Теоретические основы государственного контроля над ценами. Государственное вмешательство в экономику:причина или следствие неэффективн

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 19:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассиотрение форм и методов государственного вмешательства, обоснование его необходимости, найти пути для практического применения этих методов, средств, путей относительно нашей страны.
Для написания курсовой работы были поставлены следующие задачи:
1) рассмотрение исторических аспектов государственного вмешательства в ценообразование;
2) рассмотрение методов и приемов государственного вмешательства;
3) рассмотрение иностранного опыта государственного вмешательства;

Содержание

Часть 1. Теоретическое задание.
Введение 3
Глава I. Необходимость государственного вмешательства 5
Глава II. История становления и развития регулирования государственного ценообразования 7
Глава III. Сущность государственного регулирования экономики 13
Глава IV. Государственное воздействие на цены 22
Глава V. Кризис Российской промышленности, пути его преодоления
и влияние на экономику 28
Заключение 38
Часть 2. Практическое задание.
Вопрос №1 39
Вопрос №2 40
Приложение 41
Список литературы 43

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.DOC

— 272.50 Кб (Скачать)

Институциональные изменений должны следовать в направлении образования небольших и средних высокоспециализированных и инновационных компаний, владеющих эффективными технологиями выявления и эксплуатации нефтяных объектов в различных геологических условиях.

Исходя из своей  специализации, компании ищут наиболее подходящие объекты, изучают их и, в случае заинтересованности, подают заявку на лицензию с приложением соответствующей документации. Они становятся главными операторами лицензионного объекта и привлекают сервисные компании в зависимости от характера предстоящих работ и собственной специализации. Это могут быть компании, специализирующиеся на бурении, геофизическом исследовании скважин, строительстве промысловых объектов, составлении проектов и смет и т.д. Параллельно организуется доступ потенциальных инвесторов к проектной документации, определяются первичные партнеры, доля их участия, разрабатывается схема финансирования.

В связи с  большим многообразием горно-геологических  условий и применяемых технологий сейчас не представляется возможным  как-то стандартизировать процесс институциональных изменений в нефтяном секторе на зрелой и поздней стадиях его развития. Да в этом и нет большой необходимости. Логика рыночных отношений, внутренний и внешний спрос, состояние рынка инвестиций, возможности различных технологий и транспортной инфраструктуры - все это и многое другое будет влиять на возникновение и функционирование новых институтов в нефтегазовом секторе. При этом не исключается активное воздействие государства и компаний на этот процесс и представляется полезным использование опыта стран и регионов, нефтяная промышленность которых уже миновала ту стадию развития, в которую сейчас вступила Россия.

 

 

 

Суммируя сказанное, можно сделать  следующие выводы:

  • российская нефтяная промышленность находится на переходе к поздней стадии развития своей сырьевой базы;
  • предстоящие геологические открытия не смогут коренным образом повлиять на естественную динамику, но позволят замедлить темп перехода к поздней стадии;
  • геолого-экономические характеристики данной стадии не позволяют ожидать высоких рентных доходов;
  • в сложившейся ситуации требуется активизировать все имеющиеся резервы повышения продуктивности и экономической эффективности,
  • роль малых и средних компаний, получающих основные эффекты от низких накладных расходов гибкости организации производства, специализации и инноваций, должна возрастать;
  • очень важно создать правовые и экономические условия для формирования сектора малых и средних нефтяных компаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Из проделанной работы можно сделать следующие выводы. Необходимость государственного вмешательства в ценообразовании возникла еще в начале 17-го века, но и на данный момент не утратила своей актуальности.

Выше были рассмотрены  основные методы и инструменты государственного регулирования экономики. Видно, что в арсенале государства имеется широкий набор средств и методов регулирования экономики, от регулирования экономического законодательства, устанавливая тем самым правила поведения экономических агентов, до воздействия на денежный рынок с помощью политики учетной ставки. Однозначно определить, где находится грань между цивилизованным регулированием экономики и грубым вмешательством в рыночные механизмы на сегодняшний день очень трудно. Недаром на этот счет существует множество мнений, некоторые из них и были вкратце рассмотрены выше. Со всей уверенностью можно лишь сделать вывод о том, что государственное регулирование экономики необходимо и обсуждать стоит лишь степень государственного вмешательства и его методы. Пожалуй, наиболее правильным принципом здесь будет следующий - конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства - везде где необходимо. И уж конечно неприемлемы меры “физического воздействия” на рыночные механизмы, которые могут подорвать всю экономическую систему.

Для сегодняшней  России, в период перехода к рынку, особенно важно государственное  регулирование. После десятилетий тотального диктата государства в экономике, высказываются мнения о полном отказе от государственного вмешательства в экономику. Видимо, истина, как всегда, где-то посередине. Именно поэтому для России важен мировой опыт государственного регулирования экономики, который и нужно изучать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЧАСТЬ II. Практическое задание.

