Теоретические основы государственного контроля над ценами. Государственное вмешательство в экономику:причина или следствие неэффективн

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 19:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассиотрение форм и методов государственного вмешательства, обоснование его необходимости, найти пути для практического применения этих методов, средств, путей относительно нашей страны.
Для написания курсовой работы были поставлены следующие задачи:
1) рассмотрение исторических аспектов государственного вмешательства в ценообразование;
2) рассмотрение методов и приемов государственного вмешательства;
3) рассмотрение иностранного опыта государственного вмешательства;

Содержание

Часть 1. Теоретическое задание.
Введение 3
Глава I. Необходимость государственного вмешательства 5
Глава II. История становления и развития регулирования государственного ценообразования 7
Глава III. Сущность государственного регулирования экономики 13
Глава IV. Государственное воздействие на цены 22
Глава V. Кризис Российской промышленности, пути его преодоления
и влияние на экономику 28
Заключение 38
Часть 2. Практическое задание.
Вопрос №1 39
Вопрос №2 40
Приложение 41
Список литературы 43

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.DOC

— 272.50 Кб (Скачать)


Международный факультет 


ЮУрГУ

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по  дисциплине

«Экономическая  теория» 

Тема: “Теоретические основы государственного контроля над ценами. Государственное вмешательство в экономику:причина или следствие неэффективности промышленности”.

 

 

 

 

Выполнила:   Гончарова

Мария Викторовна

Группа:                МН-267

Проверила: Тутубалина

Ирина Александровна

 

 

 

 

 

 

Челябинск

2007

СОДЕРЖАНИЕ

 

Часть 1. Теоретическое  задание.

Введение           3

Глава I. Необходимость государственного вмешательства   5

Глава II. История становления и развития регулирования государственного ценообразования       7

Глава III. Сущность государственного регулирования экономики  13

Глава IV. Государственное воздействие на цены     22

Глава V. Кризис Российской промышленности, пути его преодоления

и влияние на экономику         28

Заключение           38

Часть 2. Практическое задание.

Вопрос №1           39

Вопрос №2           40

Приложение           41

Список литературы         43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЧАСТЬ I. Теоретическое задание.

ВВЕДЕНИЕ.

Система цен  является одним из важнейших элементов  рыночной экономики, она взаимосвязана  в другими элементами рыночного  механизма и реагирует на их воздействие. В то же время цена сама является экономическим инструментом и используется государством для регулирования экономических процессов.

Поэтому проблема государственного регулирования цен  и государственного вмешательства  в ценообразование, рассмотренная  в данной работе, является актуальной.

Не менее  важной по значимости является денежная политика. Регулируя денежную массу, государство может влиять на цены, инвестиционные проекты и потребление населения, объем национального производства, инфляцию и темпы экономического роста. Денежная политика, как и фискальная, может служить средством стабилизации, но может и отрицательно воздействовать на экономику. Без отлаженной денежной политики борьба с инфляцией невозможна.

Вне зависимости  от господствующих экономических доктрин  никто не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение страны. Таким образом, государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование рыночной экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д.

В любой экономической  системе, в том числе и рыночной экономике, государство выступает в известном смысле как экономический агент, обладающий правом и возможностью принуждения, например в сфере налоговой политики, государственного законодательства. Принуждение часто обосновывается политической философией, требующей подчинения личных интересов общественным.

Как бы там ни было, государство всегда, во все времена и во всех странах оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом. Таким образом, государственное регулирование является важной частью функционирования экономики и, поэтому, заслуживает самого пристального внимания.

Государственное вмешательство в ценообразование  впервые было обосновано Кейнсом. Он не верил в саморегулирующийся рыночный механизм и считал, что для обеспечения  нормального роста и достижения экономического равновесия необходимо вмешательство извне. Сама рыночная экономика "вылечить" себя не может.

Значимость  государственного вмешательства в  ценообразование очевидна - только при активном и грамотном государственном  вмешательстве возможно реальное, правильное ценообразование. Если же ценообразование не оптимально, то это приведет к дисбалансу всей экономической системы, что грозит упадком во всех отраслях экономики, и как следствие, всей страны.

Целью данной работы является рассиотрение форм и методов  государственного вмешательства, обоснование его необходимости, найти пути для практического применения этих методов, средств, путей относительно нашей страны.

Для написания  курсовой работы были  поставлены следующие  задачи:

1) рассмотрение  исторических аспектов государственного вмешательства в ценообразование;

2) рассмотрение  методов и приемов государственного  вмешательства;

3) рассмотрение  иностранного опыта государственного  вмешательства;

Работа состоит  из двух глав. В первой рассматривается история становления и развития государственного регулирования ценообразования: классический, кейнсианский и современный подходы.

Во второй главе  рассматривается государственное  воздействие на цены, а в частности  меры, методы, способы воздействия  и последствия государственного вмешательства в ценообразование.

При написании  курсовой работы были использованы монографии зарубежных и отечественных авторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. Необходимость государственного вмешательства.

Отношение к  государственному вмешательству в  рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. В период формирования рыночных отношений в XVII-XVIII веках господствовавшая тогда экономическая доктрина - меркантилизм - основывалась на признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности.

С развитием  рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать  государственное вмешательство  и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности. Появившиеся идеи экономического либерализма, которые впервые наиболее полно обосновал А. Смит в своем “Исследовании о природе и причинах богатства народов”, нашли большое число поклонников.

