Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2011 в 12:30, курсовая работа
цель исследования — это изучение теневой экономики как явления, определение ее макроэкономических последствий и методов борьбы с ней.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить сущность, понятие, формы и виды теневой экономики;
- выявить предпосылки возникновения теневой экономики;
- проанализировать масштабы теневой экономики в странах СНГ;
- определить методы борьбы с теневой экономикой.
Введение
Теневая экономика: понятие, виды, последствия
Общие представления о состоянии проблемы: зарубежный и белорусский опыт
Сущность, виды и формы теневой экономики
Особенности теневых структур в трансформационной экономике
2.1 Особенности теневой экономики в странах с переходной экономикой и развитых странах
2.2 Анализ объемов и структуры теневой экономики в СНГ
Теневая экономика в РБ и проблемы ее эффективного ограничения
3.1 Проявления теневой экономики в Республике Беларусь
3.2 Нейтрализация последствий теневой экономики
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
М.
Ласко отмечает довольно высокую
степень зависимости между
Тем не менее, теневая экономика к моменту распада СССР стала уже сформировавшимся экономическим институтом советского общества, она не могла в одночасье исчезнуть даже при самых благоприятных условиях. Напротив, распад единой правоохранительной системы и единого правового поля на территории бывшего СССР не только не привел к разрушению единого пространства теневого сектора экономики, а предоставил ему возможности для дальнейшего развития, чему в немалой степени способствовала «прозрачность» границ между странами СНГ. Так, по данным МВД РФ, в 1990-1991 гг. в теневой экономике России производилось 10-11% ВВП. В 1993 г. эта доля составила 27%, в 1994 г. – 39%, в 1995 г. – 45%, а в 1996 г. – 46%. По тем же данным, в 1998 году с теневой экономикой так или иначе были связаны примерно 58-60 млн. человек.
Несколько иную оценку дает Госкомстат России. За первые годы реформ (1992-1994 гг.) доля теневой экономики в ВВП составляла примерно 9 - 10%, в 1995 г. – 20%, в 1996 г. – 23%. При этом по различным данным, около 40 тыс. предприятий, половина банков и более 80% совместных предприятий могут иметь связи с организованными преступными сообществами, а по оценкам авторов доклада «Теневая экономика в России», в теневой экономике занято приблизительно 30 млн. человек. При этом стоит отметить, что теневой и легальный виды деятельности сейчас настолько переплелись, что нередко их практически невозможно отличить друг от друга.
Весьма показательны в данном контексте результаты социологических исследований. Так, например, в 1995 -1996 гг., по итогам соцопроса представителей малого бизнеса Москвы, теневая деятельность составляла около одной трети всего объема их деятельности. Аналогичную оценку уровня теневой экономики на предприятиях малого бизнеса дает и журнал «Вопросы статистики» [4].
Рост теневой экономики в России в первые пять лет реформ был настолько значительным, что приблизительно в 1996 г. он перекрыл сокращение ее легальной части. Компенсация падения производства в легальной экономике за счет увеличения ее теневой части имела место даже в военно-промышленном комплексе, и, очевидно, что аналогичная ситуация складывалась и в других секторах экономики страны.
Приведенные выше данные разноречивы, но, тем не менее, ясно, что масштабы теневой экономики в России на сегодняшний день велики, и, составляя от 30 до 45% ВВП, они значительно возросли с момента начала экономической либерализации и продолжают расти.
Аналогичная ситуация складывалась и на Украине, и в Беларуси после получения этими странами статуса суверенных государств.
Прогноз дальнейшего развития сектора теневой экономики СНГ давать сложно, особенно учитывая существующую и имеющую тенденцию к росту т.н. криминальную составляющую в форме прямого контроля криминальных группировок над теми или иными предприятиями. Тем не менее, заметим, что рост теневого сектора в рассматриваемых странах в начале 90-х годов был во многом связан с нестабильной ситуацией в экономике этих государств, «незавершенной либерализацией», а также с отсутствием правовой базы, четко определявшей границы этого явления. Поэтому есть основания полагать, что с ростом числа благополучных предприятий с высокой реальной занятостью работников и зарплатой относительно выше средней и выплачиваемой регулярно, работники станут реже искать возможности для осуществления неформальной хозяйственной деятельности. Кроме того, сами предприятия, освоившие какую-то рыночную нишу и имеющие отлаженные производственные и финансовые связи, испытывают меньшую потребность в неформальных способах деятельности. Чтобы дать возможность этой положительной тенденции реализоваться, необходимо организовать эффективную борьбу с теневой экономикой. Для этого следует точно оценить ее масштабы, что является очень сложной задачей, так как данное явление настолько обширное, что любые попытки дать ему характеристику отражают только одну из сторон этой проблемы [12, с.38]
Проблемами подсчета теневых составляющих в экономиках государств СНГ занимается Статкомитет СНГ, который для содействия статистическим службам стран Содружества в течение 90-х годов проводил работу по изучению и практическому решению проблем отражения теневой экономики в контексте составления ключевых счетов СНС.
