Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 13:06, диссертация
Целью исследования является разработка научно-практических предложений и рекомендаций по углублению регионального торгового сотрудничества стран Центральной Азии с учетом новых тенденций развития мирового хозяйства и особенностей трансформации их национальных экономик.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ТОРГОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
1.1. Научные концепции развития международной торговли
1.2. Сущность и объективная необходимость развития регионального торгового сотрудничества
1.3. Международный опыт развития регионального торгового сотрудничества
ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ И ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ТОРГОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
2.1. Предпосылки и факторы регионального торгового сотрудничества в Центральной Азии
2.2. Динамика и структура внешней торговли и влияние мирового финансово-экономического кризиса на развитие внешней торговли стран Центральной Азии
2.3. Расширение взаимной торговли как важное условие интеграции экономики стран Центральной Азии в мировое хозяйство
ГЛАВА 3. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УГЛУБЛЕНИЯ ТОРГОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
3.1. Экономический механизм регионального торгового сотрудничества и пути повышения его эффективности
3.2. Резервы и пути расширения регионального торгового сотрудничества
3.3. Перспективы развития торгового сотрудничества в Центральной Азии на среднесрочный и долгосрочный период
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Экономический союз предполагает снятие отмеченного выше противоречия путем согласования экономической политики, проводимыми странами-участницами. В рамках ЕС проводится единая сельскохозяйственная, согласованная промышленная, энергетическая, транспортная, региональная, социальная, научно-техническая политика.
Обратим внимание на то, что как только процесс согласования экономической политики доходит до определенного уровня, он начинает подчиняться собственной логике и требовать, особенно в том случае, если страна характеризуется высокой степенью открытости своей экономики, все более тесной увязки, охватывающей все больший круг вопросов. Данный процесс получает свое определение логическое завершение в рамках комплексной и более сложной формы – экономического и валютного союза.
Валютный союз – создание единой региональной валютной системы, включая единого центрального банка, введение единой валюты. Обеспечивается согласование и становление единой валютно-кредитной, скоординированной макроэкономической политики и прочие.
В полной экономической и политической интеграции речь идет о превращении единого рыночного пространства в целостное экономическое и политическое образование. Это предполагает не просто согласование, но и проведение унифицированной, фактически единой экономической политики, полную унификацию законодательной базы.
Однако практика показала, что реальный процесс интеграции в силу своей внутренней противоречивости не может развиваться столь прямолинейно и поступательно, как предполагает рассмотренная логическая схема. Опыт регионального торгово-экономического сотрудничества и интеграции показал колоссальные сложности развития регионального торгово-экономического сотрудничества и создания единого экономического пространства и разную степень заинтересованности в глубине взаимодействия сторон, что не укладывается в формальные схемы. А многообразие моделей интеграции в Северной Америке, Латинской Америке, в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Африке, на Ближнем Востоке, отразившие значительную дифференциацию страновых, региональных и субрегиональных систем, механизмов воспроизводства, других ключевых параметров развития, позволяет видеть и частичную модификацию классической схемы в одних случаях и ее существенную трансформацию – в других.
История развития международной торговли показывает, что не существует ни строгих закономерностей, ни автоматизма между этапами региональной интеграции. Все зависит от конкретно-исторических условий международных экономических отношений в отдельных странах, от экономических и политических интересов данных стран.
Как
показывает опыт регионального торгово-
Евросоюз изначально является достаточно симметричным объединением стран с сопоставимым потенциалом каждой из них, в то время как Содружество отличается сильно ассиметричной структурой, в которой Россия доминирует по своему экономическому потенциалу. Входящие в ЕС государства, особенно в в первый период его создания, имели достаточно близкие и однородные хозяйственные механизмы, давние традиции их использования на рыночной основе, что значительно отличает эту региональную группировку от СНГ. При существенной разнице уровней развития стран Содружества и Евросоюза, принципов их формирования и ближайших целей развития копирование европейской модели с ее механическим переносом на постсоветское пространство предоставляется нецелесообразным.
С этой точки зрения для развития регионального торгового сотрудничества между странами Центральной Азии в рамках регионального объединения необходимо учитывать специфику развития и интересы каждого государства на основе соблюдения принципов разумности и справедливости.
