Теория фирмы и формы бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:54, курс лекций

Описание работы

Понятие фирма
Фирмы и рынок - альтернативные способы организации
Причины происхождения фирмы.
Причины неэффективности фирмы
Классификация основных активов фирмы
Контракты – основа регулирования деятельности фирмы
Организационные формы бизнеса
Виды объединений предприятий
Государственные и национальные компании
Роль малых, средних и крупных фирм в экономике

Работа содержит 1 файл

+9.+Теория+фирмы+и+формы+бизнеса.doc

— 415.00 Кб (Скачать)

     Малые и средние фирмы

     Исторически первой и единственной формой предприятия на протяжении долгих веков был малый бизнес. Крупные предприятия появились лишь в XIX в, он они быстро развивались. В итоге их позиции окрепли к началу XX века, что создались условия для высокой степени монополизации и вытеснения в ряде отраслей мелкого и среднего бизнеса.

     Положение кардинально изменилось лишь после «Великой депрессии», т.е. мирового кризиса 1929-1933 гг. Были созданы специальные ведомства по поддержке мелкого бизнеса, усилены меры против монополизации. После 50-х годов бурное развитие новых технологии привели к активному развитию мелкого и среднего бизнеса во всех ведущих странах мира. Ныне доля МСП в развитых странах мира составляют почти 99% от всех субъектов экономики, вклад малого бизнеса в ВВП колеблется в пределах от 43% (Канада) до 57% (Германия), занятость составляет от 47% (Канада) до 75% (Япония)3 численности рабочих мест, а количество МСП на 1000 человек населения достигает 50-80 предприятий.

     В Казахстане доля субъектов МСП составляют только 92% всех предприятий, на его долю приходится 31% в ВВП страны, 23% численности рабочих мест, а число МСП на 1000 человек населения составляет 41 предприятие4. При этом роль его в производстве снижается, несмотря на декларируемое внимание к нуждам малого бизнеса.

Рисунок 9.5

Таблица  9.6

     Доля  малых и средних  фирм в валовом  внутреннем продукте Казахстана 

  2005 2006 2007 2008
Доля  МСП в ВВП*, % 40,5 35,8 34,6 31,2
Доля  малого бизнеса в ВВП*, % 36,4 31,8 30,8 28,0
Доля  среднего бизнеса в ВВП*, % 4,1 4,0 3,8 3,2
Доля  крупного бизнеса в ВВП**, % 39,4 40,6 42,4 43,0

     Источники: *Агентство РК по статистике; **Б.Хасаинов. Роль бизнеса в модернизации экономики Казахстана. Мыслящая Россия. Москва, 2009 год. 

     Малые предприятия обычно работают в форме  индивидуального предприятия. Средние в форме товарищества, а большинство крупных фирм организовано в акционерные общества (корпорации). Согласно нормам, принятым в ЕС, малым считается предприятие, в котором трудится менее 100 человек, средним - от 100 до 250 человек, крупным - более 250 человек. К категории "малые и средние предприятия" относятся компании, годовой оборот которых не превышает 40 млн евро5.

     В Казахстане частные предприятия относятся только к одному из трех видов, установленных пунктом 2 статьи 6 Закона "О частном предпринимательстве"6.

     1) Малые предприятия - это индивидуальные предприятия с числом работников до 50 человек или юридические лица с численностью до 50 человек и стоимостью активов не более 60 000-кратного МРП.

     Они не могут осуществлять: а) оборот наркотиков и т.п.; б) производство и (или) оптовую продажу подакцизной продукции; в) хранение зерна на хлебоприемных пунктах; г) проведение лотереи; д) игорный и шоу - бизнес; е) сертификацию и стандартизацию; ж) добычу, переработку и реализацию нефти, нефтепродуктов, газа; з) производство электрической и тепловой энергии; и) оборот радиоактивных материалов; к) банковскую и страховую деятельность (кроме деятельности страхового агента); л) аудиторскую деятельность; м) профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг.

     2) Средние предприятия - индивидуальные предприятия с числом работников более 50 человек и юридические лица – от 50 до 250 человек и стоимостью активов не более 325 тыс. кратного МРП;

     Преимущества

     - Гибкое реагирование на конъюнктуру рынка с учетом постоянно меняющихся запросов потребителей.

     - Дают возможности для самореализации  предпринимателя. 

     - Малые фирмы легче идут на риск нововведений, что получило отражение и в названии таких фирм – как рисковые (венчурные).

     - Малые фирмы играют весьма заметную роль на рынке труда и помогают решать проблемы занятости населения.

