Сравнительный анализ классической и кейнсианской макроэкономических школ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 23:21, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы продиктована тем, что политическая экономия не может быть собранием готовых правил. Их надо найти, вывести, обосновать, затем уточнить, проверить, скорректировать. Практические правила и конкретные рекомендации должны основываться не на голой интуиции, а на теоретических положениях и выводах.

Содержание

Введение 2

глава 1 эволюция классической школы 4

Развитие и становление классической школы 4
Неоклассический синтез 8
Глава 2 Эволюция кейнсианской школы 16

2.1. Развитие и концепция кейнсианской школы 16

2.2. Посткейнсианство 18

глава 3 Сравнительный анализ классической и кейнсианской школ 24

Заключение 35

Список используемой литературы 36

Приложение 1

Работа содержит 1 файл

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ исправл.docx

— 163.15 Кб (Скачать)

       «Гипотеза финансовой нестабильности» 

     Суть  этой концепции, разработанной Х.Ф. Мински, состоит в том, что «капиталистическая экономика порождает финансовую структуру, которая подвержена финансовым кризисам»[11,с.299]. По мнению Х.Ф.Мински, экономическая динамика во многом определяется тем, как предпринимательский сектор финансирует свои инвестиции. Мински выделяет три типа финансирования: обеспеченное финансирование, спекулятивное финансирование и «Понци-финансирование». При обеспеченном финансировании текущие денежные поступления достаточны для регулярного погашения суммы долга и процентов по нему. При спекулятивном финансировании этих поступлений хватает только на уплату процентов, но их недостаточно для амортизации долга (то есть выплаты части основной суммы задолженности). Таким образом, для погашения своего долга предпринимательский сектор вынужден брать новые кредиты. Спекулятивное финансирование неизбежно, когда долгосрочные инвестиционные проекты финансируются за счет краткосрочных кредитов. Понци-финансирование состоит в том, что текущие денежные поступления не могут обеспечить даже выплату процентов. Это означает, что для периодического погашения кредитов предпринимательский сектор вынужден увеличивать свою задолженность.  

     Таким образом, периодические экономические  кризисы вызываются не только неблагоприятными изменениями степени уверенности  хозяйствующих субъектов, но систематически возникающей неспособностью предпринимательского сектора к погашению своих  долгов финансовому сектору. Таково резюме гипотезы финансовой нестабильности. Смягчению кризисов может способствовать правительство посредством проведения экспансионистской (стимулирующей) политики в фазе спада. Дело в том, что с  помощью этой политики оно может косвенным образом вызвать увеличение денежных поступлений у должников, являющихся потенциальными банкротами. Тем самым правительство трансформирует «долговую дефляцию» в стагфляцию. По мнению Х.Ф.Мински, вторая из этих проблем гораздо менее серьезна, чем первая, поскольку «долговая дефляция» часто означает глубокий и длительный спад типа Великой депрессии 1929-1933 гг.  

     Итак, посткейнсианцы, как и адепты других кейнсианских школ, выступают за активное макроэкономическое вмешательство  правительства в экономику. Отличие  их подхода к роли государства  состоит в подчеркивании важности того факта, что - как было отмечено в рамках «гипотезы финансовой нестабильности» - кризисы возникают вследствие неблагоприятной  структуры финансовых потоков экономических  субъектов. Поэтому фискальная и  денежная политика должны быть направлены не столько на регулирование совокупного  спроса как такового, сколько на обеспечение адекватной структуры  и объема финансовых потоков. Вот  почему важна не только фискальная политика как таковая, поддерживающая на должном уровне потоки прибыли  промышленных компаний, но и деятельность Центрального банка как кредитора  последней инстанции, поддерживающая финансовые поступления коммерческих банков. Отказ Центрального банка  от осуществления такой деятельности и его переориентация на стабильность денежной массы (как это требуется  монетаристами и новыми классиками) может привести к краху всей финансовой системы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3. Сравнительный  анализ классической и кейнсианской школ 

     В отличие от микроэкономики, в которой  существует монистический (единый) взгляд на экономические проблемы.  В  макроэкономике имеется два подхода, две школы, два направления в  трактовке макроэкономических процессов  и явлений: классический и кейнсианский (а в современных условиях соответственно неоклассический и неокейнсианский)  и поэтому существуют две макроэкономические модели, отличающиеся друг от друга  системой: 1) предпосылок 2) уравнений  модели 3) теоретических выводов  и 4) практических рекомендаций. Главное  различие между школами состоит: 1) в трактовке вопроса о степени  гибкости цен и скорости их адаптации (adjustment) к изменению рыночной конъюнктуры, скорости уравновешивания  рынков (market clearing) и 2) необходимости, степени и  инструментов государственного вмешательства  в экономику.

