Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 10:53, курсовая работа
Достижение сформулированной цели потребовало решения следующих задач:
Выяснить, что такое рынок; определить его роль, функции, недостатки.
Рассмотреть основные факторы рыночного саморегулирования.
Проанализировать динамику развития рыночных отношений в России.
Определить перспективы и проблемы развития рыночных отношений в РФ.
ВВЕДЕНИЕ………………………………….………………………………….3 1.РЫНОК: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ФУНКЦИИ..……..………………………6
Сущность и условия возникновения рынка…………………..…6
Классификация рынков……………………………....................10
Функции рынка………………………………………………......12
Основные факторы рыночного саморегулирования…………....17
Несовершенства рынка………………………………………...…23 2.РАЗВИТИЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ…………...….….28
2.1. Роль конкуренции в развитии рыночных отношений
в Российской Федерации……………………………………………....27
Рыночные отношения в России на современном этапе развития…………………………………………………………….…..29
Особенности и условия формирования рыночных отношений в России………………………………………………………...….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………...………………….….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ….………..…………….41
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российская
таможенная академия»
Кафедра
экономической теории
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по дисциплине «Экономическая теория»
на тему «Сущность рынка. Развитие рыночных отношений
в
России»
группа Т095П Н. М. Османова
Москва
2010
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………….……………………
2.1. Роль конкуренции в развитии рыночных отношений
в Российской
Федерации……………………………………………....
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………...……
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ….………..…………….41
ВВЕДЕНИЕ
На протяжении многих лет наша страна находилась за своеобразным занавесом, имя которому - “административно-командная система”. Этот занавес охватывал все сферы жизнедеятельности общества, включая каждого человека. Самое яркое отражение данного явления нашло в экономике государства, поскольку наряду с политикой и правом она определяет основы государственной и общественной жизни. Именно в этой триаде проявляются наиболее четко противоречия и закономерности развития общества. В настоящее время Россия вступила в новый период своего развития, связанный с переходом к рыночным отношениям. Именно эта проблема наиболее актуальная и достойная для рассмотрения как всеобщей, потому что становление экономики всегда влечет за собой ломку привычного жизненного уклада всех людей, что доказывает ее глобальность. В связи с этим целью исследования является попытка рассмотреть вопросы, правильные ответы на которые определяют будущее России, ее экономическое и связанное с ним социальное и политическое благосостояние общества.
Достижение сформулированной цели потребовало решения следующих задач:
До
90-х годов в России господствовала
огосударствленная, централизованная
экономика, характерная для социалистического
типа хозяйства. Сегодня одной из закономерностей
развития российского общества признается
формирование и развитие рыночных отношений.
Рынок занимает важнейшее место во всей
системе общественного воспроизводства.
Рынок исторически динамичен. В современном
своем состоянии он серьезно отличается
от того рынка, который анализировали
А.Смит, Д.Рикадро, К.Маркс. С конца XIX века
происходит расширение государственного
вмешательства в экономику. Роль государства
в регулировании экономических отношений
различна в странах со сложившимися рыночными
отношениями (США, ФРГ, Франция, Испания,
Канада и др.) и странах, переходных к рынку,
к которым относится Россия (на сегодняшний
день мировое сообщество не признает Россию
страной с рыночной экономикой).
В современных условиях тотальное отрицание
целесообразности вмешательства государства
в управление экономикой - отмечается
в литературе -можно считать преодоленным.
Жизнь показала, что отказ от государственного
управления, особенно в российских условиях,
ведет к развалу хозяйства. Рынок нельзя
рассматривать как чисто экономический
(внесоциальный) феномен. Государство,
вырабатывающее стратегические приоритеты
развития, должно использовать весь спектр
ценовых, финансовых и силовых рычагов
для их осуществления.
К сожалению, процесс формирования рыночных
отношений в нашей стране протекает тяжело,
обусловил не только положительные, но
и негативные последствия. Так, Россия
по многим параметрам сейчас явно перешагнула
за порог экономической безопасности.
Внешний долг превышает 65% ВВП, основные
фонды изношены более чем на 50%, сельское
хозяйство в упадке, наблюдается энергетический
кризис, более 30% населения живет за чертой
бедности, продолжается и даже ускоряется
постоянный отток капитала за рубеж.
Объектом исследования являются рыночные отношения в широком и узком смысле слова. В узком - это имущественные, товарно-денежные отношения, основанные на равенстве сторон, в широком - это рыночные отношения в узком смысле плюс налоговые, финансовые, банковские, трудовые отношения, отношения, вытекающие из приватизации.
Предметом исследования служат вопросы регулирования рыночных отношений в Российской Федерации.
В работе широко использовались материалы из учебников по экономической теории, различных пособий, материалы периодической печати, научные статьи.
Методы
исследования: системный, статистический
анализ, анализ научной статьи, историко-сравнительный.
1. РЫНОК: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ФУНКЦИИ
Рынок как экономический механизм, пришедший на смену натуральному хозяйству, формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия.
В экономической теории термин «рынок» имеет несколько значений, но основное его значение таково: рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов экономических благ1.
