Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 17:58, курсовая работа
Теневая экономика на протяжении тысячелетий не рассматривалась властями ни одной страны мира, при этом даже отсутствовал вышеупомянутый термин. Лишь после того, как данная проблема приняла глобальные мировые масштабы, она стала повсеместно изучаться наукой. Свыше 200 стран мира тщательно подходят к изучению данного феномена, как приносящего огромный вред экономике. Проблема необычайно актуальна и требует тщательного анализа и оценки. Сложность изучения теневой экономики состоит ещё в том, что она имеет очень тонкую грань с коррупцией и криминалом.
Введение 4
1. Понятие теневой экономики и ее структура 5
1.1 Сущность теневой экономики, ее виды 5 – 7
1.2 Субъекты теневой экономики 7 – 8
2 Методы оценки теневой экономики 9
2.1 Прямые методы оценки 9 – 10
2.2 Косвенные методы оценки 10 – 15
3 Современные тенденции функционирования теневой экономики 16 – 20
4 Методы борьбы с теневой экономикой 20 – 27
Заключение 28
Список использованных источников 29 – 30
Приложение А 31
Приложение Б 32
Торговлю человеческими органами пока следует рассматривать в качестве экзотического для Беларуси сектора теневого бизнеса. Однако решение об открытии в ближайшие несколько лет в нашей стране единого центра трансплантологии без учета мирового опыта и разработки государством четких норм национального законодательства может способствовать бурному росту этой сверхдоходной криминальной сферы,
Анализируя размеры и сферы деятельности теневой экономики в Беларуси, можно предположить, что в краткосрочной перспективе наиболее подверженными теневым отношениям останутся следующие сферы:
предоставление
распределение бюджетных средств через государственные заказы и закупки, особенно в стратегически важных отраслях экономики (энергетика, строительство, радиоэлектронная промышленность, военно-промышленный комплекс);
предоставление предприятиям эксклюзивных прав-льгот, в том числе по экспорту и импорту, а также налогам;
отсрочки налоговых платежей, предоставление государственных гарантий, бюджетные преференции;
действие представителей государства в наблюдательных советах крупных акционерных компаний.
Значительный
уровень теневых отношений во
всех сферах белорусской экономики
поддерживается, поскольку ограничен
эффективный государственный
В то же время при оценке последствий развития теневой экономики необходимо придерживаться дифференцированного подхода. Принципиально важной задачей является определение взвешенного соотношения между экономическими и административными методами государственного воздействия.
Таким образом, опыт ряда развитых государств свидетельствует о том, что с переходом страны к рыночным отношениям вместо легализации теневого сектора экономики наблюдается противоположный процесс: теневая экономика увеличивается, переплетается с легальной, все более приобретает криминальный характер. В ближайшей перспективе Беларусь может столкнуться с новыми теневыми явлениями, в том числе и криминальной направленности (например, незаконные хранение, переработка и транспортировка экологически вредных и радиоактивных веществ, трансплантация различных человеческих органов и другие виды подпольного предпринимательства).
4 МЕТОДЫ БОРЬБЫ С ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКОЙ
Тени всегда исчезают в полдень, когда солнце светит ярко и всем в равной степени.
Неизвестный автор [18]
В современных условиях едва ли можно полностью искоренить теневую экономику, но можно и нужно значительно ослабить её и сократить масштабы.
Несмотря на трудности борьбы с теневой экономикой, есть немало направлений государственного и межгосударственного воздействия на её размеры и состав. В связи с этим принято выделять: методы, реализуемые на международном и национальном уровнях.
Международное регулирование теневой экономики в основном связано с разработкой рекомендаций по борьбе с нелегальной экономикой, но первоочередное внимание уделяется борьбе с криминальными операциями и с коррупцией. В области международного сотрудничества предполагается выдача преступников, взаимная правовая помощь.
В борьбе с отмыванием денег предлагается ряд конкретных мер, классифицированных по 4 направлениям:
-движения капиталов (систематическое декларирование в органах финансовой разведки трастовых операций, регламентация форм трастовых компаний, их регистрация; реестр банковских счетов и т.д.);
-санкции в отношении несотрудничающих стран и территорий (механизм декларирования, усиление норм контроля, повышение налогообложения операций на этих территориях);
-судебное, полицейское и административное сотрудничество, предусматривающее развитие обмена информацией между органами финансовой разведки, проведение комплекса международных конвенций, унификацию состава финансовых преступлений, предпочтение мер конфискации, механизм раздела между государствами конфискованных средств, повышение оперативности Евроюста;
-пруденциальные нормы, связанные с ограничением наличных сделок, обязательным лицензированием в сфере финансовых услуг, валютно-обменных операций, посредников в Интернете, усилением контроля и регламентирования деятельности фирм, осуществляющих клиринговые операции, оплату-доставку денег, ценных бумаг; соблюдение норм профессиональной деятельности.
Существует Специализированная Международная Комиссия по борьбе с легализацией преступных доходов - ФАТФ (FATF), которая занимается разработкой и продвижением политики борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма на государственном и международном уровнях. В обязанности ФАТФ входит изучение механизмов отмывания преступных доходов, обзор предпринятых действий против легализации доходов, оценка их эффективности, а также разработка мер по борьбе с отмыванием капиталов. Тем не менее, ФАТФ не имеет постоянного мандата и программы действий, осуществляет свою деятельность на временном положении.