В то же время в процессе интеграционного строительства положительный опыт Европейского союза необходимо учитывать и использовать применительно к специфике Центральноазиатского региона. В частности, представляется необходимым постепенно, но настойчиво в процессе взаимных консультаций наращивать усилия центральноазиатских стран по устранению барьеров при расширении объединенного рынка. При невозможности одновременного решения этих проблем следует использовать находившую широкое применение в Евросоюзе практику поэтапного «замыкания» этого процесса на конкретный сектор (продовольственные товары, продукцию сельского хозяйства и т.п.). Настойчивость европейцев в постепенном преодолении трудностей на пути создания единого рынка выразилась в том, что на переход от зоны свободной торговли к таможенному союзу ЕС потребовалось 10 лет настойчивой работы, в ходе которой проходила достаточно болезненная притирка экономических интересов участников этого процесса.
Положительный опыт Евросоюза подтверждает также, что в целях координации торговой политики в отношении третьих стран участникам интеграционного объединения необходимо проводить многосторонние консультации, как о сроках, так и об условиях вступления в ВТО, их соответствии обязательствам, вытекающим из членства в региональных группировках в рамках Центральноазиатского региона. Потребность в таких консультациях возникает и при решении вопросов, связанных с установлением преференциальных торговых режимов в отношении третьих стран.
Также представляется целесообразным использование удавшегося ЕС опыта заблаговременно, иногда за десятки лет вперед, определить перспективные цели и наиболее существенные параметры торгового сотрудничества и интеграционных процессов. В частности, обращает на себя внимание заблаговременная разработка Европейским союзом концепции валютной политики, постепенное создание предпосылок для валютной интеграции.
Анализ структуры успешно развивающихся экономических интеграционных образований и характера, протекающих в них процессов дает основание сделать вывод, что наиболее близкой к Центральноазиатской интеграции является Североамериканская ассоциация свободной торговли. НАФТА имеет довольно схожую структуру с интеграцией стран Центральной Азии: на США приходится 85 % совокупного ВВП интеграционного объединения, доля Казахстана и Узбекистана в совокупном ВВП стран Центральной Азии составляет около 90 %. Уровень экономического развития участников НАФТА различается гораздо больше, чем у членов Евросоюза. По этому показателю Североамериканская ассоциация свободной торговли ближе к Центральноазиатской интеграции.
Функционирование НАФТА основано на комплексном договоре, ставящем целью плавное сокращение торговых барьеров практически во всех отраслях экономики трех стран, обеспечение и облегчение доступа товаров и услуг одной страны на рынки остальных двух, постепенное приближение к созданию, таким образом, общего рынка. Объединение полностью выступает в действие в течение 15-летнего срока с момента подписания договора. Такая отсрочка предусмотрена с целью ослабления эффекта моментального возрастания конкуренции между так называемыми «чувствительными» (наименее конкурентоспособными) сферами промышленности или сельского хозяйства трех стран. Этим отраслям предоставляется отсрочка для оптимизации или смещения в другие секторы экономики. В течение 15 лет должна произойти отмена торговых барьеров между тремя участниками. Поскольку в канадско-американской торговле они в основном устранены, предполагается либерализация торговли этих стран с Мексикой.
В сфере управления структура НАФТА выглядит следующим образом. Центральным институтом объединения является Комиссия по свободной торговле, которая состоит из представителей трех государств министерского уровня. Комиссия наблюдает за осуществлением соглашения, работой комитетов НАФТА, рабочих групп и других вспомогательных органов. Собрание членов Комиссии проводится раз в год. Политическое руководство конкретными программами обеспечивается министрами также через Комиссию. Кроме того, заместители министров торговли встречаются дважды в год, чтобы обеспечить контроль над рабочими группами и комитетами. Ежедневное управление рабочими программами, а также выполнение соглашения практически осуществляется координаторами НАФТА – тремя старшими должностными лицами торгового департамента, назначенными каждой страной.
