Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:54, курс лекций
Понятие фирма
Фирмы и рынок - альтернативные способы организации
Причины происхождения фирмы.
Причины неэффективности фирмы
Классификация основных активов фирмы
Контракты – основа регулирования деятельности фирмы
Организационные формы бизнеса
Виды объединений предприятий
Государственные и национальные компании
Роль малых, средних и крупных фирм в экономике
Малые и средние фирмы
Исторически первой и единственной формой предприятия на протяжении долгих веков был малый бизнес. Крупные предприятия появились лишь в XIX в, он они быстро развивались. В итоге их позиции окрепли к началу XX века, что создались условия для высокой степени монополизации и вытеснения в ряде отраслей мелкого и среднего бизнеса.
Положение кардинально изменилось лишь после «Великой депрессии», т.е. мирового кризиса 1929-1933 гг. Были созданы специальные ведомства по поддержке мелкого бизнеса, усилены меры против монополизации. После 50-х годов бурное развитие новых технологии привели к активному развитию мелкого и среднего бизнеса во всех ведущих странах мира. Ныне доля МСП в развитых странах мира составляют почти 99% от всех субъектов экономики, вклад малого бизнеса в ВВП колеблется в пределах от 43% (Канада) до 57% (Германия), занятость составляет от 47% (Канада) до 75% (Япония)3 численности рабочих мест, а количество МСП на 1000 человек населения достигает 50-80 предприятий.
В Казахстане доля субъектов МСП составляют только 92% всех предприятий, на его долю приходится 31% в ВВП страны, 23% численности рабочих мест, а число МСП на 1000 человек населения составляет 41 предприятие4. При этом роль его в производстве снижается, несмотря на декларируемое внимание к нуждам малого бизнеса.
Рисунок 9.5
Таблица 9.6
Доля
малых и средних
фирм в валовом
внутреннем продукте
Казахстана
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
Доля МСП в ВВП*, % | 40,5 | 35,8 | 34,6 | 31,2 |
Доля малого бизнеса в ВВП*, % | 36,4 | 31,8 | 30,8 | 28,0 |
Доля среднего бизнеса в ВВП*, % | 4,1 | 4,0 | 3,8 | 3,2 |
Доля крупного бизнеса в ВВП**, % | 39,4 | 40,6 | 42,4 | 43,0 |
Источники:
*Агентство РК по статистике; **Б.Хасаинов.
Роль бизнеса в модернизации экономики
Казахстана. Мыслящая Россия. Москва, 2009
год.
Малые предприятия обычно работают в форме индивидуального предприятия. Средние в форме товарищества, а большинство крупных фирм организовано в акционерные общества (корпорации). Согласно нормам, принятым в ЕС, малым считается предприятие, в котором трудится менее 100 человек, средним - от 100 до 250 человек, крупным - более 250 человек. К категории "малые и средние предприятия" относятся компании, годовой оборот которых не превышает 40 млн евро5.
В Казахстане частные предприятия относятся только к одному из трех видов, установленных пунктом 2 статьи 6 Закона "О частном предпринимательстве"6.
1) Малые предприятия - это индивидуальные предприятия с числом работников до 50 человек или юридические лица с численностью до 50 человек и стоимостью активов не более 60 000-кратного МРП.
Они не могут осуществлять: а) оборот наркотиков и т.п.; б) производство и (или) оптовую продажу подакцизной продукции; в) хранение зерна на хлебоприемных пунктах; г) проведение лотереи; д) игорный и шоу - бизнес; е) сертификацию и стандартизацию; ж) добычу, переработку и реализацию нефти, нефтепродуктов, газа; з) производство электрической и тепловой энергии; и) оборот радиоактивных материалов; к) банковскую и страховую деятельность (кроме деятельности страхового агента); л) аудиторскую деятельность; м) профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг.
2) Средние предприятия - индивидуальные предприятия с числом работников более 50 человек и юридические лица – от 50 до 250 человек и стоимостью активов не более 325 тыс. кратного МРП;
Преимущества
-
Гибкое реагирование на
-
Дают возможности для
- Малые фирмы легче идут на риск нововведений, что получило отражение и в названии таких фирм – как рисковые (венчурные).
- Малые фирмы играют весьма заметную роль на рынке труда и помогают решать проблемы занятости населения.
Недостатки
Крупные фирмы
Параллельно с развитием малого и среднего предпринимательства в мире шел процесс формирования крупных корпораций - преимущественно в форме транснациональных компаний (ТНК) и транснациональных банков (ТНБ). Разрешения на крупномасштабную интернациональную деятельность выдавались достаточно легко в связи с возросшей международной конкуренцией (со стороны новых индустриальных стран) и из-за наличия трений между капиталистическим и социалистическим блоками стран в мире. В Казахстане за 2005-2008 годы доля крупных фирм в ВВП выросла с 39% до 43%.
В соответствии со статьей 6 Закона "О частном предпринимательстве" к крупным предприятиям относятся фирмы с числом работников более 250 человек или стоимостью активов более 325 000-кратного МРП7.
Преимущества
-
Большая устойчивость. Крупную фирму
вряд ли сметут с рынка
Ее деятельность, как правило, диверсифицирована по различным отраслям .
- Большие возможности снижения издержек. В большей мере используют эффекта масштаба, тем самым неся значительно меньшие издержки на единицу продукции.
- Имеют превосходство по возможности концентрации научных, производственных и финансовых ресурсов, так как проведение научных исследований для разработки новых продуктов и технологий дорого стоит, а сроки их реализации и окупаемости длительны.
Недостатки
Выводы
В основе выбора предпринимателем конкретного способа экономической организации: фирма или рынка лежит принцип минимизации трансакционных издержек. Фирма - это сеть долгосрочных отношенческих контрактов между собственниками в основном интерспецифических активов с целью минимизации трансакционных издержек в условиях неопределенности и оппортунистического поведения агентов. Объединяя свои усилия в стремлении к минимизации трансакционных издержек, экономические агенты соединяют имеющиеся у них активы в рамках фирмы. Отношения владельцев активов регулируются контрактами. Контракт – это соглашение по поводу обмена между экономическими агентами, специфицирующее права и обязанности сторон.
В странах с развитой рыночной экономикой используются разные формы организации бизнеса. В целом выделяются три основные: индивидуальное предприятие; товарищество (партнерство); акционерное общество (корпорация). Каждая форма имеет специфические преимущества и недостатки. Малые фирмы обычно ведут бизнес в форме индивидуальных предприятий и товариществ, крупные фирмы – в форме акционерных обществ. Жесткая конкуренция и стремление фирм к экспансии побуждают также к созданию объединений предприятий. Эта группа фирм, каждая из которых обычно сохраняет самостоятельность, но которые взаимодействуют между собой через рынок в рамках общей единой стратегии. На национальном уровне сюда относятся: картели, синдикаты, пулы, тресты, концерны, финансово-промышленные группы. На международном уровне – это транснациональные корпорации. Национальные интересы защищают государственные предприятия и национальные компании.
В
экономике объективно необходимо существование
как крупных, так и малых фирм. Необходима
кооперация между ними. Крупные компании
должны ориентироваться на удовлетворение
основных потребностей населения, а мелкие
фирмы – специфических потребностей,
где крупные фирмы теряют свои преимущества
в издержках в силу малых объемов.
Источники
литературы