Теория и практика ценообразования в Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2011 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

Исследования и разработки: изучены функции и виды цен; исследован механизм образования цены; рассмотрены методы прогнозирования цен в рыночной экономике; раскрыта сущность государственного регулирования ценообразования в рыночной экономике и его выявлены его основные особенности в Республике Беларусь.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

Содержание

Введение…………….…………………………………………………………… 4
1 Цена в рыночной экономике: функции, виды, механизм образования……. 5
2 Прогнозирование цен в рыночной экономике………………………………. 16
3 Государственное регулирование ценообразования в рыночной экономике и его особенности в Республике Беларусь……………………………………..
25
Заключение………………………………………………………………………. 32
Список использованных источников…………………………………………... 34

Работа содержит 1 файл

ценообразование.doc

— 569.00 Кб (Скачать)

     Затем рассчитывается цена нового изделия  по формуле

     Рн(Сн)= Ру(Су)* Оп.н.,

     где Рн(Сн) — цена (себестоимость) нового изделия; Оп.н. — значение основного параметра нового изделия.

     В данном случае цена изменяется прямо  пропорционально изменению качества товара. Однако для эффективной экономики  этот метод недостаточно точно характеризует  изменение цен, поскольку научно-технический прогресс должен проявляться в относительном снижении цены на единицу основного параметра новой продукции по сравнению с базовой.

     Можно определять цену на новое изделие  исходя из нескольких основных параметров и удельной цены каждого из них.

     При необходимости учета в цене изделия других потребительских свойств расчет цены можно осуществлять по следующей формуле:

     Рн=Ру*Оп.н.±Д,

     где Д — доплаты (скидки), отражающие изменение других потребительских  свойств нового изделия.

     Суть  метода структурной аналогии заключается в следующем. По однотипной продукции на основе статистических данных определяется структура себестоимости по элементам затрат, т.е. находится удельный вес материальных затрат, заработной платы и других элементов затрат в полной себестоимости продукции. Затем нормативным или другим методом определяется абсолютная величина материальных затрат, заработной платы по новому изделию. Эти элементы выделяются в качестве основы себестоимости при расчете цены данным методом. Зная абсолютную величину того или иного вида затрат по основному изделию и его удельный вес в структуре себестоимости по аналогичной группе продукции, можно рассчитать себестоимость нового изделия по следующей формуле:

     Сн=Мз(Зп)/dм(dз) * 100

     где Сн — себестоимость нового изделия; Мз(3п) — материальные затраты (заработная плата) на единицу нового изделия; dM(d3) — удельный вес материальных затрат (заработной платы) в себестоимости по аналогичной группе изделий.

     Этот  метод применяется при определении  цен на стадии технического задания. Кроме того, в мировой торговле по данному методу определяются "скользящие" цены на сложное оборудование производственного назначения (прокатные станы, турбогенераторы, суда и др.). Величина конечной цены зависит от изменения цен материалов и ставок заработной платы на момент составления контракта.

     По  агрегатному методу цена (себестоимость) нового изделия определяется путем  суммирования цен (себестоимости) отдельных  конструктивных частей или узлов  изделия с добавлением стоимости  оригинальных узлов и деталей. Этот метод применяется в тех случаях, когда новая продукция состоит из разных сочетаний основных конструктивных элементов, цены или себестоимость которых известны. Совокупная цена (себестоимость) продукции исчисляется как сумма цен (себестоимости) отдельных конструктивных элементов или определяется путем суммирования (вычитания) цен (себестоимости) добавленных (сменяемых) элементов (узлов, комплектующих изделий). Как правило, данный метод используется в производствах с высокой степенью унификации продукции и рационален при определении цен сложных видов техники.

     Следует отметить, что рассмотренные выше методы ценообразования относятся  к затратным и не учитывают  спрос на продукцию и уровень  цен конкурента. Поэтому они могут  использоваться для определения  нижнего предела цены. Окончательный  же ее уровень необходимо формировать с учетом всех остальных ценообразующих факторов.