Согласно А. Смиту, рыночная система способна к  саморегулированию, в основе которого лежит личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Он выступает как главная побудительная сила экономического развития. Одной из идей учения А. Смита была идея о том, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить ее регулирование государством. А. Смит считал, что, поскольку главным регулятором выступает рынок, следовательно, рынку должна быть предоставлена полная свобода.

Есть сферы, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма. Это так называемые общественные товары т.е. товары и услуги, которые потребляются коллективно (национальная оборона, образование, транспортная система, здравоохранение и т.д.) Очевидно, что государство должно брать на себя заботу об их производстве и организовывать совместную оплату гражданами этой продукции. К тому же механизм рынка часто не реагирует на явления, которые стали настоящей бедой для человечества. Внешние, или побочные, эффекты можно регулировать опираясь на прямой контроль государства, т.е. государство должно оценивать возникающие проблемы с точки зрения общественных перспектив.

Кроме того, вне  рыночного регулирования находятся  проблемы справедливости и равенства. Рыночное распределение, справедливое с точки зрения законов рынка, приводит к неравенству доходов и социальной незащищенности. При этом следует иметь ввиду, что когда рыночное распределение не устраивает большинство населения, это чревато серьезными социальными конфликтами.

Важный этап в теоретическом осознании роли государства в рыночной экономике был связан с именем выдающегося английского экономиста Дж. М. Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе “кейнсианской революции” доказали невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации.

В практическом плане экономическую политику, отражающую идеи Кейнса, когда через соответствующий  кредитно-денежный и финансовый инструментарий регулировался совокупный спрос, проводило большинство развитых стран мира после второй мировой войны. Считается, что она во многом способствовала смягчению циклических колебаний экономики этих стран.

Развитие рыночной экономики во второй половине XX века выявило четко обозначившуюся тенденцию расширения масштабов деятельности государства и усиления его роли в экономике. При этом общепризнанно, что наибольшая экономическая эффективность достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия его свободного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства – везде, где необходимо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. История становления и развития государственного регулирования ценообразования.

Классическая политическая экономия рассматривала свободно складывающиеся на рынке цены как главный элемент механизма поддержания равновесия между спросом и предложением. Однако в действительности идеальной всеобщей  и полной свободы ценообразования никогда не было. Весь спрос в степени и формах ограничения свободной игры цен. Даже если абстрагироваться от возможностей сговора производителей или продавцов, на протяжении всей истории капитализма можно проследить воздействие государства на цены.

Тарифы на услуги государственных железных дорог, почты, телеграфа, государственные монопольные  цены на "акцизные" товары, продажа  продовольствия из государственных запасов в неурожайные годы, таможенная политика и косвенное налогообложение, существенным образом воздействующее на внутренние цены, - вот далеко не полный перечень мер государственного регулирования цен за последние 100-150 лет.

Первая мировая война, а также начавшиеся вслед за ней депрессия и кризис послужили переломным моментом в истории государственного регулирования цен. Германский экономист Х. Мюллер писал по этому поводу, что политические и экономические потрясения в государстве и обществе вызвали осознание того, что в интересах лучшего функционирования хозяйства, более равномерного распределения и избежания опасности революционного переворота было бы целесообразно, чтобы государство взяло на себя заботу по регулированию хозяйственного процесса и поддержанию справедливых цен.

Попытки регулировать цены в условиях инфляции и кризиса  путем внешнеторговой политики оказались  несостоятельными. К середине 30-х  годов во многих развитых странах  с рыночной экономикой были приняты  законы, предоставляющие государству полномочия по воздействию на цены вплоть до их замораживания; государственные мероприятия по воздействию на цены стали составным элементом государственного регулирования экономики.

Государственные мероприятия по регулированию цен  может носить законодательный, административный и судебный характер. Принятые парламентами законы создают правовую основу отношений между хозяйственными субъектами, а также между нами и государством в сфере ценообразования. Комплекс этих законов представляет собой ценовое право, входящее составной частью в гражданское право. На основе этого права уполномоченные государственные органы осуществляют административную деятельность по регулированию цен.

Законопроекты по ценам, как и по другим хозяйственным  вопросам, вносятся в парламент партийными фракциями, независимыми депутатами или правительством; мероприятия по регулированию цен осуществляют непосредственно министерства экономики, финансов и центральный банк. В ряде стран существуют министерства торговли, сельского хозяйства. Они также оказывают влияние на ценообразование. Во многих странах в конце 60-х - в 70-х годах были созданы межминистерские советы по ценам; они имеют наблюдательно-совещательные функции.

В каждой стране при правительстве или отдельных  его органах существуют экспертные комитеты, куда входят известные специалисты, и советы, в которых заседают представители профсоюзов, союзов крестьян, торговцев, предпринимателей и представители государственных органов. Указанные комитеты призваны консультировать государственные органы по вопросам цен и выражать свое мнение по поводу ценовых законопроектов.

 

2.1. Классический подход к государственному вмешательству в ценообразование.

Отношение к  государственному вмешательству в  рыночную экономику было различным  на разных этапах ее становления и развития. В период становления рыночных отношений в 17 и 18 веках господствовала экономическая доктрина меркантилизма, основывающаяся на признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности.

С расширением  рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей начал рассмтривать государственное вмешательство  и связанные с этим ограничения  как помеху своей деятельности. Неудивительно, что пришедшие в конце 18 века на смену меркантилизму идеи экономического либерализма, негативно оценившего государственное вмешательство в экономику, сразу нашли огромное число горячих поклонников.

Информация о работе Теоретические основы государственного контроля над ценами. Государственное вмешательство в экономику:причина или следствие неэффективн