Сравнительный анализ экономических систем

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

Данная работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе автор рассматривает теоретические подходы к изучению экономической системы общества и ее различных типов. Во второй главе освещаются вопросы, касающиеся белорусской модели переходной экономики.

Содержание

Введение
1. Экономическая система и её структура. Типы экономических
систем…………………………………………………………………………
1.1 Экономические системы и их сущность……………………………….
1.2 Централизованная экономическая система……………………………
1.3 Рыночная экономика и ее преимущества……………………………...
1.4 Минусы рынка и проблема внешних эффектов……………………….
1.5 Сравнительная характеристика централизованной и рыночной
экономик……………………………………………………………………..
1.6 Смешанная экономика………………………………………………….
2. Белорусская экономическая модель…………………………………….
2.1 Общая характеристика «белорусской экономической модели»……..
2.2 Некоторые выводы о белорусской экономике………………………..
2.3 Возможные сценарии развития белорусской экономики в
ближайшей перспективе……………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………..
Список использованных источников……………………………………...
Приложение А Сравнительный характеристика экономических
систем……………………………………………………………………….
Приложение Б Список действующих банков в Белоруссии……………..

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 221.50 Кб (Скачать)

     Вклад малых предприятий в ВВП Белоруссии составляет около 8% (в развитых странах - более 50%). По оценкам, в Белоруссии государство является владельцем более 90% собственности, а доля частного бизнеса незначительна. Так, на 1 тыс. человек населения приходится 2,7 малых предприятий негосударственной формы собственности, а в России и на Украине около - 7 и 6 соответственно (в странах Евросоюза - в среднем более 45, в США - около 80).

       Реальный (т. е. нефинансовый) сектор  белорусской экономики испытывает  дефицит инвестиционных средств,  необходимых для обновления изношенных  основных производственных фондов, а также модернизации, проведения техперевооружения и осуществления реконструкции предприятий. Однако руководство Белоруссии хотело бы привлекать иностранный капитал на жестких условиях и без риска для национальной экономики. Такой подход затрудняет решение проблемы реформирования экономики

за счет привлечения  средств иностранных инвесторов.

        Поэтому Белоруссия имеет один  из самых низких среди стран  СНГ, Центральной и Восточной  Европы, а также ЕС показателей  накопленных прямых иностранных  инвестиций - 0,7 млрд. долл. (с учетом прочих форм инвестирования - 1,5 млрд.). По показателю накопленных прямых инвестиций в расчете на душу населения (около 75 долл.) Белоруссия уступает России и Украине, имеющих большую численность населения.

        В начале 2011 г. был опубликован ежегодно составляемый газетой "The Wall Street Journal" и исследовательской организацией "Heritage Foundation" рейтинг индекса экономической свободы 155 стран мира. Белоруссия вошла в последнюю четвертую группу стран с так называемой "репрессивной" экономикой, заняв в данном рейтинге 145-е место (Таджикистан - 146-е, Узбекистан - 149-е, Туркмения - 150-е). Ряд международных экспертов отмечают, что в экономике Белоруссии высока налоговая нагрузка, многочисленны торговые ограничения, чрезмерно государственное вмешательство в экономику.

        Белоруссия пока не наладила  конструктивных отношений с международными  финансовыми организациями с  целью привлечения кредитных  ресурсов. Эксперты считают, что  для устойчивого развития руководству  страны следует активизировать проведение структурной реформы. По их мнению, сохранение чрезмерного государственного вмешательства и контроля может привести к возникновению кризисных явлений в экономике.

        Международные эксперты в числе  важнейших направлений реформирования  белорусской экономики выделяют необходимость проведения руководством республики более жесткой денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, ускорение процесса приватизации, отмену института "золотой акции", упрощение процедуры банкротства, реформирование системы органов государственного управления, проведение пенсионной реформы, ликвидацию перекрестного субсидирования в энергетическом секторе.

        Однако ряд независимых экспертов  считают, что эволюционный путь  реформирования белорусской экономики  позволил избежать негативных социально-экономических последствий, присущих ряду государств СНГ, ставших в начале 90-х годов на путь форсированных рыночных преобразований. Белорусская модель обеспечила социальную и экономическую стабильность, сохранение численности населения страны. Более того, сохранение производственного и человеческого потенциала позволило республике занять высокие позиции в мировом сообществе по показателям индекса человеческого развития ("Human Development Index"), характеризующего уровень жизни и образования населения, а также продолжительность жизни.

