Теоретические основы и региональные аспекты развития торгового сотрудничества

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 13:06, диссертация

Описание работы

Целью исследования является разработка научно-практических предложений и рекомендаций по углублению регионального торгового сотрудничества стран Центральной Азии с учетом новых тенденций развития мирового хозяйства и особенностей трансформации их национальных экономик.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ТОРГОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
1.1. Научные концепции развития международной торговли
1.2. Сущность и объективная необходимость развития регионального торгового сотрудничества
1.3. Международный опыт развития регионального торгового сотрудничества
ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ И ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ТОРГОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
2.1. Предпосылки и факторы регионального торгового сотрудничества в Центральной Азии
2.2. Динамика и структура внешней торговли и влияние мирового финансово-экономического кризиса на развитие внешней торговли стран Центральной Азии
2.3. Расширение взаимной торговли как важное условие интеграции экономики стран Центральной Азии в мировое хозяйство
ГЛАВА 3. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УГЛУБЛЕНИЯ ТОРГОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
3.1. Экономический механизм регионального торгового сотрудничества и пути повышения его эффективности
3.2. Резервы и пути расширения регионального торгового сотрудничества
3.3. Перспективы развития торгового сотрудничества в Центральной Азии на среднесрочный и долгосрочный период

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

1-боб.doc

— 277.50 Кб (Скачать)

     Дальнейшее  развитие на качественно новой основе теория сравнительных преимуществ получила в трудах известного американского экономиста Майкла Портера19. Он в своем исследовании достаточно подробно проработан совершенно новый подход к проблемам международной торговли. Одной из предпосылок этого подхода является следующее: «На международном рынке конкурирует фирмы, а не страны. Необходимо понять, как фирма создает и удерживает конкурентное преимущество, чтобы уяснить роль страны в этом процессе»20.

     На  основании анализа обширного  статистического материала, охватившего около 100 отраслей восьми промышленно развитых стран. М. Портер создал оригинальную теорию конкурентного преимущества страны. Центральное место в его концепции занимает идея так называемого национального ромба, раскрывающего четыре главных свойства («детерминанта») экономики, формирующих конкурентную макросреду, в которой действуют фирмы этой страны.

     «Национальный ромб» выявляет систему детерминантов, которые, находясь во взаимодействии, создают благоприятную или неблагоприятную среду для реализации потенциальных конкурентных преимуществ страны.

     По  мнению Портера, успех на внешнем  рынке зависит от правильно выбранной конкурентной стратегии. На выбор конкурентной стратегии фирмы в отрасли влияют два главных момента:

     1. Структура отрасли, в которой  действует фирма, то есть особенности конкуренции. На конкуренцию в отрасли оказывают пять факторов:

  1. появление новых конкурентов;
  2. появление товаров или услуг-заменителей;
  3. способность поставщиков торговаться;
  4. способность покупателей торговаться;
  5. соперничество уже имеющихся конкурентов между собой.

     Эти пять факторов определяют прибыльность отрасли, поскольку они влияют на цены, устанавливаемые фирмами, их расходы, капиталовложения и другие.

     2. Позиция, которую занимает фирма  в отрасли.

     Позиция фирмы в отрасли определяется, прежде всего, конкурентным преимуществом. Фирма опережает своих соперников, если имеет стабильное конкурентное преимущество:

     1) более низкие издержки, свидетельствующие  о способности фирмы разрабатывать,  выпускать и продавать сравнимый  товар с меньшими затратами, чем у конкурентов. Продавая товар по такой же или примерно такой же цене, что и конкуренты, фирма в этом случае получает большую прибыль.

     2) дифференциация товаров, то есть  способность фирмы удовлетворять потребности покупателя, предлагая товар либо более высокого качества, либо с особыми потребительскими свойствами, либо с широкими возможностями послепродажного обслуживания.

     Продолжительность удержания конкурентного преимущества зависит:

     - от источников конкурентного  преимущества;

     - от количества имеющихся у  фирм явных источников конкурентного  преимущества;

     - от постоянной модернизации производства  других видов деятельности.

