Теория фирмы и формы бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:54, курс лекций

Описание работы

Понятие фирма
Фирмы и рынок - альтернативные способы организации
Причины происхождения фирмы.
Причины неэффективности фирмы
Классификация основных активов фирмы
Контракты – основа регулирования деятельности фирмы
Организационные формы бизнеса
Виды объединений предприятий
Государственные и национальные компании
Роль малых, средних и крупных фирм в экономике

Работа содержит 1 файл

+9.+Теория+фирмы+и+формы+бизнеса.doc

— 415.00 Кб (Скачать)

     1) У всех производителей возрастут трансакционные затраты на поиск партнера, проверку его надежности и совершение сделки. Они будут складываться из следующих затрат:

     1. Затраты на поиск  нужного партнера и рекламу продукции – продавца сырья или покупателя готового продукта. Предположим, что производитель, который раньше сам полностью изготавливал сапоги, решил заняться лишь их шитьем. Возникает следующая проблема:  кто возьмет на себя обязанность делать остальные детали сапог? По рыночным правилам, где все люди действуют независимо друг от друга, производитель должен предъявить спрос на остальные детали и ждать, пока появятся другие субъекты рынка, видящие выгоду и желающие взять на себя производства отдельных деталей сапог. Но такие субъекты могут очень долго не появляться, если вообще когда-либо появятся.

     Рассмотрим теперь другую ситуацию, что все нужные сапожнику детали имеются на рынке. Причем их производством заняты ряд производителей, цена и качество которых заметно разнятся. У каких производителей он купит детали? Конечно, у тех – у кого лучшее соотношение цена – качество. Но, чтобы это узнать, потребуются расходы на поиск, оценку и сравнение качества разных товаров, поскольку информация между продавцом и покупателем распределена ассиметрично – продавец знает о своем товаре все, а потребитель – далеко не все. Поэтому производители деталей вынуждены будут рекламировать свою продукцию, а это издержки.

     2. Затраты на согласование технических характеристик. Чем большее количество частей изделия производится разными людьми, тем больше времени эти люди должны потратить на согласование их технических характеристик. В нашем примере раскройщики кожи, изготовители подметок, голенищ, каблуков должны согласовать все необходимые размеры и форму каждого изделия, иначе готовые сапоги носить будет невозможно.

     3. Затраты на заключение сделки. С появлением новых рынков они значительно увеличатся, так как производителю придется отдельно ходить на каждый рынок промежуточных благ. В результате, если вместо четырех рынков возникнут десять рынков, то затраты только на заключение сделок увеличатся как минимум в 2,5 раза.

     4. Затраты, связанные с оппортунистическим поведением. Оно  наблюдается, когда субъекты рынка стремятся максимизировать прибыль любой ценой, в том числе за счет ущемление прав партнеров и нарушения принципов деловой этики. Например, сапожнику вместо нужного голенища продавец может подсунуть бракованный товар. В результате тот вынужден будет либо выпускать некачественные сапоги, либо снова тратиться на покупку нужного голенища, либо судиться с продавцом голенищ. Чтобы уменьшить оппортунистическое поведение, фирмы могут включать партнеров в состав фирмы, тогда у нее больше рычагов для воздействия на них.

     Все эти виды затрат вместе составляют общие трансакционные затраты, которые  приходится нести всем производителям, прежде чем они смогут продать продукт на рынке.

     От  чего зависит их величина?

     Во-первых, от скорости изменения внешней среды. Если бы спрос потребителей не изменялся, то через некоторое время все производители хозяйства пришли бы к искомому равновесию и трансакционные затраты практически бы исчезли. Но в условиях рынка вкусы потребителей имеют свойство меняться, причем достаточно быстро!

     Предположим, что в моду вошли сапоги с заостренным носками, высоким верхом и низким каблуком. Тогда потребители станут предъявлять большой спрос именно на такие сапоги. Когда об изменении вкусов потребителей узнают производители, шьющие сапоги, они приходят на рынки промежуточных благ, чтобы предъявить спрос на новые подметки, голенища, каблуки. Но это совсем не просто сделать - нужно заново договориться обо всех технических характеристиках, иначе новые подметки не подойдут к новым голенищам! Более того, ранее изготовленные запасы промежу точных благ становятся невостребованными рынком и подлежат уценке. А это прямые потери для их производителей.

