Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 10:53, курсовая работа
Достижение сформулированной цели потребовало решения следующих задач:
Выяснить, что такое рынок; определить его роль, функции, недостатки.
Рассмотреть основные факторы рыночного саморегулирования.
Проанализировать динамику развития рыночных отношений в России.
Определить перспективы и проблемы развития рыночных отношений в РФ.
ВВЕДЕНИЕ………………………………….………………………………….3 1.РЫНОК: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ФУНКЦИИ..……..………………………6
Сущность и условия возникновения рынка…………………..…6
Классификация рынков……………………………....................10
Функции рынка………………………………………………......12
Основные факторы рыночного саморегулирования…………....17
Несовершенства рынка………………………………………...…23 2.РАЗВИТИЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ…………...….….28
2.1. Роль конкуренции в развитии рыночных отношений
в Российской Федерации……………………………………………....27
Рыночные отношения в России на современном этапе развития…………………………………………………………….…..29
Особенности и условия формирования рыночных отношений в России………………………………………………………...….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………...………………….….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ….………..…………….41
Итак, рынок не является идеальным механизмом регулирования экономической деятельности.
Несовершенства
рынка могут быть смягчены созданием
соответствующих институциональных структур,
участием государства в распределении
ресурсов, решении проблем, которые не
могут быть обеспечены чисто рыночными
инструментами.
2. РАЗВИТИЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ
2.1. Роль конкуренции в развитии рыночных отношений в Российской Федерации
Конкуренция — основа рыночной экономики, мощный стимул экономического роста, улучшения качества продукции, ускорения научно-технического прогресса и снижения издержек производства и цен. Побуждая предприятия снижать свои производственные затраты, приводя к ликвидации обременительных для общества убыточных производств, конкуренция способствует интенсификации, повышению эффективности общественного производства. Ориентируя товаропроизводителя на потребности рынка, конкуренция создает возможности наиболее широкого выбора товаров и услуг, наиболее полного удовлетворения производственных запасов.
Создание
конкуренции
Рис.
2.1. Продукция СССР.
В экономике нашей страны существовали два типа монополизма.
1.
Монополизм центральных и
В
условиях административно-командной
системы предприятия
развития
С начала 90-х гг. XX века Россия переживает глубокие перемены. Они связаны с переходом на рыночную модель хозяйствования. Процесс экономической трансформации в нашей стране идет неоднозначно и по всей видимости займет не одно десятилетие. Начавшийся в России период реформ нацелен на преобразование всей социально-экономической системы в целом. Оценивая такую трансформацию, необходимо учитывать тот факт, что исходные условия для перехода в рыночной экономике в России гораздо сложнее, чем в европейских странах. К таким исходным условиям можно отнести достаточно жесткую систему централизованного планирования и управления экономикой, гипертрофированный государственный сектор народного хозяйства, преобладание производства продукции производственного назначения над предметами потребления, отсутствие макроэкономического равновесия, «антирыночный» менталитет руководящих структур и населения, а также ряд других.
На
первых этапах реформирования российской
экономики жестко соблюдался принцип
экономического либерализма – дать
неограниченный простор рыночному
саморегулированию и резко
Как видим, разгосударствление и приватизацию, происходящую в России, нельзя рисовать однозначно розовыми красками. К положительным моментам можно отнести то, что в настоящее время в российской экономике устранено абсолютное преобладание государственной собственности и завершается процесс формирования многообразных форм собственности.
Ныне свыше ¾ всего государственного имущества перешло в частную собственность. К числу позитивных факторов можно отнести и попытки сформировать условия для привлечения в экономику России иностранных инвестиций. Попытки эти пока малоудачные. Размеры крупных прямых капиталовложений по сравнению с Китаем или Бразилией прямо-таки ничтожны. Согласно мнению ряда консалтинговых фирм Америки и Европы, Россия сегодня считается худшей страной для инвестирования капитала. Причины: высокий уровень социальной напряженности, разгул организованной преступности, продажность государственных чиновников. Создание отечественного фондового рынка также было одной из задач реформы. Такой рынок, соответствующий состоянию России, в настоящее время существует.
