Теневая экономика: сущность, структура, субъекты и методы борьбы с ней

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 17:58, курсовая работа

Описание работы

Теневая экономика на протяжении тысячелетий не рассматривалась властями ни одной страны мира, при этом даже отсутствовал вышеупомянутый термин. Лишь после того, как данная проблема приняла глобальные мировые масштабы, она стала повсеместно изучаться наукой. Свыше 200 стран мира тщательно подходят к изучению данного феномена, как приносящего огромный вред экономике. Проблема необычайно актуальна и требует тщательного анализа и оценки. Сложность изучения теневой экономики состоит ещё в том, что она имеет очень тонкую грань с коррупцией и криминалом.

Содержание

Введение 4
1. Понятие теневой экономики и ее структура 5
1.1 Сущность теневой экономики, ее виды 5 – 7
1.2 Субъекты теневой экономики 7 – 8
2 Методы оценки теневой экономики 9
2.1 Прямые методы оценки 9 – 10
2.2 Косвенные методы оценки 10 – 15
3 Современные тенденции функционирования теневой экономики 16 – 20
4 Методы борьбы с теневой экономикой 20 – 27
Заключение 28
Список использованных источников 29 – 30
Приложение А 31
Приложение Б 32

Работа содержит 1 файл

курсач сборка.doc

— 215.50 Кб (Скачать)

В-третьих, оценка предложения построена на данных о деятельности средних и  крупных агентов рынка и поправочного коэффициента, учитывающего деятельность малых и совсем малых предприятий. Поскольку именно последние являются "рассадником" теневой экономики, то любая неточность в оценке их вклада приводит к недоучету (или преувеличению) совокупного предложения.

В-четвертых, получаемый данным методом отраслевой портрет теневой экономики слабо  соответствует обыденным наблюдениям  и результатам других исследований об отраслевых предпочтениях «теневиков».

Из  всего вышеизложенного можно сделать определенные выводы:

1. Использование прямых методов оценки теневой экономики не способно дать достоверную информацию о её масштабах. Оценки, полученные такими методами будут иметь завышенный характер;

2.  Касательно использования монетарного подхода к оценке теневой экономики:

монетарные методы основаны на предположении о тесной связи теневых трансакций и наличных расчетов. Однако не все наличные платежи обслуживают теневую экономику и не все сделки в теневой экономике оплачиваются наличными;

используя разные методы этой группы, получают чрезвычайно различные оценки теневой экономики. Различия в оценках объясняются предпочтением одних индикаторов и игнорированием других, приверженностью только одному методу;

связь наличной денежной массы с теневой экономикой, конечно, существует. Но на денежную массу влияют и другие факторы, не связанные с теневым предпринимательством, такие как инфляция, финансовые инновации, рост реальных доходов населения, банковская политика и т.д., действие которых пренебрегается;

монетарные методы слабо учитывают влияние финансовых инноваций на использование наличных денег. Речь идет о финансовых инновациях, используемых как покупателями товаров и услуг (чеки, кредитные карты), так и работодателями (новые формы начисления заработка на банковские счета);

3. Оценка же теневой экономики как разницы расходной и доходной оценок ВВП держится на предположении, что расходная величина точна, а доходная искажена практикой ухода от налогов. Однако, поскольку расходная оценка учитывает не только опрос непосредственных потребителей, но и данные о реализации товаров и услуг, то в ней не отражаются деятельность неформальных агентов и неформальная составляющая деятельности формальных агентов рынка. Оценка расходов, полученных исключительно со слов потребителей, еще более скромна. Продавцы скрывают информацию, потребители экономят время и силы при заполнении потребительских бюджетов. Итог один - недоучет расходов;

4. Поскольку расхождение оценок спроса и предложения минимально в общенациональном масштабе, то интерес представляет лишь отраслевая дифференциация такого несоответствия. Но и здесь очевидные и менее очевидные проблемы при проведении расчетов и интерпретации данных подрывают веру в надежность метода.

 

3 Современные  тенденции

функционирования теневой экономики

Как нами уже отмечалось ранее, масштабы теневой экономики очень трудно определить. По международной методологии, используемой профессором из Австрии Фридрихом Шнейдером и немецким доктором Андресом Буном, объем теневой экономики в этом году составляет:

в Латвии - 32%, в Литве - 32,4%, в Эстонии - 29,9% [12].

Самый низкий процент теневой экономики в ВВП страны имеет Швейцария. Ее размер в среднем за период 1999-2007гг. составил 8,6% ВВП. США занимает вторую позицию экономической активности в «тени» - 9% ВВП в 2007г. и 8,8% в среднем за девять лет [14].

В десятку самых «чистых» стран мира вошли Австрия, Люксембург, Япония, Британия, Голландия, Новая  Зеландия, Сингапур и Китай.

В Китае только 13,5% экономики (почти $700 млрд.) находится в тени. Скандинавские страны расположены следующим образом: Дания – 21, Финляндия – 22, Норвегия – 27, а Швеция – 30 местах соответственно.

