Теории и модели экономического роста

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 07:38, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является более глубокое изучение экономического роста, механизма развития экономического роста в России. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть понятие, типы и факторы экономического роста;

- изучить основные теории и модели экономического роста;

- изучить динамику экономического роста в России.

Содержание

Введение 3

1. Экономический рост: понятие, типы, факторы 4
1.1. Понятие экономического роста 4
1.2. Типы экономического роста 5
1.3. Факторы экономического роста 8
1.3.1. Многофакторная и двухфакторная модели экономического роста 14

2. Теории и модели экономического роста 16
2.1. Кейнсианское и неокейнсианское направления в изучении экономического роста 16
2.2. Неоклассисическое направление и институционализм в изучении экономического роста…………….. 21
2.3. Вклад российских экономистов в изучение экономического роста 27

3. Экономический рост в России 32
Заключение 36
Список литературы 38

Работа содержит 1 файл

Курсовая ПК11Б11в.doc

— 265.00 Кб (Скачать)

    Очень важен эффективный экономический рост, он определяется такими факторами как природные ресурсы, трудовые ресурсы, капитал и технологии. Каждый из этих факторов, как в отдельности, так и в совокупности определяют уровень и темп экономического роста. Но чтобы достичь желаемого результата в ускорении экономического роста нужно соблюдать несколько условий:

    - Повышение капиталовооруженности труда. Если в стране есть сбережения и если эти сбережения инвестируются в ее экономику, то можно добиться того, чтобы накопление физического производственного капитала происходило быстрее, чем рост численности занятых в хозяйственной деятельности. Этот процесс приводит в итоге к повышению капиталовооруженности труда. Рост капиталовооруженности труда ведет, в свою очередь, к росту производительности труда, и значит, к обгоняющему увеличению объема производимых благ по сравнению с числом занятых этим производством людей.

    - Прогресс науки и техники. XX век стал веком научно-технической революции и не только из за роста научных знаний, сколько в силу их быстрого использования для производства товаров и оказания услуг. Использование новых знаний в производстве привело к принципиальному изменению множества технологий и большому увеличению на этой основе производительности труда.

    -  Повышение образовательного уровня работников. Не для кого не секрет, что образованный работник является более значимым в производстве, чем необразованный, особенно это стало явным, когда главным двигателем повышения производительности оказывается освоение достижений научно-технического прогресса. Работа на новом, более производительном оборудовании, а также быстрое овладение навыками изготовления новых видов продукции потребовали не просто профессиональной квалификации, но и повышения уровня образованности работников.

    - Улучшение методов распределения ограниченных ресурсов. Страна не может быстро увеличить объем имеющихся в ее распоряжении ресурсов производства, таких, как численность квалифицированных работников, площадь пригодных для использования земель или природные богатства, иногда это не возможно и в долгое время. Но использовать эти ограниченные ресурсы можно лучше или хуже. Это зависит от применяемых методов распределения таких ресурсов между различными отраслями и видами производств. Именно в организации подобного распределения состоит главная задача различных экономических механизмов. Поэтому совершенствование экономических механизмов играет очень большую роль в том, каких темпов экономического роста  удается добиться.

    - Проявление эффекта масштаба производства. Увеличение масштабов производства (на основе организации массового выпуска продукции) дает возможность экономить ресурсы и наращивать выпуск продукции быстрее, чем растут объемы некоторых из используемых для этого ресурсов.

1.3. Факторы экономического роста

 

    Экономический рост так же можно оценить с помощью системы взаимосвязанных показателей, отражающих изменение результата производства и его факторов.

    В условиях рыночной экономики широкое распространение получила теория трех факторов производства, родоначальником которой был Ж.-Б.Сэй. Суть ее заключается в том, что в создании стоимости продукта принимают участие три фактора производства: труд, капитал и земля (природные ресурсы). Следовательно, совокупный продукт (Y) есть функция от затрат труда (L), капитала (K), и природных ресурсов (N):

    Y=f(L,К,N)

    Позднее трактовка производственных факторов получила более глубокое и расширительное толкование, в связи с тем, что каждый из ресурсов постоянно изменяется в зависимости от других ресурсов, а также от социально-экономического развития общества, и выполняет различные функции в воздействии на экономический рост. Он измеряется различными показателями — ценностными и натуральными (Таблица 1). 

