Сплоченность трудового коллектива его влияние на результаты работы (на примере ООО «Кушвахлебпром» г. Кушва)

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 11:23, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в изучении теоретических аспектов формирования социально – психологических взаимоотношений в коллективе, сопоставлении полученных знаний с действительностью, выработке рекомендаций, разработки мероприятий по совершенствованию социально – психологических методов управления коллективом предприятия.

Содержание

Введение ..3
Общая характеристика предприятия …6
История создания, цели, задачи предприятия .6
Организационная структура предприятия ..7
Основные виды деятельности ..10
Характеристика персонала предприятия ……12
Организация оплаты труда …16
Характеристика первичного трудового коллектива (экспедиции, отдела, бухгалтерии)……………………………………………………..20
Теоритические основы сплоченного коллектива…………………………..23
Сплоченность трудовых коллективов и ее влияние на результаты работы……………………………………………………………………..23
Показатели уровня сплоченности……………………………………….27
Факторы сплочения трудовых коллективов……………………………30
Анализ условия сплоченности первичного трудового коллектива……….33
Расчет показателей сплоченности………………………………………33
Анализ взаимосвязи сплоченности и эффективности трудовой деятельности……………………………………………………………...36
Рекомендации по улучшению климата в коллективе………………….39
Заключение……………………………………………………………………….43
Список литературы…………

Работа содержит 1 файл

моя Курсовая.docx

— 152.85 Кб (Скачать)

     Принято считать, что чем более сплоченной является группа, тем выше эффективность  ее работы. Однако далеко не всегда данная закономерность является универсальной. Зависимость между сплоченностью  группы и производительностью ее членов будет определяться также  тем, насколько нормы поведения, принятые в группе, нацелены на достижение высоких результатов ее работы. Например, если неформальные нормы и правила, сложившиеся в коллективе (эти нормы могут даже в большей мере определять поведение людей, чем формально установленные нормы и правила работы), допускают нерациональное использование рабочего времени, брак в работе, присвоение коллективной собственности в личных целях и если при этом такие нормы устраивают большинство членов коллектива, то усиление сплоченности членов подобной группы вряд ли будет сопровождаться повышением эффективности работы.

     Таким образом, когда сплоченная группа имеет  цели и задачи, которые согласуются  с организационными ожиданиями, она  демонстрирует высокую производительность.

     Если  же сплоченные группы имеют цели и  задачи, не согласующиеся с организационными ожиданиями, то уровень их производительности падает до низкой оценки. В группах  с высокой степенью сплоченности действия их членов более схожи между  собой, чем в менее сплоченных группах, Это вполне согласуется  с мнением, что сплоченные группы оказывают более сильное влияние  на участников группы, независимо от уровня их производительности.

    1. Рекомендации  по улучшению климата в коллективе
 

     Руководитель  оказывает влияние практически  на все факторы, определяющие социально-психологический  климат. От него зависят подбор кадров, поощрение и наказание членов коллектива, продвижение их по службе, организация труда работников. Многое зависит от его стиля руководства.

     Для руководителя ООО «Кушвахлебпром» рекомендуется:

  • Жесткий стиль управления (автократический, директивный, административный). Жесткий стиль эффективен в сложных и стрессовых ситуациях, в которых необходимо проявить власть и подчинение. Данный стиль результативен для достижения четкой дисциплиной и жесткой структурой иерархии.
  • Мягкий стиль управления (либеральный, свободный, благодушный, не вмешивающийся). Мягкий стиль применим исключительно в коллективах в высоким творческим потенциалом и при отлаженном, стабильном производственном процессе. Рекомендуется при уменьшении уровня текучести кадров. Создается более легкую эмоциональную атмосферу в коллективе.
  • Руководитель должен постоянно заботиться о том, чтобы мнение коллектива способствовало укреплению его потенциала, надлежащему воспитанию людей, улучшению их отношения к труду и друг к другу.
  • Постоянное согласие, единство мнений, безоговорочное следование указаниям и директивам в ряде случаев порождают остановку в развитии. Нет свежих идей, интересных предложений, творческих порывов и т.д. Поэтому в ряде случаев начальнику рекомендуется прислушиваться к предложениям, вносимым подчиненными.
  • Успешная работа нового сотрудника будет возможна при выполнении обязательных условий, которые создаются главным образом руководством: удовлетворенность работой и уровнем вознаграждения за нее; увлеченность процессом труда; наличие перспектив профессионального роста и выдвижения на вышестоящую должность; состояние рабочего места; возможность качественного отдыха; рабочие смены, в целом распорядок работы; сохранение чувства преданности своему коллективу и др. Подобные условия рекомендуются и для сотрудников, проработавших в организации долгое время (возможна некоторая корректировка)[7].

