды. А через бюджетную систему централизованные средства направляются на решение экономических и социальных задач общества.

     - балансирующая функция или функция  балансирования рыночного спроса  и предложения заключается в  том, что через цену осуществляется  связь между производителями  и потребителями, предложением и спросом. Цена сигнализирует о диспропорциях в сферах производства и обращения и указывает на необходимость принятия мер по их преодолению. Она служит гибким инструментом, с помощью которого достигается компромисс между  ценой спроса и ценой предложения. При этом цена предложения отражает минимальную цену, по которой производитель готов в определенный период времени продать свою продукцию, а цена спроса характеризует максимальную цену, по которой потребитель готов его приобрести. При появлении диспропорций в развитии национальной экономики, несоответствия между предложением и спросом равновесие восстанавливается посредством либо увеличения (сокращения) производств, либо посредством роста (снижения) цены, либо одновременно тем и другим способом. Цена должна заинтересовывать производителя в повышении качества и расширении ассортимента пользующихся спросом товаров. В условиях административно-командной системы управления сбалансированность между спросом и предложением практически не обеспечивалась, хотя и предусматривалась планами. Спрос лишь частично регулировался через более высокие цены на особо модные, дефицитные товары, понижение цен на товары, не пользующиеся спросом, сезонные цены (уценки). В переходный период, когда сохраняется дефицит товаров и относительно монопольное положение производителей, рост цен зачастую сопровождается сокращением объемов производства. По мере становления рынка и развития конкуренции, достижения сбалансированности спроса и предложения, повышение цен должно быть обусловлено улучшением качества продукции, выпуском изделий с новыми потребительскими свойствами. В условиях становления рыночных отношений, предпринимательства и конкуренции эта функция цены будет играть более значительную роль при формировании уровня цены.

Информация о работе Теория и практика ценообразования в Беларуси