Сравнительный анализ классической и кейнсианской макроэкономических школ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 23:21, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы продиктована тем, что политическая экономия не может быть собранием готовых правил. Их надо найти, вывести, обосновать, затем уточнить, проверить, скорректировать. Практические правила и конкретные рекомендации должны основываться не на голой интуиции, а на теоретических положениях и выводах.

Содержание

Введение 2

глава 1 эволюция классической школы 4

Развитие и становление классической школы 4
Неоклассический синтез 8
Глава 2 Эволюция кейнсианской школы 16

2.1. Развитие и концепция кейнсианской школы 16

2.2. Посткейнсианство 18

глава 3 Сравнительный анализ классической и кейнсианской школ 24

Заключение 35

Список используемой литературы 36

Приложение 1

Работа содержит 1 файл

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ исправл.docx

— 163.15 Кб (Скачать)
 

    оглавление

Введение                                                                                              2

глава 1 эволюция классической школы                         4

    1. Развитие и становление классической школы                                   4
    2. Неоклассический синтез                                                                      8

Глава 2 Эволюция кейнсианской школы                      16

2.1. Развитие и концепция кейнсианской школы                                      16

2.2. Посткейнсианство                                                                                 18

глава 3 Сравнительный анализ классической и кейнсианской школ                                                                     24

Заключение                                                                                           35

Список  используемой литературы                                    36

Приложение 1                                                                                      38 
 
 

 

Введение

     Актуальность  данной темы продиктована тем, что политическая экономия не может быть собранием  готовых правил. Их надо найти, вывести, обосновать, затем уточнить, проверить, скорректировать. Практические правила  и конкретные рекомендации должны основываться не на голой интуиции, а на теоретических положениях и выводах.

     В экономической жизни действует  обычно не одна, а множество причин. Далеко не просто, а вместе с тем необходимо их понимать, различать, выделять главные, не смешивать причину и следствие. Развитие и обогащение экономической теории — это постоянный учет изменяющихся условий и взаимосвязей, сопоставление различных подходов, позиций, разных школ и взглядов, преемственность знаний и выводов.

     Обращение к экономической истории необходимо не просто для расширения кругозора, не только в чисто познавательных целях. Важно уловить последовательность, понять логику эволюции научных положений, идей, уяснить их связи с происходящими в жизни изменениями. Как утверждают многие авторитеты, основы наших сегодняшних представлений “сидят в прошлом”, и эти представления и идеи прошлого не принадлежат исключительно истории, они несут элементы наших сегодняшних и нередко завтрашних, т. е. будущих взглядов.

     Мы  обращаемся к концепциям, положениям, заключениям, если угодно, к ошибкам  и заблуждениям экономистов и  политиков прошлого уже потому, что хотим глубже понять и осмыслить наши сегодняшние шаги, освободиться от устаревшего и наносного, сохранить и использовать все полезное. Для этого недостаточно знакомства с какой-либо одной концепцией или системой взглядов, как бы популярны они ни были. Экономические школы и теории сами развиваются, переживают периоды особой популярности, эволюции, вместе с тем сами “выходят” из прошлого, органично сохраняя связь с патриархами экономической науки, порой весьма прочно и тесно.[2, с.354]

     При разработке основных положений данной работы использовался метод единства исторического и логического, методы структурного анализа и синтеза.

     При написании данной работы мной была использована в основном учебная литература. Также в процессе работы над данной темой мной использовалась монографическая литература, а также переводные издания.

 

     Глава 1. Эволюция классической школы

    1. Развитие и становление классической школы
 

     Классическая  политическая экономия возникла тогда, когда предпринимательская деятельность вслед за сферой торговли, денежного обращения и ссудных операций распространилась также на многие отрасли промышленности и сферу производства в целом. Поэтому уже в мануфактурный период, который выдвинул на первый план в экономике капитал, занятый в сфере производства, протекционизм (в XVI— XVII вв. политика накопления золота и серебра — основы богатства нации и государства) меркантилистов уступил свое доминирующее положение новой концепции — концепции экономического либерализма, базирующейся на принципах невмешательства государства в экономические процессы, неограниченной свободы конкуренции предпринимателей.

