Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 10:53, курсовая работа
Достижение сформулированной цели потребовало решения следующих задач:
Выяснить, что такое рынок; определить его роль, функции, недостатки.
Рассмотреть основные факторы рыночного саморегулирования.
Проанализировать динамику развития рыночных отношений в России.
Определить перспективы и проблемы развития рыночных отношений в РФ.
ВВЕДЕНИЕ………………………………….………………………………….3 1.РЫНОК: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ФУНКЦИИ..……..………………………6
Сущность и условия возникновения рынка…………………..…6
Классификация рынков……………………………....................10
Функции рынка………………………………………………......12
Основные факторы рыночного саморегулирования…………....17
Несовершенства рынка………………………………………...…23 2.РАЗВИТИЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ…………...….….28
2.1. Роль конкуренции в развитии рыночных отношений
в Российской Федерации……………………………………………....27
Рыночные отношения в России на современном этапе развития…………………………………………………………….…..29
Особенности и условия формирования рыночных отношений в России………………………………………………………...….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………...………………….….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ….………..…………….41
В
России за последние годы многое сделано
для преодоления
В начале современного переходного периода преобладала точка зрения, что в России будет постепенно складываться модель экономики либерального типа. Теперь, через десять лет реформ, многие ученые и практики склоняются к тому, что для нашей страны наиболее предпочтительной моделью может стать смешанная регулируемая экономика. Учитывая, что к настоящему времени в России до конца не удалось сформировать рыночный механизм хозяйствования, ряд ученых считает, что итогом реформирования отечественной экономики должна стать модель, которой свойственно ярко выраженное взаимодействие рыночного и государственного регулирования экономики. Обязательными являются также развитые рыночные институты, социальная ориентированность экономики, наличие системы социального партнерства.19
Можно
считать, что формирование указанной
модели крайне важно для отечественной
экономики. Она своеобразно обеспечивает
необходимое единство рынка и государственного
регулирования. Для нее характерен также
баланс между рыночной эффективностью
и социальной справедливостью.
2.3. Особенности и условия формирования рыночных отношений в России
В
России исходные условия для перехода
к рынку складывались гораздо менее
благоприятно, чем в странах восточной
Европы, по причине огромных структурных
диспропорций между базовыми (топливно-энергетический
и металлургический комплексы) и обрабатывающими
отраслями, высокой милитаризации экономики,
длительности существования административно-командной
системы, отсутствия в обществе традиций
рыночной экономики и частной собственности,
сильного влияния уравнительно-коллективистской
психологии, шока от распада единого хозяйственного
комплекса СССР. Уже в силу этих факторов
переходный период не может не быть более
длительным и болезненным, чем в странах
Центральной Восточной Европы или Восточной
Азии.
Для рыночных реформ
в России характерно использование в самом
их начале (1992—1993 гг.) радикального варианта
преобразований. Это выразилось в проведении
в кратчайшие сроки приватизации преобладающей
части государственной собственности
без учета эффективности этой меры, а также
в форсированном переходе к открытой экономике.
Однако радикальные реформы тем уступили
место эволюционному развитию рыночных
отношений в 1994—1998 гг. В ходе рыночных
реформ в России в целом имело место постоянное
сочетание мер «шоковой терапии» с мерами
постепенных преобразований.
С точки зрения характера
проводимых преобразований в России преобладали
институциональные реформы (преобразование
собственности, формирование рыночной
инфраструктуры и т.д.) при явной недооценке
промышленной политики и других мер, напряденных
на возобновление экономического роста
и перестройку отраслевой структуры народного
хозяйства. За период 1992— 1993 гг. Россия
прошла начальный этап преобразований,
в течение которого удалось снизить инфляцию,
в значительной мере провести либерализацию
экономики, приватизировать преобладающую
часть государственной собственности,
создать основные правовые и организационные
институты рыночной экономики.
