Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 17:27, курсовая работа
Данная работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе автор рассматривает теоретические подходы к изучению экономической системы общества и ее различных типов. Во второй главе освещаются вопросы, касающиеся белорусской модели переходной экономики.
Введение
1. Экономическая система и её структура. Типы экономических
систем…………………………………………………………………………
1.1 Экономические системы и их сущность……………………………….
1.2 Централизованная экономическая система……………………………
1.3 Рыночная экономика и ее преимущества……………………………...
1.4 Минусы рынка и проблема внешних эффектов……………………….
1.5 Сравнительная характеристика централизованной и рыночной
экономик……………………………………………………………………..
1.6 Смешанная экономика………………………………………………….
2. Белорусская экономическая модель…………………………………….
2.1 Общая характеристика «белорусской экономической модели»……..
2.2 Некоторые выводы о белорусской экономике………………………..
2.3 Возможные сценарии развития белорусской экономики в
ближайшей перспективе……………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………..
Список использованных источников……………………………………...
Приложение А Сравнительный характеристика экономических
систем……………………………………………………………………….
Приложение Б Список действующих банков в Белоруссии……………..
Вклад
малых предприятий в ВВП
Реальный (т. е. нефинансовый) сектор
белорусской экономики
за счет привлечения
средств иностранных
Поэтому Белоруссия имеет один
из самых низких среди стран
СНГ, Центральной и Восточной
Европы, а также ЕС показателей
накопленных прямых
В начале 2011 г. был опубликован ежегодно составляемый газетой "The Wall Street Journal" и исследовательской организацией "Heritage Foundation" рейтинг индекса экономической свободы 155 стран мира. Белоруссия вошла в последнюю четвертую группу стран с так называемой "репрессивной" экономикой, заняв в данном рейтинге 145-е место (Таджикистан - 146-е, Узбекистан - 149-е, Туркмения - 150-е). Ряд международных экспертов отмечают, что в экономике Белоруссии высока налоговая нагрузка, многочисленны торговые ограничения, чрезмерно государственное вмешательство в экономику.
Белоруссия пока не наладила
конструктивных отношений с
Международные эксперты в
Однако ряд независимых
По данным ПРООН (Доклад о
развитии человека за 2008 г.), индекс
человеческого развития
Согласно оценке Всемирного
Интеграция белорусской
Сущность модели заключается в следующем:
– сохранение крупного государственного сектора во всех основных отраслях экономики;
– административное регулирование денежных доходов населения и цен на товары первой необходимости;
– сохранение социалистической системы социальной защиты населения, для чего через бюджет перераспределяется до 55% ВВП;
–
поддержание занятости
-
неприменение процедуры
–
стимулирование экспорта через различные
системы льгот предприятиям-
В отдельные годы эти позиции дополнялись также политикой «мягких бюджетных ограничений», которая выражалась в бюджетной поддержке наиболее важных – « валообразующих » (специфический белорусский термин) – предприятий, эмиссионном кредитовании целых отраслей (агропромышленный комплекс и строительство жилья). В последние год-два от этой практики правительство отказалось, поскольку было не в состоянии справиться с инфляцией и падением обменного курса национальной валюты.
Эта модель, вопреки всем ожиданиям, оказалась довольно жизнеспособной и обеспечила довольно стабильный экономический рост на «восстановительном этапе» становления национальной экономики.
Природа такого экономического роста кроется в сочетании ряда исключительно благоприятных внешних условий для белорусской экономики, сложившихся к началу нынешнего десятилетия. Причем, возможно, имевших место применительно именно к Беларуси.
Во-первых, не решившись на масштабную приватизацию крупного госсектора в первой половине 90-х гг., Беларусь избежала массового вывода производственных активов за рубеж, как это, например, произошло в России. Это позволило поддерживать большинство предприятий в рабочем состоянии, сохранив их производственные мощности и персонал.
Во-вторых, оставив около 80% всех предприятий в госсобственности, государство исключило для них процедуры банкротства, что позволило им существовать при хронической многолетней убыточности, но сохраняя при этом рабочие места и гарантируя определенный уровень заработной платы.
В-третьих, рост мировых цен на энергоносители и сырьевые ресурсы в 2002-2004 гг. резко повысил платежеспособный спрос российского бизнеса на белорусские средства производства и особенно машиностроительного профиля, включая транспортные средства, необходимые для добычи и транспортировки этих товаров, т.к. российские предприятия аналогичного профиля уже прекратили свое существование.