     Произошедшие  социально-экономические преобразования изменили и характер политической экономии. Как известно, с начала XVII в. после выхода в свет «Трактата политической экономии» А.Н. Монкретьена (1615) суть политической экономии сводилась проводниками административного (протекционистского) решения экономических проблем к науке о государственном хозяйстве. Но к концу XVII в. и в последующее время мануфактурная экономика наиболее развитых европейских стран достигла такого уровня, что «советники при короле» уже более не могли убеждать его о путях наращивания богатства страны через «...работы о золоте, о сдерживании импорта и поощрении экспорта и о тысяче детальных распоряжений, имеющих целью установить контроль над экономикой»[1, с.285].

     Указанный период ознаменовал начало действительно  новой школы политической экономии, которую классической называют, прежде всего, за подлинно научный характер многих ее теорий и методологических положений, лежащих и в основе современной экономической науки. Именно благодаря представителям классической политической экономии экономическая теория обрела статус научной дисциплины, и до сих пор, «когда говорят «классическая школа», то имеют в виду школу, которая остается верной принципам, завещанным первыми учителями экономической науки, и старается наилучше доказать их, развить и даже исправить, но не изменяя в них того, что составляет их существо»[2,с.352].

     Следует отметить, что впервые термин «классическая политическая экономия» употребил один из ее завершителей К.Маркс для того, чтобы показать ее специфическое место в «буржуазной политической экономии».

       По общепринятой оценке классическая политическая экономия зародилась в конце XVII — начале XVIII в. в трудах У.Петти (Англия) и П.Буагильбера (Франция). Время ее завершения рассматривается с двух теоретико-методологических позиций. Одна из них — марксистская — указывает на период первой четверти XIX в., и завершителями школы считаются английские ученые А.Смит и Д.Рикардо. По другой — наиболее распространенной в научном мире — классики исчерпали себя в последней трети XIX в. трудами Дж.С.Милля.

     Коротко суть этих позиций такова. Согласно марксистской теории утверждается, что  классическая политическая экономия завершилась  в начале XIX в. и сменилась «вульгарной политической экономией» потому, что родоначальники последней — Ж.Б.Сэй и Т.Мальтус — ухватились, по словам К.Маркса, «за внешнюю видимость явлений и противоположность закону явления». При этом главным аргументом, обосновывающим избранную позицию, автор «Капитала» считает «открытый» им же «закон прибавочной стоимости». Этот «закон», по его мысли, вытекает из центрального звена учения А.Смита и Д.Рикардо — трудовой теории стоимости, отказавшись от которой «вульгарный экономист» обречен стать апологетом буржуазии, пытающимся скрыть эксплуататорскую сущность в отношениях присвоения капиталистами создаваемой рабочим классом прибавочной стоимости. Вывод К.Маркса однозначен: «классическая школа» убедительно раскрывала антагонистические противоречия капитализма и подводила к концепции бесклассового социалистического будущего.

     В развитии классической политической экономии с определенной условностью можно  выделить четыре этапа.

     Первый  этап охватывает период с конца XVII в. до начала второй половины XVIII в. Это этап существенного расширения сферы рыночных отношений, аргументированных опровержений идей меркантилизма и его полного развенчания. Главные представители начала данного этапа У.Петти и П.Буагильбер безотносительно друг от друга первыми в истории экономической мысли выдвинули трудовую теорию стоимости, в соответствии с которой источником и мерилом стоимости является количество затраченного труда на производство той или иной товарной продукции или блага. Осуждая меркантилизм и исходя из причинной зависимости экономических явлений, основу богатства и благосостояния государства они видели не в сфере обращения, а в сфере производства.

     Завершила первый этап классической политической экономии так называемая школа физиократов, получившая распространение во Франции  в середине и начале второй половины XVIII в. Ведущие авторы этой школы Ф.Кенэ и А.Тюрго в поисках источника чистого продукта (национального дохода) решающее значение наряду с трудом придавали земле. Критикуя меркантилизм, физиократы еще более углубились в анализ сферы производства и рыночных отношений, хотя и в основном в области сельского хозяйства, неправомерно отдаляясь от анализа сферы обращения.

