Принято
считать, что чем более сплоченной
является группа, тем выше эффективность
ее работы. Однако далеко не всегда данная
закономерность является универсальной.
Зависимость между сплоченностью
группы и производительностью ее
членов будет определяться также
тем, насколько нормы поведения,
принятые в группе, нацелены на достижение
высоких результатов ее работы. Например,
если неформальные нормы и правила, сложившиеся
в коллективе (эти нормы могут даже в большей
мере определять поведение людей, чем
формально установленные нормы и правила
работы), допускают нерациональное использование
рабочего времени, брак в работе, присвоение
коллективной собственности в личных
целях и если при этом такие нормы устраивают
большинство членов коллектива, то усиление
сплоченности членов подобной группы
вряд ли будет сопровождаться повышением
эффективности работы.
Таким
образом, когда сплоченная группа имеет
цели и задачи, которые согласуются
с организационными ожиданиями, она
демонстрирует высокую производительность.
Если
же сплоченные группы имеют цели и
задачи, не согласующиеся с организационными
ожиданиями, то уровень их производительности
падает до низкой оценки. В группах
с высокой степенью сплоченности
действия их членов более схожи между
собой, чем в менее сплоченных
группах, Это вполне согласуется
с мнением, что сплоченные группы
оказывают более сильное влияние
на участников группы, независимо от уровня
их производительности.
- Рекомендации
по улучшению климата
в коллективе
Руководитель
оказывает влияние практически
на все факторы, определяющие социально-психологический
климат. От него зависят подбор кадров,
поощрение и наказание членов
коллектива, продвижение их по службе,
организация труда работников. Многое
зависит от его стиля руководства.
Для
руководителя ООО «Кушвахлебпром» рекомендуется:
- Жесткий стиль
управления (автократический, директивный,
административный). Жесткий стиль эффективен
в сложных и стрессовых ситуациях, в которых
необходимо проявить власть и подчинение.
Данный стиль результативен для достижения
четкой дисциплиной и жесткой структурой
иерархии.
- Мягкий стиль
управления (либеральный, свободный, благодушный,
не вмешивающийся). Мягкий стиль применим
исключительно в коллективах в высоким
творческим потенциалом и при отлаженном,
стабильном производственном процессе.
Рекомендуется при уменьшении уровня
текучести кадров. Создается более легкую
эмоциональную атмосферу в коллективе.
- Руководитель
должен постоянно заботиться о том, чтобы
мнение коллектива способствовало укреплению
его потенциала, надлежащему воспитанию
людей, улучшению их отношения к труду
и друг к другу.
- Постоянное
согласие, единство мнений, безоговорочное
следование указаниям и директивам в ряде
случаев порождают остановку в развитии.
Нет свежих идей, интересных предложений,
творческих порывов и т.д. Поэтому в ряде
случаев начальнику рекомендуется прислушиваться
к предложениям, вносимым подчиненными.
- Успешная
работа нового сотрудника будет возможна
при выполнении обязательных условий,
которые создаются главным образом руководством:
удовлетворенность работой и уровнем
вознаграждения за нее; увлеченность процессом
труда; наличие перспектив профессионального
роста и выдвижения на вышестоящую должность;
состояние рабочего места; возможность
качественного отдыха; рабочие смены,
в целом распорядок работы; сохранение
чувства преданности своему коллективу
и др. Подобные условия рекомендуются
и для сотрудников, проработавших в организации
долгое время (возможна некоторая корректировка)[7].
Руководителю
стоит внимательно следить за
удовлетворительным информационным обеспечением
деятельности организации. Низкая коммуникативная
компетентность сотрудников также
ведет к коммуникативным барьерам,
росту напряженности в межличностных
отношениях, непониманию, недоверию, конфликтам.
Отличной
мерой для стимулирования персонала
может являться участие работников
в процессе управления, но следует
объективно оценивать ситуацию, т. к.
существуют обстоятельства, когда уместно
авторитарное, одностороннее решение
проблемы.
Кроме
заработной платы как источника
материального стимулирования возможно
введение системы бонусов – разовые
выплаты из прибыли организации.
