Сравнительный анализ классической и кейнсианской макроэкономических школ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 23:21, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы продиктована тем, что политическая экономия не может быть собранием готовых правил. Их надо найти, вывести, обосновать, затем уточнить, проверить, скорректировать. Практические правила и конкретные рекомендации должны основываться не на голой интуиции, а на теоретических положениях и выводах.

Содержание

Введение 2

глава 1 эволюция классической школы 4

Развитие и становление классической школы 4
Неоклассический синтез 8
Глава 2 Эволюция кейнсианской школы 16

2.1. Развитие и концепция кейнсианской школы 16

2.2. Посткейнсианство 18

глава 3 Сравнительный анализ классической и кейнсианской школ 24

Заключение 35

Список используемой литературы 36

Приложение 1

Работа содержит 1 файл

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ исправл.docx

— 163.15 Кб (Скачать)

Глава 2. Эволюция кейнсианской школы

     2.1. Развитие и концепция  кейнсианской школы 

     Этап 40-60-х гг. ХХ века в истории экономической мысли Запада принято именовать "веком кейнсианства", имея в виду, что концепции данного направления играли доминирующую роль и в академических, и в правительственных кругах наиболее мощных, экономически развитых капиталистических стран (и, прежде всего, в США). Исключением из этого правила были только ФРГ и Франция.

     В первые послевоенные годы в США это  обусловливалось, прежде всего, памятью  о колоссальных результатах "нового курса" правительства президента Ф. Рузвельта, который через серьезное и довольно жесткое реформирование экономики страны позволил выйти из тяжелейшего положения "Великой депрессии". Идеи "государственного контроля во имя полной занятости", носителями которой были кейнсианцы, стали, по сути, стержнем этой экономической политики и воспринимались американским обществом как "спасательный круг" для экономики. Этими же идеями проникаются и все англоязычные страны (Великобритания, Канада, Австралия), а также ряд малых стран Западной Европы. А в 60-е годы кейнсианские концепции регулирования экономического роста начинают определять содержание экономической политики и в Японии. Наконец, и в скандинавских странах (Швеция, Норвегия, Дания) под влиянием близкой к кейнсианству стокгольмской школы формируется концепция "Государства всеобщего благоденствия", которая также исходит из централизованного правительственного регулирования хозяйственных процессов.

     Таким образом, по оценкам большинства  исследователей, именно ощутимые и  наглядные успехи функционирования экономики развитых стран, построенного на кейнсианской политике макроэкономического  регулирования, улучшение социальной обстановки в этих странах стали  основными причинами огромного  интереса к кейнсианской доктрине не только со стороны ученых-экономистов, но и практикующих политиков и  государственных деятелей. Все это  и сделало кейнсианство в первые послевоенные десятилетия самым  авторитетным течением западной экономической  мысли. [10, с.266-268]

     Теоретические позиции и практические рекомендации современных кейнсианцев отличаются от позиций и рецептов основоположников теории эффективного спроса. Так почему же они считают себя кейнсианцами? И почему теория Кейнса столь популярна?

     Попытаемся  высказать несколько соображений. Во-первых, наряду с несомненными различиями между взглядами сегодняшних  сторонников кейнсианской теории и  позицией, выдвинутой ее автором в 30-х  гг., сохраняются общие подходы  концептуального порядка, составляющие ядро кейнсианской теории. Эти подходы выражают суть концепции Кейнса.                                                    

     Теория  Кейнса — это, прежде всего, теория эффективного спроса. Идея Кейнса состоит  в том, чтобы через активизацию  и стимулирование совокупного спроса (общей покупательной; способности) воздействовать на производство и предложение  товаров и услуг. Кейнсианская теория, как было упомянуто выше, это теория, придающая решающее значение инвестициям. Чем выше их прибыльность, ожидаемый от них доход и чем значительнее размеры инвестиций, тем больше масштабы и выше темпы производства. Концепция, выдвинутая и отстаиваемая Кейнсом, предусматривает активное вмешательство государства в экономическую жизнь. Кейнс не верил в саморегулирующийся рыночный механизм и считал, что для обеспечения нормального роста и достижения равновесия необходимо вмешательство в процесс экономического развития извне. Рыночная экономика сама себя (без участия государства) “вылечить” не может.

     Во-вторых теория Кейнса остается значимой и  популярной потому, что имеет прямой выход на практику. Она представляет не просто дальнейшее развитие теории, пересмотр теоретических положений классиков, а обосновывает практические рекомендации, направленные на регулирование воспроизводственного процесса, снижение уровня безработицы. По Кейнсу, равновесие может быть достигнуто не только при полной, но и при неполной занятости.