Отношения между покупателями и продавцами, т.е. рыночные отношения, начали складываться еще в глубокой древности, до возникновения денег, которые и появились затем во многом для того, чтобы обслуживать эти отношения.
По мере разложения натурального хозяйства и развития производства товаров на продажу менялось сама представление о рынке. Современный рынок, оставаясь механизмов взаимодействия покупателей и продавцов, превратился в систему регулирования хозяйственной жизни (экономики).
Рынок обслуживает производство, обмен, распределение и потребление. Для производства рынок поставляет необходимые ресурсы и реализует его продукцию, а также определяет спрос на нее. Для обмена рынок является главным каналом сбыта и закупок товаров и услуг. Для распределения он является тем механизмом, который определяет размеры доходов для владельцев ресурсов, продающихся на рынке. Для потребления рынок – это тот канал, через который потребителю поступает основная часть необходимых ему потребительских благ. Наконец, рынок – это то место, где определяется цена, являющаяся главным индикатором рыночной экономики.
Чтобы разобраться в природе рынка, представим себе примитивное экономическое сообщество из четырех человек: рыбака , охотника, гончара и фермера. Существует три разных способа удовлетворения этими людьми своих нужд.
Рис. 1.1.
Три способа удовлетворения людьми
своих нужд
Первый способ - самообеспечение, когда каждый из них может самостоятельно добыть для себя все необходимое.
Так, рыбак, проводя большую часть времени за ловлей рыбы, в остальное время и охотится, и гончарит, и занимается сельским хозяйством, чтобы обеспечить себя всем, что ему нужно. При этом эффективность его занятий рыбной ловлей снижается так же, как и эффективность занятий своим основным делом у других.
Второй способ - децентрализованный обмен, когда каждый рассматривает трех других в качестве своих потенциальных “покупателей”, составляющих его рынок.
Рыбак может посещать охотника, гончара и фермера (каждого в отдельности), чтобы обменять свою рыбу на их товары.
Третий способ - централизованный обмен, при котором на сцене появляется новое лицо, именуемое купцом и находящееся где-то в центре между ними, в месте под условным названием “рыночная площадь”. Каждый из них везет свои конкретные товары купцу и там обменивает их на все, что ему необходимо.
Таким образом, для приобретения товаров, предлагаемых другими, рыбак имеет дело с одним “рынком”, а не с тремя отдельными лицами. Появление купца резко снижает общее число сделок, необходимых для осуществления обмена в каких-то заданных объемах. Другими словами, купец и центральный рынок повышают торгово-операционную эффективность экономики.
Рис. 1.2. Условия возникновения рынка
Первое
условие – разделение труда, которое
ведет к специализации и
Первоначально обмен имел примитивные формы. По наблюдениям этнографов, на о. Калимантан и территории нынешней Малайзии это происходило так. «Продавцы», положив свои продукты для обмена, удалялись, дабы дать возможность «покупателям» подойти и рассмотреть их. Если «покупатели» хотели приобрести предложенные им предметы, они оставляли свои и удалялись. Тогда возвращались «продавцы» и в случае согласия забирали оставленные предметы, взамен оставив свои2.
Здесь мы наблюдаем зародыш бартера – одной из простейших форм обмена. Конечно, ему еще далеко до подлинного рынка. Ведь интересы «покупателя» и «продавца» могли не совпадать. Тогда приходилось совершать не один, а несколько обменов, чтобы за свой продукт получить то, что требовалось.
Развитие обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи. Только тогда и смогло появиться товарное производство в подлинном смысле слова, т.е. производство таких изделий, которые нужны их производителю не для собственного потребления, а в качестве носителя стоимости, позволяющего получить взамен десятки других нужных ему предметов. Иными словами, появилось производство на рынок, для удовлетворения потребностей других экономических агентов.
Второе условие – самостоятельность экономических агентов, или, как часто говорят экономисты, обособленность хозяйствующих субъектов. Товарный обмен обязательно предполагает стремление к взаимовыгодности. Никто не хочет проиграть, т.е. все хотят получить взамен своего товара желаемое количество другого. А такое стремление возникает на основе экономической самостоятельности, выражающейся в экономической ограниченности, обособленности интересов. Эта самостоятельность исторически возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-то локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные предприятия, смешанные предприятия, т.е. с государственным участием, и т.д.).
Для
эффективного функционирования рыночного
хозяйства необходимо и третье условие
– свобода предпринимательства. Внерыночное
регулирование хозяйства имеет место
в любой системе. Институциональная система
дополняет рынок. Институты – это законы,
нормы. Традиции, организационные структуры.
Именно институты создают ту среду, в которой
функционируют рынки, и определяют систему
сдержек и противовесов, противодействующих
произволу и деформации рыночных отношений.
Но в целом, чем меньше скован товаропроизводитель,
тем больше простора для развития рыночных
отношений.
Исследование структуры рыночной экономики облегчается выработкой основных критериев, в соответствии с которыми выделяются основные подсистемы.
Информация о работе Сущность рынка. Развитие рыночных отношений в России