Спрос, предложение, эластичность

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции, т.е. когда ситуация на рынке характеризуется множеством покупателей и продавцов, однородностью продаваемой продукции, свободным доступом фирм на рынок. При совершенной конкуренции ни один из продавцов или покупателей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену.

Содержание

Введение
1. Спрос, предложение, эластичность и рыночное
равновесие
2. Ценовая эластичность спроса
2.1. Формула ценовой эластичности
2.2.1. Использование показателей процентных изменений
2.3. Формула центральной точки
2.4. Оценка по показателю общей выручки
2.4.1. Эластичный спрос
2.4.2. Неэластичный спрос
2.4.3. Единичная эластичность
3. Свойства эластичности
3.1. Эластичность и ценовые интервалы
3.2. Эластичность и наклон кривой спроса
3.3. Факторы ценовой эластичности спроса
3.3.1. Заменяемость
3.3.2. Удельный вес в доходе потребителя
3.3.3. Предметы роскоши и предметы необходимости
3.3.4. Фактор времени
4. Практическое применение законов спроса и
предложения
4.1. Переговоры об уровне заработной платы
4.2. Небывалый урожай
4.3. Автоматизация
4.4. Дерегулирование воздушного транспорта
4.5. Акцизный налог
4.6. Наркотики и уличная преступность
4.7. Минимум заработной платы
Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

SPROS.DOC

— 138.50 Кб (Скачать)

       В основе рыночного равновесия  лежит равновесная цена, при которой  количество товара, предложенного  на рынке, равно количеству  товара, на который предъявлен  спрос. 

 

       Предложение - это масса товаров и услуг, которая предлагается для реализации. Оно представляет собой продукт, который находится на рынке или может быть доставлен на него. Предложению также присущи определенные свойства: способность к обмену и способность удовлетворять те или иные конкретные потребности. Предложение зависит от объема производства и его структуры. Оно по своим размерам не тождественно производству, колеблясь от последнего в ту или иную сторону за счет поступления товаров из других стран, их экспорта и других причин. Однако в основном рост предложения обусловлен ростом производства и отражает его.

       Закон предложения. С повышением  цен соответственно возрастает  и величина предложения; со  снижением цен сокращается также  и предложение. Закон показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего продукта по высокой цене, чем при низкой. Напомним, что цена, с точки зрения потребителя, выступает как сдерживающий фактор.

       От чего происходят изменения  в предложении?

       1. Цены на ресурсы. Снижение  ресурсных цен снизит издержки  производства и увеличит предложение,  и наоборот. Пример: повышение цен  на железную руду и кокс  увеличивает издержки производства  стали и ведет к сокращению  ее предложения. 

      2. Технология. Совершенствование технологии означает, что открытие новых знаний позволяет более эффективно произвести единицу продукции, то есть с меньшей затратой ресурсов. При данных ценах на ресурсы снизятся производственные издержки и увеличивается предложение.

3. Налоги и  дотации. Предприятие рассматривает  большинство налогов как издержки  производства и сокращает предложение.  Напротив, дотации считаются «налогом  наоборот». Когда государство  субсидирует производство какого-либо  товара, оно фактически снижает издержки и увеличивает его предложение.

       4. Цены на другие товары. Изменение  цен на другие товары также  способно сместить кривую предложения  продукта. Снижение цены на пшеницу  может побудить фермера выращивать  и предлагать к продаже больше  кукурузы.

       5. Ожидание. Ожидание может повлиять на  желание производителя поставлять  на рынок продукт в настоящее  время. 

       6. Число  продавцов. При данном объеме  производства каждой фирмы чем  больше число поставщиков, тем  больше рыночное предложение.

 

       Эластичность  предложения - это показатель, выражающий  изменения совокупного предложения,  происходящие в связи с ростом  цен. В случае, когда увеличение  предложения превосходит рост  цен, последнее характеризуется  как эластичное. Если прирост  предложения равен приросту цен, то предложение называется единичным, а показатель его эластичности равен 1. Когда прирост предложения меньше прироста цен, формируется так называемое неэластичное предложение. Короче говоря, эластичность предложения - это понятие, характеризующее чувствительность (реакцию) предложения товаров на изменение их цены.