     Основные  положения классической модели следующие:

  1. Экономика делится на два независимых сектора: реальный и денежный, что в макроэкономике получило название принципа «классической дихотомии». Денежный сектор не оказывает влияния на реальные показатели, а лишь фиксирует отклонение номинальных показателей от реальных, что получило название принципа «нейтральности денег». Этот принцип означает, что деньги не воздействуют на ситуацию в реальном секторе и что все цены относительные. Поэтому в классической модели денежный рынок отсутствует, а реальный сектор состоит из трех рынков: рынка труда, рынка заемных средств и товарного рынка.
  2. На всех реальных рынках совершенная конкуренция, что соответствовало экономической ситуации конца ХVШ и всего ХIХ века. Поэтому все экономические агенты являются «price takers».
  3. Поскольку на всех этих рынках действует совершенная конкуренция, то все цены (т.е. номинальные показатели) гибкие (flexible). Это относится и к цене труда – номинальной ставке заработной платы; и к цене заемных средств – номинальной ставке процента; и к цене товаров. Гибкость цен означает, что цены меняются, адаптируясь к изменениям рыночной конъюнктуры (т.е. изменениям соотношения спроса и предложения) и обеспечивают восстановление нарушенного равновесия на любом из рынков, причем на уровне полной занятости ресурсов.
  4. Так как цены гибкие, то равновесие на рынках устанавливается и восстанавливается автоматически, действует выведенный A.Смитом принцип «невидимой руки» («invisible hand»), принцип самоуравновешивания, саморегулирования рынков («market-clearing»).
  5. Поскольку равновесие обеспечивается автоматически рыночным механизмом, то никакая внешняя сила, внешний агент не должны вмешиваться в процесс регулирования экономики, а тем более в функционирование самой экономики. Так обосновывался принцип государственного невмешательства в управление экономикой, который получил название «laissez faire, laissez passer», что в переводе с французского означает «пусть все делается, как делается, пусть все идет, как идет».
  6. Основной проблемой в экономике является ограниченность ресурсов, поэтому все ресурсы используются полностью, и экономика всегда находится в состоянии полной занятости ресурсов, т.е. наиболее эффективного и рационального их использования. (Как известно из микроэкономики, наиболее эффективное использование ресурсов из всех рыночных структур соответствует именно системе совершенной конкуренции). Поэтому объем выпуска всегда находится на своем потенциальном уровне (уровне потенциального или естественного выпуска (natural output), т.е. выпуска при полной занятости всех экономических ресурсов).
  7. Ограниченность ресурсов делает главной в экономике проблему производства, т.е. проблему совокупного предложения. Поэтому классическая модель – это модель, изучающая экономику со стороны совокупного предложения (модель «supply-side»). Основным рынком выступает ресурсный рынок, и, в первую очередь, рынок труда. Совокупный спрос всегда соответствует совокупному предложению. В экономике действует так называемый «закон Сэя», предложенный известным французским экономистом начала ХIХ века Жаном-Батистом Сэем, который утверждал, что «предложение порождает адекватный спрос», поскольку каждый человек одновременно является и продавцом, и покупателем; и его расходы всегда равны доходам. Так, рабочий, с одной стороны, выступает продавцом экономического ресурса, собственником которого он является, т.е. труда, а с другой - покупателем товаров и услуг, которые он приобретает на доход, полученный от продажи труда. Сумма, которую получает рабочий в виде заработной платы, равна стоимости продукции, которую он произвел. (Условие максимизации прибыли для совершенно конкурентной фирмы, как известно из микроэкономики: МС = МR (предельные издержки равны предельной выручке), т.е. W = P ? MPL, где W – номинальная заработная плата, P – цена продукции, производимой фирмой и MPL – предельный продукт труда) . А его доход равен сумме расходов. Фирма также является одновременно и продавцом (товаров и услуг) и покупателем (экономических ресурсов). Доход, получаемый от продажи своей продукции, она расходует на покупку факторов производства. Поэтому проблем с совокупным спросом быть не может, так как все агенты полностью превращают свои доходы в расходы.
  8. Проблема ограниченности ресурсов (увеличение количества и улучшение качества) решается медленно. Технологический прогресс и расширение производственных возможностей – процесс длительный, долгосрочный. Все цены в экономике адаптируются к изменению соотношения между спросом и предложением также не немедленно. Поэтому классическая модель – это модель, описывающая долгосрочный период (модель «long-run»).