    Таблица 1. Ресурсы экономического роста  и их характеристики

            Показатель
 

    Ресурс

Количественный  показатель данного ресурса Способ  лучшего использования и повышения эффективности Показатели  эффективности использования
Совокупный спрос Объем в деньгах Борьба с  инфляцией, регулирование спроса банковской системой Социально-справедливое распределение доходов
Трудовые  ресурсы Численность трудоспособного населения, его квалификация Совершенствование образования, здравоохранения, улучшение организации труда Производительность

труда

Основной  капитал Цена единицы  производственной мощности Совершенствование технологии, организации производства Фондоотдача, качество продукции
Природные ресурсы Различный для каждого вида Наиболее полное извлечение, комплексная и глубокая переработка сырья, защита от разрушения природы Материалоемкость  продукции
НТП и использование его достижений Уровень затрат на единицу результатов Развитие сферы  НИОКР, лучшее использование результатов Максимизация  прибыли, новые товары и услуги, улучшение охраны окружающей среды
Предпринимательские способности Образование, талант, трудолюбие Постоянное  совершенствование Максимизация  прибыли
 

    От  факторов совокупного спроса зависит  реализация выросшего национального продукта, т.е. все элементы совокупного спроса должны обеспечивать полную занятость всех увеличивающихся ресурсов. Кроме того, к факторам, связанным с совокупным спросом, относится и эффективное распределение ресурсов.

    Важнейшим из факторов являются затраты труда. Этот фактор определяется, прежде всего, численностью населения страны. Однако часть населения не включается в число трудоспособных и не выходит на рынок труда, к ней относятся учащиеся, пенсионеры, военнослужащие и т.д. Желающие работать образуют так называемую рабочую силу. Кроме того, в составе рабочей силы выделяются безработные, т.е. те, кто имеет желание работать, но не может найти работу. Однако изменение затрат труда числом занятых не в полной мере отражает действительное положение вещей. Наиболее точным измерителем затрат труда является показатель количества отработанных человеко-часов, позволяющий учесть суммарные затраты рабочего времени. Увеличение затрат рабочего времени зависит от ряда факторов: от темпов прироста населения, от желания работать, от уровня безработицы, уровня пенсионного обеспечения и т.п. Все факторы меняются во времени и по странам, создавая исходные различия в темпах и уровнях экономического развития.

    Наряду  с количественными факторами  важную роль играет качество рабочей силы и соответственно затрат труда в процессе производства. По мере возрастающего образования и квалификации работников происходит повышение производительности труда, что способствует повышению уровня и темпов экономического роста. Иначе говоря, затраты труда могут расширяться без какого-либо увеличения рабочего времени и численности занятых, а лишь за счет повышения качества рабочей силы.

    Другим  важным фактором экономического роста  является капитал - это оборудование, здания и товарные запасы. Основной капитал включает и жилой фонд, потому что люди, живущие в домах, извлекают выгоду из услуг, предоставляемых домами.

    Фабричные здания и конторы с их оборудованием  являются факторами производства, потому что работники, вооруженные большим количеством машин, будут производить больше товаров. Товарные запасы также вносят свой вклад в производство.

    Затраты капитала зависят от величины накопленного капитала. В свою очередь, накопление капитала зависит от нормы накопления: чем выше норма накопления, тем больше (при прочих равных условиях) размеры капиталовложений. Прирост капитала также зависит и от размаха накопленных активов - чем они больше, тем меньше, при прочих равных условиях, скорость увеличения капитала, темп его роста. Так, например, размеры накопленного капитала в США и странах Западной Европы велики и темпы его роста в 3-5 раз ниже, чем в таких странах, как Южная Корея, Бразилия, Тайвань и др., где процесс накопления начался сравнительно недавно.

    При этом следует иметь в виду, что объем основного капитала, приходящего на одного работника, т.е. капиталовооруженность, является решающим фактором, определяющим динамику производительности труда. Если за определенный период возрастал объем капиталовложений, а численность рабочей силы увеличилась в большей степени, то производительность труда будет падать, так как сокращается капиталовооруженность каждого работника.

