Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 10:53, курсовая работа
Достижение сформулированной цели потребовало решения следующих задач:
Выяснить, что такое рынок; определить его роль, функции, недостатки.
Рассмотреть основные факторы рыночного саморегулирования.
Проанализировать динамику развития рыночных отношений в России.
Определить перспективы и проблемы развития рыночных отношений в РФ.
ВВЕДЕНИЕ………………………………….………………………………….3 1.РЫНОК: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ФУНКЦИИ..……..………………………6
Сущность и условия возникновения рынка…………………..…6
Классификация рынков……………………………....................10
Функции рынка………………………………………………......12
Основные факторы рыночного саморегулирования…………....17
Несовершенства рынка………………………………………...…23 2.РАЗВИТИЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ…………...….….28
2.1. Роль конкуренции в развитии рыночных отношений
в Российской Федерации……………………………………………....27
Рыночные отношения в России на современном этапе развития…………………………………………………………….…..29
Особенности и условия формирования рыночных отношений в России………………………………………………………...….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………...………………….….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ….………..…………….41
Целесообразно
рассматривать структуру
1)
экономическое назначение
2)
территориальные границы и
3)
отрасли формирования купли-
4) тип конкуренции;
5)
соотношение спроса и
6) характер продаж;
7)
соответствие действующему
8)
степень зрелости рыночных
По экономическому назначению объектов рыночных отношений в рыночном хозяйстве выделяются три относительно самостоятельных крупных сектора: 1) рынок товаров и услуг, 2) рынок рабочей силы, 3) денежный рынок.
Рынок товаров и услуг, в свою очередь, включает рынки: предметов потребления; услуг (производственного и непроизводственного назначения); средств производства (машин и оборудования, топлива, минерального сырья и т.п.); информации и научно-технических разработок; технологий и ноу-хау; проектных и подрядных работ; военной продукции и др.
Рынок рабочей силы (рынок труда) включает биржи труда, систему переподготовки рабочей силы и др.
Денежный рынок охватывает рынок денег (собственно денежный рынок), финансовый рынок (ссудный, инвестиций, ценных бумаг, страховой) и валютный рынок.
По территориальным границам и масштабам товарно-денежных потоков различают рынки: местный (в пределах микрорайона, города, села), региональный; национальный (внутренний) и мировой (внешний).
В отраслевом аспекте рыночное хозяйство предстает как совокупность нефтяного, автомобильного, компьютерного, зернового и других рынков.
По типу конкуренции наряду с рынком свободной (совершенной) конкуренции, где продавцы и покупатели имеют равные права и возможности, выделяют рынок несовершенной конкуренции, который подразделяется на рынки чистой монополии, олигополии и монополистической конкуренции.
По соотношению спроса и предложения различают рынок покупателя и рынок продавца.
Рынок покупателя – ситуация на рынке, когда предложение производителей и продавцов товаров и услуг превышает спрос потребителей-покупателей на них по существующим ценам, в результате чего цены падают.
Рынок продавца – ситуация на рынке, когда продавцы имеют преимущество, поскольку потребности покупателей приобретать что-либо по предложенным ценам превышают возможности продавцов по насыщению рынка, т.е. спрос превышает предложение. По характеру продаж рынки делятся на оптовые и розничные.
В правовом аспекте (по соответствию или несоответствию действующему законодательству) рынки классифицируются на легальные (официальные) и нелегальные (теневые).
Что касается так называемого теневого рынка, то он является составной частью теневой экономики4. Она включает такие виды незаконной деятельности, как:
1) подпольное производство, связанное с нарушением технологических, трудоохранных, экологических и других требований;
2) скрытое
предпринимательство, нацеленное на уклонение
от налогов; 3) экономическая
деятельность, связанная с запрещенным
производством, наркобизнесом, коррупцией5.
Функции рыночной экономики – это формы проявления ее сущности, направления воздействия рыночных отношений на воспроизведенные процессы на макро- и микроуровнях. Рынку объективно присущи следующие функции: коммуникативная, оценочная, стимулирующая, распределительная, информирующая, ценообразующая, регулирующая, посредническая, санирующая6.
Рис.
1.3. Функции рынка
Суть коммуникативной функции состоит в том, что рынок посредством таких компонентов рыночного механизма, как потребности, интересы, спрос и предложение, обеспечивают прямые и обратные взаимосвязи между производством и потреблением; согласование экономических интересов хозяйствующих субъектов – производителей-продавцов и потребителей-покупателей, владельцев свободных денежных средств и лиц, нуждающихся в этих средствах, работников и работодателей; приведение в соответствие объема и структуры производства с объемом и структурой платежеспособного спроса; обмен результатами деятельности хозяйствующих субъектов в условиях глубокого общественного разделения труда; взаимовыгодность технологических и экономических связей между участниками общественного производства, удовлетворение их потребностей в различных видах благ.
Оценочная функция заключается в соизмерении индивидуальных издержек производства с общественно необходимыми, определяющими рыночную стоимость продукции. Последняя, будучи скорректированной на соотношение спроса и предложения, составляет рыночную цену. Именно рыночная стоимость определяет общественную значимость произведенных товаров и услуг и затраченного на их изготовление труда.