Во-вторых, более сложное благо требует и большей координации усилий исполнителей разных операций.

Например, при производстве судна используется труд разных мастеров: плотников, стропальщиков, такелажников (рис. 9.1). Если все они будут независимыми производителями, то им будет очень сложно договориться между собой о конструкции и порядке изготовления судна.

В-третьих, трудности могут быть связаны с неделимостью блага или орудия производства.

1. Неделимое дорогое благо вызывает трудности, связанные с передачей прав собственности на него в процессе производства. Если мастера будут обрабатывать корабль последовательно, то каждому их них для выполнения своей операции придется покупать незавершенный корабль у предыдущего мастера и продавать его после завершения операции следующему исполнителю. Это требует больших денег и не у всех мастеров они могут оказаться в наличии. Они вынуждены будут брать, а это дополнительные расходы.

     2. Неделимое сложное орудие производства часто требует одновременной работы нескольких человек. Прежде всего это относится к высоко производительным орудиям производства, которые позволяют существенно снизить средние затраты при очень большом выпуске продукции. Например, доменная печь для выплавки металла требует совместного труда нескольких человек (рис. 9.2). Каким образом производители смогут организовать использование печи через рыночный обмен? Каждый заключит договор с собственником печи на аренду ее части? А что тогда они будут продавать друг другу, если результатом труда каждого их них является некоторое количество выплавленного металла?

     Итак, возникает противоречие. Для удешевления  производства требуется усиление вертикального разделения труда и использование все более производительных орудий, но это повышает трансакционные затраты и удорожает производство. Следовательно, развитию хозяйства в условиях рынка ставится предел, ограничивающий степень разделения труда. Чем более совершенны отдельные рынки, тем дальше отодвигается этот предел, но он все равно существует, и рано или поздно развитие хозяйства может остановиться. Что делать? Конечно, и из этого затруднительного положения можно найти выход.  
 

     Фирма

     Существует  способ усиления вертикального разделения труда и использования сложных  орудий производства без увеличения количества независимых производителей промежуточных благ и количества рынков промежуточных благ.

     Управление  действиями групп производителей можно поручить специальному координатору, который возьмет на себя функцию управления их действиями вместо рыночной системы. Этот координатор будет наблюдать за изменением спроса и принимать решения об объеме выпуска продукта и его технических характеристиках на разных стадиях производственной цепочки, находящейся под его управлением. При этом все подчиненные ему производители будут заниматься только производством. Получая готовые распоряжения, они не будут терять время на самостоятельное исследование спроса, переговоры с поставщиками и покупателями, совершение сделок, контроль за выполнением их условий.

     В нашем примере один координатор может корректировать действия всех производителей, занятых выделкой кожи, а другой координатор – управлять действиями производителей различных "деталей" сапог (рис. 9.3).

     Таким образом, возникает фирма, то есть организация, имеющая задачу производства продукта посредством координации действий отдельных работников. Поскольку координатор планирует использование не только труда рабочих, а всех ресурсов (орудий производства, зданий и сырья), можно сказать, что фирма – это организация, соединяющая ресурсы с целью производства некоторого продукта. При создании фирмы возникнет значительная экономия  трансакционных затрат, особенно большая при производстве сложных изделий:

     Во-первых, фирма заменяет серию отдельных трансакций по приобретению факторов одним долгосрочным контрактом. Если бы все субъекты, договаривались в индивидуальном порядке о разовой поставке сырья, оборудования и продаже конечной продукции (например, при производстве автомобиля автосборочная фирма с фирмами по производству шасси, двигателя, дверей, стекол, электротехнического оборудования и т. д.), то при таких условиях большая часть времени была бы потрачена только на переговоры! Таким образом, рыночный механизм оказывается весьма дорогостоящим способом координации хозяйственной деятельности.

      

     

     Владелец  фирмы, принимая работников, заключает  с ними контракт один раз на весь срок его действия. После этого, у работников отпадает необходимость в заключение контракта с каждым из коллег «по горизонтали», поскольку они действуют в рамках единой иерархической единицы - фирмы. То есть наличие иерархии внутри фирмы делает возможным повышение степени управляемости используемых в рамках фирмы ресурсов, а также более экономное их расходование.