Как видим, реформирование отношений собственности сопровождается рядом негативных тенденций. Не до конца разделены собственность и власть. Это выражается в росте коррупции, в зависимости хозяйствующих субъектов от чиновников различного толка, в росте капитала не в результате эффективной экономической деятельности, а за счет доступа в государственной власти ряда других средств.
Весьма негативным фактором можно считать то, что большинство приватизированных предприятий функционирует в полсилы, их экономическая эффективность крайне низка и растет медленно. В настоящее время преобладающее влияние на эффективность хозяйствования оказывает государственная экономическая политика, но не преимущества, которые дают многообразные формы собственности.
Важнейшей
сферой становления рыночного
В
настоящее время в
Как видим, конкурентные рынки охватывают небольшую часть производства. Поэтому важную роль в формировании конкурентной среды играет целенаправленное антимонопольное регулирование. Оно призвано поддержать добросовестную конкуренцию на межотраслевом, межрегиональном и международном уровнях. Однако в настоящее время Министерство по антимонопольной политике пока еще мало способствует решению указанной проблемы.
Разумеется, создание конкурентной среды – это крайне сложный процесс. Обычно он включает в себя несколько этапов. Прежде всего необходимо провести демонополизацию и разгосударствление собственности. Затем начинается следующая ступень – формирование рыночной инфраструктуры. Лишь после этого приступают к формированию различных типов рынков – вся эта работа по большому счету еще впереди, поскольку экономика функционирует в половину своих возможностей. При таких обстоятельствах нормальную инфраструктуру и нормальные рынки создать трудно. Благодаря этому в настоящее время уровень развития конкуренции в России все еще крайне низок. И это препятствует нормальному становлению и функционированию рыночного механизма хозяйствования.
Особым фактором становления рыночной экономики в нашей стране является защита экономической свободы, которая тесно связана с реформированием отношений собственности. Экономическая свобода включает в себя два решающих компонента. Первый из них – право и свобода выбора. Это дает возможность владельцам материальных и денежных ресурсов использовать их по своему усмотрению, а также заниматься любым видом деятельности, не запрещенной законом и покупать любые товары и услуги в пределах имеющегося дохода. Второй составляющей экономической свободы является гарантия реализации личных интересов. Она выражается в том, что каждый хозяйствующий субъект может производить любые выгодные для общества товары и услуги. Оба эти элемента придают рыночной экономике целенаправленность и упорядоченность.
В Российской Федерации в последние годы постепенно складываются условия, способствующие становлению и развитию экономической свободы. Приняты Конституция России, Гражданский кодекс, Кодекс о земле, Трудовой кодекс РФ, действует целый ряд законов, которые регламентируют права и защиту собственности, предпринимательскую деятельность и т.д. Однако процесс весьма далек от оптимальности.
Одним из важнейших условий формирования рыночных отношений в России можно считать становление и развитие рыночных институтов. Данная проблема вызывает много споров. До сих пор нет единой точки зрения о том, какова роль государства в данном процессе. Одни считают, что рыночные институты должны сами зарождаться в период экономической трансформации общества. Приверженцы указанной концепции ссылаются, в частности, на видного американского экономиста Ф. Хайека. По его мнению процесс сознательного создания рыночных институтов ведет к экономическому рабству, ибо государство не может предсказать последствия своего вмешательства в экономические процессы. Поэтому устойчивы и приемлемы только те институты. Которые прошли отбор в конкурентной борьбе и были созданы самой экономической системой. Другая точка зрения противоположна первой. Ее сторонники полагают, что в переходный период именно государство должно стать инициатором формирования рыночных институтов, обеспечивая их качественное единство и однородность.
Известный венгерский ученый Я. Корнаи считает, что спад экономического развития, который наблюдается в большей или меньшей степени в странах, формирующих рыночную экономику, непосредственно связан с так называемой институциональной неполнотой. К ней он относит неразвитость отдельных рынков в этих странах, неравномерное развитие частной собственности, недостаточность экономической свободы и конкуренции, отсутствие рыночной селекции предприятий и т.д.
Информация о работе Сущность рынка. Развитие рыночных отношений в России