Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 19:59, курсовая работа
Целью данной работы является рассиотрение форм и методов государственного вмешательства, обоснование его необходимости, найти пути для практического применения этих методов, средств, путей относительно нашей страны.
Для написания курсовой работы были поставлены следующие задачи:
1) рассмотрение исторических аспектов государственного вмешательства в ценообразование;
2) рассмотрение методов и приемов государственного вмешательства;
3) рассмотрение иностранного опыта государственного вмешательства;
Часть 1. Теоретическое задание.
Введение 3
Глава I. Необходимость государственного вмешательства 5
Глава II. История становления и развития регулирования государственного ценообразования 7
Глава III. Сущность государственного регулирования экономики 13
Глава IV. Государственное воздействие на цены 22
Глава V. Кризис Российской промышленности, пути его преодоления
и влияние на экономику 28
Заключение 38
Часть 2. Практическое задание.
Вопрос №1 39
Вопрос №2 40
Приложение 41
Список литературы 43
В доходной части бюджета СССР поступления от предприятий и организаций составляли 90% всех поступлений. Подоходный налог с населения составлял немногим больше 10%, чем достигался определенный уровень социальной справедливости. Это соотношение не менялось многие годы. Свыше 40% дохода перераспределялось в самом производстве, 15-17% национального дохода составляли расходы на оборону и только менее 25% направлялось в социальную сферу.
В странах с развитой рыночной экономикой налоги становятся все более активным инструментом государственной социальной и экономической политики. Среди общих принципов налоговой системы можно выделить следующие:
Среди методов налогового регулирования важнейшее место занимает система налогообложения прибыли корпораций. В отличие от прогрессивного обложения доходов физических лиц, налогообложение корпораций осуществляется по пропорциональным ставкам. При этом с помощью легальных налоговых льгот государство воздействует на инвестиционный процесс в определенном направлении, реализуя при этом общеэкономические цели. Налоговое регулирование разнообразно. Оно включает в себя увеличение или уменьшение совокупных налоговых поступлений, изменение налоговой структуры, дифференциацию ставок, введение или отмену налоговых льгот, отсрочку платежа налога, изменения сферы распространения налогов и т.д. Система налогообложения предприятий представляет собой гибкий рычаг регулирования со стороны государства процесса воспроизводства индивидуального капитала.
К основным инструментам инвестиционного стимулирования относятся: система специальных амортизационных отчислений, в том числе система ускоренной амортизации в наиболее динамично развивающихся отраслях; налоговые скидки на инвестиции; различного рода инвестиционные премии, субсидии, инвестиционные фонды.
Анализ результатов налоговых
реформ в развитых капиталистических
странах позволил западным экономистам
вывести зависимость между
Особая роль в эффективном развитии экономики принадлежит кредитной политике государства. Коммерческие банки, различные инвестиционные и кредитные организации, заинтересованные в постоянном росте оборота кредитных средств как источника роста их прибыли. В переходный период к рыночной экономике в странах СНГ возникли многочисленные коммерческие банки, которые по существу торгуют денежным капиталом и получают огромные прибыли. Привлекая свободные денежные средства предприятий и населения посредством начисления высоких процентов, банки используют их как кредитное средство, т.е. выдают кредиты предприятиям и организациям под еще более высокие проценты или непосредственно пускают их в оборот.
В переходный период, ввиду неразвитости кредитной системы Украины и несовершенства законодательной базы, для большинства промышленных и агропромышленных предприятий ставки процента оказались непосильными, что привело к практически полному отсутствию новых инвестиций. В то же время посреднические фирмы, занятые в сфере обращения и на «дорогом» кредите получают многомиллионные прибыли.
Использование временно свободных накоплений как кредитного средства в определенных условиях может тормозить развитие хозяйственной деятельности или стать инфляционным фактором. Чем дороже кредит, тем ниже спрос на него со стороны производства, чем дешевле кредит, тем выше спрос и выше риск товарно-денежной несбалансированности, так как кредиты на рынке средств производства и товаров выступают как денежные средства.
Состояние ссудного рынка нередко становится пусковым механизмом инфляции и кризиса, поэтому регулирование кредитных отношений является важнейшей функцией государства. Функции регулятора выполняют центральные банки. В соответствии с законодательствами каждой страны коммерческие банки обязаны создавать резервы и передавать их центральному банку, который устанавливает их норматив. Центральный банк вправе использовать полученные резервы для кредитования коммерческих банков, устанавливая процентную (учетную) ставку за кредит. Центральные банки являются собственностью государства. От величины норматива и размера учетной ставки зависит объем оборота кредитной массы. При росте норматива резервов и учетной ставки кредит становится более дорогим и спрос на него сокращается, снижается инвестиционная деятельность и сохраняется только кредитование наиболее эффективных проектов. Сокращение кредитной массы способствует снижению инфляции. Темпы роста денежной массы должны быть ограничены долгосрочными темпами роста национального дохода. При таком условии достигается стабильность денежных отношений и устойчивость экономического роста.
