Теневая экономика и проблемы её эффективного ограничения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2011 в 12:30, курсовая работа

Описание работы

цель исследования — это изучение теневой экономики как явления, определение ее макроэкономических последствий и методов борьбы с ней.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить сущность, понятие, формы и виды теневой экономики;
- выявить предпосылки возникновения теневой экономики;
- проанализировать масштабы теневой экономики в странах СНГ;
- определить методы борьбы с теневой экономикой.

Содержание

Введение
Теневая экономика: понятие, виды, последствия
Общие представления о состоянии проблемы: зарубежный и белорусский опыт
Сущность, виды и формы теневой экономики
Особенности теневых структур в трансформационной экономике
2.1 Особенности теневой экономики в странах с переходной экономикой и развитых странах
2.2 Анализ объемов и структуры теневой экономики в СНГ
Теневая экономика в РБ и проблемы ее эффективного ограничения
3.1 Проявления теневой экономики в Республике Беларусь
3.2 Нейтрализация последствий теневой экономики
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

Теневая экономика.doc

— 303.00 Кб (Скачать)

    Жесткая централизация экономики Белоруссии в конце 90-х гг. привела к тому, что все базовые решения в сфере экономической политики - от ценообразования до валютного регулирования принимаются главой государства, а от административного аппарата зависит предоставление льготных кредитов, льгот по таможенным сборам с дальнейшим реэкспортом в Россию, льгот по ценообразованию, обмену валют по льготным курсам, взаимозачетам по бартерным операциям и т. д. По мнению большинства экспертов, крупнейшим субъектом хозяйствования нынешней Белоруссии является Управление делами президента, контролирующее (путем допуска «своих» предприятий к многочисленным льготам и госзаказу) наиболее прибыльные сферы экономики: торговлю нефтью и нефтепродуктами, природным газом, металлами, химической продукцией, лесом, льном, табаком и водкой. В Белоруссии сейчас фактически сложились три бюджета: официальный (около 2 млрд. долларов в год), внебюджетные фонды (например, Чернобыльский) и президентский, который формируется за счет деятельности Управления делами, части таможенных сборов, размещения средств в оффшорных зонах и распродажи военной техники, доставшейся Белоруссии от СССР. Причем размеры этого фонда абсолютно засекречены: эксперты оценивают его в 50 - 100 % от официального бюджета.

    Очевидно, что тяжелая экономическая ситуация, сложившаяся в Белоруссии после распада СССР, явилась основной причиной бурного развития «серой» экономики и теневого сектора в рамках административного регулирования экономической деятельности в государстве.  

    Анализ  выявляемых правоохранительными органами правонарушений свидетельствует о существовании значительного скрытого от официального учета и статистики оборота зарегистрированных фирм и предпринимателей. Если к теневым экономическим операциям причислить и нелегальные, в том числе криминального характера, которые не учитываются официальной статистикой, доля теневой экономики в Беларуси может достигнуть 30%.

    Несмотря  на то, что теневая составляющая завоевала прочные позиции фактически во всех сферах экономической и социальной жизни, точно определить ее масштабы в настоящее время невозможно.

    Основная  причина – отсутствие надежной первичной  информации. Невозможно правильно измерить то, что прячут. Особенностью незаконной деятельности в постсоветском пространстве является ее осуществление на крупных государственных предприятиях, где часть финансовых операций скрывается. И выделить ее в едином товарно-денежном потоке чрезвычайно сложно. Необходимо применять специфические методы исследования, рассчитанные на то, что прямая информация в принципе не может быть получена.

    Одним из таких методов является, например, способ примерного определения динамики производства на основе наблюдения за производством и потреблением электроэнергии, транспортных перевозок и другими  косвенными показателями, поддающимися учету. В ряде случаев этот метод дает хорошие результаты. Однако необходимое условие его применения – рыночные цены на электроэнергию и грузоперевозки. Если же цены являются регулируемыми и не отражают действительную стоимость электроэнергии или существует возможность длительное время не оплачивать ее потребление ввиду имеющихся социальных и других льгот, то динамика потребления электроэнергии, как и перевозок, может значительно отличаться от динамики производства не только по величине, но даже и по направлению.

    Для расчета скрытых доходов домашних хозяйств часто применяется балансовый метод, основанный на сопоставлении  всех учтенных доходов домашних хозяйств с их расходами на конечное потребление, накопление и прирост финансовых активов (наличных денег у населения, вкладов в финансовых учреждениях, ценных бумаг).

    Как правило, расходы оказываются значительно  выше декларируемых доходов и  позволяют выявить уровень теневой  деятельности. В Беларуси значительную часть доходов домашних хозяйств составляют поступления от занятия незарегистрированной в установленном порядке деятельности в сельском хозяйстве, строительстве, так называемой «челночной» торговле.