     В развитии теории торговой политики вклад  внес австралийский экономист Макс Корден21. В его трудах можно найти наиболее полное обобщение теории протекционизма и влияния торговой политики на экономический рост и благосостояние нации. Они составляют теоретическую базу анализа международной торговой политики, проводимого современными экономистами.

     Развитие  наукоемких, высокотехнологичных отраслей и стремительный рост международного обмена их продукцией привели к формированию теорий неотехнологического направления, которое представляет собой совокупность отдельных моделей, частично взаимодополняющих, но и иногда и противоречащих одна другой.

     Теория  снижающихся издержек (эффект масштаба) развилась на основе критики и отрицания модели Хекшера-Олина. Исходным является предположение, что развитые страны наделены факторами производства в сходных пропорциях, поэтому торговля между ними имеет смысл в том случае, если они специализируются на производстве товаров различных отраслей, что позволяет снижать издержки за счет массового производства.

     Теория  «технологического разрыва» предполагает, что развитие торговли между странами при одинаковой наделенности факторами производства вызвано техническими изменениями, возникающими в какой-то одной отрасли в одной из торгующих стран. Из-за того, что технические новшества первоначально появляются в одной стране, она приобретает преимущество: новая технология позволяет производить товары с меньшими издержками. Если новшество заключается в производстве нового продукта, то предприниматель в стране-новаторе в течение определенного времени обладает так называемой «квазимонополией», то есть получает добавочную прибыль, экспортируя новый товар.

     Теория  «цикла жизни продукта», разработанная  в 1966 году Р. Верноном22, является наиболее популярной теорией неотехнологического направления. Она заинтересовала почти всех экономистов, поскольку более точно отражает реальное состояние международного разделения труда в современном периоде. В соответствии с данной теорией каждый новый продукт проходит цикл, включающий стадии внедрения, расширения, зрелости и старения.

     Степень развития технологии и спрос на каждой стадии различны. На первой стадии цикла, когда новую продукцию только начали производить для внутреннего рынка, спрос на нее будет невелик. Она предлагается лицам с высоким доходом, для которых цена не имеет большого значения при принятии решении о приобретении товара. Чем больше лиц с высоким доходам, тем более вероятно появление на рынке новых товаров, для изготовления которых требуются значительные издержки в связи с новизной технологии. Такая технология предполагает использование большого числа высококвалифицированных работников. Экспорт нового товара на первой стадии будет незначительным.

     На  второй стадии (расширение) спрос на внутреннем рынке быстро расширяется, продукция становится общепризнанной. Начинается серийный выпуск больших партий нового товара. На этой стадии появляется спрос на новый товар за рубежом. Первоначально он полностью удовлетворяется за счет экспорта, а затем начинается зарубежное производство нового товара благодаря передаче технологии.

     На  третьей стадии (зрелость) спрос  на внутреннем рынке насыщен. Производственная технология полностью стандартизируется, что позволяет использовать менее  квалифицированную рабочую силу, снизить издержки производства, цены и достичь максимального выпуска фирмами страны-новатора и зарубежными компаниями, которые начинают проникать на внутренний рынок страны, где появился товар.

     На  последней стадии цикла продукция  стареет, ее производство начинает сокращаться. Дальнейшее снижение цен уже не приводит к повышению спроса, как это было на стадии зрелости.

     Темпы роста экономической эффективности  производства различных товаров  существенно меняются между странами. Следствием этого является изменение сравнительного преимущества стран, диверсификация производства и экспорта, повышение доли товаров, имеющих более высокую степень переработки добавленной стоимости в тех развивающихся странах, которые проводят гибкую экономическую политику, своевременно учитывают тенденции развития мировой экономики и международной торговли и корректируют экономическую политику с учетом меняющихся условий.

     Анализ  исследований по теории международной  торговли показывает, что главное значение международной торговли для национальных экономик заключается в том, что, участвуя в ней, страны смогут повысить эффективность использования своих ресурсов как путем специализации в тех отраслях экономики, в которых они имеют сравнительное преимущество, так и путем экономии на масштабах. Как следствие этого, международная торговля является фактором роста дохода и благосостояния нации каждой страны.

