Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:54, курс лекций
Понятие фирма
Фирмы и рынок - альтернативные способы организации
Причины происхождения фирмы.
Причины неэффективности фирмы
Классификация основных активов фирмы
Контракты – основа регулирования деятельности фирмы
Организационные формы бизнеса
Виды объединений предприятий
Государственные и национальные компании
Роль малых, средних и крупных фирм в экономике
Аксиома 1. Всякий начальник стремится к росту числа подчиненных, а не соперников.
Аксиома
2. Начальники создают работу друг для
друга.
Управленческая
революция
В современном хозяйстве большинство благ производится в большом масштабе и при очень высокой степени разделения труда. Конечно же, это было бы невозможно без сложного аппарата управления, который имеют большинство фирм и который занимается планированием и координацией действий непосредственно рабочих.
Появление
и развитие этих управленческих иерархий
имело огромное значение для хозяйства,
и иногда по аналогии с сельскохозяйственной
и промышленной революциями период
бурного развития управленческих структур
называют управленческой революцией.
Когда же и почему происходит эта революция?
Управление фирмами до XIX в.
Конечно же, первые фирмы возникают очень рано, еще в античном мире или в средние века можно обнаружить мастерские с несколькими десятками рабочих и двумя-тремя управляющими. Но эти фирмы, как правило, имели очень небольшой размер и играли незначительную роль в хозяйстве.
Исключением из этого правила были некоторые производства, действительно требовавшие большого количества разных работников (например, корабельные верфи, которые могли иметь по 100=200 рабочих). Но в остальных отраслях фирм с хоть сколько-нибудь большим количеством рабочих и аппаратом управляющих просто не существовало.
В
конце XVIII в. произошла промышленная
революция - в результате технологических
открытий были изобретены станки и паровые
машины. Началось бурное строительство
текстильных фабрик для использования
этого нового оборудования. Но при этом
вплоть до 1840-х гг. фирмы продолжали оставаться
очень простыми в управлении - главный
управляющий имел в лучшем случае двух-трех
помощников. В большом аппарате управленцев
просто не было потребности (не было ни
очень развитого разделения труда, ни
необходимости поддерживать точный график
работы предприятия).
Железные дороги и телеграф
Настоящий переворот в развитии управленческих иерархий произошел в середине XIX в., когда началось бурное развитие двух отраслей хозяйства: железных дорог и телеграфа, которые сыграли необычайно важную роль в эволюции хозяйства.
Во-первых, они сделали возможным массовое производство - железнодорожный транспорт открывал для любой фирмы огромное количество ранее недоступных рынков, а телеграф позволял точно координировать поставки сырья и готовой продукции. В результате отдельная фирма оказалась в состоянии вести производство в очень большом масштабе и по очень четкому графику, пропуская "через себя" стабильный и большой поток обрабатываемого сырья.
Во-вторых, строительство многих тысяч километров железных дорог создало огромный спрос на шпалы, рельсы, вагоны и др.
В-третьих, железнодорожные и телеграфные компании сами стали первыми фирмами с большим количеством служащих и внушительным аппаратом управления. До тех пор, пока по рельсам ходили вагончики с лошадками, их перемещение не нужно было контролировать, и несколько транспортных компаний могли пускать свои составы по одной магистрали. Но как только по рельсам пустили паровозы, потребовалось обеспечить безопасность движения и ни о каком множестве компаний не могло быть и речи. Вся железная дорога, охватывающая огромную территорию, превращается в одно предприятие. Вот тут-то и возникает аппарат диспетчеров, смотрителей, стрелочников и других управленцев, которые контролируют одновременное движение десятков составов между сотнями станций одной железной дороги.
Обрабатывающая промышленность и торговля
Железные дороги были только пионерами в использовании большого управленческого аппарата, и вскоре их "старт" был поддержан другими отраслями. Появились крупные фирмы, занимавшиеся оптовой торговлей зерном, хлопком и другими сельскохозяйственными продуктами и использовавшие разветвленную сеть торговых агентов по всей стране. За ними последовали фирмы в розничной торговле, создающие сеть магазинов, в которые необходимо было обеспечивать ежедневную и стабильную доставку продуктов.
В обрабатывающей промышленности крупные фирмы стали появляться с внедрением новых технологий, рассчитанных на массовое производство. Раньше всего управленческий аппарат рос там, где необходимо было поддерживать высокую и стабильную скорость точной обработки ресурсов, - в выплавке металла, в перегонке нефти, в серийном производстве мыла, консервов, фотопленки, часов и других продуктов.
Затем началась вертикальная интеграция - объединение производственных и торговых фирм, которое также требовало увеличения аппарата управления. Производители замороженных продуктов и производители сложных благ (например, автомобилей или швейных машин) создавали свои магазины для обеспечения дополнительных услуг после продажи и т. д.
Рост числа управляющих
Таким образом, начиная с середины XIX в. вместе с ростом фирм в них растет управленческий аппарат, увеличивается число уровней управления и численность управляющих. Все большая доля всей рабочей силы оказывается занята в этом аппарате, обеспечивая координацию остальных рабочих хозяйства. Наилучшей иллюстрацией роста управленческих иерархий являются данные об изменении доли числа управляющих в общей численности занятых хозяйства.
