Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2011 в 12:30, курсовая работа
цель исследования — это изучение теневой экономики как явления, определение ее макроэкономических последствий и методов борьбы с ней.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить сущность, понятие, формы и виды теневой экономики;
- выявить предпосылки возникновения теневой экономики;
- проанализировать масштабы теневой экономики в странах СНГ;
- определить методы борьбы с теневой экономикой.
Введение
Теневая экономика: понятие, виды, последствия
Общие представления о состоянии проблемы: зарубежный и белорусский опыт
Сущность, виды и формы теневой экономики
Особенности теневых структур в трансформационной экономике
2.1 Особенности теневой экономики в странах с переходной экономикой и развитых странах
2.2 Анализ объемов и структуры теневой экономики в СНГ
Теневая экономика в РБ и проблемы ее эффективного ограничения
3.1 Проявления теневой экономики в Республике Беларусь
3.2 Нейтрализация последствий теневой экономики
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
В-третьих. переход к рыночным структурам требует предоставления каждому человеку экономической и политической свободы, свободы социальных, политических и экономических структур, то есть переход к цивилизованному обществу с минимумом запретов.
Таким образом, процесс нейтрализации теневой экономики и особенно ее криминальной части требует решения многих задач. Устранение отмеченных просчетов в борьбе с преступностью, и прежде всего, с экономической, позволит перекрыть каналы финансовых потоков, подпитывающих теневую экономику и создающих плацдарм для ее развития.
Чтобы противодействовать теневой криминальной деятельности государству необходимо отказаться от принятой теории и практики реформирования экономики и общественных структур, что возможно путем коренного их пересмотра в рамках рыночных отношений либо внесения существенной корректировки в теорию и практику реформирования при соблюдении идеи движения к рынку. При игнорировании этого вывода в последующие годы произойдет дальнейшее расширение теневых отношений со всеми вытекающими негативными последствиями для общества, государства и граждан.
Затягивание
решения центральных задач
Правительство Республики Беларусь готовит ряд мер по искоренению и ограничению теневой экономики. Планируется искоренить факты незаконной деятельности и легализовать доходы в различных сферах бизнеса.
Разработанный проект системы мер предусматривает, в частности, создать условия для учета услуг, которые оказываются населению. Это коснется как физических лиц, так и представителей бизнеса.
Например,
предлагается ввести имущественный
налоговый вычет по подоходному
налогу — в размере, который граждане
затратили на оплату услуг по ремонту
жилых помещений, выполненных юридическими
или физическими лицами. Также
планируется реформировать
Рассматривается вопрос об отмене налога на услуги парикмахерских, чтобы снизить цены на услуги легально работающих салонов. Не намерено правительство отказываться от способа борьбы с теневым оборотом товаров — маркировки их контрольными знаками. Как заявил недавно замминистра по налогам и сборам Василий Каменко, по итогам 2007 года от производителей и импортеров товаров, охваченных маркировкой, налоговые поступления выросли в 2-3 раза. Маркировку предлагается распространить на компьютерную технику (системные блоки, ноутбуки) и части, а также запасные части и комплектующие к автомобилям (аккумуляторы, шины). А из перечня видов деятельности, по которым уплачивается единый налог, предлагается исключить розничную торговлю автозапчастями, а также обувью.
Предполагается также разработать проект указа президента, предусматривающего меры по пресечению выплаты доходов гражданам «в конвертах».
Размер теневой экономики, по данным Министерства по налогам и сборам, составляет сегодня около 15% от ВВП (правда, по мнению независимых экспертов, эта цифра в несколько раз больше). В результате казна недополучает около 6 триллионов рублей налоговых поступлений. Упор на «отбеливание» доходов строительного сектора делается не случайно. Ежегодный теневой оборот строительной отрасли Беларуси оценивается в сумму более полумиллиарда долларов. Строители, нелегально оказывающие услуги по ремонту квартир, — давняя проблема налоговых органов.
Экономическая свобода, теневая экономика и коррупция теснейшим образом переплетены, считает экономист исследовательского центра ИПМ Елена Ракова [23]. Чем больше этой свободы, тем меньше сектор теневой экономики. Если в стране относительно невысокий уровень налогообложения, нет или сведены к минимуму административные барьеры, работника легко и недорого нанять, платить ему зарплату или уволить, а фирму — создать или закрыть, то мотивация предпринимателей по уводу своей деятельности в тень сведена к минимуму. И наоборот, когда эти и другие факторы имеются в наличии, то экономика будет стремиться к росту неформального сектора.