     Руководителю  стоит внимательно следить за удовлетворительным информационным обеспечением деятельности организации. Низкая коммуникативная  компетентность сотрудников также  ведет к коммуникативным барьерам, росту напряженности в межличностных  отношениях, непониманию, недоверию, конфликтам.

     Отличной  мерой для стимулирования персонала  может являться участие работников в процессе управления, но следует  объективно оценивать ситуацию, т. к. существуют обстоятельства, когда уместно авторитарное, одностороннее решение проблемы.

     Кроме заработной платы как источника  материального стимулирования возможно введение системы бонусов – разовые  выплаты из прибыли организации.

     К используемым на предприятии методам  морально-психологического стимулирования можно добавить следующие: витрина  успехов или доска почета; листок позора с именами тех, кто допустил сбои в работе, грубо или злостно  нарушил стандарты, принятые на предприятии; похвала устная на общих собраниях  и праздниках, вручение грамот; прописанные  критерии и этапы горизонтального  и вертикального карьерного роста; включение сотрудников в процесс принятия решений и другие.

     К материальным стимулам можно отнести  повышение заработной платы, выплата  различных премий, предоставление путевок, а к нематериальным – возможность профессионального роста, возможность самосовершенствования, самореализации.

     При создании в ООО «Кушвахлебпром» предложенной системы стимулирования на предприятии необходимо придерживаться принципа гибкости системы. Гибкие системы стимулирования позволяют руководству, с одной стороны, обеспечить работнику определенные гарантии получения заработной платы в соответствии с его опытом и профессиональными знаниями, а с другой стороны, поставить оплату труда работника в зависимость от его личных показателей в работе и от результатов работы предприятия в целом.

     Справедливая  оплата руководителей, специалистов и  служащих также должна быть основана на тех же принципах, но с применением специфических для этих категорий работников показателей, учитывающих сложность решаемых задач, уровень ответственности, число подчиненных и др. 

 

Заключение

     Итак, психологический климат - это состояние  межличностных и групповых связей в коллективе, отражающее деловой  настрой, трудовую мотивацию и степень  социального оптимизма персонала  организации. Нормальная атмосфера  этих отношений позволяет каждому  работнику чувствовать себя частицей коллектива, обеспечивает его интерес  к совместной работе, побуждает к  справедливой оценке достижений и неудач как собственных, так и коллег, организации в целом.

     Психологический климат выдвигает на передний план такие мотивы, которые не менее  действенны, чем материальное вознаграждение и экономическая выгода: стимулируют  работника, вызывают у него напряжение сил или спад энергии, трудовой энтузиазм  или апатию, заинтересованность в  деле или безразличие. Это суммарный  эффект от многих факторов, влияющих на персонал организации и в конечном счете определяющих стремление работников к полезной деятельности, творческой инициативе, сотрудничеству и сплоченности с другими. Психологический климат является комплексной психологической  характеристикой, отражающей состояние  взаимоотношений и степень удовлетворенности  персонала различными факторами  жизнедеятельности коллектива.

     Сплоченность, как устойчивость структуры группы, ее способность оказывать сопротивление  силам, направленным на ослабление или  разрыв межличностных связей, трактуется как «такое состояние группы, к  которому она приходит в результате возрастания взаимодействий между  членами группы, причем, чем больше частота взаимодействия между членами  группы, тем больше степень их симпатий друг к другу, выше уровень сплоченности, и наоборот». Такие формулировки весьма типичны для многих руководств по социальной психологии. В этих руководствах описано множество приемов для получения коэффициентов сплоченности. Сравнивая коэффициенты, психологи стремятся извлечь определенную информацию об особенностях протекания процессов внутригруппового развития. В большинстве своем методики опираются на гипотезу о том, что между количеством, частотой и интенсивностью коммуникаций в группе и ее сплоченностью существует прямая связь, поэтому количество и сила взаимных положительных или отрицательных выборов свидетельствует о сплоченности.

     Источники групповой и индивидуальной активности, формирование установок, ценностных ориентации и норм - все это, таким образом, рассматривается как производное  от уровня межличностного общения и  эмоциональной окраски коммуникаций. В связи с этим коэффициент  групповой сплоченности чаще всего  определяется как частное от деления  числа взаимных связей на их количество, теоретически возможное для данной группы. Этот коэффициент должен был  отразить интенсивность общений  членов в группе. Однако оживление  межиндивидуальных контактов может говорить не только об укреплении дружеских и деловых взаимоотношений, направленных на социальную активность.

