Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 17:27, курсовая работа
Данная работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе автор рассматривает теоретические подходы к изучению экономической системы общества и ее различных типов. Во второй главе освещаются вопросы, касающиеся белорусской модели переходной экономики.
Введение
1. Экономическая система и её структура. Типы экономических
систем…………………………………………………………………………
1.1 Экономические системы и их сущность……………………………….
1.2 Централизованная экономическая система……………………………
1.3 Рыночная экономика и ее преимущества……………………………...
1.4 Минусы рынка и проблема внешних эффектов……………………….
1.5 Сравнительная характеристика централизованной и рыночной
экономик……………………………………………………………………..
1.6 Смешанная экономика………………………………………………….
2. Белорусская экономическая модель…………………………………….
2.1 Общая характеристика «белорусской экономической модели»……..
2.2 Некоторые выводы о белорусской экономике………………………..
2.3 Возможные сценарии развития белорусской экономики в
ближайшей перспективе……………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………..
Список использованных источников……………………………………...
Приложение А Сравнительный характеристика экономических
систем……………………………………………………………………….
Приложение Б Список действующих банков в Белоруссии……………..
В-третьих, это явный недостаток средств для технического и технологического обновления производства. Даже по оценкам правительственных экспертов недостаток инвестиций оценивается в 4-5 млрд. долларов ежегодно.
В-четвертых, это перегруженность бюджета социальными статьями и расходами на содержание правоохранительных структур, большой госаппарат, которые не позволяют снизить налоговую нагрузку на предприятия и подрывают их конкурентоспособность не только на внешнем, но и на внутреннем рынке.
В-пятых, это внешнеполитическая изоляция, которая закрыла для Беларуси внешние финансовые рынки, перспективы вступления в ВТО и программы трансграничного сотрудничества с ЕС.
В-шестых, это очень слабая координация между действующей властью, частным бизнесом (союзами работодателей) и наемными работниками (официальными и независимыми профсоюзами).
В-седьмых, явное отставание в реформировании социального сектора, т.е. механизма предоставления услуг систем образования, здравоохранения, социального и пенсионного обеспечения.
В-восьмых, это к настоящему времени в экономике Беларуси сформировалась система господства экономической власти неэффективных собственников, использующих в основном административные методы управления и, как следствие этого господства – неэффективный и неконкурентный рынок. Это проявляется в том, что рынок в Беларуси монополизирован (так в стране имеется около 300предприятий – монополистов.)
2.3 Возможные сценарии
развития белорусской
экономики в ближайшей
перспективе
Сохранение и ужесточение жесткого государственного регулирования экономики и незыблемость государственного сектора в экономике.
Данный
сценарий довольно вероятен, поскольку
белорусские власти нынешний экономический
рост связывают не столько с благоприятным
набором внешних факторов, сколько
оценивают как результат
Давление со стороны правительства России и особенно российского бизнеса, требующего приватизации наиболее привлекательной части белорусского госсектора, при ухудшении общей экономической ситуации может вынудить белорусские власти пойти на некоторую либерализацию экономики, в т.ч. на продажу отдельных крупных предприятий и снятие бессмысленных ограничений для малого и среднего бизнеса как способа создания новых рабочих мест.
Это
позволит, во-первых, оттянуть на несколько
лет проблемы, связанные с финансированием
социальных программ из бюджета (выручка
от продажи предприятий), и, во-вторых,
создать видимость рыночного реформирования
и даже несколько снизить налоги. Последнее
неизбежно, поскольку налоговая нагрузка
на российские предприятия существенно
ниже, и белорусские теряют конкурентоспособность
даже на белорусском рынке. Кроме того,
переход на взимание НДС в торговле с Россией
«по стране назначения» лишает белорусские
власти инструмента выборочной поддержки
своих производителей, и они будут вынуждены
идти на общее снижение налоговой нагрузки.
Итог
– потеря экономического суверенитета.