Среди бывших социалистических стран Словакия занимает 31 место. Из стран Евроcоюза самые плохие дела у Латвии – 109-е место (в 2007г. находилось в тени 44,3% ВВП) [14].

В России, Казахстане и Беларуси показатели гораздо хуже стран Центральной и Восточной  Европы. В 2007г. в Казахстане из-под  контроля уходило 48,2% ВВП, в России – 52%, в Беларуси – 53% ВВП. Наша страна оказалась на 136-м месте между африканскими Бенином (135-е) и Конго (137-е) [14].

Итак, по оценке международных  организаций, которые делают сравнения  всех стран мира, теневая экономика в Беларуси оценивается в  
45-55% ВВП. Налоговые службы оценивают ее размер по своей методике и более оптимистично, на уровне 15-20% [4, с.68]. Такое различие в цифрах связано в первую очередь с использованием различных методов оценки теневого сектора экономики. На международном уровне используются косвенные методы, которые, как известно, дают несколько завышенные данные, а в Беларуси используются прямые методы, которые эти данные занижают.

"Серая" экономика  Беларуси – это более 15 млрд долларов от незарегистрированных видов экономической деятельности при общем объеме ВВП в 48-50 млрд долларов [4, с.68].

Безусловно, масштабы теневой  экономики во многом зависят от типа экономической системы. Теневая экономика минимальна при абсолютно тоталитарном режиме и при идеально разгосударствленной экономике: в первом случае власть запрещает всякую теневую активность и жесткими методами этот запрет обеспечивает. Во втором же случае нет запретов и контроля, а значит, нет и нужды «скрываться в тени». Теневая активность существует в «пограничной зоне» между централизованным и децентрализованным хозяйством. В эту группу попадает абсолютное большинство государств.

Среди стран с развитой рыночной экономикой наибольшую долю теневого сектора имеет Греция (29%) [17, c.38], наименьшую – Швейцария, США и Австрия. В развивающихся странах наибольшие масштабы теневой активности наблюдаются в Нигерии (76%), Тайланде (71%), Египте (68%) и Боливии (66%) [1, с. 19]. В постсовецких странах, согласно различным исследованиям, наибольшую долю экономики теневой сектор занимает в Грузии и Азербайджане.

На данном этапе развития цивилизаций происходят такие процессы, как глобализация и интернационализация мировой экономики. В таких условиях усиливаются теневые процессы в национальных экономиках практически всех стран.

В качестве основных тенденций  развития теневых отношений в  мировой экономике можно выделить следующие:

1. Привлечение к труду иммигрантов вследствие увеличения налогового бремени. Как следствие повышения налогов на заработную плату с 27% (в начале 80-х гг. ХХв.) до 50% (в 2007 г.) [17, c.38] в развитых странах,  все большее число предпринимателей склонны использовать труд иностранных работников, привлекая их в страну через фиктивные контракты. Так например, В Германии почти все строительство частных домов и их ремонт — это сфера теневой экономики;

2. Расширение теневой активности с сфере международных информациооных технологий. Internet упростил перемещение активов в зоны налогового благоприятствования. Кроме того, существенно повышается анонимность экономических сделок. В сети Internet осуществляют свою деятельность компании, которые не производят никаких налоговых отчислений. С переходом коммерческих и правительственных организаций на компьютерное обслуживание значительно увеличились потери от компьютерной преступности, ежегодно превышающие 15 млрд дол. [17, c.39];

3. Рост числа фактов международного мошенничества со страховкой. Совокупный ущерб от этого вида преступлений не подсчитан, однако известно, например, что потери Австралии от страховых мошенничеств ежегодно достигают 1,7 млрд австралийских дол., а в США ежегодные убытки равняются 100 млрд дол. [2, с. 97];

4. Усиление влияния на некриминальные виды теневой экономики со стороны крупнейших транснациональных организованных преступных групп, наиболее мощные из которых существуют в США, Италии, Японии, Китае, Колумбии, Мексике. Причиной этому служит сращивание в условиях глобализации криминальных и некриминальных видов теневой экономической деятельности, поскольку возросшие объемы теневой экономики и полицейский контроль в свете борьбы с международным терроризмом не позволяют преступным группам выработать универсальную систему легализации преступных доходов;

5. Увеличение случаев корпоративного мошенничества со стороны руководства крупных западных компаний.