     Недостатки

  • Отсутствие достаточных финансовых ресурсов;
  • Сильная зависимость от одного рынка;
  • Отсутствие экономии на масштабах производства.
 

     Крупные фирмы

     Параллельно с развитием малого и среднего предпринимательства в мире шел процесс формирования крупных корпораций - преимущественно в форме транснациональных компаний (ТНК) и транснациональных банков (ТНБ). Разрешения на крупномасштабную интернациональную деятельность выдавались достаточно легко в связи с возросшей международной конкуренцией (со стороны новых индустриальных стран) и из-за наличия трений между капиталистическим и социалистическим блоками стран в мире. В Казахстане за 2005-2008 годы доля крупных фирм в ВВП выросла с 39% до 43%.

     В соответствии со статьей 6 Закона "О частном предпринимательстве" к крупным предприятиям относятся фирмы с числом работников более 250 человек или стоимостью активов более 325 000-кратного МРП7.

     Преимущества 

     - Большая устойчивость. Крупную фирму  вряд ли сметут с рынка неожиданные  колебания процентных ставок или курсов валют.

     Ее  деятельность, как правило, диверсифицирована по различным отраслям .

     - Большие возможности снижения  издержек. В большей мере используют  эффекта масштаба, тем самым неся значительно меньшие издержки на единицу продукции.

     - Имеют превосходство по возможности концентрации научных, производственных и финансовых ресурсов, так как проведение научных исследований для разработки новых продуктов и технологий дорого стоит, а сроки их реализации и окупаемости длительны.

     Недостатки

  • Низкая степень управляемости фирмы;
  • Низкая скорость реагирования на рыночные изменения;
  • Ограниченные возможности самореализации работников.
 

    Выводы

     В основе выбора предпринимателем конкретного способа экономической организации: фирма или рынка лежит принцип минимизации трансакционных издержек. Фирма - это сеть долгосрочных отношенческих контрактов между собственниками в основном интерспецифических активов с целью минимизации трансакционных издержек в условиях неопределенности и оппортунистического поведения агентов. Объединяя свои усилия в стремлении к минимизации трансакционных издержек, экономические агенты соединяют имеющиеся у них активы в рамках фирмы. Отношения владельцев активов регулируются контрактами. Контракт – это соглашение по поводу обмена между экономическими агентами, специфицирующее права и обязанности сторон.

     В странах с развитой рыночной экономикой используются разные формы организации бизнеса. В целом выделяются три основные: индивидуальное предприятие; товарищество (партнерство); акционерное общество (корпорация). Каждая форма имеет специфические преимущества и недостатки. Малые фирмы обычно ведут бизнес в форме индивидуальных предприятий и товариществ, крупные фирмы – в форме акционерных обществ. Жесткая конкуренция и стремление фирм к экспансии побуждают также к созданию объединений предприятий. Эта группа фирм, каждая из которых обычно сохраняет самостоятельность, но которые взаимодействуют между собой через рынок в рамках общей единой стратегии. На национальном уровне сюда относятся: картели, синдикаты, пулы, тресты, концерны, финансово-промышленные группы. На международном уровне – это транснациональные корпорации. Национальные интересы защищают государственные предприятия и национальные компании.

     В экономике объективно необходимо существование как крупных, так и малых фирм. Необходима кооперация между ними. Крупные компании должны ориентироваться на удовлетворение основных потребностей населения, а мелкие фирмы – специфических потребностей, где крупные фирмы теряют свои преимущества в издержках в силу малых объемов. 

Источники литературы 

  1. Мэнкью  Н.Г. Принципы экономикс. 2-ое изд./ Пер. с англ. - Спб: Питер, 2006, глава 14.
  2. Курс экономической теории: учебник / Под редакцией Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. - 5-ое издание - Киров: «АСА», 2005, глава 9.
  3. Макконелл К.Б., Брю С.Л.: Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 14  
    англ. издания. - М.: Инфра-М, 2002, глава 5.
  4. Сборник задач по экономической теории./ Чепурин М.Н. и др.  – Киров, ООО «АСА», 2007, тема 9.
  5. Экономическая теория: практикум/ Борисов Е.Ф. – М.: ТК Велби, 2005, тема 3.
  6. Закон Республики Казахстан «О частном предпринимательстве» от 31 января 2006 года № 124-III.
  7. Википедия. Свободная энциклопедия. Транснациональная компания.
  8. http://managizer.ru/c2890.html
  9. Паркинсон С. Н. "Законы Паркинсона" - М., 1989
  10. Источник: М.А.Сторчева. Основы экономики. http://be.economicus.ru/index.php?file=3_3

Информация о работе Теория фирмы и формы бизнеса