К
используемым на предприятии методам
морально-психологического стимулирования
можно добавить следующие: витрина
успехов или доска почета; листок
позора с именами тех, кто допустил
сбои в работе, грубо или злостно
нарушил стандарты, принятые на предприятии;
похвала устная на общих собраниях
и праздниках, вручение грамот; прописанные
критерии и этапы горизонтального
и вертикального карьерного роста;
включение сотрудников в процесс принятия
решений и другие.
К
материальным стимулам можно отнести
повышение заработной платы, выплата
различных премий, предоставление путевок,
а к нематериальным – возможность
профессионального роста, возможность
самосовершенствования, самореализации.
При
создании в ООО «Кушвахлебпром» предложенной
системы стимулирования на предприятии
необходимо придерживаться принципа гибкости
системы. Гибкие системы стимулирования
позволяют руководству, с одной стороны,
обеспечить работнику определенные гарантии
получения заработной платы в соответствии
с его опытом и профессиональными знаниями,
а с другой стороны, поставить оплату труда
работника в зависимость от его личных
показателей в работе и от результатов
работы предприятия в целом.
Справедливая
оплата руководителей, специалистов и
служащих также должна быть основана на
тех же принципах, но с применением специфических
для этих категорий работников показателей,
учитывающих сложность решаемых задач,
уровень ответственности, число подчиненных
и др.
Заключение
Итак,
психологический климат - это состояние
межличностных и групповых связей
в коллективе, отражающее деловой
настрой, трудовую мотивацию и степень
социального оптимизма персонала
организации. Нормальная атмосфера
этих отношений позволяет каждому
работнику чувствовать себя частицей
коллектива, обеспечивает его интерес
к совместной работе, побуждает к
справедливой оценке достижений и неудач
как собственных, так и коллег,
организации в целом.
Психологический
климат выдвигает на передний план
такие мотивы, которые не менее
действенны, чем материальное вознаграждение
и экономическая выгода: стимулируют
работника, вызывают у него напряжение
сил или спад энергии, трудовой энтузиазм
или апатию, заинтересованность в
деле или безразличие. Это суммарный
эффект от многих факторов, влияющих на
персонал организации и в конечном
счете определяющих стремление работников
к полезной деятельности, творческой
инициативе, сотрудничеству и сплоченности
с другими. Психологический климат
является комплексной психологической
характеристикой, отражающей состояние
взаимоотношений и степень удовлетворенности
персонала различными факторами
жизнедеятельности коллектива.
Сплоченность,
как устойчивость структуры группы,
ее способность оказывать сопротивление
силам, направленным на ослабление или
разрыв межличностных связей, трактуется
как «такое состояние группы, к
которому она приходит в результате
возрастания взаимодействий между
членами группы, причем, чем больше
частота взаимодействия между членами
группы, тем больше степень их симпатий
друг к другу, выше уровень сплоченности,
и наоборот». Такие формулировки весьма
типичны для многих руководств по социальной
психологии. В этих руководствах описано
множество приемов для получения коэффициентов
сплоченности. Сравнивая коэффициенты,
психологи стремятся извлечь определенную
информацию об особенностях протекания
процессов внутригруппового развития.
В большинстве своем методики опираются
на гипотезу о том, что между количеством,
частотой и интенсивностью коммуникаций
в группе и ее сплоченностью существует
прямая связь, поэтому количество и сила
взаимных положительных или отрицательных
выборов свидетельствует о сплоченности.
Источники
групповой и индивидуальной активности,
формирование установок, ценностных ориентации
и норм - все это, таким образом,
рассматривается как производное
от уровня межличностного общения и
эмоциональной окраски коммуникаций.
В связи с этим коэффициент
групповой сплоченности чаще всего
определяется как частное от деления
числа взаимных связей на их количество,
теоретически возможное для данной
группы. Этот коэффициент должен был
отразить интенсивность общений
членов в группе. Однако оживление
межиндивидуальных контактов может говорить
не только об укреплении дружеских и деловых
взаимоотношений, направленных на социальную
активность.
Проведенное
нами исследование свидетельствуют
о том, что удовлетворенность
трудовым коллективом и деятельностью
зависит от многих факторов, в том
числе от психологического климата
в коллективе и межличностных
отношений, чем они лучше, тем
выше удовлетворенность.
Данная
работа направлена на то, чтобы проиллюстрировать
насколько сложно и одновременно
легко сделать компанию процветающей.
