Сущность рынка. Развитие рыночных отношений в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 10:53, курсовая работа

Описание работы

Достижение сформулированной цели потребовало решения следующих задач:
Выяснить, что такое рынок; определить его роль, функции, недостатки.
Рассмотреть основные факторы рыночного саморегулирования.
Проанализировать динамику развития рыночных отношений в России.
Определить перспективы и проблемы развития рыночных отношений в РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………….………………………………….3 1.РЫНОК: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ФУНКЦИИ..……..………………………6
Сущность и условия возникновения рынка…………………..…6
Классификация рынков……………………………....................10
Функции рынка………………………………………………......12
Основные факторы рыночного саморегулирования…………....17
Несовершенства рынка………………………………………...…23 2.РАЗВИТИЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ…………...….….28
2.1. Роль конкуренции в развитии рыночных отношений
в Российской Федерации……………………………………………....27
Рыночные отношения в России на современном этапе развития…………………………………………………………….…..29
Особенности и условия формирования рыночных отношений в России………………………………………………………...….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………...………………….….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ….………..…………….41

Работа содержит 1 файл

курсовик11.doc

— 243.50 Кб (Скачать)

     Государственное образовательное учреждение

     высшего профессионального образования

     «Российская таможенная академия» 

     Кафедра экономической теории 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА 

     по  дисциплине «Экономическая теория»

     на  тему «Сущность рынка. Развитие рыночных отношений

     в России» 
 

 

                                                   Выполнил: студентка 1-курса

                                                   очной формы обучения

                                                   факультета таможенного дела,

                                                   группа Т095П Н. М. Османова

                                                   Подпись ______________________ 

                                                       Научный руководитель: Е.М.Свиридова,

                                                  доцент кафедры

                                                   Подпись ______________________ 
 
 

     Москва 

     2010 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………….………………………………….3 1.РЫНОК: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ФУНКЦИИ..……..………………………6

    1. Сущность и условия возникновения рынка…………………..…6
    2. Классификация рынков……………………………....................10
    3. Функции рынка………………………………………………......12
    4. Основные факторы рыночного саморегулирования…………....17
    5. Несовершенства рынка………………………………………...…23 2.РАЗВИТИЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ…………...….….28

    2.1. Роль конкуренции в развитии  рыночных отношений

    в Российской Федерации……………………………………………....27

    1. Рыночные отношения в России на современном этапе развития…………………………………………………………….…..29
    2. Особенности и условия формирования рыночных отношений в России………………………………………………………...….35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………...………………….….38

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ….………..…………….41 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ

     На  протяжении многих лет наша страна находилась за своеобразным занавесом, имя которому -  “административно-командная  система”. Этот занавес охватывал все сферы жизнедеятельности общества, включая каждого человека. Самое яркое отражение данного явления нашло в экономике государства, поскольку наряду с политикой и правом она определяет основы государственной и общественной жизни. Именно в этой триаде проявляются наиболее четко противоречия и закономерности развития общества. В настоящее время Россия вступила в новый период своего развития, связанный с переходом к рыночным отношениям. Именно эта проблема наиболее актуальная и достойная для рассмотрения как всеобщей, потому что становление экономики всегда влечет за собой ломку привычного жизненного уклада всех людей, что доказывает ее глобальность. В связи с этим целью исследования является попытка рассмотреть вопросы, правильные ответы на которые определяют будущее России, ее экономическое и связанное с ним социальное и политическое благосостояние общества.

     Достижение  сформулированной цели потребовало  решения следующих задач:

  1. Выяснить, что такое рынок; определить его роль, функции, недостатки.
  2. Рассмотреть основные факторы рыночного саморегулирования.
  3. Проанализировать динамику развития рыночных отношений в России.
  4. Определить перспективы и проблемы развития рыночных отношений в РФ.

     До 90-х годов в России господствовала огосударствленная, централизованная экономика, характерная для социалистического типа хозяйства. Сегодня одной из закономерностей развития российского общества признается формирование и развитие рыночных отношений. Рынок занимает важнейшее место во всей системе общественного воспроизводства. Рынок исторически динамичен. В современном своем состоянии он серьезно отличается от того рынка, который анализировали А.Смит, Д.Рикадро, К.Маркс. С конца XIX века происходит расширение государственного вмешательства в экономику. Роль государства в регулировании экономических отношений различна в странах со сложившимися рыночными отношениями (США, ФРГ, Франция, Испания, Канада и др.) и странах, переходных к рынку, к которым относится Россия (на сегодняшний день мировое сообщество не признает Россию страной с рыночной экономикой).  
В современных условиях тотальное отрицание целесообразности вмешательства государства в управление экономикой - отмечается в литературе -можно считать преодоленным. Жизнь показала, что отказ от государственного управления, особенно в российских условиях, ведет к развалу хозяйства. Рынок нельзя рассматривать как чисто экономический (внесоциальный) феномен. Государство, вырабатывающее стратегические приоритеты развития, должно использовать весь спектр ценовых, финансовых и силовых рычагов для их осуществления.  
К сожалению, процесс формирования рыночных отношений в нашей стране протекает тяжело, обусловил не только положительные, но и негативные последствия. Так, Россия по многим параметрам сейчас явно перешагнула за порог экономической безопасности. Внешний долг превышает 65% ВВП, основные фонды изношены более чем на 50%, сельское хозяйство в упадке, наблюдается энергетический кризис, более 30% населения живет за чертой бедности, продолжается и даже ускоряется постоянный отток капитала за рубеж.

     Объектом  исследования являются рыночные отношения  в широком и узком смысле слова. В узком - это имущественные, товарно-денежные отношения, основанные на равенстве сторон, в широком - это рыночные отношения в узком смысле плюс налоговые, финансовые, банковские, трудовые отношения, отношения, вытекающие из приватизации.

