Современные подходы к управлению государственным долгом

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 14:23, курсовая работа

Описание работы

Задачи работы:
1. определить понятие и сущность государственного долга;
2. рассмотреть принципы управления госдолгом;
3. проанализировать процесс управления государственным долгом в России;
4. исследовать стратегию управления государственным долгом в условиях кризиса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ,
ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ИМ 5
1. История и понятие государственного долга 5
1.2. Сущность и система управления государственным долгом 9
1.3. Бюджетный дефицит 14
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ 15
2.1. Обеспечение государственного долга 15
2.2. Способы сокращения долговой зависимости 16
ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ В ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РФ 19
3.1. Анализ внешнего долга России за 2007–2009 гг. 19
3.2. Анализ внутреннего долга России за 2007–2009 годы 22
3.3. Стратегия управления государственным долгом в условиях
мирового финансового кризиса 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ.doc

— 207.00 Кб (Скачать)

      В целях снижения расходов на обслуживание государственных ценных бумаг Российской Федерации предусматривается:

  1. выбор контрагентов и заключение договоров на рынке ценных бумаг только через проведение открытых торгов, что позволит снизить выплаты областного бюджета по агентским и прочим договорам;
  2. проведение процедуры листинга вновь размещаемых ценных бумаг.

     В рамках складывающейся ситуации, вызванной  мировым финансовым кризисом, необходимо минимизировать риски и избегать дополнительных расходов федерального бюджета, связанных с возможностью наступления гарантийных случаев.

     Для эффективной реализации долговой политики необходимо совершенствовать систему  долгового управления, важными элементами которой являются надлежащий учет и  мониторинг государственного долга, внедрять прогрессивные технологии по управлению государственным долгом, позволяющие контролировать состояние долговой нагрузки и отслеживать ход выполнения расходных обязательств в режиме реального времени, гибко реагировать на изменяющиеся условия финансовых рынков и использовать наиболее благоприятные источники и формы заимствований, планировать принятие новых долговых обязательств исходя из принципа исполнения всех обязательств в полном объеме.

     Совершенствование управления государственным долгом Российской Федерации включает три взаимосвязанных направления деятельности:

     1. Формирование бюджетной политики  в части планирования объема  и структуры государственного  долга исходя из постановленных  целей перед федеральным бюджетом.

     2. Осуществление заимствований с учетом платежеспособности и долговой емкости федерального бюджета, проведение операций с государственным долгом, направленных на оптимизацию его структуры и минимизацию расходов на обслуживание.

     3. Организация учета долговых обязательств  и операций с государственным долгом.

     Управление  структурой государственного долга  в соответствии с данной стратегией следует осуществлять посредством  систематического отбора форм заимствований, отвечающих потребности области  в привлечении финансовых ресурсов и способствующих минимизации стоимости государственного долга при заданном уровне рисков.

     Основой бюджетной политики в части управления государственным долгом, обеспечивающей необходимый уровень экономической  безопасности, должен быть механизм защиты определенной части расходов бюджета, необходимых для бесперебойного функционирования инфраструктуры и выполнения социальных программ от рисков, связанных с погашением долга.

     В среднесрочном планировании необходимо четко контролировать объемы заимствований  осуществляемых в нынешних и прогнозируемых экономических условиях для сохранения долговой нагрузки на управляемом уровне.

     Мероприятия по внедрению формализованных процедур управления государственным долгом Российской Федерации должны способствовать достижению целей долговой политики.

     Основными рисками исполнения федерального бюджета, в том числе в части привлечения  заемных средств, можно определить:

  1. риск процентной ставки, показывающий вероятность неблагоприятного для Российской Федерации изменения стоимости заимствований в зависимости от времени и объема потребности в заемных ресурсах;
  2. риск ликвидности, связанный с отсутствием у федерального бюджета средств для полного исполнения своих обязательств в срок;
  3. кредитный риск;
  4. риск недостаточного спроса на облигации в определенный момент времени, который ведет к невозможности удовлетворения потребностей эмитента.

     Источником  риска процентной ставки являются изменения  условий на рынке заимствований, которые в значительной степени  находятся вне контроля исполнительного  органа государственной власти Российской Федерации.

     Исходя  из этого, основным подходом к минимизации  данного риска является отказ  от использования заимствований, которым  присущ высокий риск процентной ставки. Одним из вариантов этого подхода  является осуществление заимствований с фиксированной ставкой и с возможностью досрочного погашения.

     Источником  риска ликвидности являются изменения  макроэкономических факторов, влияющих на формирование доходов и расходов федерального бюджета и, как следствие, объемов заимствований. Данный риск поддается определенному контролю со стороны исполнительного органа государственной власти Российской Федерации.

     Одним из подходов к минимизации риска  ликвидности является повышение  точности бюджетных прогнозов. Другим подходом может быть построение оценки долговой емкости бюджета на основе консервативных или даже пессимистичных прогнозов экономического развития и финансового состояния Российской Федерации.

     Кредитный риск в определенной мере поддается  контролю органам исполнительной государственной власти Российской Федерации.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Проблема  государственного долга является одной  из основных проблем российской экономики, оказывающей непосредственное влияние  как на темпы экономического роста  страны в целом, так и на направления  финансовой и бюджетной политики.