    В ряде случаев для расчета показателей  теневой экономики достаточно эффективным  является использование монетарных методов, основанных на анализе спроса на наличные деньги.

    Среди прочих способов оценки теневой экономики  наиболее широкое распространение  получили методики, основанные на опросах, выборочных обследованиях субъектов  хозяйствования, анализе результатов ревизий, проверок уплаты налогов и деклараций.

    Например, предприниматели оценивают объемы теневого оборота в экономике  Беларуси как достаточно высокие. Так  каждый третий (34%) респондент считает, что теневые сделки составляют от 40 до 50% общего количества заключаемых сделок; 20% оценивают размеры теневого сектора в 51-70% оборота, а каждый пятый респондент (21,5%) считает, что теневой оборот достигает 71-90% [5].

    Несмотря  на то, что оценки предпринимателей не могут полностью объективно отражать долю теневого оборота, их оценка может быть использована как отправная точка при сравнении различных отраслей.

    В республике проблемами оценки размеров теневой экономики на протяжении последних 10 лет занимается Минстат в рамках разработки национальных счетов. На основе рекомендаций Статкомитета СНГ и Госкомстата России, а также международных организаций утверждена Методология оценки объемов ненаблюдаемой экономики в национальных счетах Республики Беларусь.

    Поскольку статистический орган не является контрольным, а полученная им информация конфиденциальна, она не может использоваться в качестве основания для наложения штрафов, пени, сбора дополнительных налогов.

    Кроме того, главной целью экономической  статистики является не борьба с незаконной деятельностью, а адекватные расчеты ВВП и других макроэкономических показателей. Поэтому область исследований статистических органов значительно уже охватываемой теневой экономикой. Она не включает, например, те виды производства товаров, работ и оказания услуг, которые прямо запрещены законодательством.

    Аргументы основаны, как правило, на доводах  этического плана: включение незаконной деятельности приведет к увеличению ВВП и может быть ошибочно истолковано  как рост благосостояния страны.

    В этой связи в большинстве стран учет и анализ процессов теневой экономики проводится совместными усилиями как статистических, так и контролирующих органов.

    Прямым  образом связана с «теневой»  экономикой коррупция, нанося государству  ощутимый ущерб. Но каков ее уровень  в нашей республике, сказать точно невозможно.

    Хотя  в общей массе совершенных  правонарушений это количество незначительно. Так, по результатам минувшего года «коррупционных» преступлений в  числе других видов правонарушений не более трех-четырех процентов. Тем не менее, тоже весьма заметная цифра – 4815 случаев. По 946 из них уже завершено расследование. Привлечено почти 1250 обвиняемых. 508 дел отправлено на рассмотрение в судебные инстанции.

    Сотрудниками  прокуратуры за 9 месяцев этого  года выявлено около 2 тысяч преступлений, связанных с коррупцией. А наиболее распространенными ее проявлениями в нашей стране являются подкуп чиновников и взяточничество. Причем, многие руководители «чувствуют отчасти свою безнаказанность».

    Спрос разбил растиражированный Transparency International миф о низком уровне коррупции в Беларуси. На прямой вопрос «Как часто вы вынуждены давать взятки?» 80,1% респондентов ответили «постоянно» или «изредка». Только 18,5% ответили, что «такого явления нет». Среди них наверняка есть те, которые не дают взятки, потому что как-то глупо платить самому себе или своему родственнику. До 5% в этой группе - люди, которые даже на кухне жене боятся признаться, что дают взятки пожарникам, санстанции, таможенникам или милиционерам. На вопрос о распространении такого явления как «откат» 11,6% ответили, что он имеет место при каждой сделке, 18,8% - при каждой второй сделке, 14,3% - при каждой третьей сделке. 25,9% респондентов сказали, что такого явления нет. Трудно поверить, что четвертая часть малого предпринимательства не знает о распространенном даже на Западе таком явлении. Связь «предприниматель - чиновник» весьма чувствительна к утечке информации. Когда существование бизнеса во многом зависит от того самого «отката», человек не доверяет даже анонимному социологическому опросу [11].

    Аналогичная ситуация и по оценке теневого оборота. 17,5% респондентов ответили, что до 10% оборота не отражаются в бухгалтерских  документах. Столько же предприятий  указали цифру до 25% и целых 19% опрошенных считают, что около половины всего оборота не проходит через бухгалтерию. Среди 36% сказавших, что «такого явления нет», есть как микропредприятия, которым просто нечего скрывать, так и льготники, которым нет смысла уходить в «тень». Им на законных основаниях позволено делать то, за что другие дают взятки и «откаты».