     Второй  этап развития классической политической экономии охватывает период последней трети XVIII в. и несомненно связан с именем и трудами А.Смита — центральной фигуры среди всех ее представителей. Его «экономический человек» и «невидимая рука» провидения убедили не одно поколение экономистов о естественном порядке и неотвратимости независимо от воли и сознания людей стихийного действия объективных экономических законов. Во многом благодаря ему вплоть до 30-х гг. XX столетия неопровержимым считалось положение о полном невмешательстве правительственных предписаний в свободную конкуренцию.

     Далее отметим, что классическими по праву  считаются и открытые А.Смитом (по материалам анализа булавочной мануфактуры) законы разделения труда и роста  его производительности. На его теоретических  изысканиях в значительной мере основываются также современные концепции  о товаре и его свойствах, доходах (заработной плате, прибыли), капитале, производительном и непроизводительном труде и другие.

     Третий  этап эволюции классической школы политической экономии приходится на первую половину XIX в., когда в ряде развитых стран завершился промышленный переворот. В течение этого периода последователи и в том числе ученики А.Смита (так называли себя многие из них) подвергли углубленной проработке и переосмыслению основные идеи и концепции своего кумира, обогатили школу принципиально новыми и значимыми теоретическими положениями. В числе представителей данного этапа следует особо выделить французов Ж.Б.Сэя и Ф.Бастиа, англичан Д.Рикардо, Т.Мальтуса и Н.Сениора, американца Г.Кэри и др.

     Д.Рикардо  более других своих современников  полемизировал с А.Смитом. Но, разделяя всецело взгляды последнего о  доходах «главных классов общества», он впервые выявил закономерность имеющей  место тенденции нормы прибыли  к понижению, разработал законченную  теорию о формах земельной ренты. К его заслугам необходимо отнести  также одно из лучших обоснований  закономерности изменения стоимости  денег как товаров в зависимости  от их количества в обращении.

     К триаде экономистов-классиков —  последователей смитовской политической экономии — правомерно наряду с  Д.Рикардо и Ж.Б.Сэем отмести Т.Мальтуса. Этот ученый, в частности, в развитие несовершенной концепции А.Смита  о механизме общественного воспроизводства (по Марксу, «догма Смита») выдвинул теоретическое  положение о «третьих лицах», в  соответствии с которым обосновал  реальное участие в создании и  распределении совокупного общественного  продукта не только производительных, но и непроизводительных слоев общества. Т.Мальтусу принадлежит также не потерявшая и в наше время свою актуальность идея о влиянии на благосостояние общества численности и темпов прироста населения, что свидетельствует  одновременно и о взаимозависимости  экономических процессов и природных  явлений.

     Четвертый завершающий этап развития классической политической экономии охватывает период второй половины XIX в., в течение которого Дж.С.Милль и К.Маркс обобщили лучшие достижения школы: с другой стороны, к этому времени уже обретали самостоятельное значение новые, более прогрессивные направления экономической мысли, получившие впоследствии названия «маржинализм» (конец XIX в.) и «институционализм» (начало XX в.). Что касается новаторства идей англичанина Дж.С.Милля и К.Маркса, писавшего свои труды в изгнании из родной Германии, то эти авторы классической школы, будучи строго привержены положению об эффективности ценообразования в условиях конкуренции и осуждая классовую тенденциозность и вульгарную апологетику в экономической мысли, все же симпатизировали рабочему классу, были обращены «к социализму и реформам»[3, с. 93-112]. Причем К.Маркс, кроме того, особо подчеркивал усиливающуюся эксплуатацию труда капиталом, которая, обостряя классовую борьбу, должна, на его взгляд, неизбежно привести к диктатуре пролетариата, «отмиранию государства» и равновесной экономике бесклассового общества [5, с.544].

     Обращение к произведениям авторов, стоящих  у “основания” экономической  науки, не имеет непосредственного, чисто утилитарного характера. Тем не менее мы понимаем, что современные теории и школы не возникли на пустом месте. Они развиваются и в то же время сами “выходят” из прошлого, связаны с предшественниками и как продолжатели, и как критики их взглядов. Следует отметить, что некоторые современные авторы, используя математический аппарат, иногда пытаются “проверить” корректность основных постулатов Смита и Рикардо, оценить их концепции с позиций нынешних подходов и методов.

Информация о работе Сравнительный анализ классической и кейнсианской макроэкономических школ