     Причины появления государственного долга: внешние и внутренние заимствования  для финансирования бюджетного дефицита; капитализация процентов по ранее  полученным кредитам; недофинансирование обязательств, принятых государством к исполнению. Теория государственного долга неразрывно связана с теорией государственного бюджета и использует ряд основных бюджетных понятий, которые являются основополагающими при рассмотрении государственного долга. Важнейшей задачей экономической политики государств является поиск оптимального решения проблем бюджетного дефицита и государственного долга.

     Государственный долг может оказывать как отрицательное, так и положительное влияние  на экономическое развитие. Внешняя  задолженность позволяет стране осуществлять большие совокупные затраты, чем выработанный национальный доход, и финансировать инвестиции, которые не обеспечиваются внутренними поступлениями. В этом аспекте государственные заимствования оказывают положительное влияние на макроэкономическое развитие.

     Отрицательное влияние государственных заимствований отражается в наличии (возрастании) бюджетного дефицита, особенно в объемах, которые являются непомерными для развития конкретной экономики. Для отражения реальной экономической ситуации чаще используют относительные величины, в частности, отношение государственного долга к объему ВВП. Существуют различные экономические методы, применяемые государством для балансирования бюджета и регулирования экономического цикла.

     Система управления государственным долгом Российской Федерации представляет собой следующую совокупность основных мероприятий: разработка программы заимствований Российской Федерации на следующий год; процедура принятия основных параметров управления государственным долгом Российской Федерации на очередной год; исполнение принятой программы управления государственным долгом в течение планового года.

     В последние годы наметились качественно  новые тенденции в сфере управления госдолгом, что обусловлено форсированным  переходом к рыночным механизмам его формирования и обслуживания. Главные черты новых тенденций – мобилизация ресурсов с помощью займов и других государственных обязательств, использование налоговой системы, активных методов реструктуризации заимствований и организации обслуживания долга. Система управления госдолгом должна иметь два режима функционирования: управление в нормальном режиме воспроизводственного процесса; кризисное управление в условиях обостряющегося дефицита бюджета, спада производства, сокращение возможностей привлечения новых заимствований.

     Госдолг представляет собой сложное экономико-финансовое образование, особый финансовый механизм, требующий использования системы  методов для его регулирования.

     Внешний долг – это обязательства, возникающие в иностранной валюте. Основными направлениями политики в сфере государственных заимствований и управления государственным долгом Российской Федерации на 2007–2009 годы направлена на снижение государственного долга в процентах к ВВП, уменьшение абсолютного и относительного (в процентах к ВВП) размера государственного внешнего долга, замещение государственных внешних заимствований внутренними, развитие рынка государственных ценных бумаг, использование инструментов долговой политики для осуществления дополнительной стерилизации излишней денежной массы в целях снижения инфляции.

     Внутренний  долг – это обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации. В среднесрочной перспективе за счет роста внутреннего долга увеличится государственный долг до 2 926,76 млрд. рублей, или 7,6% ВВП, к концу 2009 года. Основными направлениями долговой политики на 2007–2009 годы стало достижение превышения внутреннего долга над внешним планировалось на 2009 год.

     Разработка  данной стратегии обусловлена изменениями  финансово – экономической ситуации в стране. В условиях мирового финансового кризиса и общего ухудшения экономической конъюнктуры заимствований появилась потребность корректировки проводимой политики государственных внутренних заимствований Российской Федерации, обозначить стратегию управления госдолгом, предметно определить направления долговой стратегии.

     Управление  государственным долгом является частью системы управления финансовыми  ресурсами Российской Федерации, поскольку  государственный долг при непродуманной  долговой политике является потенциальным  источником экономических и политических рисков. Данный фактор предопределяет тесную взаимосвязь управления государственным долгом с вопросами экономической безопасности Российской Федерации.

     Качественное  и эффективное управление долгом означает не только отсутствие просроченных долговых обязательств, оптимизацию расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации, но и создание прозрачной системы управления долгом с использованием четких процедур и механизмов публичного раскрытия информации о долге.

     Российская Федерация будет стремиться к проведению максимально гибкой политики заимствований, позволяющей оперативно заменять одни долговые инструменты другими, в зависимости от изменения условий на внутреннем и внешнем рынках в интересах бюджета Российской Федерации. 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 
 

  1. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и  муниципальные финансы: Учебник  для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 687 с.
  2. Бородушко И.В., Васильева Э.К., Кузин Н.Н. Финансы. – СПб.: Питер, 2006. – 144 с.
  3. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 №145-ФЗ (в ред. ФЗ от 02.02.2006 N19-ФЗ).
  4. Ломакин В.К. Мировая экономика. Учебник. «Финансы», Издательское объединение «ЮНИТИ», 2007
  5. Постановление Правительства РФ от 23.06.2000 г. №478 "Об урегулировании задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовыми институтами, объединенными в Лондонский клуб кредиторов".
  6. Современная экономика/Под ред.О.Ю.Мамедова.-Ростов-на-Дону,2001
  7. Экономика. Учебник/Под ред. А.И.Архипова, А.Н.Нестеренко, А.К.Большакова.—М.,2001
  8. Экономика. Учебник / Под ред. А.С.Булатова.-М.,1997
  9. www.finam.ru
  10. www.minfin.ru
  11. www.government.ru

Информация о работе Современные подходы к управлению государственным долгом