       Спрос  и предложение - понятия, относящиеся  к сфере обращения, характеризующие  состояние и перспективы развития  рынка. Соотношение спроса и  предложения как по отдельным товарам, так и по товарной массе в целом, сложившиеся условия реализации характеризуют конъюнктуру рынка.

       Отношение  спроса и предложения представляют  собой единство противоположностей, которые отражает единство стоимости и потребительской стоимости.

       К факторам, приводящим к изменению предложения, относятся:

       1) Изменения в себестоимости производства за счет повышения цен на ресурсы, изменения цен на ресурсы налогов и дотаций, достижений науки и техники, новых технологий. Понижение себестоимости позволяет производителю выбросить на рынок больше товара. Рост себестоимости приводит к противоположному результату - предложение снижается.

       2) Изменения цен на другие, в том числе взаимозаменяемые товары. Например, повышение цен на новые автомобили сокращает предложение подержанных. Это объясняется тем, что многим автолюбителям станет не по карману покупка нового автомобиля, и они будут продолжать пользоваться старыми.

3) Перспективные  ожидания производителей. При прогнозах относительно роста цен в будущем производители могут сократить предложение, чтобы вскоре продать товар по более высокой цене, и, наоборот, ожидание падения цен заставляет производителей избавиться от товара как можно скорее, чтобы на понести убытки в будущем.

       4) Количество товаропроизводителей непосредственно воздействует на предложение, так как чем больше поставщиков товаров, тем выше предложение, и наоборот, при уменьшении числа производителей резко сокращается  предложение.

 

       Спрос обычно рассматривается с позиций выгодности цены; иначе говоря, спрос показывает количество продукта, которое потребители будут покупать по разным возможным ценам. Коренное свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса, и наоборот.

       Закон спроса - люди покупают большее  количество продукта при низкой  цене, чем при высокой, - находит  отражение в нисходящем направлении  кривой спроса.

       Изменения в спросе зависят:

       1. Потребительские вкусы. Благоприятное  для данного продукта изменение  потребительских вкусов или предпочтений, вызванное рекламой или изменениями  моды, будет означать, что спрос  возрастает по каждой цене. Неблагоприятные  перемены в предпочтении потребителей вызовут уменьшение спроса и смещение кривой спроса влево.

       2. Число покупателей. Очевидно, что  и увеличение на рынке числа  покупателей обуславливает повышение  спроса. Приведем примеры: резкое  усовершенствование средств связи  необычайно расширило границы международных финансовых рынков и привело к увеличению спроса на акции, облигации.

       3. Доход. Воздействие на спрос  изменений денежного дохода несколько  более сложно. В отношении большинства  товаров повышение дохода приводит  к увеличению спроса. По мере роста доходов потребители, как правило, покупают больше товаров, и наоборот. Товары, спрос на которые изменяется в прямой связи с изменением денежного дохода, называют товарами высшей категории, или нормальными товарами. Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, то есть возрастает при снижении доходов, называют товарами низшей категории.

       4. Цены на сопряженные товары. Приведет ли изменение цен  на сопряженный товар к повышению  или снижению спроса на рассматриваемый продукт, зависти от того, является ли этот родственный товар заменителем нашего продукта или сопутствующим ему. Например, сливочное масло и маргарин представляют собой взаимозаменяемые товары.

Спрос объединяет всех потребителей (покупателей). Он представляет выявленную на рынке потребность в товарах, которая выражена в деньгах и покрывается ими в каждый момент.

 

       Ценообразование - один из важнейших  элементов программы маркетинга. Цена, в конечном счете, отражает, насколько правильно была разработана и реализована эта программа.

       Т.о. среди основных проблем  маркетинга принципиальное значение  принадлежит двум: на каком уровне  следует установить цену и  как и почему ее нужно изменять.

 

       Чувствительность покупателей к  изменению цены с точки зрения объема покупок определяется ценовой эластичностью. Ценовая эластичность - степень изменения спроса в зависимости от изменения цены.

 

       Цена равновесия - это цена такого  уровня, при котором предложение  соответствует спросу.

 

       К чему приводит равновесие спроса и предложения? К общему равновесию. Товары распределяются между возможными их потребителями. Это происходит благодаря механизму рыночного ценообразования.