Успех
любой коллективной деятельности лежит
в отношениях сотрудничества и доверия,
взаимопомощи и профессионализма. При
этом не менее важно определить индивидуально-психологические
качества личности, её реальное состояние
и возможности, степень конфликтности
и коммуникабельности. Разумеется,
серьёзные исследования человеческой
психики требуют сложного и много-аспектного
анализа, использования разнообразного
набора конкретных методик.
Коллектив
– это сам по себе потенциально
мощный стимул трудовой активности, приносит
удовлетворение своим членам, ставит высокие
цели, создаёт творческую атмосферу. Не
зря говорят, что человек счастлив тогда,
когда он с хорошим настроением идёт на
работу и с таким же с неё возвращается
домой. Совместное решение производственных
интересов уменьшает стрессовые ситуации,
повышает инновационный потенциал сотрудников.
Эффективность
и комфортность делового общения
в группе в огромной степени зависят
от её руководителя, точнее – от практикуемого
им стиля руководства.
Стиль
вообще есть проявление и выражение
индивидуальности руководителя. Он «подбирается»
как личный гардероб: чтобы было, во-первых,
удобно, а во вторых, - соответственно ситуации.
Но то, что удобно и привычно для босса,
вовсе не обязательно является таковым
для подчинённых.
Для
того, чтобы организация успешно процветала
и развивалась руководителем должны учитываться
масса параметров, причём касающихся не
только экономических и юридических ситуаций.
Руководитель организации должен точно
понимать, кем руководит, на кого нужно
обращать внимания больше, с кем и как
он должен разговаривать.
В
управленческой науке существуют достаточно
совершенные социально-психологические
методы, с помощью которых можно
добиться нужного эффекта функционирования
трудового коллектива.
Качество
социально-психологического климата
в коллективе определяет отношение
руководителя к обществу в целом,
к своей организации и к
каждому человеку отдельно. Если в
его понимании человек представляется
как ресурс, сырьевая и производственная
база, то такой подход не даст надлежащий
результат, в процессе управления возникнет
перекос и недостаток или пересчет
ресурсов для выполнения конкретной
задачи. Еще многие руководители в наше
время не осознали всю важность состояния
социально-психологического климата в
коллективе. Но все чаще во главе компании
и организации появляются руководители
нового типа, которые не экономят средства
на воспитание полноценных исполнителей
и творческих работников. Такая компания
отличается слаженностью работы, единством
внутри коллектива, поражающими результатами
своей работы.
Благоприятный
социально-психологический климат
является условием повышения производительности
труда, удовлетворенности работников,
трудом и коллективом. Социально-психологический
климат возникает спонтанно. Но хороший
климат не является простым следствием
провозглашенных девизов и усилий
отдельных руководителей. Он является
итогом систематической воспитательной
работы с членами коллектива, осуществления
специальных мероприятий, направленных
на организацию отношений между
руководителями и подчиненными. Формирование
и совершенствование социально-психологического
климата – это постоянная практическая
задача руководителей любого ранга.
Создание благоприятного климата является
делом не только ответственной, но и
творческой, требующей знаний его
природы и средств регуляции,
умения предусматривать достоверную
ситуацию во взаимоотношениях членов
коллектива.
Список
литературы
- Битянова Р.М. Социальная
психология. М., 1995.
- Бойко В.В.,
Ковалев А.Г., Панферов В.Н., Социально-психологический
климат коллектива и личность. - М., 1983
- Обозов Н.Н.,
Пекин В.Г. Психология работы с людьми -
Киев: Полит. литература Украины, 2000
- Отраслевая
психология " Под редакцией Д. Хаймен,
У. Найссера, СПб. ПИТЕР. 2002.
- Андреева М.П.
Профессиональные задачи социальной психологи
в новой ситуации // Психологический журнал.
– Том 26. – 2005. – № 5.
- Мескон М.Х., Альберт
М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1992.
- Липсиц И.В. Секреты
умелого руководителя. М. Экономика. 1991
- Бойделл Т. Как
улучшить управление организацией. –
М., 2001.
- Материалы сайтов:
managizer.ru, elitarium.ru, ecsocman.edu.ru
Приложения
Приложение
1
Возрастные данные
основных рабочих
93 чел.
65 чел.
28 чел.
13 чел
4 чел. 14 чел. 6 чел.
15 чел.
14 чел. 8 чел.