Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 10:53, курсовая работа
Достижение сформулированной цели потребовало решения следующих задач:
Выяснить, что такое рынок; определить его роль, функции, недостатки.
Рассмотреть основные факторы рыночного саморегулирования.
Проанализировать динамику развития рыночных отношений в России.
Определить перспективы и проблемы развития рыночных отношений в РФ.
ВВЕДЕНИЕ………………………………….………………………………….3 1.РЫНОК: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ФУНКЦИИ..……..………………………6
Сущность и условия возникновения рынка…………………..…6
Классификация рынков……………………………....................10
Функции рынка………………………………………………......12
Основные факторы рыночного саморегулирования…………....17
Несовершенства рынка………………………………………...…23 2.РАЗВИТИЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ…………...….….28
2.1. Роль конкуренции в развитии рыночных отношений
в Российской Федерации……………………………………………....27
Рыночные отношения в России на современном этапе развития…………………………………………………………….…..29
Особенности и условия формирования рыночных отношений в России………………………………………………………...….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………...………………….….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ….………..…………….41
Предложение выражает между ценой блага и его объемом, который продавцы намерены и могут реализовать; характеризует готовность продавца реализовать определенный объем того или иного блага в определенный период времени.
Рис.
1.6. Кривая предложения
Под объемом предложения понимается количество какого-либо блага, которое намерен реализовать на рынке отдельный продавец или группа продавцов в единицу времени при определенных условиях, к которым относятся: характер применяемой технологии, цены данного и других благ, включая цены производственных ресурсов, наличие и размер налогов и дотаций и др. Цена предложения – это минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество блага. Связь между ценой блага и объемом его предложения выражает закон предложения – с повышением цен соответственно возрастает и величина предложения; со снижением цен сокращается также и предложение.
Рыночная цена – цена, при которой предложение и спрос уравновешиваются; цена, при которой товары или услуги действительно будут обменены на деньги13. Рыночная цена – это цена равновесия. Она может быть графически изображена как точка пересечения кривых спроса и предложения.
Колебания спроса и предложения оказывают влияние на рыночную цену. При неизменных условиях рост спроса ведет к росту рыночной цены, и наоборот. Рост предложения ведет к снижению цен, и наоборот.
К неценовым факторам спроса и предложения относятся доходы покупателей, издержки производства товара, мода, предоставление дотаций, наличие на рынке взаимодополняющих и взаимозаменяющих товаров, запасы и ряд других факторов, в том числе психологической природы.
По самому общему определению, конкуренция – это соперничество между участниками рынка. В то же время по поводу существа конкуренции существуют различные трактовки в зависимости от позиций, занимаемых теоретиками.
Достоинство конкуренции в том, что она ставит распределение ограниченных ресурсов в зависимость от экономических аргументов соревнующихся. Победить в конкурентной борьбе обычно можно, предлагая блага (экономические ресурсы и продукцию) более высокого качества либо по меньшей цене.
Роль конкуренции заключается в том, что она способствует установлению на рынке определенного порядка, гарантирующего производство достаточного количества качественных и продающихся по равновесной цене благ14.
Положительный эффект конкуренции во многом зависит от тех условий, в которых она действует. Обычно выделяют три основные предпосылки, наличие которых необходимо для функционирования механизма конкуренции: во-первых, равенство экономических агентов, действующих на рынке (во многом это зависит от количества фирм и потребителей); во-вторых, характер производимой ими продукции (степень однородности продукта); в-третьих, свобода входа на рынок и выхода с него (прежде всего отсутствие препятствий для входа в виде организационных объединений и структур).
Различают
несколько видов конкуренции. Или
так называемых форм рыночных структур.
- Снижение
цен
- Скидки
и премии
- Дешевые
распродажи
Рис. 1.7. Формы и методы
конкуренции
Ценовая конкуренция – одна из форм соперничества между производителями посредством продажи благ по более низким ценам в сравнении с конкурентами.
Ценовая
конкуренция выгодна для
Неценовая конкуренция — метод конкурентной борьбы, в основу которого положено не ценовое превосходство над конкурентами, а достижение более высокого качества, технического уровня, технологического совершенства.
Неценовая конкуренция основана на предложении товара более высокого качества, с большей надежностью, более длительными сроками службы и другими более совершенными потребительскими свойствами. Существенную роль в неценовой конкуренции играют: оформление, упаковка, последующее техническое обслуживание, реклама.
