Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 07:38, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является более глубокое изучение экономического роста, механизма развития экономического роста в России. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие, типы и факторы экономического роста;
- изучить основные теории и модели экономического роста;
- изучить динамику экономического роста в России.
Введение 3
1. Экономический рост: понятие, типы, факторы 4
1.1. Понятие экономического роста 4
1.2. Типы экономического роста 5
1.3. Факторы экономического роста 8
1.3.1. Многофакторная и двухфакторная модели экономического роста 14
2. Теории и модели экономического роста 16
2.1. Кейнсианское и неокейнсианское направления в изучении экономического роста 16
2.2. Неоклассисическое направление и институционализм в изучении экономического роста…………….. 21
2.3. Вклад российских экономистов в изучение экономического роста 27
3. Экономический рост в России 32
Заключение 36
Список литературы 38
Экономический рост определяется такими факторами предложения, как природные ресурсы, трудовые ресурсы, капитал, технология. Ускорение экономического роста может быть достигнуто, прежде всего, за счет увеличения масштабов использования ресурсов производства. Это называется экстенсивным ростом. Особенно большие возможности для ускорения роста открывает использование таких факторов, как повышение капиталовооруженности труда; совершенствование технологии производства на основе достижений науки и техники; улучшение экономических механизмов, способствующих распределению ограниченных ресурсов; повышение уровня образованности работников и т. п. Эти факторы обеспечивают интенсивный рост, значение которого со временем повышается. Именно благодаря интенсивному росту можно избежать угрозы голода, порождаемой ростом численности населения и убывающей предельной производительностью факторов производства.
Рассмотрев выше изложенные проблемы, мы приходим к выводу, что экстенсивный путь давно исчерпал себя. В условиях новых, еще развивающихся, экономические отношениях он ведет только в тупик, не давая ни каких шансов на экономическое возрождение. Поэтому объективно необходимо менять тип экономического роста и переводить народное хозяйство на путь интенсивного развития. Однако не следует забывать и о негативных факторах экономического развития, таких, как экологическая проблема. А чтобы добиться наибольших результатов, необходимо использовать разработки ученых разных направлений.
Во второй главе были рассмотрены основные теории и модели экономического роста как зарубежных так и отечественных экономистов. В целом все модели и теории относятся к неокейнсианскому, неоклассическому направлениям в экономике, институционализму.
В рамках неокейнсианского подхода были рассмотрены: модель Харрода – Домара, теория стадий экономического роста У. Ростоу, теория «большого толчка» П. Розейнштейна-Родана, теория экономического роста Хансена, модель экономического роста с двумя дефицитами. Эти модели и теории возникли как развитие и критическая переработка кейнсианской теории макроэкономического равновесия. Основными постулатами неокейнсианских моделей экономического роста экономики являются:
Неоклассическое направление было представлено моделями экономического роста Кобба-Дугласса и Р.Солоу, теорией дуалистической экономики. Представители этого направления выступали против государственного вмешательства в экономику, чтобы дать возможность крупным фирмам в наибольшей степени использовать имеющиеся у них ресурсы для достижения потенциального роста в условиях рыночной конкуренции. Методологической основой неоклассических моделей роста явились классическая теория факторов производства и теория предельной производительности, в соответствии с которой доходы, получаемые владельцами факторов производства, определяются предельными продуктами этих факторов.
В рамках институционализма были рассмотрены теории экономического роста Т. Веблена и Г.Мюрдаля, У. Митчелла. Институционализм в качестве предмета своего анализа выдвигает как экономические, так и неэкономические проблемы социально-экономического развития. При этом объекты исследования, институты, не подразделяются на первичные или вторичные и не противопоставляются друг другу.
В
третьей главе работы была описана
сложившаяся ситуация в Российской
экономике в 2009-2010 годах и намечены
направления выхода после кризиса 2009 года.