Вопрос  №1.

Определите, на какую сумму Вам целесообразно  застраховать имущество фирмы, исходя из вероятности его потери.

Фирма в качестве имущества имеет домик на базе для отдыха своих сотрудников. Дом  располагается на берегу реки и стоит 3 млн. рублей. При вероятности утраты 2/3 его стоимости при затоплении домика составляет 1/3. При этом ожидаемая полезность для страхователя (хозяина фирмы) равна:

EU = (2/3)U(3) + (1/3)U(1,0) = 2/3*18 +1/3*12 = 16.

Математическое ожидание полезности от имущества, находящегося под угрозой затопления, равное 16, соответствует величине дохода в 2,5 млн. рублей. При этом точно такую же полезность для субъекта составляет 1,8 млн. рублей, но гарантированных от затопления. Для субъекта, не расположенного к риску, имущество стоимостью в 1,8 млн. рублей, гарантированное от утраты, как и имущество стоимостью 2,5 млн. рублей, но находящееся под угрозой потери его части, имеют одинаковую полезность 16. Следовательно, владельцу все равно: 2,5 млн. без страхования или 1,8 млн. со страховкой от риска. Таким образом, при данном отношении к риску, премию за риск, которую субъект готов заплатить составит 0,7 млн. рублей (2,5 – 1,8). Размер данной премии определен с учетом ожидаемой полезности при установленной вероятности наступления страхового случая. Однако лицо, желающее полностью оградить себя от риска потерь, (каковым я являюсь), будет готово заплатить большую цену за то, чтобы было гарантировано возмещение всех возможных потерь. Естественно, в этом случае цена страховки будет равна величине вероятных потерь (3-1,8 = 1,2 млн. рублей). Это максимальная цена страховки, на которую я как страхователь могу согласиться.

Таким образом, сумма страховки составит 1,2 млн. рублей.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос  №2.

Определите, что  выгоднее для вашей фирмы: создать  сберегательный фонд и из него финансировать  возможные убытки или застраховать свое имущество.

Моя фирма занимается добычей металлов в шахтах на Урале, переплавкой их в слитки и продажей на заводы. Фирма несет следующие расходы и соответственно имеет риск: по транспортировке груза, по переплавке, по заработной плате, по возможности меньшей добычи металлов, по возможности упадка в цене металлов или слитков и т.д. Учитывая, объем работы, объем возможных потерь, а также то, что я являюсь лицом, которое нерасположено к риску, то для меня оптимальным вариантом будет являться и создание сберегательного фонда, и страхование части собственного бизнеса. То есть страхованию подлежит: страхование офисов и техники, страхование жизни и здоровья сотрудников, работающих в шахтах. На случай же сезонных колебаний цен, конкуренции, изменение предпочтений покупателей, изменение законодательства и т.д. я считаю целесообразным создание сберегательного фонда моей фирмы, так как все это относится к не страхуемым рискам.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение.

Таблица1.

 

 

 

Виды цен

Роль государства

Формы государственного воздейставия

1. Фиксированные государством  цены

Цены устанавливает  само государство

1) государственные прейскурантные  цены

2) "Замораживание"  рыночных свободных цен

3) Фиксирование монопольных  цен

2. Регулируемые государством  цены

Государство устанавливает  правила для предприятия, а оно  само устанавливает цены

1) Установление предельного  уровня цен

2) Установление предельных надбавок

3) Установление предельных  значений элементов розничной  цены

4) Установление предельного  уровня разового повышения цен

5) Государственный контроль  за монопольными ценами

6) Регулирование рыночных  цен путем установления цен государственным предприятием

3. Свободная (договорная) цена

Государство устанавливает  правила игры на рынке,вводя ряд  запретов на недобросовестную конкуренцию

1) Запрет на горизонтальное/вертикальное  фиксирование цен

2) Запрет на ценовую  дискриминацию

3) Запрет на демпинг

4) Запрет на недобросовестную  ценовую рекламу


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА  НА ЦЕНЫ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ.

 

1. Бункина М.  К., Семенов В. А. Макроэкономика: Учебник. - М.: ДИС, 1997. - 320 с.

2. Гребенников  П. И. и др. Микроэкономика: Учебник. - СПб.: Изд-во СПб УЭФ, 1996. - 350 с.

3. Курс экономики:  учебник / Под ред. Б. А. Райзберга. - 2-е изд., доп. - М.: ИНФРА - М, 1999. - 716с.

4. Основы экономической теории: Учеб. пособие для ВУЗов / Под ред. В. Д. Камаева. - М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1996. 283 с.

5. Экономика:  Учебник / Под ред. А. С. Булатова. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во  БЕК, 1997. - 816 с.


Информация о работе Теоретические основы государственного контроля над ценами. Государственное вмешательство в экономику:причина или следствие неэффективн