Совершенная (чистая) конкуренция возникает при следующих условиях:
Конкуренция, которая в той или иной степени связана с заметным ограничением свободного предпринимательства, называется несовершенной. Для этого вида конкуренции характерно незначительное количество фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности, возможность какой-либо группы предпринимателей (или даже одного предпринимателя) произвольно влиять на конъюнктуру рынка. При несовершенной конкуренции существуют жесткие барьеры для проникновения на конкретные рынки новых предпринимателей, отсутствуют близкие заменители продукции, выпускаемой привилегированными производителями.
Между совершенной и несовершенной конкуренцией лежит тот вид ее, который весьма часто встречается в практике и является как бы смесью двух отмеченных видов, - это так называемая монополистическая конкуренция. Она представляет собой тип рынка, в условиях которого большое количество мелких фирм предлагают разнородную продукцию15. Вход на рынок и выход с него обычно не связаны с какими-либо трудностями. существуют различия в качестве, внешнем виде и других характеристиках товаров, производимых разными фирмами, которые делают эти товары в чем-то уникальными, хотя и взаимозаменяемыми.
Противоположностью конкуренции служит монополия. В условиях монополии одна фирма является единственным продавцом данной продукции, не имеющей близких заменителей. Барьеры для вступления в отрасль для других фирм практически непреодолимы. Если в единственном числе выступает покупатель, то такая конкуренция называется монопсонией.
В условиях монополии, как правило, выигрывает продавец; монопсония же обеспечивает привилегию для покупателей. В некоторых отраслях встречается своеобразная двусторонняя монополия, когда на рынке определенной продукции выступает один продавец и один покупатель (например, в области военного производства: заказчик – государство, поставщик – единственная фирма)16.
Чистая
монополия и чистая монопсония –
сравнительно редкие явления. Гораздо
чаще в ряде отраслей в странах с рыночной
экономикой складывается так называемая
олигополия. Этот вид конкуренции предполагает
существование на рынке нескольких крупных
фирм, продукция которых может быть как
разнородной (автомобили), так и однородной
(алюминий, сталь). Вступление новых фирм
в отрасль, как правило, затруднено. Особенностью
олигополии является взаимная зависимость
фирм в принятии решений о ценах на свою
продукцию.
Функции рынка делают его в принципе весьма эффективной системой. Однако это не означает, рыночные отношения являются полностью совершенными и обеспечивают прогрессивное развитие экономики. Обособление экономических агентов, неполное совпадение их интересов, а зачастую и антагонизм неизбежно ведут к обострению многих противоречий.
В основном несовершенства рынка связаны с отклонением от условий, обеспечивающих совершенную конкуренцию. К тому же рыночная экономика оказывается неспособной обеспечить производство важных благ или создает их в недостаточных объемах.
Особенность общественных товаров состоит в том, что ими может пользоваться каждый, но не обязан за них платить. К тому же обычно нельзя ограничить их использование.
Общественные
блага бесплатны для
По мере роста общественного богатства проблема внешних эффектов становится все более острой. Увеличение количества автомобилей в пользовании сопровождается загрязнением воздуха. Целлюлозно-бумажные комбинаты отравляют водные источники. Широкое применение химических удобрений делает продукты питания непригодными для употребления.
Сам рынок не способен устранить или компенсировать ущерб, наносимый внешними эффектами. Соглашение между заинтересованными сторонами без внешнего вмешательства может быть достигнуто лишь в редких случаях, когда отрицательный эффект незначителен. На практике при возникновении серьезных проблем необходимо вмешательство государства. Оно вводит жесткие нормативы, ограничения, использует систему штрафов, определяет границы, которые не вправе переступить участники хозяйственной деятельности17.
«Нормальный» рынок порождает ненормальные пропорции распределения созидаемого богатства. Рыночные отношения создают благоприятные условия для проявления узкокорыстных интересов, порождающих спекуляцию, коррупцию, рэкет. Торговлю наркотиками, другие антиобщественные явления.
Отсутствие совершенной информации, неполнота и неравномерность ее распределения создают преимущества для одних и подрывают способность принятия оптимальных решений у других. Продавцы и покупатели, предприниматели и рабочие не обладают равнозначной информацией. Между тем информация является в некоторых отношениях общественным товаром. Наиболее полную и надежную информацию предоставляет не частный рынок, а государственные институты.
Информация о работе Сущность рынка. Развитие рыночных отношений в России