       Рыночный механизм решает проблемы, что, как и для кого производить, причем, одновременно для множества взаимосвязанных рынков, поскольку признает то, что кривые спроса и предложения определяют цены и количество. Эта взаимозависимость цен равновесия является общим равновесием рынка, определяемым спросом и предложением.

 

 

 

 

 

 

 


Приложение

ТАБЛИЦА  1.   Спрос и предложение на рынке  зерна

 

КОЛИЧЕСТВО  СПРАШИВАЕМОЙ В ТЕЧЕНИЕ НЕДЕЛИ ПРОДУКЦИИ  (ЕД.)

ЦЕНА

ЗА 

1 БУШЕЛЬ

(ДОЛ.)

КОЛИЧЕСТВО  ПРЕДЛАГАЕМОЙ В ТЕЧЕНИЕ НЕДЕЛИ ПРОДУКЦИИ  (ЕД.)

ИЗЛИШЕК (+) ИЛИ

ДЕФИЦИТ (-)

(ЕД)

1

2

3

4

2 000

5

12 000

+ 10 000

4 000

4

10 000

+  6 000

7 000

3

7 000

0

11 000

2

4 000

-  7000

16 000

1

1 000

- 15 000


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТАБЛИЦА  2.  Ценовая эластичность спроса, оцениваемая  с помощью показателя общей выручки  и коэффициента эластичности.

 

КОЛИЧЕСТВО  СПРАШИВАЕМОЙ В ТЕЧЕНИЕ НЕДЕЛИ ПРОДУКЦИИ  (ЕД.)

ЦЕНА

ЗА 

1 БУШЕЛЬ

(ДОЛ.)

ОБЩАЯ ВЫРУЧКА (РАСХОДЫ  ПОКУПАТЕЛЕЙ) (ДОЛ)

ОЦЕНКА ПО ПОКАЗАТЕЛЮ ОБЩЕЙ ВЫРУЧКИ

КОЭФФИЦИЕНТ

ЭЛАСТИЧНОСТИ

 

Ед

(округленно)

1

2

3

4

5

2 000

5

10 000

 

 

эластичен

 

(2000:(6000/2))/

(1:(9/2))=3,00

4 000

4

16 000

 

 

эластичен

 

(3000:(11000/2))/

(1:7/2))=1,91

7 000

3

21 000

 

 

эластичен

 

(4000:(18000/2))/

(1:(5/2))=1,11

11 000

2

22 000

 

 

неэластичен

 

(5000:(27000/2))/

(1:(3/2))=0,56

16 000

1

16 000

   

 

 

 

 

 

 

 

ТАБЛИЦА  3.   Ценовая эластичность спроса.

 

ВЕЛИЧИНА

 

КОЭФФИЦИЕНТА

ТЕРМИНОЛО-

ГИЯ

ОБЪЯСНЕНИЕ

ТЕРМИНОВ

ВЛИЯНИЕ

НА

ВЫРУЧКУ

ЦЕНЫ

ОБЩУЮ

ЭЛАСТИЧНОСТИ

   

УВЕЛИЧЕНИЕ

УМЕНЬШЕНИЕ

1

2

3

4

5

Ед > 1

эластичный  или относительно

эластичный  спрос

процентное  изменение количества спрашиваемой продукции превышает процентное изменение цены

общая

выручка

падает

общая

выручка

растет

Ед = 1

единичность или  единичная эластичность спроса

процентное  изменение количества спрашиваемой продукции  равно  изменению цены

общая

выручка

неизменна

общая

выручка

неизменна

Ед < 1

неэластичный  или относительно неэластичный спрос

процентное  изменение количества спрашиваемой продукции меньше,чем  изменение  цены

общая

выручка

растет

общая

выручка

падает


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Кэмпбелл Р.  Макконнелл, Сэенли Л. Брю, «Экономикс» 

 

2. А. Амбразумцов,  Ф. Стерликов, «Экономическая  теория ECONOMICS в вопросах и ответах»

 

3. Чапурина М.Н., Киселева Е.А., «Курс экономической  теории»

 

4. Борисов Е.Ф., Экономическая теория. Учебное пособие.

 

5. Райзберг, «Курс  экономики», Учебник.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Спрос, предложение, эластичность