     Проведенное нами исследование свидетельствуют  о том, что удовлетворенность  трудовым коллективом и деятельностью  зависит от многих факторов, в том  числе от психологического климата  в коллективе и межличностных  отношений, чем они лучше, тем  выше удовлетворенность.

 

     Данная  работа направлена на то, чтобы проиллюстрировать  насколько сложно и одновременно легко сделать компанию процветающей.

     Успех любой коллективной деятельности лежит  в отношениях сотрудничества и доверия, взаимопомощи и профессионализма. При  этом не менее важно определить индивидуально-психологические  качества личности, её реальное состояние  и возможности, степень конфликтности  и коммуникабельности. Разумеется, серьёзные исследования человеческой психики требуют сложного и много-аспектного анализа, использования разнообразного набора конкретных методик.

     Коллектив – это сам по себе потенциально мощный стимул трудовой активности, приносит удовлетворение своим членам, ставит высокие цели, создаёт творческую атмосферу. Не зря говорят, что человек счастлив тогда, когда он с хорошим настроением идёт на работу и с таким же с неё возвращается домой. Совместное решение производственных интересов уменьшает стрессовые ситуации, повышает инновационный потенциал сотрудников.

     Эффективность и комфортность делового общения  в группе в огромной степени зависят  от её руководителя, точнее – от практикуемого  им стиля руководства.

     Стиль вообще есть проявление и выражение  индивидуальности руководителя. Он «подбирается» как личный гардероб: чтобы было, во-первых, удобно, а во вторых, - соответственно ситуации. Но то, что удобно и привычно для босса, вовсе не обязательно является таковым для подчинённых.

     Для того, чтобы организация успешно процветала и развивалась руководителем должны учитываться масса параметров, причём касающихся не только экономических и юридических ситуаций. Руководитель организации должен точно понимать, кем руководит, на кого нужно обращать внимания больше, с кем и как он должен разговаривать.

     В управленческой науке существуют достаточно совершенные социально-психологические  методы, с помощью которых можно  добиться нужного эффекта функционирования трудового коллектива.

     Качество  социально-психологического климата  в коллективе определяет отношение  руководителя к обществу в целом, к своей организации и к  каждому человеку отдельно. Если в  его понимании человек представляется как ресурс, сырьевая и производственная база, то такой подход не даст надлежащий результат, в процессе управления возникнет  перекос и недостаток или пересчет ресурсов для выполнения конкретной задачи. Еще многие руководители в наше время не осознали всю важность состояния социально-психологического климата в коллективе. Но все чаще во главе компании и организации появляются руководители нового типа, которые не экономят средства на воспитание полноценных исполнителей и творческих работников. Такая компания отличается слаженностью работы, единством внутри коллектива, поражающими результатами своей работы.

     Благоприятный социально-психологический климат является условием повышения производительности труда, удовлетворенности работников, трудом и коллективом. Социально-психологический  климат возникает спонтанно. Но хороший  климат не является простым следствием провозглашенных девизов и усилий отдельных руководителей. Он является итогом систематической воспитательной работы с членами коллектива, осуществления  специальных мероприятий, направленных на организацию отношений между  руководителями и подчиненными. Формирование и совершенствование социально-психологического климата – это постоянная практическая задача руководителей любого ранга. Создание благоприятного климата является делом не только ответственной, но и  творческой, требующей знаний его  природы и средств регуляции, умения предусматривать достоверную  ситуацию во взаимоотношениях членов коллектива.

 

Список  литературы

  1. Битянова Р.М. Социальная психология. М., 1995.
  2. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н., Социально-психологический климат коллектива и личность. - М., 1983
  3. Обозов Н.Н., Пекин В.Г. Психология работы с людьми - Киев: Полит. литература Украины, 2000
  4. Отраслевая психология " Под редакцией Д. Хаймен, У. Найссера, СПб. ПИТЕР. 2002.
  5. Андреева М.П. Профессиональные задачи социальной психологи в новой ситуации // Психологический журнал. – Том 26. – 2005. – № 5.
  6. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1992.
  7. Липсиц И.В. Секреты умелого руководителя. М. Экономика. 1991
  8. Бойделл Т. Как улучшить управление организацией. – М., 2001.
  9. Материалы сайтов: managizer.ru, elitarium.ru, ecsocman.edu.ru

 

Приложения

Приложение 1

Возрастные данные основных рабочих 

      

       

                              93 чел. 
 
 

                  65 чел.               28 чел. 
 

13 чел       4 чел.   14 чел.   6 чел. 
 

15 чел.      14 чел.         8 чел.    

Информация о работе Сплоченность трудового коллектива его влияние на результаты работы (на примере ООО «Кушвахлебпром» г. Кушва)