        По данным ПРООН (Доклад о  развитии человека за 2008 г.), индекс  человеческого развития Белоруссии  в прошлом году впервые с  1990 г. превысил 0,8, что позволило  республике занять 53-е место среди  175 обследованных стран мира и войти в группу государств с высоким уровнем человеческого потенциала. Белоруссия занимает первое место среди стран СНГ (11 других государств отличаются средним уровнем человеческого развития). Россия занимает в рейтинге ПРООН 63-е место, Украина - 75-е, Казахстан - 76-е, Азербайджан и Грузия - 88 и 89-е, Армения - 100-е, Таджикистан - 113-е.

        Согласно оценке Всемирного банка,  опубликованной в "Washington Profile", в 2009 г. по уровню бедности  Белоруссия занимала в мире (по  регрессивной шкале) 75-е место (за чертой бедности менее 22% населения), опередив другие страны СНГ. Россия заняла в рейтинге Всемирного банка 52-е место (за чертой бедности около 40% населения); в списке государств с наибольшим количеством бедных Армения и Киргизия занимают 21 - 23-е места (55% населения находится ниже черты бедности), Грузия заняла 24-е место (54%), Украина - 73-е (24%), Казахстан - 77-е (22%). [15]

        Интеграция белорусской экономики  в мировую осуществляется на  нескольких уровнях. Приоритетным  направлением в развитии мирохозяйственных связей является сотрудничество со странами СНГ, особенно с Россией (реализуется Программа совместных действий по строительству Союзного государства, а так же Таможенный союз вместе с Казахстаном). Вторым уровнем интеграции является постепенное вхождение в интеграционные группировки по линии ЕврАзЭС, ОРИ и др. Отношения с остальными странами будут развиваться в процессе поиска взаимовыгодных сфер торгово-экономического сотрудничества. 

     Сущность  модели заключается в следующем:

     – сохранение крупного государственного сектора во всех основных отраслях экономики;

     – административное регулирование денежных доходов населения и цен на товары первой необходимости;

     – сохранение социалистической системы  социальной защиты населения, для чего через бюджет перераспределяется до 55% ВВП;

     – поддержание занятости населения  через систему государственных  заказов и прямого запрета  на увольнения;

     - неприменение процедуры банкротства  к убыточным предприятиям государственной  формы собственности, а также принудительный перевод в особых случаях финансово несостоятельных негосударственных предприятий в государственные;

     – стимулирование экспорта через различные  системы льгот предприятиям-экспортерам.

     В отдельные годы эти позиции дополнялись  также политикой «мягких бюджетных ограничений», которая выражалась в бюджетной поддержке наиболее важных – « валообразующих » (специфический белорусский термин) – предприятий, эмиссионном кредитовании целых отраслей (агропромышленный комплекс и строительство жилья). В последние год-два от этой практики правительство отказалось, поскольку было не в состоянии справиться с инфляцией и падением обменного курса национальной валюты.

     Эта модель, вопреки всем ожиданиям, оказалась  довольно жизнеспособной и обеспечила довольно стабильный экономический рост на «восстановительном этапе» становления национальной экономики.

     Природа такого экономического роста кроется  в сочетании ряда исключительно  благоприятных внешних условий  для белорусской экономики, сложившихся  к началу нынешнего десятилетия. Причем, возможно, имевших место применительно именно к Беларуси.

     Во-первых, не решившись на масштабную приватизацию крупного госсектора в первой половине 90-х гг., Беларусь избежала массового  вывода производственных активов за рубеж, как это, например, произошло в России. Это позволило поддерживать большинство предприятий в рабочем состоянии, сохранив их производственные мощности и персонал.

     Во-вторых, оставив около 80% всех предприятий  в госсобственности, государство  исключило для них процедуры банкротства, что позволило им существовать при хронической многолетней убыточности, но сохраняя при этом рабочие места и гарантируя определенный уровень заработной платы.

     В-третьих, рост мировых цен на энергоносители и сырьевые ресурсы в 2002-2004 гг. резко повысил платежеспособный спрос российского бизнеса на белорусские средства производства и особенно машиностроительного профиля, включая транспортные средства, необходимые для добычи и транспортировки этих товаров, т.к. российские предприятия аналогичного профиля уже прекратили свое существование.

     В-четвертых, многие крупные белорусские предприятия, особенно нефтехимические, изначально являлись конечным технологическим  звеном для переработки российского  энергетического сырья перед  его экспортом за рубеж, и рост цен на них позволил им получить больше прибыли и даже начать реконструкцию.

     В-пятых, в течение всех трансформационных  лет Беларусь получала из России природный  газ, обеспечивающий около 80% энергетического  баланса страны, по ценам значительно ниже мировых. Например, в 2004 г . за 1000 куб. м российского природного газа Беларусь платила 46,68 доллара. Что, безусловно, помогало поддерживать государственный промышленный компле кс стр аны и достаточно высокий уровень социальной защиты населения.  [16]

     Политика, направленная на искусственное удержание  «на плаву» госсектора, в течение  многих лет не позволяла справиться с инфляцией и падением обменного  курса белорусского рубля. Еще в 99-м году они исчислялись трехзначными цифрами за год, и эта проблема не решена еще до сих пор. За первую половину 2011 г . инфляция составила 55,4%, обменный курс рубля понизился на 60,5%. Что является рекордом всей Европы в течении 20 лет.