Для России характерна
ярко выраженная неравномерность проведения
рыночных реформ в различных сферах и
отраслях экономики. Дальше всего зашло
формирование рыночных институтов в финансовом
секторе, а в реальном секторе адаптация
к рыночным условиям происходит крайне
медленно.20
Модернизация экономики
требует нового этапа подхода к их разработке
и реализации. Необходимо сместить акценты
в подходе к управлению экономическими
процессами. В российских условиях недостаточно
ограничиваться классическими регулирующими
воздействиями на рынки, прежде всего
следует обратить внимание на качество
их функционирования.
Влияние на качество
а) насыщение экономики необходимыми рыночными
институтами и инструментами; б) правовое
и информационное обеспечение рынков.
В первую очередь речь идет об ускоренном
формировании рынков, необходимых для
экономического роста. В России, например,
практически не работают рынки коммерческих
кредитов и коммерческих долговых обязательств,
да и межбанковский кредитный рынок излишне
сегментирован и слаб для того, чтобы обеспечивать
должное перераспределение финансовых
ресурсов. Опыт показывает, что без господдержки
не приходится рассчитывать на начало
эффективного функционирования указанных
рынков в ближайшей перспективе. Государство
в состоянии способствовать развитию
ряда институтов и инструментов, существование
которых существенно облегчило бы развитие
соответствующих рынков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе была раскрыта сущность рынка, рассмотрены основные факторы рыночного саморегулирования.
Рынок - это могущественное средство, движущая сила научно-технического совершенствования производства, ускорения его роста и развития. Это путь демократизации хозяйственной жизни, когда вместо административного управления и распределения создаются возможности свободной купли-продажи самых различных товаров и потребительского, и производственного назначения. Создать рынок — это значит глубоко соединить процесс демократизации политической жизни с демократизацией экономики, использовать рыночный механизм как достижение цивилизации для ускорения развития экономики и улучшения благосостояния народа.
Функции рынка заключаются в том, что рынок распределяет общий объем продукции, то есть любой данный продукт распределяется между потребителями на основе их способности и желания заплатить за него существующую рыночную цену, он выполняет ориентирующую функцию, что значит уравновешивает спрос и предложение, а также рынок содержит стимулы для технического прогресса и способствует накоплению капитала.
Существует две формы рынков: рынок совершенной конкуренции и рынок несовершенной конкуренции. Рынок чистой конкуренции характеризуется неограниченным числом участников конкуренции, наличием у каждого участника полной информации о состоянии дел конкретного рынка, полной однородностью одноименных товаров и отсутствием давления одними участниками конкуренции на других. Есть 3 основных типа рынков несовершенной конкуренции: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. Самым ярким и показательным примером несовершенной конкуренции является монополия, которая характеризуется наличием одного единственного продавца конкретного вида товара или услуг на рынке и невозможностью
Также была рассмотрена специфика и тенденции рыночных отношений в России. В результате можно сделать следующие выводы.
Для цивилизованной конкуренции почва в нашей стране образовалась крайне неблагоприятная. Административно-командная система фактически культивировала монополизм, более того, довела его до невиданной степени. К началу 1990 г. доля государственной собственности в основных производственных фондах превышала 86%, внешняя торговля была монополизирована полностью, существовала и валютная монополия.
Сегодня можно считать установленным, что эффективно регулируемый государством крупнокорпоративный сектор призван выступить основой становящейся в России рыночной экономики современного типа. Разновидностью развивающихся российских корпоративных структур являются финансово-промышленные группы, способные решить ряд ключевых антикризисно-реформационных задач, а одной из необходимых форм госрегулирования этих структур служит их антимонопольный контроль.
Малый бизнес является своего рода фундаментом рыночной экономики, связывая воедино все ее звенья. Кроме того мелкие фирмы постоянно поддерживают конкуренцию благодаря своей многочисленности и гибкости, невысоким ценам, низким издержкам.
В контексте приведенных в работе аргументов представляется возможным сделать вывод о неэффективности существующей системы поддержки российского малого бизнеса и о необходимости изменения этого положения. Выявленные деструктивные факторы внешней среды, а также внутренние проблемы малых предприятий задают основные направления повышения действенности функционирования данной системы и требует активизации обеих ее подсистем:
государственной
(государственно-общественной) и интеграционной
(связанной с интеграцией малых предпринимательских
структур с крупными).
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Сущность рынка. Развитие рыночных отношений в России