Вероятность осуществления – 65 процентов.
Заключение
В заключение хотелось бы привести основные выводы, сделанные в процессе изучения избранной темы.
1. Необходимо подчеркнуть, что не существует экономической системы без слабостей и недостатков. И централизованно планируемая экономика, и свободная рыночная экономика неизбежно представляют собой несовершенные институты, которым одновременно свойственны преимущества и недостатки. Чтобы понять, как функционирует та или иная экономическая система, необходимо признать существование пяти фундаментальных вопросов, на которые каждая из систем должна находить ответы. Вот эти вопросы: а) В каких пределах (сколько) следует использовать имеющиеся ресурсы? б) Как их производить? г) Среди кого следует эту продукцию распределить? д) Способна ли система адаптироваться к изменениям в потребительских вкусах, в структуре имеющихся ресурсов и в технологии производства? Представляет ли собой рыночная система наилучший способ нахождения ответов на поставленные выше фундаментальные вопросы? Научного ответа на такой вопрос не существует. Сам по себе факт, что имеется много альтернативных способов распределения редких ресурсов, то есть много разных экономических систем, служит ярким свидетельством расхождения в оценках эффективности рыночной системы.
2. Разные экономические системы мира различаются между собой по своим идеологиям, а также по своему подходу к решению проблемы экономики. Коренные различия следующие: а) между частной и общественной собственностью на ресурсы и б) между использованием в качестве координационного механизма рыночной системы и централизованного планирования.
3. Можно сделать следующие выводы: в Белоруссии усиление проникновения правительства в экономическую систему последние пять лет носило характер ограничения прав собственности, рост государственных расходов по отношению к ВВП являлся в основном следствием проводимой политики на микроуровне, а не более
энергичной социальной политики; в результате проводимой экономической политики возникла кризисная ситуация практически во всех сферах экономики.
4. Современная экономическая система
Беларуси характеризуется очень
низкой долей частной собственности,
даже по сравнению
с бывшими республиками СССР, средней,
даже для Западной Европы, долей государственных
расходов к ВВП, слабой ориентацией государственных
расходов на социальные нужды.
Список
используемых источников
1 Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. М.: Юристъ, 2002. С.
50.
2 Экономическая теория / Под ред. В. А. Смирнова. М.: Финансы и
статистика, 2003. С. 58-59.
3 Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под
ред. В.Д. Камаева. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. С. 165.
4 Куликов
Л.М. Основы экономической
Финансы и статистика, 2002. С. 150-152.
5 Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под ред. В.И.
Видяпина, Г.П. Журавлёвой. М.: ИНФРА-М, 1999. С. 85.
6 Гайдар Е.Т. Государство и эволюция. СПб.: Норма, 1997. С. 138.
7 Волынский Н. Рынок: за и против... // Российская газета. 2004. № 173.
9 августа. С. 7.
8 Куликов
Л.М. Основы социологии и
М.: Финансы и статистика, 1999. С. 48-49.
9 Легкоступов А.Н. Экономическая теория: Учебное пособие. М.:
Гардарики, 2002. С. 56-58.
10 Белоусов В.М., Ершова Т.В. История экономических учений.
Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1999. С.
499.
11
Куликов Л.М. Основы
Финансы и статистика, 1999. С. 211-212.
12
Коромыслова А.Н.
статистика, 2002. С. 32.
13 Чичканов В. Какую модель мы выбираем? // «Экономика и жизнь».
1992. № 7. С. 11.
14 Косикова Лидия Серафимовна, ведущий научный сотрудник
сектора стран СНГ и Балтии ОМЭПИ ИЭ РАН
15 Основные направления социально-экономического развития в РБ
на период до 2010 г. // Белорусский экономический журнал.-№2. 2000г.