Сложные и противоречивые правила ведения бизнеса в Беларуси, по словам эксперта, приводят к тому, что уровень теневой экономики остается достаточно высоким уже долгое время. Так, согласно опросу, проведенному Исследовательским центром ИПМ, в 2007 году 42,5% респондентов охарактеризовали объем теневого оборота своих предприятий до 25%, в 2000 году таких респондентов насчитывалось 43%. [22]
Теневой
оборот, по мнению руководителей малых
и средних предприятий, в большей
мере присутствует в строительстве,
торговле и общественном питании. В
этих сферах очень много различных регулирующих
норм, с одной стороны, а с другой — в них
проще эти нормы обойти. Например, в таких
видах деятельности, как образование,
транспорт, связь нормирующих ограничений
меньше, и обойти их несколько труднее.
«Законы и регулирующие нормы, которые
затрудняют предпринимательскую деятельность,
способствуют росту благосостояния чиновников
и приближенных к ним фирм, а не рядовых
граждан. Все разговоры об усилении защиты
рынка и росте прав потребителей ведутся,
как говорится, для бедных» [21].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, теневая экономика – это явление, до сих пор не имеющее чёткого научного определения, является предметом интереса исследователей с 30-х годов XX века.
На мой взгляд, предпочтительным представляется термин «теневая экономика», которым логично обозначать всякую экономическую активность, не зарегистрированную официально уполномоченными органами. За редкими исключениями (связанными, например, с функционированием домашнего хозяйства) «теневая» составляющая экономики - это такой уклад экономических отношений, который складывается в обществе вопреки законам, правовым нормам, формальным правилам хозяйственной жизни, т.е. находится вне рамок правового поля.
Теневой сектор в европейских республиках СНГ возник еще в 80-е годы во времена существования СССР. К моменту распада СССР теневая экономика стала уже сформировавшимся экономическим институтом советского общества. Напротив, распад единой правоохранительной системы и единого правового поля на территории бывшего СССР не только не привел к разрушению единого пространства теневого сектора экономики, а предоставил ему возможности для дальнейшего развития, чему в немалой степени способствовала «прозрачность» границ между странами СНГ.
Итак, в России, Беларуси и Украине параллельно легальной экономике существует теневая, сопоставимая с ней по масштабам. При этом в теневой экономике формируется примерно тот же набор механизмов, что и в официальной легальной хозяйственной системе. В ней действуют свои правила ценообразования, способы обеспечения соблюдения контрактов, существует специфический набор профессий со своим кодексом поведения, и работают собственные механизмы инвестирования.
По данным Госкомстата России, поправка на теневую экономику в объеме ВВП составляет около 25%, федеральная служба безопасности оценивает ее в 40%. В Украине этот показатель еще выше - 50-60%. В Беларуси объем теневого сектора экономики согласно расчетам НИИ статистики при Минстате не превышает 15% ВВП.
Приведенная в курсовой работе информация представляет собой средний обзор масштабов теневой экономики, но даже эти данные позволяют понять, на сколько сильно воздействует теневая экономика на все сферы нашей жизни.
Подводя
итоги вышесказанному, хотелось бы
подчеркнуть, что в условиях той
абсурдной экономической
В
отношении теневой экономики
нужны два вида действий. С одной
стороны, предстоит с ней “бороться”,
а это функция
Рассчитывать
на позитивные сдвиги можно лишь при
условии устранения причин, порождающих
теневую активность, принятия взаимосвязанного
комплекса мер в области совершенствования
налогообложения и корпоративного управления,
оздоровления структуры расчетов и других
косвенных мер наряду с ужесточением санкций
за занятие теневым бизнесом.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица 1. Масштабы теневой экономики в постсоветских странах
(согласно методике М. Ласко), %
Страны | 1989 | 1990 | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 |
Россия | 37,8 | 36,0 | 39,1 | 39,2 | |||
Украина | 28,1 | 37,4 | 47,0 | 54,6 | 52,8 | ||
Азербайджан | 31,2 | 43,9 | 47,9 | 50,5 | 52,8 | ||
Беларусь | 21,2 | 33,7 | 40,3 | 44,3 | 46,4 | ||
Эстония | 16,9 | 22,0 | 32,0 | 37,4 | 38,4 | 38,1 | 35,8 |
Грузия | 33,3 | 58,0 | 61,3 | 67,1 | 57,0 | ||
Казахстан | 12,0 | 13,9 | 22,4 | 33,8 | 33,1 | 38,5 | 37,9 |
Кыргызстан | 12,9 | 14,8 | 16,9 | 27,7 | 36,8 | 39,2 | 35,1 |
Латвия | 17,3 | 19,4 | 22,6 | 41,7 | 45,5 | 43,1 | 43,7 |
Литва | 17,6 | 21,0 | 31,7 | 47,4 | 52,2 | 47,6 | 46,0 |
Узбекистан | 12,0 | 15,7 | 23,7 | 26,4 | 27,5 | 29,4 | 29,5 |
Информация о работе Теневая экономика и проблемы её эффективного ограничения