Полезный для Центральной Азии опыт НАФТА обусловлен, прежде всего, выбранной моделью интеграции, связывающей страны лишь общими соглашениями, что дает возможность странам-членам интеграционного объединения сохранять свой суверенитет. В НАФТА присутствует установки государств о недопустимости создания надгосударственных структур. Схема их интеграционного развития относится к модели, которая предусматривает экономическое взаимодействие без передачи своего суверенитета наднациональным органам, деятельность которых направлена на расширение возможности интеграционного объединения совместно и наиболее эффективно решать экономические, социальные и политические проблемы.
В то же время по экономическим вопросам в НАФТА разработана насыщенная программа интеграционных мероприятий на перспективу, которая является залогом эффективного продвижения этого объединения с учетом реальных потребностей каждого участника. Основанный на реализации этой программы положительный опыт группировки свидетельствует о том, что асимметричность объединения не является непреодолимым препятствием, если основой интеграции служит экономическая целесообразность. Вместе с тем следует отметить, что в НАФТА отсутствуют многие из препятствий, характерных для интеграционных процессов на Центральноазиатском регионе.
С учетом присущей НАФТА и странам Центральной Азии асимметрии в торгово-экономическом потенциале стран-участниц для Центральной Азии представляют значительный интерес механизмы согласования возникающих проблем в рамках объединения. При слабости наднациональных органов Ассоциации поучителен также ее опыт в оперативной реализации принимаемых решений в сфере экономической интеграции и внедрении единых норм в национальные законодательства. Представляет, в частности, практический интерес реализация схемы введения нулевого тарифа и отмены ограничений в торговле, учитывая национальные особенности и уровень «уязвимости» того или иного вида экономической деятельности.
Важным для Центральной Азии служит опыт НАФТА с точки зрения создания условий для свободного движения капиталов. В договоре Ассоциации глава 11 целиком посвящена инвестициям: ни одна страна не имеет права каким-либо образом ограничивать взаимные товарные и инвестиционные потоки, препятствовать вложениям капитала или задерживать связанные с инвестициями трансферты31.
Определенный интерес для Центральной Азии представляет и опыт интеграционного строительства в Юго-Восточной Азии. К основным задачам, решаемым Ассоциацией государств ЮВА (АСЕАН), относятся: формирование зоны свободной торговли и зоны инвестиций; последующее создание развернутой экономической инфраструктуры и введение единой валюты. Высшим органом АСЕАН являются встречи глав государств и правительств. Руководящим и координирующим органом Ассоциации служат ежегодные совещание министров иностранных дел. Текущее руководство осуществляется постоянным комитетом под представительством министра иностранных дел страны-устроительницы очередного совещания министров иностранных дел. АСЕАН насчитывает всего 11 специализированных комитетов. В экономической области страны Ассоциации проводят линию на интеграцию и либерализацию в регионе ЮВА на базе Соглашения о создании зоны свободной торговли.
В связи с необходимостью учета государствами стран Центральной Азии национальных и общих экономических интересов, а также различий в уровне их социально-экономического развития, особенностей и последствий проводимых реформ опыт и подходы АСЕАН к решению проблем интеграционного развития приобретают для стран Центральной Азии существенный интерес. Это объясняется тем, что в Ассоциации, во-первых, найден взаимоприемлемый механизм создания зоны свободной торговли и зоны инвестиций. При их формировании взаимными соглашениями АСЕАН вводятся дифференцированные условия для стран с различным уровнем экономического развития. Специальными соглашениями предусмотрены конкретные механизмы для решения этих задач. При создании ЗСТ это, прежде всего, различные для каждого государства объемы продукции, не облагаемой пошлинами, а также сроки, в течение которых страны обязаны существенно расширить список товаров, не облагаемых импортными пошлинами. При формировании зоны инвестиций это сроки, в которые государства берут на себя обязательства поэтапно открыть основные секторы национальной промышленности, предусмотрев для мене развитых стран надежную защиту внутреннего рынка.
Во-вторых, в АСЕАН разработана довольно рациональная схема промышленного сотрудничества, в которой содержатся условия и стимулы технического и технологического объединения предприятий различных государств, нацеленных на развитие, прежде всего, обрабатывающих отраслей промышленности. Схожие задачи становятся при создании транснациональных финансово-промышленных корпораций в Центральной Азии и СНГ, в основу создания которых положено использование преимуществ исторически сложившегося разделения труда.
Информация о работе Теоретические основы и региональные аспекты развития торгового сотрудничества