    Важным  фактором экономического роста является земля, а точнее, количество и качество природных ресурсов. Очевидно, что  большие запасы разнообразных природных ресурсов, наличие плодородных земель, благоприятные климатические и погодные условия, значительные запасы минеральных и энергетических ресурсов вносят весомый вклад в экономический рост страны.

    Однако  наличие обильных природных ресурсов не всегда является самодостаточным фактором экономического роста. Например, некоторые страны Африки и Южной Америки обладают существенными запасами природных ресурсов, но до сих пор состоят в списках отсталых стран. Это означает, что только эффективное использование ресурсов ведет к экономическому росту.

    Научно-технический  прогресс является важным двигателем экономического роста. Он охватывает целый  ряд явлений, характеризующих совершенствование  процесса производства. Научно-технический прогресс включает в себя совершенствование технологий, новые методы и формы управления и организации производства. Научно-технический прогресс позволяет по-новому комбинировать данные ресурсы с целью увеличения конечного выпуска продукции. При этом, как правило, возникают новые, более эффективные отрасли. Увеличение эффективного производства становится основным фактором экономического роста.

    Следует отметить, что все вышеперечисленные  факторы тесно взаимосвязаны. Такие факторы как количество и качество природных ресурсов страны, количество и качество трудовых ресурсов страны, объем основного капитала, технология принято объединять под названием факторов предложения. Именно эти факторы делают рост производства физически возможным. Только доступность большого количества лучших по качеству ресурсов, включая технологический потенциал, позволяет увеличивать производство реального продукта.

    Однако  следует различать способность к росту и реальный рост сам по себе, для которого важны следующие два соображения.

    Во-первых, рост зависит от факторов спроса. Для  реализации растущего производственного  потенциала экономика страны должна обеспечить полное использование расширяющегося объема ресурсов. Для этого требуется повышение уровня совокупных расходов. Во-вторых, на экономический рост влияют факторы распределения. Для наиболее целесообразного использования производственного потенциала должно быть обеспечено не только полное вовлечение ресурсов в экономический оборот, но и наиболее эффективная их утилизация. Способность к наращиванию производства достаточна для расширения общего выпуска продукции; необходимо также реальное использование растущего объема ресурсов и их распределение таким образом, чтобы получить максимальное количество реальной продукции.

    Также следует отметить, что факторы предложения и спроса, влияющие на экономический рост, взаимосвязаны. Например, безработица обычно замедляет темпы накопления капитала, а также рост расходов на исследования. И наоборот, низкие темпы внедрения нововведений и капиталовложений могут стать главной причиной безработицы.

    Общее представление о взаимодействии всех этих факторов может дать кривая производственных возможностей, показанная на Рисунке 1.

     Рисунок 1. Кривая производственных возможностей

    

     

     

     

       

     

       

    Эта кривая наилучшим образом отражает максимальное количество вариантов  разнообразной продукции, которая  может быть произведена при данном количестве и качестве природных, трудовых ресурсов и основного капитала на основе данного технологического потенциала. Усиление позитивного воздействия со стороны любого из факторов предложения (увеличение количества и улучшение качества ресурсов, и технологический прогресс) смещают кривую производственных возможностей вправо, что показано как сдвиг от АВ к CD.

    Но  возможность экономики полностью  реализовывать свой производительный потенциал ограничивается факторами  спроса и распределения. Кривая производственных возможностей может сместиться вправо. Но действительный уровень производства не достигнет возможного. Говоря иными словами, кривая реальной экономической деятельности будет находиться внутри площади, ограниченной кривой производственных возможностей. Имеется в виду, что прирост производственного потенциала реализуется только если:

    1) совокупные расходы увеличиваются  в степени, достаточной для  поддержания полной занятости;

     2) дополнительные ресурсы эффективно  используются, с тем, чтобы обеспечить  максимально возможное увеличение выпуска продукции.

    Пример. Чистый прирост рабочей силы в  США составляет 2 млн. в год. Сам  по себе этот прирост увеличивает  производственные мощности, или потенциал  экономики. Но для того, чтобы увеличение экономического потенциала выразилось в приросте производства, необходимо найти работу всем этим 2 млн. человек, причем именно в тех отраслях и предприятиях, где их способности полностью реализуются. Общество не нуждается ни в новых безработных, ни в педиатрах, работающих водопроводчиками.

Информация о работе Теории и модели экономического роста