Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:54, курс лекций
Понятие фирма
Фирмы и рынок - альтернативные способы организации
Причины происхождения фирмы.
Причины неэффективности фирмы
Классификация основных активов фирмы
Контракты – основа регулирования деятельности фирмы
Организационные формы бизнеса
Виды объединений предприятий
Государственные и национальные компании
Роль малых, средних и крупных фирм в экономике
Лекция
9. Теория фирмы и формы
бизнеса
План лекции:
9.1. Понятие фирма
Вошло в практику для обозначения торгового имени коммерсанта (сначала – индивидуального, затем – коллективного). Потребность в этом возникла в связи с ростом числа предпринимателей, усилением конкуренции между ними. Для решения правовых проблем во взаимоотношениях производителей необходимо было четкое обозначение «персонального производственного имени» каждого из них.
На раннем этапе применялось обозначение обязательной, имеющей юридическую силу подписи дельца на документе. На латыни «firmare» - подтверждаю, заверяю. С одной стороны, мастер, ставя клеймо на свой продукт, гарантировал тем самым покупателю его высокое качество. С другой стороны, это также делалось для того, чтобы отличить настоящую продукцию от подделок, так как производитель неоригинальной продукции боялся ставить на нее свою печать, опасаясь разоблачения.
Согласно современным правовым нормам, каждое создаваемое предприятие должно быть зарегистрировано в торговом реестре, в котором указываются названия и предмет деятельности общества, его местопребывание, размер уставного капитала, имена и адреса учредителей. Данная запись означает, что предприятие является самостоятельным юридическим лицом и получает отныне свое уникальное торговое имя. Запись в торговом регистре с одной стороны означает правомочность предприятия вести самостоятельную предпринимательскую деятельность, заключать от своего имени сделки с другими лицами, , а с другой стороны дает возможность государству определить круг налогоплательщиков.
Типы фирменных обозначений предприятий:
Понятия
«предприятие и «фирма» - близкие, но
различные.
Различие понятий предприятие и фирма
Первое понятие носит производственный характер, а второе понятие - юридический и коммерческий смысл.
Предприятие - это производственная единица: завод, фабрика, ферма, шахта, оптовый магазин, склад и т.п., которая выполняет одну или несколько функций по производству и распределению товаров и услуг.
Фирма
- это предпринимательская
структура, которая владеет такими предприятиями
и управляет ими. Большинство фирм управляет
только одним предприятием, хотя есть
такие, под управлением которых находится
сразу несколько предприятий. Подобные
фирмы могут иметь горизонтальную, вертикальную
или конгломератную структуры.
Структура фирм
Горизонтальные объединения состоят из предприятий, которые выполняют одну функцию. Например, это могут быть крупные сети магазинов розничной торговли, такие, как «Пятерочка», «Ramstore».
Вертикальные объединения - это группа предприятий, где на каждом из них выполняется определенная функция или стадия производственного процесса. Сюда относятся предприятия, которые объединяют различные стадии одного производственного процесса. Например, национальная компания АО КазмунайГаз», объединяет в своем составе предприятия, которые занимаются добычей, переработкой, транспортировкой и реализацией нефти и газа, а также продуктов его переработки.
Конгломераты состоят из предприятий, действующих во многих отраслях и на разных рынках. Например, финансово-промышленная группа «Туран-Алем», «Казкоммерцбанк», «Народный Банк» занимаются не только банковским бизнесом, но и имеют аффилированные страховые, пенсионные и дилинговые компании, а также сеть других предприятий. Такие компании называются финансовыми группами или конгломератами. В Казахстане сюда можно также отнести компанию «Арселлор-Миталл-Темиртау», которой ныне принадлежат не только доменные печи казахстанской Магнитки, но и угольные шахты, электростанции, карьеры, печи, прокатные станы, литейные цеха и т.д. Диверсификация осуществляется в целях расширения круга выпускаемой разнородной продукции, что обеспечивает хозяйственную устойчивость фирмы.
Кроме
того, выделяют отраслевые
объединения - группу независимых
предприятий, производящих одинаковую,
или, по крайней мере, однородную продукцию.
Например, легкая промышленность, пищевая
промышленность, среднее машиностроение.
Разграничение отраслей становится все
более сложной задачей, так как большинство
фирм занимаются одновременно различными
видами деятельности. Например, алматинская
компания «Бекер и К» выпускает не только
колбасу, но и варит пиво. Куда ее следует
отнести: к пивной или колбасной промышленности?
Производители легковых автомобилей могут
выпускать также дизельные локомотивы,
автобусы, рефрижераторы, управляемые
ракеты, кондиционеры воздуха. В силу этих
причин любая классификация отраслей
всегда несколько произвольна. Предприятия
относятся к тем отраслям, где лежит преобладающий
акцент их деятельности.
Основные подходы к рассмотрению фирмы
- Институциональный подход берет свое начало с классической статьи Р. Коуза «Природа фирмы» (1937 г.). Они получили развитие в работах ученых: А. Алчияна, X. Демсеца, Д. Норта, Г. Саймона, О. Уильямсона, К. Эрроу и др. В соответствии с данным подходом, центральной проблемой изучения фирмы становятся не условия максимизации прибыли, а объяснение феномена возникновения фирмы, закономерности ее дальнейшего развития и, в конечном итоге, исчезновения.