В середине XIX в. (до управленческой революции) в Великобритании и США эта доля составляла чуть более 0,5% (около 80 тысяч человек). К концу столетия эта цифра в обеих странах составляла уже около 3=4%. В XX в. рост управленческих иерархий стал еще более заметным. В 1960-х гг. в Великобритании управляющими были уже около 13% (3 миллиона), а в США около 18% (14 миллионов).
Таким
образом, в хозяйстве появляется
новый класс управляющих (или менеджеров),
занимающихся координацией производства.
"Видимая рука" и островки командного хозяйства
С развитием фирм происходит изменение в принципах координации хозяйства. Невидимая рука перестала властвовать над всеми участниками производства. Как писал американский историк хозяйства Альфред Чандлер, "во многих секторах хозяйства видимая рука управляющих заменила то, что Адам Смит назвал невидимой рукой рыночных сил" (по этой аналогии управляющего или менеджера теперь часто называют видимой рукой).
За пределами фирмы продолжает действовать рыночная стихия, в которой властвует Невидимая рука, а в пределах фирмы все рабочие подчиняются приказам "видимого" управляющего. Фирмы представляют собой как бы "островки сознательного управления" в море рыночных сил.
Современные крупные фирмы, имеющие по нескольку сотен и даже тысяч управляющих, представляют внушительные "острова командного хозяйства". На этих "островах" осуществляется детальное планирование деятельности десятков тысяч рабочих, существуют свои чиновники и бюрократия, имеющая много схожих черт с бюрократией социалистических хозяйств.
Но при этом рыночное хозяйство остается рыночным. Даже если неэффективным "островом" становится самая большая фирма, она перестает существовать в результате действий конкурентов. Конечно, с регулированием очень больших хозяйственных монстров у рынка могут возникать проблемы, но это мы обсудим в другой раз.
Источник:
М.А.Сторчева. Основы экономики. http://be.economicus.ru/index.
9.5. Классификация основных активов фирмы
Объединяя свои усилия в стремлении к минимизации трансакционных издержек, экономические агенты соединяют имеющиеся у них активы в рамках фирмы.
Актив - это объект собственности, имеющий денежную оценку. Активы могут быть физическими (машины, оборудование), финансовыми (акции, облигации и другие ценные бумаги), нематериальными (авторские права, «человеческий капитал»).
Исходя из ценности активов, выделяются три типа активов фирмы: общие, специфические интерспецифические (американский экономист О. Уильямсон).
Общие активы одинаково ценятся как фирмы, так и рынком. Иначе говоря, альтернативная стоимость общего актива одинакова как внутри фирмы, так и вне ее. Сюда относятся специалисты широкого профиля, общие ресурсы фирмы, такие как деньги.
Специфические активы предназначены преимущественно для внутреннего использования и оцениваются фирмой выше, чем на рынке (альтернативная стоимость специфического актива выше в рамках фирмы, чем вне ее). Примером такого актива могут служить навыки программиста, который досконально знает специально созданное для данной фирмы программное обеспечение.
Интерспецифические
активы - уникальные активы, ценные только
в рамках данной фирмы активы. Вне фирмы
они могут не найти рыночной оценки, поскольку
являются неотъемлемой частью других
активов фирмы. Например, репутация фирмы,
состав команды, особая технология.
9.6. Контракты – основа регулирования деятельности фирмы
Отношения владельцев активов регулируются контрактами. Контракт – это соглашение по поводу обмена между экономическими агентами, специфицирующее права и обязанности сторон.
В основе классификации контрактов лежат четыре критерия:
В соответствии с этими критериями выделяют три типа контрактов: классический, неоклассический и отношенческий (табл. 9.3).
Классический контракт (рыночное управление) предполагает, что сделки между экономическими агентами носят разовый характер и ввиду низкой степени неопределенности все аспекты отношений могут быть предусмотрены заранее и регулироваться правом.
Предметом классического контракта являются общие активы, он существует только в письменной форме, защита прав участников осуществляется судебной системой государства. Сюда, например, относится обычные покупки товаров в магазине, так как права покупателей и продавцов регулируются законами и подзаконными актами.
Неоклассический контракт (трехстороннее управление) регулирующий лишь некоторые из отношений между сторонами в ходе исполнения контрактных обязательств. Он характеризуется регулярностью отношений между сторонами, его предметом являются как общие, так и специфические активы. Сторонами выступают равноправные агенты. Этот тип контракта предусматривает меньшую степень формализации отношений между агентами и может включать в себя устные договоренности. Допускает разрешение споров не только в суде, но и путем обращения к независимой стороне - третейскому арбитру. Это и есть третья сторона (помимо двух контрагентов контракта), которая и дала название способу управления.
Таблица 9.3
Виды
фирменных контрактов
Контракты | |||
Классический | Неоклассический | Отношенческий | |
Управление | Через механизм рынка | Через третью сторону | Через долгосрочные договоры двух сторон |
Характер сделок | Разовые | Регулярные | Долгосрочные и непрерывные |
Формализация отношений | Высокая | Средняя | Низкая |
Ассиметричность информации | Низкая | Средняя | Высокая |
Предмет контракта | Общие активы | Общие и специфические активы | Интерспецифические активы |
Форма заключения контракта | Письменная | Письменно-устная | Преобладают неформальные договоренности |
Разрешение споров | Суд | Суд или третейский арбитр | Взаимные договоренности |