     Кейнс не только занимался теоретическими разработками, но и принимал активное участие в работе правительственных  органов. Он участвовал в конференции, принявшей Версальский договор (с которым был не согласен и против которого выступал с критикой и предсказанием неизбежных последствий). Был членом правительственного Комитета по финансам и промышленности. Выполнял роль консультанта по вопросам финансов и денежного обращения; редактировал журнал “Экономик джорнэл”. Авторитет Кейнса, крупного специалиста, влиятельного экономиста, подкреплял значимость выдвигаемых рекомендаций.           

     В-третьих, принципиальное значение имеет кейнсианская методология, которая выходит за рамки какой-либо одной проблемы. Многие считают, что предложенная Кейнсом система анализа означала “революцию” в экономической теории. Ее смысл в том, что Кейнс перенес область исследования из сферы преимущественно ценовых отношений, анализа спроса и предложения в сферу общественного воспроизводства, взаимодействия обмена и производства на макроуровне (в отличие от неоклассиков, изучавших экономические явления и процессы, главным образом, на микроуровне, на “горизонте” фирм и потребителей).

     Подведем  некоторый итог. Заслуга Кейнса состоит в том, что он предложил новый подход, разработал новую теорию регулирования производства и занятости. Он показал, что в современных условиях автоматического восстановления нарушенных пропорций между основными параметрами воспроизводственного процесса не происходит. Рыночные регуляторы оказываются неспособными обеспечить равновесность.

     2.2. Посткейнсианство

     Основополагающим  пунктом учения посткейнсианцев  является теория «денежной экономики», начала которой, как известно, были заложены еще Дж.М.Кейнсом в 1933 г. Иными словами, посткейнсианцы развили идею основоположника макроэкономики, забытую при эволюции традиционного кейнсианства. Суть посткейнсианской теории денежной экономики, разработанной, прежде всего, усилиями П. Дэвидсона и Ф. Эрестиса, заключается в следующем: 

     1. Рыночная экономика - это производственная экономика, и процесс производства в ней занимает длительный промежуток времени. Хозяйственная деятельность в такой экономике протекает во времени: рыночная экономика двигается от «неизменного и известного прошлого к неизвестному и неопределенному будущему». Иными словами, рыночная экономика реального мира движется в одном направлении (принцип «исторического времени»), а не в обоих направлениях, как это допускается, например, в модели общего равновесия Л.Вальраса (принцип «логического времени»).  

     2. Для того, чтобы минимизировать неопределенность будущего, хозяйствующие субъекты создают определенные институты, прежде всего, такие, как (форвардные) контракты и деньги. Форвардные контракты устраняют неопределенность в отношении будущих поставок и продаж, платежей и поступлений. Но для их нормального выполнения необходимо, во-первых, общепринятое средство их соизмерения, а, во-вторых, общепринятое средство их погашения. Актив, который используется для удовлетворения обеих потребностей, есть деньги. Иными словами, деньги, по мнению посткейнсианцев, имеют «контрактную природу».  

     3. Поскольку деньги - единственное средство погашения контрактных обязательств, они наилучшим образом защищают экономических субъектов в периоды экономической нестабильности. Когда какой-либо индивид (или фирма) опасается того, что он не получит своих будущих доходов, то он, если его опасения сбываются, может оказаться в состоянии, когда он не сможет погасить свои договорные обязательства. В случае возникновения такого рода ожиданий обладание деньгами, выражаясь словами Дж. М. Кейнса, «заглушает его беспокойство». Таким образом, основным мотивом спроса на деньги является мотив предосторожности, то есть стремление защититься от возможных в неопределенном будущем финансово-экономических «неудач». Следует подчеркнуть, что в посткейнсианской теории, как и в теории Дж. М. Кейнса, деньги - это, прежде всего, актив, а не удобство (или средство его обеспечения), как у «классиков»[4, с.457].  

     4. Контракты и деньги не устраняют неопределенность в рыночной экономике, а лишь уменьшают ее степень. Неопределенность связана главным образом с решениями в области реального (физического) инвестирования, а также - в несколько меньшей степени - в сфере формирования портфелей ценных бумаг. Реальные инвестиции в основной капитал очень часто приносят доход лишь в долгосрочной перспективе (7-20 лет и более). Поэтому для определения их доходности не имеет смысла использовать методы теории вероятностей (как это принято в неоклассической традиции), поскольку не известны ни количество доступных альтернатив (т. е. возможных вариантов получения доходов от вложения данных средств), ни вероятности успешного их осуществления. При этом уменьшение степени доверия собственным ожиданиям по поводу будущих событий, т. е. снижение «степени уверенности», может вызвать массовый отказ от осуществления реальных инвестиций, т. е. инвестиционный крах. К тому же элементы основного капитала, в отличие от денег, неликвидны - их невозможно быстро и без значительных затрат обменять на какой-либо другой актив в силу, прежде всего, высокой степени их специализации и высоких издержек  их содержания.  