Стимулирующая функция проявляется в определяющей мере как результат внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции, а также изменения соотношения между спросом и предложением.
В конкуренции заложены мотивация экономического поведения субъектов рыночных отношений. Своеобразное экономическое принуждение. Это заставляет поддерживать высокую деловую активность, постоянно искать новые возможности экономического роста.
Внутриотраслевая конкуренция стимулирует рост производительности живого труда, технический прогресс, повышение качества продукции и суммарных издержек производства. Успех в конкурентной борьбе обеспечен лишь тому товаропроизводителю, который сумеет обнаружить в системе рынков едва обозначенные контуры новых потребностей и технологий производства, использовать не замеченную другими разницу между нынешними ценами факторов производства и ценами на товары, которые будут произведены с их помощью. Межотраслевая конкуренция обусловливает межотраслевой перелив капиталов, стимулирует развитие наиболее перспективных отраслей.
Рыночная экономика путем конкурентной борьбы вытесняет неэффективно работающие хозяйствующие субъекты, выступая при этом как мощный антизатратный инструмент развития экономики, как стимулятор роста качества продукции7.
Распределительная
функция обеспечивает распределительные
процессы, опосредованные обменом на принципах
эквивалентности, а именно: распределение
экономических (материальных, трудовых,
денежно-кредитных и финансовых) ресурсов
между товаропроизводителями-
Информирующая функция проявляется в том, что через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые каждый продает или покупает.
Ценообразующая функция. В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство.
В отличие от административно-командной системы в рыночной экономике эта оценка происходит не до обмена, а в ходе его. Рыночная цена представляет собой своего рода итог, баланс сопоставления затрат производителей и полезности (ценности) данного блага для потребителей. Таким образом, в процессе рыночного обмена цена устанавливается путем сопоставления затрат (издержек) и полезности обмениваемых благ8.
Регулирующая функция связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена – сигнал к расширению производства; падает цена – сигнал к его сокращению. Информация, предоставляемая рынком, заставляет производителей снижать затраты, улучшать качество продукции.
Образно говоря, на рынке действует регулирующая «невидимая рука», о которой еще писал Адам Смит: «Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им»9.
Посредническая функция. Рынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи. В условиях развитой рыночной экономики потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика. Продавец со своих позиций стремится найти и заключить сделку с наиболее устраивающим его покупателем.
Санирующая функция. Рыночный механизм – это достаточно жесткая, в известной мере жестокая система. Он постоянно проводит «естественный отбор» среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективно функционирующих предприятий. И напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и активным. В результате селекционной работы рынка повышается средний уровень эффективности, поднимается устойчивость национального хозяйства в целом.
Как свидетельствует опыт, средний цикл малого бизнеса не превышает пяти лет. В конкурентной борьбе нередко гибнут и крупные фирмы. Разумеется, в условиях концентрации производства и капитала монополизация деформирует санирующий механизм рынка. И все же монополизация нигде не подавляет конкуренцию настолько, чтобы «естественный отбор» прекратился.
В России общее количество малых предприятий в последние годы стабилизировалось. Число прекращающих существование и вновь создаваемых предприятий сравнялось. Одна часть предприятий разорилась в результате банкротства банков, другая – ушла в среду теневого бизнеса; многие не выдерживают конкуренции10.
Следует
также учитывать, что рынок является
необходимой экономической базой для
демократизации хозяйственной жизни общества.
Он не признает ни званий, ни прошлых заслуг,
ни обещаний. Именно рынок позволяет всем
товаропроизводителям проявить свои возможности,
делает их независимыми участниками хозяйственной
жизни. Предоставляя свободу выбора способов
и направлений реализации доходов каждому
члену общества, рыночная экономика выступает
одним из факторов обеспечения свободы
личности, которая в данном случае реализуется
через свободу экономического выбора
исходя из личных приоритетов человека11.
Механизм
рыночного саморегулирования включает
взаимосвязанные факторы: рыночные цены,
спрос, предложение и конкуренцию.
Рис.
1.4. Основные факторы рыночного саморегулирования
Спрос – это отношение между ценой блага и его количеством, которое покупатели намерены и в состоянии приобрести12. В экономическом аспекте в основе спроса лежит не просто потребность или нужда в том или ином благе, а готовность и способность платить за него. Общий спрос потребителей на благо находит свое отражение на кривой спроса.
Рис. 1.5. Кривая спроса
Спрос находит свое проявление в объеме спроса, означающего то количество блага, которое покупатели хотят купить за определенный период времени.
Выделяют следующие факторы, влияющие на объем покупательского спроса: а) цена блага; б) цены других благ; в) доходы покупателей; г) вкусы покупателей. Связь между ценой блага и объемом спроса на него выражается в законе спроса, согласно которому чем ниже цена блага, тем больше его количество, которое покупатели хотят и могут купить. Таким образом, существует обратная зависимость между ценой блага и величиной спроса на это благо. Эта взаимозависимость предполагает постоянство всех других факторов, влияющих на спрос.
Информация о работе Сущность рынка. Развитие рыночных отношений в России