     Во-вторых, все решения об изменении выпуска будут приниматься одним субъектом для всех производителей. Если раньше каждый производитель выполнял эти действия, а теперь их выполняет отдельный человек. В результате произойдет уменьшение трансакционных затрат за счет уже хорошо известной вам экономии от масштаба. С появлением координатора в хозяйстве появляется новая профессия – менеджер. "Менеджер" происходит от англ. manager – "управляющий". В задачу представителей этой профессии входит планирование и координация деятельности непосредственных производителей благ.

     В-третьих, фирма в отличие от отдельных индивидов обладает более высокой способностью распознавать скрытые подводные камни и адаптироваться к внешней среде благодаря возможности найма для этой цели специалистов и специализации различных людей на определенном круге вопросов.

     В-четвертых, ее создание снижает опасность оппортунистического поведения работников. Для этого внутри фирмы вводятся меры предосторожности в виде системы контроля над соблюдением обязательств: аттестация работников; аудиторские проверки; система опционов с целью повышения у работников мотивации, ориентированной на успех фирмы; проводятся ревизии, инвентаризации; применяется каучинг – одна из форм наставничества работников.

     При дальнейшем развитии вертикального разделения труда и переходе к более производительным машинам одному управляющему будет все труднее справляться с координацией труда большого количества рабочих внутри фирмы. Поэтому ему могут понадобиться несколько помощников, каждый из которых будет отвечать за свою часть деятельности фирмы.

     С ростом фирмы этим помощникам в свою очередь могут тоже понадобиться помощники, и количество уровней управления в фирме будет расти (рис. 9.4.).

     При этом было установлено, что человек  оптимально может управлять не более 5-7 объектами.  В нашем примере это 3 человека. Отсюда можно рассчитать число необходимых уровней управления в зависимости от численности организации. Она будет равна = 1+3 + 9+27= 40 человек.

 

     По  мере развития хозяйства фирмы постепенно возникают в каждой отрасли (см. окно "Управленческая революция"), позволяя увеличивать специализацию в производстве всех благ и снижать средние затраты. В конце концов во всех отраслях фирмы вытесняют отдельных ремесленников, и поэтому мы тоже будем в дальнейшем исследовать поведение фирм. 

     9.4. Причины неэффективности  фирмы

     Несмотря  на возможность осуществлять экономию трансакционных издержек, фирма не может полностью заменить собой рынок и превратиться во всеохватывающую форму организации хозяйственной деятельности. По мере своего роста фирма теряет эффективность из-за бюрократизации управленческого аппарата, замедленного реагирования на внешние воздействия, роста нерациональных расходов. На определенном этапе они могут превысить выгоды, связанные с экономией трансакционных издержек на масштабах производства.

     Потеря  управляемости. Увеличение размеров фирмы сопровождается ростом трансакционных издержек из-за потери контроля управляемости. Фирмой руководит менеджер, способности которого ограничены. Он физически не способен оптимальным образом отслеживать размещение всех факторов производства и их эффективное использование.

     Искажение информации. Вследствие роста фирмы происходит рост количества уровней управления и бюрократизация управленческого процесса, а это ведет к неадекватному или запоздалому реагированию на внешние сигналы.

     Ослабляется мотивация работников. Работа командой позволяет достигать лучших результатов, по сравнению с деятельностью в одиночку, но затрудняет оценку вклада каждого работника в общий результат, порождая стимулы к «отлыниванию» и нерациональному использованию ресурсов. Фирма вынуждена осуществлять дополнительные затраты, связанные с контролем над должным использованием ресурсов. Эти причины побуждают крупные компании к созданию и развитию корпоративной культуры. Возникает некая сопричастность работника к фирме, что приводит к уменьшению оппортунистического поведения работников.

     Другие  расходы. Увеличение размеров предприятия требует необходимости ведения дополнительного учета и составления отчетности, рост бюрократического аппарата.

     Наглядно  представление о них дают так  называемые «законы Паркинсона»:

Информация о работе Теория фирмы и формы бизнеса