     По  балловому методу цены формируются  на основе экспертных оценок значимости параметров качества изделий для  потребителей. Его целесообразно  применять в тех случаях, когда  цена зависит от многих параметров, характеризующих качество изделия, которые не поддаются количественному соизмерению. К ним относятся удобство изделия, дизайн, экономичность, эстетические свойства, противопожарность, запах, вкус, цвет, модность и т.д.

     Каждому параметру присваивается определенное число баллов, суммирование которых дает своего рода интегральную оценку технико-экономического уровня изделия. Умножением суммы баллов по новому изделию на стоимостную оценку одного балла изделия-эталона определяется ориентировочная цена нового изделия.

     Средняя стоимостная оценка одного балла  рассчитывается путем деления цены базового изделия-эталона на сумму  его баллов.

     В случаях, когда все параметры  продукции, подвергающиеся балловой оценке, считаются равнозначными по удельному  весу, уровень качества каждого изделия параметрического ряда определяется путем простого сложения баллов. Если же отобранные для оценки параметры неравнозначны для потребителя, устанавливаются коэффициенты весомости (значимости) отдельных параметров. Например, духи характеризуются следующими качественными параметрами: запах, стойкость, насыщенность, плотность, цвет, универсальность и др. Естественно, что запах и стойкость духов имеют для потребителей большее значение, чем другие параметры качества.

     Соответственно  и коэффициенты весомости по этим параметрам должны быть больше. Балловые оценки, выставляемые по каждому показателю качества, корректируются на соответствующий коэффициент весомости.

     При неравнозначных параметрах расчет цены нового изделия Рн производится по формуле

                   n

     Рн=  ΣБнidiРc

                   i=1

     где n — количество оцениваемых параметров; Бнi- — балловая оценка i-гo параметра нового изделия; di — коэффициент весомости i-го параметра нового изделия; Рс — средняя оценка одного балла изделия-эталона.

     Средняя оценка (Рс) балла определяется по формуле

               ___Рб____

     Рс=          n

          ΣБбidi

            i=1

     где Рб — цена базового изделия-эталона; Бб, — балловая оценка i-гo параметра базового изделия-эталона.

     Балловый  метод применяется во многих странах мира. С его помощью осуществляется обоснование цен на продукцию часовой, радиотехнической, легкой, пищевой, парфюмерной промышленности. Он широко используется при изучении конъюнктуры рынка и оценке конкурентоспособности продукции.

     Метод корреляционно-регрессионного анализа считается более совершенным методом параметрического прогнозирования. Суть его заключается в построении уравнений регрессии и определении зависимости цены от влияющих на нее факторов. При этом цена выступает как функция от параметров. Необходимым условием применения метода является тщательная аналитическая работа по формированию параметрического ряда, определению факторов, на основе которых он строится. Должен осуществляться отбор факторов, в наибольшей степени влияющих на цены. Например, цену сверла целесообразно определять в зависимости от его длины и диаметра.

     Модели  прогнозирования индексов цен. В  формирующейся новой экономической  среде, где основным регулятором  является рынок, особую значимость приобретает  прогнозирование индексов цен.

     Индекс  цен — это показатель, отражающий их движение. Рассчитываются индексы  потребительских, оптовых цен и  индекс цен (дефлятор) ВВП. Индекс цен  обычно выражается в процентах.

     Индекс  потребительских цен (ИПЦ) определяет изменение во времени стоимости фиксированного набора товаров и услуг, потребляемых населением.

     Индекс  оптовых цен отражает изменение  цен на сырье, материалы, полуфабрикаты, топливно-энергетические ресурсы, конечные виды продукции на оптовом рынке.

     Индекс  цен (дефлятор) ВВП характеризует изменение общего уровня цен.

     На  основе индексов цен определяются темпы  инфляции, осуществляется соизмерение  затрат с результатами, анализируется  и прогнозируется производственная и торговая деятельность. Они используются при разработке социально-экономических прогнозов. В связи с этим весьма актуальным является вопрос более точного определения индексов цен на прогнозируемый период в отраслях экономики.

     Цены  на продукцию изменяются под влиянием изменения цен на энергоресурсы, сырьевые ресурсы, инфляции и других факторов.