     Посткейнсианцы  развили также предложенную Дж. М. Кейнсом (в главе 17 его «Общей теории») теорию выбора активов длительного  пользования. При этом они, и в  первую очередь, П. Дэвидсон, применили  ее для анализа не долгосрочных тенденций  хозяйственного развития (как это  имело место у основоположника  макроэкономики), а деловых циклов.  

     Циклические колебания экономической активности (т. е. совокупного выпуска или  реального национального дохода) порождаются, по мнению посткейнсианцев, изменениями в «выборе активов  длительного пользования» - главным  образом элементов основного  капитала и высоколиквидных активов (денег и их заменителей). При прочих равных условиях увеличение спроса на капитальные блага (уменьшение спроса на деньги) приводит к подъему и  буму в экономике, тогда как уменьшение спроса на капитальные блага (увеличение спроса на деньги) вызывает спад и депрессию. Выбор активов длительного пользования  определяется, прежде всего, ожиданиями будущих доходов и степенью уверенности  в этих ожиданиях. Именно эти психологические  факторы влияют на q (явный доход в виде денежных поступлений от использования данного актива) и l («премия за ликвидность», являющаяся неявным доходом от использования актива), являющиеся важнейшими составляющими доходности активов длительного пользования. Повышение степени оптимизма и/или уверенности приводит к увеличению q и снижению потребности в ликвидных активов, а значит, к уменьшению l. В экономике наступает стадия циклического оживления деловой активности. Противоположное воздействие оказывают распространение пессимистических настроений и/или неуверенность в будущем.

      

     Посткейнсианцы - почти единственная макроэкономическая школа, отвергнувшая идею, согласно которой  денежная масса определяется действиями сил, внешних по отношению к частному сектору, например, Центральным банком (идея экзогенности денежной массы). По мнению посткейнсианцев, предложение денег в современном рыночном хозяйстве формируется эндогенно, т. е. создается внутри экономики, за счет взаимодействий субъектов частного сектора, прежде всего, промышленных корпораций и коммерческих банков.  

     С посткейнсианской точки зрения (эту  теорию разрабатывали прежде всего  Х. Ф. Мински и В. Чик), коммерческие банки, как и промышленные фирмы, стремятся  к прибыли. Поэтому когда промышленный сектор предъявляет повышенный спрос  на банковские ссуды, банки пытаются как можно более полно удовлетворить  этот спрос. В том случае, если Центральный  банк проводит жесткую денежную политику и пытается ограничить возможности  коммерческих банков в области предоставления кредитов, последние пытаются уйти от таких ограничений посредством  финансовых инноваций. Основными видами финансовых инноваций в экономике  развитых стран за последнюю треть  двадцатого века были следующие:

           1. употребление стратегии управляемых пассивов, при которой пассивы формируются (и тем самым, увеличиваются) самими банками путем займов на межбанковском рынке вкладов (тогда как обычно банковские пассивы создаются независимо от банков действиями вкладчиков);

         

       2.секьюритизация, представляющая собой конвертацию выданных банковских ссуд в ценные бумаги, что позволяет банками продать последние за деньги и выдать новые кредиты;  

     3.кредитные линии между финансовыми учреждениями, являющиеся обязательством одного учреждения выдать кредит другому учреждению по первому требованию.  

     Все это позволяет избавляться коммерческим банкам от ограничений Центрального банка и создавать деньги путем  выдачи новых ссуд даже при отсутствии избыточных резервов (отсутствии, порожденным  жесткой денежной политикой Центрального банка).  

     Эндогенность  денежной массы играет большую роль не только потому, что резко снижает  эффективность денежной политики, но и потому, что увеличивает возможности  промышленного сектора в долговом финансировании своих инвестиций. Это  означает увеличение потенциальной  амплитуды деловых циклов в экономике  с эндогенными деньгами. Данное обстоятельство было учтено в одной из наиболее известных посткейнсианских теорий экономической динамики - «гипотезе  финансовой нестабильности».  

Информация о работе Сравнительный анализ классической и кейнсианской макроэкономических школ