В-четвертых,
многие крупные белорусские
В-пятых, в течение всех трансформационных лет Беларусь получала из России природный газ, обеспечивающий около 80% энергетического баланса страны, по ценам значительно ниже мировых. Например, в 2004 г . за 1000 куб. м российского природного газа Беларусь платила 46,68 доллара. Что, безусловно, помогало поддерживать государственный промышленный компле кс стр аны и достаточно высокий уровень социальной защиты населения. [16]
Политика, направленная на искусственное удержание «на плаву» госсектора, в течение многих лет не позволяла справиться с инфляцией и падением обменного курса белорусского рубля. Еще в 99-м году они исчислялись трехзначными цифрами за год, и эта проблема не решена еще до сих пор. За первую половину 2011 г . инфляция составила 55,4%, обменный курс рубля понизился на 60,5%. Что является рекордом всей Европы в течении 20 лет.
Политика
высоких положительных
Как
следствие, у большинства белорусских
предприятий сегодня очень
Однако, учитывая государственную принадлежность большинства предприятий, а также существующее правило «золотой акции», согласно которому государство вправе принимать любые решения по поводу хозяйственной деятельности предприятий любой формы собственности, если оно было создано путем разгосударствления, приток иностранных инвестиций в белорусскую экономику практически отсутствует. Так, чистое поступление прямых иностранных инвестиций за 2010 г . составило 445,6 млн. долл. (435 млн. долл. за 2009 г .). По портфельным иностранным инвестициям чистое изъятие составило 654,8 тыс. долл. против 619,6 тыс. долл. чистого поступления годом ранее. Совокупное общее чистое поступление иностранных инвестиций за 2010 год составило всего лишь около 393 млн. долл. Основными инвесторами организаций республики были субъекты хозяйствования Швейцарии (34,1%), России (20,2%), Великобритании (6,6%), Германии (7%), США (5,5%).
Учитывая ориентацию белорусской экономики на внешние рынки, это очень мало. По данным торгового баланса, доля экспорта в ВВП составила в 2010 году 60,2% от ВВП, импорта – 71,5%. Дефицит торгового баланса – около 2,6 млрд. долл. США. Тем более что темп прироста внешнеэкономического оборота в последние годы был очень высок – около 10-20% ежегодно в 2003-2004 гг.
Из общего объема внешнего товарооборота на долю России приходилось примерно 48% экспорта и 65% импорта, на страны ЕС – около 37% экспорта и 20% импорта.
Основными внешнеэкономическими партнерами Беларуси являются Россия, Германия, Великобритания, Польша и Украина.
По состоянию на 1 января 2010 г. на счетах физических лиц в белорусских банках имелось 2338,8 млрд. белорусских рублей и 713,2 млн. долларов. Для сравнения: на счетах юридических лиц – 1610,1 млрд. рублей и 865,7 млн. долл. В результате население стало основным кредитором банковской системы страны, насчитывающей сегодня 31 действующих банка (см. табл. ниже в приложении).
С другой стороны, белорусские банки, функционирующие в нерыночной экономической среде, оказались в довольно комфортных условиях с точки зрения финансовых рисков. Неприменение процедуры банкротств по отношению к госпредприятиям минимизирует их риски по выдаваемым кредитам, а постоянный приток бюджетного финансирования в основные отрасли увеличивает капитализацию госбанков. Как следствие, Беларуси удалось избежать системного банковского кризиса, который «прошелся» почти по всем постсоциалистическим экономикам на стадии снижения внутренней инфляции и выхода национальных предприятий на высококонкурентный мировой рынок товаров и услуг.
Хотя,
с другой стороны, нынешний экономический
рост несет в себе ряд признаков
«перегрева» экономики, а, учитывая высокую
« закредитованность » белорусских предприятий
отечественными банками, угроза системного
кризиса не снята с повестки дня. [15]
2.2
Некоторые выводы о
белорусской экономике
Несмотря на высокие темпы экономического роста, белорусская экономика находится сегодня в очень сложном положении.
Во-первых, сам экономический рост зависит исключительно от спроса на белорусскую продукцию на российском рынке, который в свою очередь зависит от мировых цен на сырьевые ресурсы.
Во-вторых,
это наличие признаков «
Информация о работе Сравнительный анализ экономических систем