     Рассмотрим  воздействие изменения цен на энергоресурсы на рост цен на продукцию, например, пищевой промышленности. В рамках традиционной методики индекс цен на продукцию пищевой промышленности J п.п. определяется следующим образом:

     J п.п.   = Jэdэ + (1- dэ);

     Где Jэ — индекс цен на энергоресурсы; dэ — доля затрат на энергоресурсы в стоимости продукции пищевой промышленности.

     Недостатком этого метода является учет при прогнозе цены лишь прямых поставок электроэнергии в пищевую промышленность. Вместе с тем для производства продукции указанной отрасли используется продукция сельского хозяйства, где также расходуются энергоресурсы. Поэтому наряду с прямыми следует учитывать и косвенные затраты. Эту задачу можно решить с использованием модели межотраслевого баланса.

     Отличительная особенность межотраслевого баланса  заключается в том, что в нем  аккумулируется информация о межотраслевых  взаимосвязях. Это позволяет отслеживать  воздействие изменения экономических  показателей в одной из отраслей на другие.

     Для решения задачи прогнозирования  цен используются первый и третий квадранты межотраслевого баланса, разрабатываемого в Системе национальных счетов.

     Общественные  затраты отрасли потребителя  определяются суммой промежуточных  затрат отрасли (материальных затрат) и элементов валовой добавленной стоимости.

     Путем сопоставления объемов затрат отрасли  в новых ценах, рассчитанных по модели МОБа, с затратами в базисных (сопоставимых) ценах определяются изменения уровня цен в каждой отрасли (индексы  цен).

     Регрессионные модели. Эти модели позволяют рассчитать индекс цен в зависимости от влияющих на него факторов, т.е. формируется многофакторная модель, где индекс цен выступает как функция от факторов:

     Jр=f(X1,X2,…,Xn)

     Где Jр — индекс цен; X1,X2,…,Xn — факторы, влияющие на изменение цен.

     При прогнозировании индексов цен в  качестве важнейших факторов целесообразно  учитывать изменение цен на импортируемые  энергоносители, изменение курса  валюты, заработной платы и амортизации  под влиянием инфляционных процессов, ставок налогов, процентных ставок за кредит.

     Метод определения цен на основе издержек производства. Этот метод широко применяется  в мировой практике. Суть его сводится к определению цены на товар исходя из издержек производства и прибыли. С его помощью могут определяться цены на продукцию отрасли (на основе среднеотраслевой себестоимости и рентабельности продукции), а также формироваться цены на товары непосредственно фирмами. Себестоимость рассчитывается по элементам и статьям затрат, определяются переменные и постоянные издержки. Прибыль в цене определяется по средней сложившейся в фирме рентабельности продукции или по установленному нормативу рентабельности.

     Данный  метод позволяет определить предел цены, ниже которого фирма может  устанавливать цену только в исключительных случаях и на определенный срок, например при реализации фирмой стратегии проникновения на рынок или удержания большей доли рынка.

     Популярность  этого метода объясняется следующим. Во-первых, информация об издержках  производства более определенна и известна, чем информация о спросе. Во-вторых, еcли к этому методу определения цен обращаются фирмы отрасли, то их цены будут схожими и в этом случае ценовая конкуренция сводится к минимуму. В-третьих, многие считают метод расчета цен "средние издержки производства плюс прибыль" более справедливым но отношению к покупателям и продавцам.

     К методу ценообразования на основе издержек производства относится расчет цен  на основе анализа безубыточности и  обеспечения целевой прибыли. Фирма  стремится установить цену на свой товар на таком уровне, который обеспечивал бы ей получение желаемого размера прибыли. Методика расчета цен, обеспечивающих получение прибыли, основывается на графике безубыточности (модель американских корпораций). На нем отображаются валовые поступления, целевая прибыль, валовые и постоянные издержки. Последние не зависят от объема сбыта продукции. Валовые же издержки растут одновременно с увеличением объема продаж. Линия вало-вых поступлений начинается с нулевой отметки и поднимается вверх по мере увеличения количества проданных единиц товара. Крутизна наклона кривой валовых поступлений зависит от цены товара. Для обеспечения безубыточности, т.е. для покрытия валовых издержек валовыми поступлениями фирма должна продать определенное количество товара (определенный минимум).

Информация о работе Теория и практика ценообразования в Беларуси