     Политика  высоких положительных процентных ставок, а также искусственное стимулирование роста заработной платы – по итогам 2010 г . она составила около 500 долларов в среднем за месяц (в долларовом эквиваленте) – привели к тому, что уровень рентабельности большинства предприятий оставался очень низким даже при заметном росте объемов производства и продаж. Удельный вес убыточных предприятий в отдельные периоды достигал 45% от их общей численности.

     Как следствие, у большинства белорусских  предприятий сегодня очень низкий уровень обеспеченности собственными оборотными средствами, амортизация основного капитала в ряде случаев достигает 80-90%, и они постоянно нуждаются в кратко- и долгосрочном кредитовании со стороны банков, а также в притоке инвестиций извне.

     Однако, учитывая государственную принадлежность большинства предприятий, а также существующее правило «золотой акции», согласно которому государство вправе принимать любые решения по поводу хозяйственной деятельности предприятий любой формы собственности, если оно было создано путем разгосударствления, приток иностранных инвестиций в белорусскую экономику практически отсутствует. Так, чистое поступление прямых иностранных инвестиций за 2010 г . составило 445,6 млн. долл. (435 млн. долл. за 2009 г .). По портфельным иностранным инвестициям чистое изъятие составило 654,8 тыс. долл. против 619,6 тыс. долл. чистого поступления годом ранее. Совокупное общее чистое поступление иностранных инвестиций за 2010 год составило всего лишь около 393 млн. долл. Основными инвесторами организаций республики были субъекты хозяйствования Швейцарии (34,1%), России (20,2%), Великобритании (6,6%), Германии (7%), США (5,5%).

     Учитывая  ориентацию белорусской экономики  на внешние рынки, это очень мало. По данным торгового баланса, доля экспорта в ВВП составила в 2010 году 60,2% от ВВП, импорта – 71,5%. Дефицит торгового баланса – около 2,6 млрд. долл. США. Тем более что темп прироста внешнеэкономического оборота в последние годы был очень высок – около 10-20% ежегодно в 2003-2004 гг.

     Из  общего объема внешнего товарооборота  на долю России приходилось примерно 48% экспорта и 65% импорта, на страны ЕС – около 37% экспорта и 20% импорта.

     Основными внешнеэкономическими партнерами Беларуси являются Россия, Германия, Великобритания, Польша и Украина.

     По  состоянию на 1 января 2010 г. на счетах физических лиц в белорусских банках имелось 2338,8 млрд. белорусских рублей и 713,2 млн. долларов. Для сравнения: на счетах юридических лиц – 1610,1 млрд. рублей и 865,7 млн. долл. В результате население стало основным кредитором банковской системы страны, насчитывающей сегодня 31 действующих банка (см. табл. ниже в приложении).

     С другой стороны, белорусские банки, функционирующие в нерыночной экономической  среде, оказались в довольно комфортных условиях с точки зрения финансовых рисков. Неприменение процедуры банкротств по отношению к госпредприятиям минимизирует их риски по выдаваемым кредитам, а постоянный приток бюджетного финансирования в основные отрасли увеличивает капитализацию госбанков. Как следствие, Беларуси удалось избежать системного банковского кризиса, который «прошелся» почти по всем постсоциалистическим экономикам на стадии снижения внутренней инфляции и выхода национальных предприятий на высококонкурентный мировой рынок товаров и услуг.

     Хотя, с другой стороны, нынешний экономический  рост несет в себе ряд признаков «перегрева» экономики, а, учитывая высокую « закредитованность » белорусских предприятий отечественными банками, угроза системного кризиса не снята с повестки дня. [15] 
 

      2.2  Некоторые выводы о белорусской экономике 
 

     Несмотря  на высокие темпы экономического роста, белорусская экономика находится сегодня в очень сложном положении.

     Во-первых, сам экономический рост зависит  исключительно от спроса на белорусскую  продукцию на российском рынке, который  в свою очередь зависит от мировых  цен на сырьевые ресурсы.

     Во-вторых, это наличие признаков «перегрева»  экономики, которые заключаются  в чрезмерном « закредитовании »  промышленных предприятий и искусственном  «раздувании» внутреннего спроса за счет принудительного повышения  заработной платы неадекватно росту производительности труда (к началу 2010 года средняя заработная плата составляла около 300 долларов США а к концу 2010 года 500 долларов ).

Информация о работе Сравнительный анализ экономических систем