     Абсолютная  гибкость цен и взаимное уравновешивание  рынков наблюдается только в долгосрочном периоде. Рассмотрим, как взаимодействуют  рынки в классической модели.

     Реальных  рынков в классической модели три: рынок  труда, рынок заемных средств  и рынок товаров (рис.3)

     

     Рассмотрим  рынок труда (рис.3(а)). Поскольку в условиях совершенной конкуренции ресурсы используются полностью (на уровне полной занятости), то кривая предложения труда (LS – labour supply curve) вертикальна, и объем предлагаемого труда равен LF (full employment). Спрос на труд зависит от ставки заработной платы, причем зависимость обратная (чем выше ставка номинальной заработной платы (W – wage rate), тем выше издержки фирм, и тем меньшее количество рабочих они нанимают). Поэтому кривая спроса на труд (LD – labour demand curve) имеет отрицательный наклон. Первоначально равновесие устанавливается в точке пересечения кривой предложения труда (LS) и кривой спроса на труд (LD1) и соответствует равновесной ставке номинальной заработной платы W1 и количеству занятых LF. Предположим, что спрос на труд снизился, и кривая спроса на труд LD1 сдвинулась влево до LD2. При номинальной ставке заработной платы W1 предприниматели наймут (предъявят спрос на) количество рабочих, равное L2. Разница между LF и L2 есть не что иное, как безработица. Поскольку в ХIХ веке не существовало пособий по безработице, то, по мнению представителей классической школы, рабочие, как рационально действующие экономические агенты, предпочтут получать более низкий доход, чем не получать никакого. Номинальная ставка заработной платы снизится до W2, и на рынке труда вновь восстановится полная занятость LF. Безработица в классической модели поэтому имеет добровольный характер, поскольку ее причиной выступает отказ рабочего работать за данную ставку номинальной заработной платы (W2). Таким образом, рабочие добровольно обрекают себя на безработное состояние.

     Рынок заемных средств (рис. 3.(б)) – это  рынок, на котором «встречаются»  инвестиции (I - investment) и сбережения (S - savings) и устанавливается равновесная  ставка процента (R – interest rate). Спрос  на заемные средства предъявляют  фирмы, используя их для покупки  инвестиционных товаров, а предложение  кредитных ресурсов осуществляют домохозяйства, предоставляя взаймы свои сбережения. Инвестиции отрицательно зависят от ставки процента, так как чем выше цена заемных средств, тем меньше величина инвестиционных расходов фирм, то кривая инвестиций имеет поэтому  отрицательный наклон. Зависимость  сбережений от ставки процента положительная, так как чем выше ставка процента, тем больше доход, получаемый домохозяйствами  от предоставления в кредит своих  сбережений. Первоначально равновесие (инвестиции = сбережениям, т.е. I1 = S1) устанавливается  при величине ставки процента R1. Но если сбережения увеличиваются (кривая сбережений S1 сдвигается вправо до S2), то при прежней ставке процента R1 часть сбережений не будет приносить  доход, что невозможно при условии, если все экономические агенты ведет  себя рационально. Сберегатели (домохозяйства) предпочтут получать доход на все  свои сбережения, пусть даже по более  низкой ставке процента. Новая равновесная  ставка процента установится на уровне R2, при которой все кредитные  средства будут использоваться полностью, так как при этой более низкой ставке процента инвесторы возьмут больше кредитов, и величина инвестиций увеличится до I2, т.е. I2 = S2. Равновесие установлено, причем на уровне полной занятости ресурсов.

     На  товарном рынке (рис. 3.(в)) первоначальное равновесие устанавливается в точке  пересечения кривой совокупного  предложения AS и совокупного спроса AD1, чему соответствует равновесный  уровень цен Р1 и равновесный  объем производства на уровне потенциального выпуска - Y*. Поскольку все рынки  связаны друг с другом, то снижение номинальной ставки заработной платы  на рынке труда (что ведет к  снижению уровня дохода), и рост сбережений на рынке капитала обусловливают  снижение потребительских расходов, и, следовательно, совокупного спроса. Кривая AD1 сдвигается влево до AD2. При  прежнем уровне цен Р1 фирмы не могут продать всю продукцию, а только ее часть, равную Y2. Однако поскольку фирмы являются рациональными  экономическими агентами, то они в  условиях совершенной конкуренции  предпочтут продать весь произведенный  объем производства, пусть даже по более низким ценам. В результате уровень цен снизится до Р2, и весь произведенный объем производства будет продан, т.е. равновесие опять  установится на уровне потенциального выпуска (Y*).