Национальное
регулирование теневой
• упростить, модернизировать, рационализировать свод законов;
• упростить деловую экономическую среду путем ликвидации чрезмерной бюрократии, особенно в вопросах организации новых фирм, малого бизнеса, что сокращает стимулы для развития коррупции, поощряет предпринимателей оставаться в рамках официальной экономики;
• использовать средства для легализации части теневой экономики, например, в сфере рынка труда;
• соблюдать главные принципы демократического государства (индивидуальную свободу, социальную справедливость, охрану экологической среды), которые нарушаются при совершении экономических преступлений;
• усилить демократический контроль за деятельностью предприятий;
• расширить информирование общественности о последствиях теневой экономики для системы социального обеспечения;
• совершенствовать способы оценки размеров теневой экономики.
В рамках перечисленных направлений и с учетом особенностей социально-экономического развития отдельные страны разрабатывают свои программы по ограничению размеров теневой экономики.
Помимо разграничения методов борьбы с теневой экономикой на национальные и международные. Существуют и иные классификации. Одна из них представлена в схеме 2, расположенной в приложении Б.
Административные методы включают организационно-управленческие меры, связанные с созданием специальной сети институтов по мониторингу, анализу и ограничению теневой деятельности, и юридические, или правовые меры, т.е. прямое регулирование теневой экономики путем установления определенных норм, правил, ограничений, за нарушение которых предусматривается система наказаний, санкций.
Экономические
методы в основном не имеют запретительного
характера направлены на стимулирование
ограничения теневой
Кроме того, целесообразно рассматривать специфическую группу социально-психологических методов регулирования, которые позволяют постепенно преодолеть распространенную среди населения практику пренебрежения к закону и нормам социального поведения. Главным способом при этом должно служить воспитание и образование личности, что предполагает превращение сферы образования в главный приоритет социально-экономического развития общества, реструктуризацию данной сферы в направлении гуманизации, экологизации образа жизни.
Разрабатывая
программы по борьбе с теневой
деятельностью субъектов
Первый предполагает
создание радикально-либеральных
Второй связан с ужесточением контроля над хозяйственниками - он ведет к созданию большого количества контролирующих служб, усилению существующих подразделений, ужесточению законодательства и т.д. и всегда сталкивается с сопротивлением не только теневиков, но и рабочих, которым нелегальная деятельность позволяет или получать дополнительные доходы, или своевременно получать заработную плату, или избежать безработицы.
Теперь предлагаем рассмотреть причины возникновения теневой деятельности, связанные с ценой вхождения в легальный и теневой сектора экономики, проанализировав которую, мы сможем сделать соответствующие выводы о возможных методах борьбы с теневой частью экономики.
Цену вхождения в легальный сектор экономики определим как количество издержек, которое несет предприниматель при ведении легального бизнеса. Цена вхождения в легальный сектор экономики включает в себя следующее:
Следует подчеркнуть, что цена вхождения в легальный сектор экономики выражается не только в прямых денежных затратах, но и затратах времени на выполнение тех или иных процедур. Причем, именно эта составляющая в целом ряде случаев бывает особенно велика.
Можно сделать вывод о том, что высокая цена вхождения в легальный сектор экономики активизирует воспроизводство теневой экономики.
Стимулы к добровольному подчинению закону появится у предпринимателя только при условии, если государство будет содействовать реализации интересов бизнеса через снижение издержек, связанных с вхождением в легальный сектор.
Предприниматель, совершающий обмен во внелегальном режиме, вынужден платить «цену внелегальности» [18]. Она состоит из издержек, связанных:
Необходимо заметить, что перечисленные издержки связаны, так или иначе, с фальсификацией, подкупом. Это позволяет нам утверждать, что коррупция является фактором, определяющим процесс воспроизводства теневой экономики.
Сказанное позволяет
утверждать, что основным аспектом
деактивации воспроизводства
1) снижение цены
осуществления легального
2) повышение издержек, связанных с вхождением в теневой сектор экономики.
Например, согласно исследованию, проведенному Всемирным банком и Российской академией наук, в среднем для организации небольшого предприятия в Москве требуется в четыре раза больше времени, чем в Варшаве. При этом российский малый и средний бизнес подвергается в два раза большему числу проверок.
Многими бизнесменами отмечается запутанность норм налогового права, низкое качество работы налоговых служб, что является еще одной предпосылкой для развития коррупционных связей.
Отметим, что проводимой в России налоговой реформой было спровоцировано появление издержек, связанных с уклонением от налогов и начислений на заработную плату, которые только понижают цену вхождения в теневой сектор экономики.
В Республике Беларусь стратегическими направлениями борьбы с экономической преступностью следует считать:
1) совершенствование правовой базы;
2) более либеральное налоговое законодательство;
3) упрощение
условий хозяйствования для
Информация о работе Теневая экономика: сущность, структура, субъекты и методы борьбы с ней