Государственное регулирование кредитных отношений выполняет еще одну важную функцию стабилизации рыночной экономики — защиту накоплений предприятий и населения.
ГЛАВА IV. Государственное воздействие на цены.
4.1.Государтвенный контроль за ценами
Сделав свой
окончательный выбор движения по
пути демократии, Россия должна выработать
и новую экономическую
Нигде в мире не существовала и не существует рыночная или централизованная экономика в чистом виде. Реальная экономика - смешанная, ибо в ней сочетаются черты и рыночной и централизованной, действуют и рыночные отношения и государственное регулирование.
+ Государство
не может устраниться от
Государственное
регулирование может
Основная цель государственного регулирования экономики - соблюдение интересов общества в целом и прежде всего социально незащищенных слоев населения, защита интересов будущих поколений, охрана окружающей среды.
( Одним из главных видов государственного воздействия на экономику является ценовое регулирование. Цены как основной инструмент уравновешивания спроса и предложения увязывают возможности потребителя (покупателя) с денежным запросом производителя (продавца), выполняя в то же время и очень важную социальную функцию: влияют на структуру и объем потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи. И особенно чувствительной бывает реакция людей на уровень цен и его изменения.
Государство должно отслеживать изменения цен на все виды товаров, анализировать причины таких изменений и прямо или косвенно воздействовать на процессы внутреннего ценообразования. При этом уровень и динамика цен рассматриваются как одни из важнейших характеристик состояния экономики в целом, а влияние на цены - как составная часть воздействия на развитие всей экономической ситуации. ;
Переход, от устанавливаемых государством цен к свободным рыночным не может быть мгновенным, что подтверждает и либерализация цен 1992 г. в России. Но то, что и в условиях рыночной экономики активно используется влияние государства на цены, ценовой механизм, об этом свидетельствует опыт развитых капиталистических стран.
Регулирование цен государственными органами носит ограниченный характер, охватывая преимущественно цены на товары и услуги, имеющие жизненное значение для общества (топливо, энергия, стратегическое сырье, продукция оборонного назначения, общественный транспорт, потребительские товары первой необходимости, жилищно-коммунальные услуги и Др.).
Весьма велика
власть монополистов над рынком своих
товаров, особенно если это предметы
первой необходимости. Поэтому государство
старается не допустить возникновения
и существования абсолютно
4.2. Меры, методы и способы воздействия государства на цены.
Государственное
вмешательство в
Прямым государственным вмешательством в процесс ценообразования является государственная политика установления цен на так называемые акцизные товары.
Непосредственное
воздействие на формирование цен
оказывают государственные
Прямое воздействие на цены и лидерство в ценах имеет место в отраслях, где доля государства в потреблении товаров и услуг значительна, например в военных отраслях промышленности, в ряде подотраслей строительства. Правительственные органы, являясь постоянными покупателями или заказчиками определенных видов товаров и услуг у частных фирм, устанавливают по договоренности с партнерами "контрактные цены", которые затем становятся базовыми для отрасли.
Эффективным средством регулирования цен является НДС. Этот налог производители включают в цену товара или услуги, и дифференцированные изменения ставок этого налога непосредственно воздействуют на цены.
Особым направлением государственной экономической политики является государственное воздействие на внешнеторговые цены. Государственное поощрение экспорта, освобождение экспортеров от налогов (возврат налогов), а в некоторых странах экспортные субсидии, предоставление льготных кредитов и транспортных тарифов существенным образом отражаются на условиях ценовой конкуренции на мировом рынке.
В настоящее время используется достаточно широкий набор форм и методов государственного регулирования цен, которые можно разделить на прямые и косвенные. При помощи прямых методов государство непосредственно воздействует на порядок, методы определения и уровень цен. К ним можно отнести: регламентированнее порядка определения издержек и норм прибыли, блокирование повышения цен, установление верхнего и нижнего пределов цен, ограничние нормы прибыли, обязательное снижение цены при снижении цен на потребляемое сырье, различного рода дотации, изменение уровня таможенных пошлин на экспортируемые и импортируемые товары.
К косвенным относятся методы, при помощи которых государство регулирует поведение объектов, участвующих в процессе ценообразования, но не диктует сам порядок, способы определения цены и ее уровень. Такие методы лежат в основе различных нормативных актов, направленных на формирование конкуретной среды: антитрестовского и антимонопольного законодательства, различного рода соглашений между государством и предпринимателями о "разумной" политике цен; актов о ценовой дискриминации, ценах и рекламе. Сюда же относится декларирование цен, изменение налоговых ставок в зависимости от цены, осуществление инвестиций с целью снижения издержек и цен на государственных предприятиях.
Вместе с тем, государство использует и такие косвенные методы, как "цены вмешательства", "цены поддержания", введение количественных ограничений на импорт, установление "рекомендательных" цен, проведение закупок и буферные запасы во время спада цен и распродажа товаров из запасов в периоды роста цен и др.