     Рынки уравновесились сами собой за счет гибкости цен, при этом равновесие на каждом из рынков установилось на уровне полной занятости ресурсов. Изменились только номинальные показатели, а  реальные остались без изменения. Таким  образом, в классической модели гибкими  являются номинальные показатели, а  реальные показатели – жесткие. Это  касается и реального объема выпуска (по-прежнему равного потенциальному объему выпуска), и реальных доходов  каждого экономического агента. Дело в том, что цены на всех рынках меняются пропорционально друг другу, поэтому  отношение W1/P1 = W2/P2, а отношение номинальной  заработной платы к общему уровню цен есть не что иное, как реальная заработной платы. Следовательно, несмотря на падение номинального дохода, реальный доход на рынке труда остается неизменным. Реальные доходы сберегателей (реальная ставка процента) также не изменились, поскольку номинальная  ставка процента снизилась в той  же пропорции, что и цены. Реальные доходы предпринимателей (выручка от продаж и прибыль) не снизились, несмотря на падение уровня цен, так как  в той же степени снизились  издержки (расходы на оплату труда, т.е. номинальная ставка заработной платы). При этом падение совокупного спроса не приведет к падению производства, так как снижение потребительского спроса (в результате падения номинальных доходов на рынке труда и роста величины сбережений на рынке капитала) будет скомпенсировано увеличением инвестиционного спроса (в результате падения ставки процента на рынке капитала). Таким образом, равновесие установилось не только на каждом из рынков, но произошло и взаимное уравновешивание всех рынков друг с другом, и, следовательно, в экономике в целом. Из положений классической модели следовало, что затяжные кризисы в экономике невозможны, а могут иметь место лишь временные диспропорции, которые ликвидируются постепенно сами собой в результате действия рыночного механизма - через механизм изменения цен.

     Но  в конце 1929 года в США разразился кризис, охвативший ведущие страны мира, длившийся до 1933 года и получивший название Великого краха или Великой  депрессии. Этот кризис был не просто очередным экономическим кризисом. Этот кризис показал несостоятельность  положений и выводов классической макроэкономической модели, и прежде всего идеи о саморегулирующейся экономической системе. Во-первых, Великую  депрессию, длившуюся четыре долгих года, невозможно было трактовать как  временную диспропорцию, как временный  сбой в действии механизма автоматического  рыночного саморегулирования. Во-вторых, о какой ограниченности ресурсов, как центральной экономической  проблеме, могла идти речь в условиях, когда, например, в США уровень  безработицы составлял 25%, т.е. каждый четвертый был безработным (человеком, который хотел работать и искал  работу, но не мог ее найти). 

     Но  следует иметь в виду, что несостоятельность  положений классической школы - не в  том, что ее представители в принципе приходили к неправильным выводам, а в том, что основные положения  классической модели разрабатывались  в ХIX веке и отражали экономическую  ситуацию того времени, т.е. эпохи совершенной  конкуренции. Но эти положения и  выводы не соответствовали экономике  первой трети ХХ века, характерной  чертой которой стала несовершенная  конкуренция. Кейнс опроверг основные предпосылки и выводы классической школы, построив собственную макроэкономическую модель.

     Основные  положения кейнсианская макроэкономическая модели:

     1. Реальный сектор и денежный сектор тесно взаимосвязаны и взаимозависимы.

     Принцип нейтральности денег, характерный  для классической модели, заменяется принципом «деньги имеют значение» («money matters») , что означает, что деньги оказывают влияние на реальные показатели. Денежный рынок становится макроэкономическим рынком, частью (сегментом) финансового  рынка наряду с рынком ценных бумаг (заемных средств).

      2. На всех рынках несовершенная конкуренция.

     3. Поскольку на всех рынках несовершенная конкуренция, то цены негибкие, они жесткие (rigid) или, по терминологии Кейнса, липкие (sticky), т.е. залипающие на определенном уровне и не изменяющиеся в течение определенного периода времени. Например, на рынке труда жесткость (липкость) цены труда (номинальной ставки заработной платы) обусловлена тем, что:

Информация о работе Сравнительный анализ классической и кейнсианской макроэкономических школ