-
Технологический или
функциональный подход сформировался
на базе неоклассических взглядов на микроэкономические
процессы. В рамках него центральной является
определение оптимального размера фирмы.
Оптимальным размером фирмы считается
тот, при котором полностью используется
положительный эффект экономии на масштабе
производства. Недостатком подхода является
то, что он не объясняет природы фирмы.
9.2. Фирмы и рынок - альтернативные способы организации
Согласно институциональной теории, принято выделять две основные формы организации хозяйственной деятельности: а) спонтанный порядок; б) иерархию.
а) Спонтанный порядок предполагает согласованность действий через рынок. Решение о сделке принимается участником самостоятельно на основе собственных мотивов и информации (прежде всего - цены).
б) Иерархия предусматривает подчинение индивидуальных действий участников распоряжению центральной власти. Роль координатора выполняет здесь руководитель.
Внутренняя структура фирмы представляет собой пример иерархии, т.е. она работает как целостная система, внутри которой действует принцип подчинения служащих фирмы распоряжениям управляющего (табл. 9.1).
Таблица 9.1
Различие
рыночной системы
и фирмы
Критерии | Рыночная система | Фирма |
Тип организации | Спонтанный порядок | Иерархия |
Метод согласования действий | Договора | Распоряжения руководства |
Принцип принятия решений | Самостоятельно субъектом | Руководителем предприятия |
Стимулы к принятию решений | Экономическая мотивация | Диктат руководителя |
В основе выбора предпринимателем конкретного способа экономической организации: фирма или рынка лежит принцип минимизации трансакционных издержек (табл. 9.2.).
Таблица 9.2
Когда
фирма эффективна?
Трансакционные издержки на управление внутри фирмы < затрат на рыночные трансакции | Фирма эффективна |
Трансакционные
издержки внутри фирмы >
затрат на аналогичные рыночные трансакции |
Фирма неэффективна |
Например, если владелец предприятия столкнулся с недобросовестностью контрагента, он имеет следующие альтернативы:
а) заключить договор с юридической фирмой (рыночная сделка);
б) пригласить юриста на постоянную работу в свою компанию, т.е. включить его в иерархию.
Выбор будет зависеть от величины трансакционных издержек в каждом из названных случаев, а также от того, насколько вероятным предприниматель считает возникновение подобных неприятных проблем в будущем. Результат выбора при этом должен определяться сопоставлением величин предельных трансакционных издержек и затрат на рыночные трансакции для каждого из вариантов. Трансакционные издержки – это непроизводственные затраты, связанные с подготовкой, заключением и реализацией сделок. К ним относятся:
9.3. Причины происхождения фирмы
Допустим,
что все производители являются
независимыми предпринимателями, каждый
из которых руководствуется
Несрабатывание рыночного механизма
Рассмотрим технологическую цепочку по производству сапог. Данная цепочка состоит из 4-х основных стадий:
1) Скотоводы выращивают скот и продают шкуры на рынке шкур кожевникам;
2) Кожевенники выделывают их и продают на рынке кожи сапожникам.
3) Сапожники делают сапоги и продают их торговцам.
4) Торговцы продают их населению.
Итого в производственной цепочке существуют три рынка промежуточных благ и один рынок потребительского блага "сапоги".
Как происходит настройка производства в этих отраслях? – Она осуществляется от потребителя к производителю по всей цепочке через спрос или голосование деньгами. Население демонстрирует розничным торговцам свое желание купить это благо, предъявляя спрос на него. Розничные торговцы, зная спрос потребителей, заказывают соответствующее количество сапог у сапожников. Сапожники запрашивают нужное количество кожи у кожевников, а те в свою очередь предъявляют спрос на требуемое количество шкур. Скотоводам остается лишь произвести запрашиваемое количество сырья, и равновесие на всех четырех рынках будет достигнуто.
Что происходит, если потребители неожиданно увеличивают спрос на сапоги? – Цена этого блага на розничном рынке вырастает. Розничные торговцы хотят продать больше сапог и предъявляют больший спрос на них, что повышает их цены на оптовом рынке. Точно так же сапожники предъявляют больший спрос на кожу, а кожевники – больший спрос на шкуры. Информация об изменении спроса в форме ценового сигнала проходит по технологической цепочке, и на каждой ее стадии производители узнают, как им нужно изменить производство. В этом проявляется действие рыночного механизма.
Но давайте подумаем, что произойдет, если эта цепочка удлинится? Это увеличит число независимых производителей, выполняющих отдельные взаимосвязанные технологические операции. В нашем примере может произойти выделение отдельных операций на стадиях изготовления кожи и сапог. Например, произойдет выделение операций дубильщик кожи, раскройщик кожи, вырезальщик голенища, изготовитель подметок, изготовитель каблуков. По мере обработки каждый производитель будет продавать обработанные "детали" исполнителю следующей операции. В результате появятся еще несколько рынков промежуточных благ. Такое разделение труда позволит снизить затраты производства сапог за счет углубления разделения труда и от этого выиграют конечные потребители. Но одновременно повысятся трудности достижения равновесия в названной отрасли. Почему?