    Таким образом, можно с уверенностью сказать, что Беларусь - страна теневой экономики, в которой МСБ выживает путем  весьма тонкого балансирования между  сожительством с бюрократией  и сосуществованием с мафией.

    Поскольку факторы, влияющие на развитие теневой экономики, многоаспектны, то и методы борьбы с нею должны быть системными и включать как репрессивные, так и побудительные, рассчитанные на перспективу.

    В краткосрочном периоде наиболее эффективными могут оказаться меры принудительного характера. Подпольное производство, контрабанда, обычные схемы уклонения от уплаты налогов выявляются проведением комплексных проверок со стороны правоохранительных, налоговых и таможенных органов. При занятии незаконной деятельностью не должно создаваться ощущения безнаказанности, что делает преступный бизнес привлекательным.

    Однако  только репрессивные действия не позволяют  кардинально оздоровить обстановку. Вместо закрытых фирм возникают новые, также нацеленные на осуществление  незаконных операций. Поэтому во многих странах пытаются заинтересовать предприятия и граждан в легализации своих доходов.

    Однако  уже сейчас ясно, что рассчитывать на позитивные сдвиги можно лишь при  условии устранения причин, порождающих  теневую активность, принятия взаимосвязанного комплекса мер в области совершенствования налогообложения и корпоративного управления, оздоровления структуры расчетов и других косвенных мер наряду с ужесточением санкций за занятие теневым бизнесом. 
 

    3.2 Нейтрализация последствий  теневой экономики 
 

    С переходом к рыночным отношениям вместо легализации теневой экономики наблюдается противоположный процесс: теневая экономика увеличивается, переплетается с легальной, все более приобретает криминальный характер. Опыт стран Запада говорит о том, что Республика Беларусь столкнулась и далее будет иметь у себя многие новые, неведомые в стране "развитого социализма" теневые явления криминальной направленности. Не исключено появление бизнеса в широких масштабах на незаконном хранении, переработке и транспортировке экологически вредных и радиоактивных веществ, незаконной трансплантации различных человеческих органов и других видах подпольного предпринимательства.

    Вопрос  о том, требуются ли специальные  меры по борьбе с теневой экономикой, еще недавно в нашей стране трактовали таким образом: наличие теневой экономики есть прямое следствие подавляющей нормальную хозяйственную жизнь административной системы управления, с устранением которой и переходом к рыночному хозяйству запрещенные и потому нерегистрируемые сделки неизбежно легализуются и выйдут из "тени" на "свет". Сегодня наивность подобных надежд очевидна. Жизнь преподнесла совсем противоположный результат.

    Имеет место и другой тезис: нерегистрируемые сделки, соответственно неуплата налогов  в той или иной степени распространены и в современных индустриальных странах, и, таким образом, теневая экономика представляет собой хотя и негативный, но, в общем-то, утвердившийся объективно обусловленный "довесок" к рыночной системе. Подход к теневой экономике тем самым сблизился с подходом к преступности вообще: бороться, конечно, необходимо и важно, но рассчитывать на окончательную победу не стоит (главное, чтобы регулирование со стороны государства ставило задачу уменьшения размеров теневой экономики до минимальных пределов).

    Еще одна точка зрения сводится к тому, что реформы 90-х годов являются лишь политико-экономическим "последствием" глубинных процессов роста теневой экономики, происходившим в годы застоя. Реформы высвободили присущие теневой экономике автономные механизмы регулирования, связанные, прежде всего, с насилием. И теперь согласно этой позиции даже легальные, регулируемые сделки подчиняются указанным механизмами, стало быть, носят скрыто криминальный характер.

    Нет нужды доказывать, что криминальное общество не в силах обеспечить внедрение инноваций и экономический рост.

    Нейтрализация теневой экономики видится в таких направлениях:

    Во-первых, безусловное пресечение теневой криминальной экономической деятельности, прежде всего таких ее видов, как бизнес, основанный на ущемлении законных прав и интересов легальных экономических структур, пороках человека, подпольное предпринимательство, особенно фальсифицированное производство товаров, использующее труд детей, больных людей и т.п. Опыт нейтрализации подобных теневых явлений имеется во многих странах мира.

    Во-вторых, уменьшение последствий теневой экономики напрямую связано с изменением мышления представителей государственного аппарата, всего народа страны, отражение его в законодательстве. В этом направлении многое уже сделано (новые УК РБ, ряд законов, регулирующих экономические отношения, программа борьбы с организованной преступностью и коррупцией, появление новых и расширение имевшихся контролирующих структур и другое).

Информация о работе Теневая экономика и проблемы её эффективного ограничения