16 Готовский А.В. Экономическая система Беларуси: современное
состояние и перспективы реформирования. // Квартальный бюллетень
клуба
экономистов, 2000, №2
ПРИЛОЖЕНИЕ
А
Таблица 1. Сравнительная
характеристика экономических систем
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ | РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА | КОМАНДНО-АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА | СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА | ТРАДИЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА |
Масштабы обобществления производства | Обобществление производства в рамках предприятия | Экспроприацию
трудовой частной собственности, насильственное
объединение частных |
Обобществление и огосударствление части хозяйства в национальном и интернациональном масштабах | Обобществление производства в рамках натурально-общинных, мелкотоварных форм организации производства |
Преобладающая
форма собственности |
Экономическая
деятельность единоличных предпринимателей- |
Господствует государственная собственность | Экономическая деятельность на базе коллективной частной и государственной собственности | Господствует общины, государство |
Форма бюджетного ограничения | Жесткая | Мягкая | - | - |
Стимул к производительному труду | Факторные доходы (заработная плата, прибыль и т.д.) | Социалистическое соревнование | Факторные доходы | Отсутствует |
Основной принцип производства | Принцип соответствия спроса и предложения | Воля центрального органа власти, материализующая принятые политические и идеологические решения | Принцип соответствия спроса и предложения | Воля центрального органа власти |
Регулирование экономики | Саморегулирование индивидуальных капиталов на основе свободного рынка при слабом вмешательстве государства | Жесткий контроль централизованным государством, полностью монополизировавшим экономику и власть | Активное государственное регулирование национальной экономики для стимулирования потребительского спроса и предложения, предотвращения кризисов и безработицы и т.д. | Государство играет активную роль в регулировании |
Конкуренция | Есть | Нет | Есть | Нет |
Теневая экономика | Отсутствует | Присутствует | Только на запрещенный государством товар (наркотики) | Только на запрещенный государством товар (наркотики) |
Координация | Роль координации действий экономических субъектов и размещения благ в экономике выполняет рыночный механизм, и, прежде всего, система цен | Правила и параметры экономического поведения, и соответствующее размещение благ определяются воздействием командующей (управляющей) подсистемы, которой является, государство | Роль координации действий экономических субъектов и размещения благ определяется и рыночным механизмом и государственным регулированием. | Активная роль государства |
Ценообразование | Ориентируется на предотвращение спада в производстве | Государство устанавливает постоянные (фиксированные) цены | Гибкие цены | Государство или общины устанавливает постоянные (фиксированные) цены |
Заработная плата | Устанавливается в процессе конкуренции при соотношении спроса и предложения на рынке труда | Административное установление заработной платы | Устанавливается в процессе конкуренции при соотношении спроса и предложения на рынке труда, но государство устанавливает минимальную заработную плату | Административное установление заработной платы |
Социальные гарантии | Социальная незащищенность граждан в случаях безработицы, болезни и старости | Гарантированное трудоустройство, бесплатная медицина и образование, социальное обеспечение | Создание государственных
и частных фондов социального
страхования и социального |
Социальная незащищенность граждан |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
В данном списке представлены действующие на территории Республики Беларусь коммерческие банки.
1.Белагропромбанк
2.БПС-Банк
3.Беларусбанк
4.Белинвестбанк
5.Приорбанк
6.Белвнешэкономбанк
7.Паритетбанк
8.Белгазпромбанк
9.Белорусский народный банк
10.Онербанк
11.Банк ВТБ
12.Акционерный банк реконверсии и развития
13.БТА Банк
14.Трастбанк
15.Сомбелбанк
16.Минский транзитный банк
17.Белросбанк
18.Хоум Кредит Банк
19.Франсабанк
20.Дельта Банк
21.Кредэксбанк
22.Альфа-банк
23.Международный резервный банк
24.Абсолютбанк
25.Технобанк
26.Евробанк
27.БелСвиссБанк
28.Белорусский Банк Малого Бизнеса
29.Банк Москва-Минск
30.ТК Банк
31.Цептер
Банк
Информация о работе Сравнительный анализ экономических систем