     Международная торговля оказывает влияние на рост доходов и благосостояния нации и другим способом. Результаты достижений науки и техники в одной стране посредством международной торговли распространяются и на другие страны. Такое распространение происходит прямо, когда новая техника и технология продается на мировом рынке и импортируется другими странами. Такое распространение происходит косвенно, когда в экспортных отраслях той страны, где новая техника и технология разработана, повышается эффективность производства или качество товаров.

     Вряд  ли кто оспаривать, что в условиях рыночной экономики главным стимулом экономического развития, повышения качества и снижения себестоимости товаров и услуг национальных производителей является конкуренция. Международная торговля может стать важным фактором экономического развития страны через создание конкурентной среды в экономике в тех случаях, когда существует много национальных производителей и где качество товаров еще отстает от зарубежных аналогов. Конкуренция с импортными товарами вынуждает отечественных производителей принять меры по снижению издержек и повышению качества выпускаемой продукции. Выход на мировые рынки отечественных производителей также является важным фактором, способствующим росту качества отечественных товаров и услуг и снижению их себестоимости как в результате жесткой конкуренции на мировом рынке, так и в результате достижений эффекта масштаба.  

     1.2. Сущность и объективная необходимость развития регионального торгового сотрудничества 

     Глобализация  как ведущая тенденция в современной  мировой экономике, является результатом интернационализации воспроизводственного процесса в глобальном масштабе. Углубление международного разделения труда и специализации, обусловленные развитием научно-технического прогресса, настоятельно требует тесного и всестороннего взаимодействия национальных хозяйств, которые, в свою очередь, шаг за шагом интегрируются сначала в региональные, а затем и в единый мирохозяйственный комплекс.

     Ростом  интернационализации воспроизводственного процесса снижается эффективность функционирования национально-государственной формы организации производства. Для преодоления данного барьера отдельные страны формируют региональные торгово-экономические комплексы на базе географической близости, а также схожего уровня социально-экономического и культурного развития. Как отмечает, известный российский экономист Ю.В. Шишков: «Рождается новый исторический феномен: моногосударственные экономические и социальные организмы (национальные хозяйства) трансформируются в полигосударственные комплексы, которые по форме остаются межгосударственными, а по содержанию все более превращаются в единый хозяйственный и социально-культурный организм»23.

     Следует отметить, что глобализация превращает мир в единый организм. Однако обобщение мирового опыта показывает, что внешнеэкономические связи национальных хозяйств тяготеют к соседним странам. Такая ориентация страны на свой и соседние регионы мира называется регионализацией. Территориальное соседство и близость добавляют весомые аргументы в пользу регионального торгового сотрудничества. Конечно, степень и формы объединения сильно различаются в зависимости от уровня развития стран, их географического положения, исторических традиций, взимодополняемости производственных структур. Характер политических отношений также сказывается на возможностях и глубине сотрудничества. Однако при всем разнообразии существующих и вновь возникающих региональных группировок их общий признак – создание по общему согласию больших или меньших преференций для торгового и экономического сотрудничества.

     Относительное обособление от мирового рынка, связанное  с возникновением региональных образований, казалось бы, тормозит объективный процесс глобализации, является ее антитезой. Такая точка зрения имеет немало сторонников. И, тем не менее, регионализм в настоящее время уживается с глобализмом. Более того, многие факты свидетельствуют о том, что региональные экономические группировки, интенсифицирующие связи между их участниками, помогают включению последних в глобальную экономику на более выгодных условиях.

     Региональная  интеграция не является противовесом и антиподом глобализации. Обе они развиваются на базе одних и тех же предпосылок, под влиянием одних и тех же движущих сил, продвигают давно идущий процесс интернационализации хозяйственной жизни в одном и том же направлении. Разница лишь в том, что глобализация – это новое качество интернационализации, сопряженное с предельно возможным развитием ее вширь, до планетарных масштабов, тогда как интеграция – это предельно возможное развитие интернационализации вглубь в пределах наиболее продвинутых регионов мира. Другими словами, региональные интеграционные образования – это места наибольшего уплотнения тех экономических процессов, которые с разной интенсивностью протекают на всей планете. Их появление и развитие не мешает глобализации, а, напротив, стимулирует ее.

Информация о работе Теоретические основы и региональные аспекты развития торгового сотрудничества