В ходе работы Статкомитета СНГ уже были разработаны «Методологические принципы отражения в СНС теневой экономики и методические рекомендации по расчету отдельных ее показателей» (1995 г.); «Рекомендации по отражению в СНС деятельности неформального сектора экономики» (1997 г.), а также «Рекомендации по оценке влияния деятельности в неформальном секторе и теневой экономике на расчеты конечного использования валового внутреннего продукта (с учетом опыта Госкомстата Российской Федерации)» (1998 г.). Подготовка данных материалов отражает ход работ Статкомитета СНГ по внедрению международных стандартов в расчеты ВВП и других показателей СНС с целью обеспечения сопоставимости данных, как в рамках Содружества, так и за его пределами. Так, в этих документах был:
1)
разработан унифицированный
2)
сформулированы общие
3) приведены основные источники информации;
4) предложены конкретные методы оценки отдельных показателей теневой экономики для определения необходимых корректировок к ВВП и его компонентам с учетом как мирового опыта, так и особенностей учета в странах СНГ.
За
последние годы страны СНГ, а в
особенности европейские
Статкомитетом
СНГ будет проводиться и
Несомненно, деятельность Статкомитета СНГ является чрезвычайно важной в рамках определения объемов теневой экономики в странах СНГ, однако подписание и ратификация разработанных этой организацией документов носит рекомендательный характер, что не может не оттягивать решение проблемы теневого сектора в странах Содружества.
Поэтому Россия выступила с инициативой создания в рамках СНГ региональной группы, деятельность которой будет направлена на борьбу с легализацией «грязных» денег. Это и незаконный бизнес, и транснациональные преступные группировки, и другие явления, которые на сегодняшний день мешают взаимодействию стран Содружества.
Борьба с теневым сектором экономики представляет собой еще более сложную задачу, чем определение ее масштабов. Главная цель - легализация неофициальной экономики и сокращение, а лучше ликвидация, криминальной. Поскольку на развитие теневой экономики влияют многочисленные факторы, то и средства борьбы с нею должны быть комплексными. Они должны включать экономические, правовые и социальные аспекты.В настоящее время применяются такие меры как:
Во властных государственных структурах, общественных организациях и научных учреждениях доминируют два подхода к решению проблем "теневой" экономики.
Первый - радикально-либеральный, реализуемый с конца 1991 - начала 1992 года и связанный с целевыми установками на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала.
Второй - репрессивный подход возник как своеобразная реакция на социальные негативы либерального. Он предполагает: расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговой инспекции, налоговой полиции и Министерства финансов; улучшение взаимодействия спецслужб, формирование системы тотального контроля; общее ужесточение законодательства, направленного против "теневой" экономики, усиление мер наказания.
С учетом вышесказанного необходимо, с одной стороны, изменить общие условия хозяйствования, а с другой - осуществлять специальную программу интеграции на здоровой основе "теневой" и легальной экономики. Необходим, конкретнее, нацеленный на параллельное решение этих двух задач комплексно-правовой подход, связанный с совершенствованием законодательства в направлении обеспечения должных условий развития предпринимательства.
В настоящее время легализация "теневых" капиталов, направляемых в легальную экономику, - едва ли не единственный (в смысле реальной возможности мобилизации) источник крупномасштабного инвестирования в народное хозяйство. Правительство загнало предпринимателя "в тень" и теперь обязано предоставить последнему возможность из нее выйти. Карательные меры к "теневикам" - предпринимателям приведут к безвозвратной потере для страны огромных капиталов. Заставить эти средства работать для общего дела - задача, достойная истинных реформаторов.
Примерно
такое же положение и с коррупцией:
бороться с ней можно единственным способом
- уничтожая условия её существования.
Силовые меры приводят только к тому, что
услуги коррупционеров дорожают и эти
расходы, в конечном счёте, ложатся на
плечи нижестоящих экономических субъектов.
ГЛАВА
III. ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОГО
ОГРАНИЧЕНИЯ
3.1
Проявления теневой
экономики в Республике
Беларусь
Ситуацию с проблемой теневой экономики в Республике Беларусь можно оценить следующим образом.
В теневом секторе экономики, по оценкам министерства по налогам и сборам, создается около 15% ВВП. В результате ежегодно бюджет не получает около 6 трлн. Рублей. На текущий момент эти деньги собрать невозможно, поскольку теневая экономика — это сложное явление, она не поддается контролю, а сама деятельность скрывается.
Задача налоговых органов состоит в том, чтобы ограничить размеры теневого бизнеса и не допустить увеличения его масштабов. Поэтому они развивают такие формы контроля, которые не допускают фактов вовлечения бизнеса в теневой оборот. Например, введение в отношении ряда групп товаров обязательной маркировки контрольными знаками. [22]
«Серая»
экономика - вид экономической
Ни для кого не секрет, что в стране действуют две параллельные системы: одна – официальная банковская, другая – «черный» валютный рынок. Причем, согласно оценкам экспертов, по размеру оборота «черный» рынок не уступает «белому», а, возможно, его превосходит. Обе системы имеют установленные места совершения валютных операций, производят котировку валюты через кросс-курс, имеют охрану, свою инкассацию, у кого писаные, а у кого не писаные правила. Иными словами, обе системы четко организованы. При этом курс Национального банка хотя и поощряет экспорт, но по существу является условным, так как не отражает настоящую стоимость рубля.
Согласно официальной статистике, валютный оборот банков республики еще недавно составлял $160 млн. ежемесячно. Таким образом, даже если взять за основу $2 млрд ежегодного банковского оборота то, умножив $160 млн. на 12 месяцев получим все те же $2 млрд. То есть теневая «валютная экономика» сопоставима с официальной. А если взять в расчет то обстоятельство, что за последнее время банковский валютный оборот упал в 5-6 раз, то несложно посчитать, что еще $120 млн. в месяц ушли с официального рынка в тень. В год это составит еще полтора миллиарда долларов.
Информация о работе Теневая экономика и проблемы её эффективного ограничения