     Предметом исследования служат вопросы регулирования  рыночных отношений в Российской Федерации.

     В работе широко использовались материалы  из учебников по экономической теории, различных пособий, материалы периодической печати, научные статьи.

     Методы  исследования: системный, статистический анализ, анализ научной статьи, историко-сравнительный. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. РЫНОК: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ФУНКЦИИ

    1. Сущность и условия возникновения рынка

     Рынок как экономический механизм, пришедший  на смену натуральному хозяйству, формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия.

     В экономической теории термин «рынок»  имеет несколько значений, но основное его значение таково: рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов экономических благ1.

     Отношения между покупателями и продавцами, т.е. рыночные отношения, начали складываться еще в глубокой древности, до возникновения денег, которые и появились затем во многом для того, чтобы обслуживать эти отношения.

     По  мере разложения натурального хозяйства  и развития производства товаров на продажу менялось сама представление о рынке. Современный рынок, оставаясь механизмов взаимодействия покупателей и продавцов, превратился в систему регулирования хозяйственной жизни (экономики).

     Рынок обслуживает производство, обмен, распределение  и потребление. Для производства рынок поставляет необходимые ресурсы и реализует его продукцию, а также определяет спрос на нее. Для обмена рынок является главным каналом сбыта и закупок товаров и услуг. Для распределения он является тем механизмом, который определяет размеры доходов для владельцев ресурсов, продающихся на рынке. Для потребления рынок – это тот канал, через который потребителю поступает основная часть необходимых ему потребительских благ. Наконец, рынок – это то место, где определяется цена, являющаяся главным индикатором рыночной экономики.

     Чтобы разобраться в природе рынка, представим себе примитивное экономическое сообщество из четырех человек: рыбака , охотника, гончара и фермера. Существует три разных способа удовлетворения этими людьми своих нужд.

Рис. 1.1. Три способа удовлетворения людьми своих нужд 

     Первый  способ - самообеспечение, когда каждый из них может самостоятельно добыть для себя все необходимое.

     Так, рыбак, проводя большую часть  времени за ловлей рыбы, в остальное время и охотится, и гончарит, и занимается сельским хозяйством, чтобы обеспечить себя всем, что ему нужно. При этом эффективность его занятий рыбной ловлей снижается так же, как и эффективность занятий своим основным делом у других.

     Второй  способ - децентрализованный обмен, когда  каждый рассматривает трех других в качестве своих потенциальных “покупателей”, составляющих его рынок.

     Рыбак может посещать охотника, гончара  и фермера (каждого в отдельности), чтобы обменять свою рыбу на их товары.

     Третий  способ - централизованный обмен, при  котором на сцене появляется новое лицо, именуемое купцом и находящееся где-то в центре между ними, в месте под условным названием “рыночная площадь”. Каждый из них везет свои конкретные товары купцу и там обменивает их на все, что ему необходимо.

     Таким образом, для приобретения товаров, предлагаемых другими, рыбак имеет  дело с одним “рынком”, а не с тремя отдельными лицами. Появление купца резко снижает общее число сделок, необходимых для осуществления обмена в каких-то заданных объемах. Другими словами, купец и центральный рынок повышают торгово-операционную эффективность экономики.

 

 
 
 

Рис. 1.2. Условия возникновения рынка

     Первое  условие – разделение труда, которое  ведет к специализации и обмену.

     Первоначально обмен имел примитивные формы. По наблюдениям этнографов, на о. Калимантан и территории нынешней Малайзии это  происходило так. «Продавцы», положив свои продукты для обмена, удалялись, дабы дать возможность «покупателям» подойти и рассмотреть их. Если «покупатели» хотели приобрести предложенные им предметы, они оставляли свои и удалялись. Тогда возвращались «продавцы» и в случае согласия забирали оставленные предметы, взамен оставив свои2.

     Здесь мы наблюдаем зародыш бартера  – одной из простейших форм обмена. Конечно, ему еще далеко до подлинного рынка. Ведь интересы «покупателя» и  «продавца» могли не совпадать. Тогда  приходилось совершать не один, а несколько обменов, чтобы за свой продукт получить то, что требовалось.

     Развитие  обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к  производству тех или иных товаров  специально для продажи. Только тогда  и смогло появиться товарное производство в подлинном смысле слова, т.е. производство таких изделий, которые нужны их производителю не для собственного потребления, а в качестве носителя стоимости, позволяющего получить взамен десятки других нужных ему предметов. Иными словами, появилось производство на рынок, для удовлетворения потребностей других экономических агентов.

     Второе  условие – самостоятельность  экономических агентов, или, как  часто говорят экономисты, обособленность хозяйствующих субъектов. Товарный обмен обязательно предполагает стремление к взаимовыгодности. Никто не хочет проиграть, т.е. все хотят получить взамен своего товара желаемое количество другого. А такое стремление возникает на основе экономической самостоятельности, выражающейся в экономической ограниченности, обособленности интересов. Эта самостоятельность исторически возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-то локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные предприятия, смешанные предприятия, т.е. с государственным участием, и т.д.).

     Для эффективного функционирования рыночного  хозяйства необходимо и третье условие – свобода предпринимательства. Внерыночное регулирование хозяйства имеет место в любой системе. Институциональная система дополняет рынок. Институты – это законы, нормы. Традиции, организационные структуры. Именно институты создают ту среду, в которой функционируют рынки, и определяют систему сдержек и противовесов, противодействующих произволу и деформации рыночных отношений. Но в целом, чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений. 
 

    1. Классификация рынков

     Исследование  структуры рыночной экономики облегчается  выработкой основных критериев, в соответствии с которыми выделяются основные подсистемы.

Информация о работе Сущность рынка. Развитие рыночных отношений в России