6. Расширение использования развитыми странами теневых отношений во внешней торговле с развивающимися. Это проявляется в том,  что крупные компании из развитых стран, совершенствуя торговые отношения с предприятиями из менее развитых стран, преследуют также иные цели, чем просто получение прибыли. При международной торговле продуктами сельского хозяйства страны Западной Европы, с одной стороны, субсидируют собственных сельхозпроизводителей и переработчиков, с другой — дополнительно защищают внутренний рынок, используя различные виды импортных, сельскохозяйственных и компенсационных сборов. При этом от торговых партнеров они требуют установления в агрокомплексе отношений свободной рыночной конкуренции, не имеющей места в чистом виде в собственных странах, максимального снятия ввозных барьеров (при сохранении их в интересах национальных субъектов хозяйствования на своей территории) с тем, чтобы могла вступить в силу конкуренция по цене;

7. Рост деловой активности транснациональных компаний (ТНК) в странах с трансформационной экономикой и офшорных зонах. Как правило, большинство ТНК выходит на рынки стран с трансформационной экономикой через свои филиалы, учрежденные в офшорных зонах. Через эти зоны крупные компании имеют возможность скрывать происхождение капиталов, полученных из сомнительных источников. Кроме того, высокий уровень развития коррупции в этих странах подразумевает дополнительные финансовые затраты, не предусмотренные западным налоговым законодательством, для проникновения на национальные рынки. В настоящее время офшорная индустрия развилась в глобальный бизнес, проникший во все уголки мира, охватывающий, так или иначе, примерно половину объема мировых финансовых сделок. Следует также учитывать заинтересованность финансовых кругов наиболее развитых стран в пополнении своих банковских активов за счет денег, полученных от реализации криминальных товаров и услуг и легализованных через офшорные зоны (но оценкам экспертов, примерно половина всех ежегодно отмываемых в мире денег – от 500 млрд до 1 трлн дол. – проходит через американские банки) [7, 150 – 155];

Включение Беларуси в международное разделение труда  предполагает появление новых тенденций  в развитии национальной теневой  экономики.

В частности, активное развитие торгово-экономических контактов белорусских предприятий за рубежом способствовало смещению теневых операций в сферу внешнеэкономических связей. Этому способствовало также ужесточение контроля со стороны государства за соблюдением требований финансового законодательства белорусскими субъектами хозяйствования.

Открытость  белорусской экономики способствует усилению теневых отношений при  использовании национальными предприятиями  внешних заемных ресурсов, в том  числе и под правительственные  гарантии. Например, при закупке иностранного технически сложного оборудования для модернизации производственных линий с привлечением внешних кредитных ресурсов практически невозможно определить реальную стоимость закупаемого изделия и размер комиссионных иностранных посредников, что создает почву для финансовых злоупотреблений.

Следует признать, что одним из потенциально опасных, с точки зрения развития теневых  отношений в Беларуси может стать  рынок ИТ-продуктов и услуг. По итогам первого полугодия 2008 г. объем  производства программного обеспечения возрос в 2,6 раза и составил свыше 130 млн дол [17, c. 40]. Если разделить указанный объем на число занятых в указанной сфере, то получается, что один программист ежегодно изготавливает интеллектуальной продукции на сумму порядка 4 000 дол. Однако, по приблизительным оценкам, средняя заработная плата рядового программиста в белорусской IT-структуре составляет 1 500 дол., что при неудовлетворенном совокупном спросе на рабочую силу указанной категории может свидетельствовать о наличии теневых механизмов оплаты труда в этом секторе экономики. По оценкам специалистов, значительное количество западно-европейских компаний переориентировалось на использование труда белорусских программистов. Денежные средства за работу поступают на счета представительств офшорных компаний, преимущественно в Литве и Украине.

Специалисты прогнозируют увеличение доли теневых отношений  в сфере приватизации отдельных  стратегических предприятий государственного сектора, основной причиной называя  отсутствие четкой методики коммерческой оценки балансовых активов реализуемых предприятий. Практика показывает, что российские структуры проявляют пристальный интерес к приобретению белорусских предприятий в области машиностроения и металлообработки, установлению контроля за банковским сектором страны, а инвесторы из дальнего зарубежья особое внимание уделяют предприятиям в сфере услуг (общепит, гостиничный сектор и др.).

В 2005 — 2006 гг. в  Беларуси развернулась дискуссия на тему амнистии теневых капиталов. Опыт стран СНГ в этой области свидетельствует о бесперспективности такого шага без выработки государством конкретных предложений по эффективному инвестированию легализованных капиталов. Следует отметить, что у нас до сих пор наиболее эффективным и безопасным вложением любого капитала является покупка недвижимости и драгоценных металлов и камней. В связи с этим актуальной проблемой остается отток капиталов из страны.

Развитие  мировой экономики позволяет  предположить, что Беларусь в ближайшее  время столкнется с проблемами минимизации  теневых отношений в сфере экологии, которая является наиболее динамично развивающейся сферой международного теневого бизнеса. В мировой практике нередки случаи целенаправленного переноса крупных экологически вредных производств из развитых в развивающиеся страны с использованием коррупции национальной власти. В связи с ужесточением международных экологических норм постепенно переходят в теневую сферу перевозка и захоронение опасных отходов.

Информация о работе Теневая экономика: сущность, структура, субъекты и методы борьбы с ней